Обзор игры «Приключения Капитана Блада». Кусочек эпохи поколения Xbox 360

Не успела Bethesda вернуть нам 2006-й с ремастером Oblivion, как тут неожиданно всплыла еще одна реликвия из нулевых. «Приключения Капитана Блада» (Captain Blood) — легендарный слэшер-долгострой, который совсем чуть-чуть не дотянул до релиза в 2010-м и пропал с радаров индустрии вместе с командой разработчиков. И вот, спустя 22 года с начала разработки, игра неожиданным образом вышла официально. Это, конечно, немного странный релиз, так как четыре года назад готовый и работоспособный билд «Капитана Блада» был слит в интернет, и практически каждый геймер, которому хотелось прикоснуться к реликвии «российского геймдева», сделал это еще тогда. В любом случае, мы опробовали финальную версию продукта и в очередной раз убедились: российская игровая индустрия действительно обладала колоссальным потенциалом, способным вывести ее в лидеры рынка — если бы не разрушительный удар финансового кризиса 2008 года.
Проклятие капитана Блада
Сложно даже поверить, что «Приключения Капитана Блада» начали создавать еще в далеком 2003 году. Разработкой занималась небезызвестная компания «Акелла», которая еще до Postal 3 и Swashbucklers: Blue vs. Grey пыталась покорить консольный рынок. Это должна была быть самая «удобная» версия «Корсаров», но с сюжетом известного приключенческого романа «Одиссея капитана Блада» (Captain Blood: His Odyssey). Большую часть игрового времени пользователи должны были участвовать в морских сражениях и ближнебойных стычках на линейных локациях. Эдакая Assassin's Creed 4: Black Flag, но без открытого мира и вопросиков на карте.
Новый амбициозный проект должен был выйти на оригинальной Xbox и PC. Но из-за постоянных ротаций кадров и главных дизайнеров игра попала в производственный ад, и в итоге было принято решение начать работу заново. У «Одиссеи капитана Блада» изменился визуальный стиль, который лишь отдаленно напоминал «Корсаров», а внешний вид героя стал больше походить на то, что мы увидели на релизе. Геймплей стал более динамичным и жестоким. Невооруженным глазом видно, что разработчики вдохновлялись серией God of War. К сожалению, всего через год из проекта опять начали уходить ключевые разработчики, из-за чего его решили заморозить до лучших времен.
В 2006 году «Акелла» взялась в третий раз за работу с чистого листа, но в этот раз хотела довести ее до конца. У проекта основательно изменился визуальный стиль, а геймдизайн был полностью выстроен вокруг жанра Hack and Slash. Хотя, судя по релизной версии, у разработчиков получился скорее Beat 'em up, но об этом мы подробнее расскажем чуть позже. Также «Акелла» договорилась с зарубежным издательством Playlogic Entertainment о выпуске игры на североамериканском рынке. В конечном итоге продукт переименовали в «Приключения капитана Блада», а его релиз должен был состояться в 2007-м на PC и Xbox 360.
Но спустя еще один год у «Акеллы» и Playlogic неожиданно возникли разногласия. Незадолго до конфликта Playlogic отсудила права на Ancient Wars: Sparta у российской студии World Forge, после чего попыталась провернуть подобное с «Приключениями капитана Блада». «Акелла», скорее всего, не горела желанием тратить средства на судебные тяжбы, поэтому продала внутреннюю студию, которая отвечала за разработку, компании 1С. Релиз проекта перенесли еще на один год из-за масштабной утечки кадров. Почти половина от изначального состава команды покинула офис. До 2010 года игру доделывали оставшиеся в студии сотрудники, после чего мастер-диск с готовым продуктом отдали издателю. Однако на прилавки «Приключение капитана Блада» так и не попала. Playlogic банально обанкротилась ровно через месяц после того, как получила на руки готовый билд. В сети есть еще немало слухов со всевозможными причинами отмены релиза, но факт остается фактом — про игру просто забыли.
В итоге «Капитан Блад» просто исчезла из инфополя аж до 2021 года. С остальной историей вы уже наверняка знакомы. Готовый билд был опубликован в интернете для свободного скачивания, а чуть позже появился и весь исходный код. И что самое удивительное, в 2024 году польское издательство SNEG анонсировало официальное переиздание игры в Steam и на консолях.
