«Гангстерленд» (MobLand) — сериал про мафию, в создании которого принял активное участие Гай Ричи (Guy Ritchie). Именно он выступил режиссёром отдельных эпизодов, а также продюсером шоу. Ключевые роли исполнили Том Харди (Tom Hardy), Пирс Броснан (Pierce Brosnan) и Хелен Миррен (Helen Mirren). Мы ознакомились с первым сезоном и готовы поделиться мнением.
Кино про бандитов часто упрекают за излишнюю романтизацию преступности. На мой взгляд, это несправедливо. Чаще всего сценаристы и режиссёры показывают, что у больших денег и влияния дорогая цена — возможность угодить за решётку или получить пулю в затылок от коллеги по опасному бизнесу. Большинство зрителей не связаны с миром мафии, поэтому им интересно узнать, как он устроен, особенно если наблюдать за ним в безопасности, сидя у себя дома перед телевизором. Так было с фильмом «Славные парни» (Goodfellas), сериалом «Клан Сопрано» (The Sopranos) и другими произведениями на эту тему.
«Ганстерленд» продолжает традицию — мы видим, как возникают проблемы в мире организованной преступности и какими методами их решают.
Гай Ричи, как и Квентин Тарантино (Quentin Tarantino), часто сочетает серьёзные истории про бандитов с комедийными элементами. Это отличительная черта таких кинолент как «Карты, деньги, два ствола» (Lock, Stock and Two Smoking Barrels), «Большой куш» (Snatch), «Рок-н-рольщик» (RocknRolla) и «Джентльмены» (The Gentlemen). Правда, если вы настроились на ещё один подобный проект, то «Гангстерленд» может вас разочаровать.
За сюжет этого сериала отвечали Джез Баттеруорт (Jez Butterworth), известный по «Черной мессе» (Black Mass), и Ронан Беннетт (Ronan Bennett), который написал сценарий для киноленты «Джонни Д.» (Public Enemies). Оба автора отличаются серьёзным подходом, и это чувствуется в их первой совместной работе.
Любите фильмы про гангстеров?
Пройти опросВ центре повествования — история Гарри да Соузы, человека, который решает проблемы. У вас может возникнуть ассоциация с Уинстоном Вульфом из «Криминального чтива» (Pulp Fiction), однако задачи героя Тома Харди немного другие. Он устраняет конфликты между мафиозными семьями, причём в ход идут как мирные переговоры, так и грубая сила. А когда очевидно, что столкновение неизбежно, Гарри просчитывает действия противника и бьёт первым.
Именно ему предстоит устранять последствия поведения молодого сына главы семьи, который за одну ночь успел пырнуть случайного человека ножом и «потусоваться» с представителем вражеской организации, который на утро исчез. И пока герой разбирается с одними вопросами, возникают другие, не менее серьёзные.
Мужчина крутится как белка в колесе, пытается справиться со всеми задачами как можно быстрее, но его любимую жену волнует лишь то, что он пропустил визит к семейному психологу. Более того, она открыто заявляет, что ей плевать на работу мужа. Это начинает раздражать зрителя, но так задумано — нам передаются эмоции главного героя. Порой упрямство и непонимание ситуации поражает — кажется, что жена и дочь Гарри хотят поиграть с огнём и специально ведут себя вызывающе с главой мафии. Того самого, по приказам которого убивают людей за грубо сказанное слово или неуважительный тон. Но при желании девушек тоже можно понять, ведь они оказались не готовы к жизни в постоянной опасности.
Со временем сюжет усложняется, появляются новые сюжетные линии и заряжаются чеховские ружья, которые выстреливают по ходу сезона. Сериалу не требуется времени на раскачку, он увлекает сразу и затем удерживает внимание зрителя до самой развязки. Здесь нет филлерных эпизодов или ненужных сцен — нам либо сообщают важную информацию, либо показывают экшен, либо создают дополнительное напряжение, что тоже нужно для подобного сериала. Даже монологи героев действительно интересны, ведь они добавляют важные детали к основному сюжету.
Причём для одних представителей клана важны дела и поступки, а для других — лишь происхождение человека. Если парень нужной крови, ему прощается всё, даже если он своими действиями ставит Семью на грань войны. Причём начало противостояния между гангстерскими кланами не меняет отношения к девушке, которую считают чужой. Наоборот, её готовы «скормить» врагу первой, чтобы решить две задачи — избавиться от человека, который не нравится, и попробовать заключить мир. И становится неважно, что именно она приносит организации деньги.
Поначалу может показаться, что второстепенные персонажи слишком уж простые. Однако с каждой новой серией всплывают новые подробности, мы узнаём мотивацию и тонкости их характеров, после чего они воспринимаются как продуманные личности. Например, весьма интересно наблюдать за теми людьми, которые не вызывают уважения у лидера. Они изо всех сил пытаются добиться его расположения, из-за чего порой совершают нелепые поступки.