«Приключения капитана Блада» — это игра, которая должна идти в комплекте с историей разработки, так как только в таком виде она приобретает наибольшую ценность. Проект пережил разработчика и издателя и мог навсегда остаться в виде «призрака» геймдева нулевых, но в итоге добрался до заветных прилавков цифровой дистрибуции. Конечно, за 15 лет от изначальной даты релиза «Капитан Блад» слишком сильно устарела в технологическом плане, но с точки зрения геймплея это раритет с механиками самых популярных игр эпохи Xbox 360.
Как вы узнали об игре «Приключения Капитана Блада»?
Приключение без цензурных ограничений
Сюжет после трех глобальных перезапусков разработки уже мало что имеет общего с первоисточником в виде книги. Капитан Питер Блад вместе с помощником Уолтом решают стать каперами на службе у английской короны и за весьма солидное вознаграждение вполне легально перебить полчища испанцев. Но не успевают они до конца продумать свой грандиозный план, как на таверну, где находятся наши герои, нападают те самые испанцы. После этого начинается эпический забег по гавани с убийством толп противников и захватом корабля со стандартными для конца нулевых QTE-механиками. Разобравшись с противниками и отвоевав судно, Блад с помощником находят в трюме взятого в плен английского советника, у которого пираты украли дочь. Аристократ предлагает главному герою сделку: спасти девушку в обмен на каперство с очень выгодными условиями. Протагонист, конечно же, соглашается и отправляется в приключение.
А дальше — классическая история с посещением пиратского острова, захватом форта, предательством, захватом губернатора, абордажем испанского корабля и, конечно, масштабным захватом Картахены. Катсцены неплохо смотрятся даже сегодня, а обилие жестокости и «смелых действий» главного героя отдают ностальгией о былых временах, когда игры создавались без каких-либо морально-этических ограничений. Проходится сюжетная кампания довольно быстро и не успевает наскучить.

«Приключения Капитана Блада» — очень уютная и по-настоящему пиратская игра с масштабными морскими сражениями, карикатурными злодеями, классическими стереотипами (и это не минус) и обилием зрелищных сцен. Основная история воспринимается как фильм «категории Б», который не претендует на почетные награды, но при этом делает свое дело — развлекает. Во время прохождения мы не раз задумывались, что такое приключение было бы как нельзя кстати в Sea of Thieves, где есть интересные игровые механики, но нет хороших приключенческих сюжетов.
Золотой стандарт игр конца нулевых
«Приключения Капитана Блада» — довольно однообразный Beat 'em up, который хочет быть Hack and Slash, но из-за отсутствия фантазии у разработчиков не может похвастаться уникальными механиками и ситуациями. Практически всю игру вы должны бегать по линейным локациям и убивать толпы противников весьма скромным набором способов. Блад умеет быстро и ловко махать огромной саблей, выполнять крохотные комбинации, стрелять из пистолета, добивать противников одной кнопкой и кидать гранаты. В определённый момент игрок может включить режим ярости, как в классической трилогии God of War, и еще эффективнее месить толпы противников, не получая при этом урона.
Несмотря на общую простоту механик и довольно устаревшие анимации в боевой системе, «Приключения Капитана Блада» играется довольно бодро. Во-первых, как и подобает хорошему клону God of War, проект получился очень жестоким: кровь хлещет по экрану, главный герой отрубает головы и давит их своим сапогом, крокодилы едят злодеев, а женщины-антагонисты не остаются безнаказанными за злодеяния. Все, за что мы любили игры эпохи Xbox 360, здесь есть в полном объеме. Во-вторых, на локациях раскидано разное оружие, которое делает сражения более динамичными и разнообразными. В-третьих, несмотря на скромное количество способностей, Блад в процессе прохождения может прокачивать навыки и улучшать характеристики за счет собранных с убитых противников монет, позволяя игроку самостоятельно выбирать способ прохождения: агрессивно рубить всех без оглядки или активно спамить уклонениями с блокированием входящих атак.

На первых порах может показаться, что «Приключения Капитана Блада» — очень простая игра. Уровни довольно быстро проходятся, а первый босс не представляет никакой угрозы. Но уже со второй локации начинается резкий взлет сложности. Там уже нельзя просто нажимать на кнопку добивания, чтобы одолеть всех врагов с одного удара. Вам придётся использовать весь имеющийся у героя боевой потенциал. В какой-то момент врагов станет настолько много, что они будут буквально затаптывать вас и не давать провести даже самую простую комбинацию.

Боссов в игре всего несколько штук, но сражения с ними изобретательные и интересные. Отдельно стоит похвалить грамотно вписанные в битву QTE. Они, конечно, выполнены не настолько круто, как битва на ножах из Resident Evil 4, но на фоне все той же God of War — очень достойные. А финальный босс получился настолько сложным, что у нас под конец устали руки от большого количества нажатий по кнопкам. И да, так как игра изначально разрабатывалась под консольный рынок, то и проходить ее на PC лучше с геймпадом.
Помимо бесконечной резни на разнообразных локациях, вас периодически будут развлекать стрельбой из пушек по кораблям, прохождением ловушек и небольшими заданиями — таран дверей, уничтожение мортир, истребление волн врагов, переключение рычагов. Таких эпизодов в игре немного, но они неплохо вплетены в основной игровой процесс и делают прохождение менее однообразным.
Конечно, важно понимать, что мы сейчас сравниваем «Приключения Капитана Блада» с играми, которые выходили в эпоху Xbox 360 в схожем жанре. Если оценивать проект исключительно по современным стандартам, то это крепкий середнячок из инди-сектора. Поэтому для нового поколения игра может показаться слишком устаревшей, однообразной и необоснованно сложной.
«Приключения Капитана Блада», к сожалению, не вино, которое с годами становится только лучше. В индустрии немало игр, которые можно спокойно перепроходить спустя 20-30 лет, но этот Hack and Slash просто не дает уникального опыта и какой-то изюминки, за которую игру стоит рекомендовать всем и каждому. Просто очень крепкий середнячок, собранный из всего, что тогда было популярно у консольных игроков. И если бы он вышел в 2010 году, то, скорее всего, получил бы теплые оценки прессы и положительные отзывы игроков.
Неустаревающая стилизация
Несмотря на свой почтенный возраст, «Приключения Капитана Блада» отлично сохранилась благодаря тому, что разработчики в какой-то момент отказались от реалистичной картинки в пользу стилизации. А стилизация, как мы уже не раз говорили, с годами не устаревает. Игра выглядит как сюжетное приключение во вселенной World of Warcraft, которой арт-директор, скорее всего, и вдохновлялся. Как минимум, в дизайне персонажей, детализации окружения, нереалистичных пропорциях и геометрии локаций прослеживаются явные сходства.
Все, что касается арт-дирекшна, выполнено на высоком уровне. Отдельно хочется похвалить художников, которые создали интересные локации и дизайн противников. Игра сама по себе довольно короткая, поэтому в визуальном плане не успевает надоесть. Конечно, технологиями она явно не дотягивает до современных стандартов, но в отличие от слитого билда в полноценном релизе нет «мыльного» фильтра, да и текстуры более высокого разрешения.
Про оптимизацию даже говорить нечего. Игра из 2010 года, поэтому работает прекрасно на любых сборках. Лагов, багов и ошибок мы не встретили за все прохождение.
Будете проходить «Приключения Капитана Блада»?
***
«Приключения Капитана Блада» — еще одна «машина времени», которая дает современным игрокам возможность окунуться в консольный гейминг конца нулевых. Это довольно хардкорный Hack and Slash в пиратском сеттинге без каких-либо уникальных механик и идей, но который даже в таком виде играется вполне весело и задорно. Даже сейчас! Проект довольно быстро проходится, часов за пять, и развлекает клишированным, но забавным сюжетом и чрезмерной жестокостью, которая была стандартом игр Xbox 360.
Вероятно, современная аудитория игру не оценит, так как требования к релизам за 22 года сильно изменились. Но если бы она вышла в 2010-м, как и планировалось изначально, то определённо обрела бы своих фанатов. Для нас же это реликт, который наглядно показал, каких успехов смогла бы добиться российская игровая индустрия, если бы не случился глобальный экономический кризис в 2008 году. Но история, как известно, сослагательного наклонения не знает.
-
Официально: отмененная российская игра «Приключения Капитана Блада» получила дату релиза
-
В сеть слили отменённую российскую игру про знаменитого пирата от создателей «Корсаров». Её можно скачать бесплатно
-
Авторы российского боевика «Приключения капитана Блада» объявили точную дату выхода
-
Впечатления от «Приключений капитана Блада». Прекрасная российская игра, которая неизбежно стала бы хитом, — но так и не вышла