Причём с героями здесь не церемонятся. Даже если человеку уделили много внимания в сюжете, его могут убить быстро и совершенно неожиданно для зрителя. Это работает на атмосферу — ни один из участников действия не застрахован от жестокой расправы, поэтому мы постоянно находимся в напряжении.
На момент написания этой статьи второй сезон «Гангстерленда» ещё не анонсирован. Но история явно не завершена — многие сюжетные линии нуждаются в продолжении. Как правильно заявил один из героев, «битва окончена, но война только началась».
Стоит отметить, что Гай Ричи уже снимал боевики и военные драмы без намёка на юмор. Яркие примеры — «Переводчик» (Guy Ritchie's The Covenant) и «Гнев человеческий» (Wrath of Man). Особенность его фирменного почерка чувствуется особенно ярко, когда в одном месте сталкиваются интересы разных криминальных структур. Нечто подобное было в его ранних фильмах.
Актёр Том Харди обладает неповторимой харизмой, которая способна вытянуть даже неудачный фильм. Здесь он создал образ уверенного в себе гангстера, который действует чётко и грамотно. Его решения могут показаться жестокими, но Гарри всегда держит контроль над чувствами и остаётся рациональным. Это важно для человека, на которого полагается Семья. И хотя мы понимаем, что он — никакой не герой, а настоящий бандит и остаётся им до самого конца, у него есть свои представления о чести и верности, от которых он не отходит, даже когда видит явную выгоду. Об этом не говорится напрямую, но мы чувствуем ненависть героя к предательствам и людям, которые готовы пойти на такой шаг.
С другими актёрами всё не так однозначно. Например, Пирсу Броснану, который сыграл роль лидера семьи, откровенно не хватает эмоциональности. Поначалу это укладывается в образ, ведь перед нами холодный и жестокий лидер. Но ближе к финалу становится ясно — актёр явно недоигрывает. А вот Хелен Миррен (Helen Mirren) убедительно изобразила коварную даму, которая манипулирует окружающими.
Стоит предупредить, что в сериале много действительно жестоких сцен. Режиссёры не стесняются демонстрировать реальные методы, на основе которых строятся криминальные империи. Например, человека, который просто заметает следы за гангстерами, могут неожиданно сделать главным обвиняемым. И он будет готов пойти на всё, лишь бы убили только его, но не трогали родных и близких. Нечто подобное было, например, в первой части Kane & Lynch.
Есть отсылки и к киноклассике. Когда в кадре появится бензопила, многие любители кино наверняка вспомнят фильм «Лицо со шрамом» 1983 года. И местные головорезы без колебаний пустят этот инструмент в дело, причём вовсе не для того, чтобы пилить деревья. А встреча с давним обидчиком, который был надзирателем в тюрьме, где сидел один из героев, напоминает криминальную драму «Спящие» (Sleepers) с Робертом де Ниро (Robert De Niro). Встречаются и явные намёки на первого «Крёстного отца» (The Godfather). Важно отметить, что все эти моменты воспринимаются как дань уважения классике, а не заимствование чужих идей.
Разумеется, «Гангстерленд» — не «Джон Уик» (John Wick), где сражения с врагами поставлены во главу угла. Большая часть вопросов здесь решается во время диалогов. Однако когда дело доходит до экшена, постановка не уступает полнометражному кино. Перестрелки, драки и взрывы смотрятся зрелищно — у нас ни разу не возникло ощущения, что кто-то схалтурил на спецэффектах.
Сериал рассчитан, прежде всего, на любителей сложных криминальных драм. Он не предлагает ничего кардинально нового в рамках жанра, но происходящее всё равно увлекает от первого до последнего эпизода. К тому же столь серьёзный подход в последнее время встречается редко — вспоминается, разве что, неплохой сериал «Пингвин» (The Penguin).
Правда, если после упоминания имени Гая Ричи вы ждали фирменных шуток или лёгкого хулиганства в духе того, что нам показали в фильме «Операция “Фортуна”» (Operation Fortune: Ruse de Guerre), то «Гангстерленд» можно смело пропустить. То же самое касается тех, кто равнодушен к фильмам про мир криминала. Этот сериал точно не изменит вашего отношения к ним.
***
А вам нравится кино про мафию? Уже посмотрели первый сезон «Гангстерленда»? Делитесь мнениями в комментариях!
Уже ознакомились с «Гангстерлендом»?
Пройти опрос
Тут стоит только увидеть кто режиссёр и актёрский состав и можно сразу сделать вывод что сериал пушка!