Ни для кого не секрет, что у Sony есть «грандиозный» план по захвату мультиплеерного сегмента игровой индустрии. Ради него корпорация отказалась от развития своих крупных франшиз и приказала крупным студиям сосредоточить силы на многопользовательских проектах. Японцы даже купили разработчиков Destiny и Halo, чтобы те помогали остальным компаниям в создании сессионок и делились своими знаниями в геймдизайне. Но Sony не учла одного важного факта, который на корню рушит их «мультиплеерную концепцию»: игроки банально устали от многопользовательских проектов.
После первого трейлера было понятно, что геройский шутер Concord обречен на провал. Мало того, что Sony собирается продавать игру за $40, так она еще и выглядит абсолютно пресной и безыдейной. Общественность уже окрестила проект прозвищем Woke-Overwatch и в открытую смеется над внешностью персонажей с игровым процессом.
В данный момент проходит бета-тестирование Concord, и мы не смогли пройти мимо игры, ради которой отменили The Last of Us: Factions 2 и Twisted Metal. Какова вероятность, что весь хейт вокруг проекта необоснованный и на самом деле это крутая сессионка? Давайте вместе посмотрим и разберемся.
Мы, как и большая часть игрового сообщества, устали от нелепого пропихивания повестки в медиа-продакшен. С каждым годом разработчики все меньше уделяют внимания техническому состоянию и геймдизайну, но при этом тратят силы и ресурсы на попытки угодить всем инклюзивностью и репрезентацией. Пользователи, конечно, не в восторге от такого подхода и в последнее время активно высказывают свое недовольство во всех известных социальных сетях. Качество проектов падает из года в год, а количество абсурдных ситуаций вокруг Woke-тенденции, наоборот, растет. Стоит только вспомнить недавний скандал вокруг Assassin's Creed: Shadows и выдуманную историю про чернокожего самурая в феодальной Японии.
Неудивительно, что после первого трейлера Concord пользователи осыпали видео дизлайками. Вместо внятного объяснения игрового процесса разработчики уделили большую часть времени демонстрации местоимений в описании персонажей, а также тотальному разнообразию их внешности. В итоге на бета-тесте Concord едва собрала 2000 одновременных пользователей в Steam. Не шибко много для крупнобюджетного повесточного шутера.
После первой демонстрации игроки стали называть Concord еще одним «клоном Overwatch». На самом деле это не совсем правда. Да, у нее есть персонажи со способностями. Да, есть четкое разделение между классами. Но сама концепция в геймдизайне разительно отличается от проекта Blizzard. За разработку отвечали бывшие сотрудники Bungie. У них не было других идей, кроме как сделать еще одну Destiny, но в декорациях «Флэша Гордона» и «Стражей Галактики».
Уши Destiny торчат со всех уголков геймдизайна Concord. Практически каждый элемент скопирован подчистую. Вот только если у оригинальной Bungie есть талант и понимание в построении игрового процесса, то у сотрудников новоиспеченной Firewalk не было ни того, ни другого. Concord целиком и полностью состоит из PvP-режимов Destiny 2, в которые сейчас можно поиграть бесплатно. Разнообразие персонажей не привносит чего-то свежего в геймдизайн, а наоборот, рушит все то, что Bungie годами тестировала и полировала.
На что, по вашему мнению, похожа Concord?
Пройти опросКаждый из представленных в бета-тесте режимов не способен раскрыть потенциал введения уникальных персонажей в устоявшийся геймплей Destiny. Чтобы это понять, нужно по отдельности и более подробно разобрать героев, стрельбу, условия и карты.
В Concord целых шесть классов персонажей, а не три, как мы привыкли видеть в других шутерах. Десантник — универсальный боец, который ничего не умеет, кроме как стрелять и бросать гранаты. Смотритель отвечает за контроль над картой и оборону точек. Призрак — абсолютно бесполезный класс, который помирает от любого чиха и наносит мизерный урон. Штурмовик — бронемашина, которая медленно перемещается, не имеет смертоносного оружия и служит лишь губкой для вражеских патронов. Якорь должен делать то же самое, что и смотритель, но по факту тащит команду на дно. Недаром у него такое наименование. Тактик отвечает за оборону и подготовку к затяжному сражению. В общем, разбивка на классы в Concord — полная чепуха. По факту в игре все те же три класса: дуэлянт, саппорт и танк.
Прежде чем разбирать героев по отдельности, нужно более подробно остановиться на местной стрельбе, так как она служит неким краеугольным камнем в разбивке по классам. В Concord очень нестабильный TTK (Time to Kill — время на убийство). Местами он не отстает от The Finals по скорости, а иногда доходит до уровня Destiny. Большинство персонажей стреляет «резиновыми» пулями, которые едва царапают вражеское тело. Попадание по голове дает небольшой процентный бонус к урону, поэтому отполированный «аим» не играет особой роли в перестрелках. Мы не случайно упомянули The Finals, так как на релизе у неё была схожая проблема с ТТК. Обоймы зачастую не хватает для убийства противника, что сводит любую дуэль к двум исходам: победит тот, кто быстрее перезарядит оружие, или напарник одного из дуэлянтов добьет раненого.
Конечно, есть персонажи, способные наносить большой урон, но их оружие зачастую страдает однозарядностью. Например, Хаймар носит с собой огнестрельный лук, способный снести половину очков здоровья дуэлянту и треть танку. Вот только после каждого выстрела ей нужно довольно продолжительно перезаряжаться, причем сделать этого нельзя во время бега. Девушка довольно медлительная, хоть и умеет парить в воздухе, поэтому в дуэли один на один она зачастую погибает до второго выстрела. Местный снайпер в лице чернокожей Вейл страдает еще сильнее от геймдизайнерских решений. Разработчики дали ей однозарядную винтовку, которая не способна убить с одного выстрела. Перезарядка снайперки длится дольше, чем арбалета у Хаймар, а дополнительный пистолет не в состоянии поцарапать даже «тощего» призрака. Любой промах Вейл заканчивается гибелью. Мы довольно часто наблюдали за тем, как сопартийцы брали снайпера в начале матча и меняли ее на кого-то другого после первой смерти. Это вам не «Роковая вдова» из Overwatch.
Самым популярным персонажем у бета-тестеров стала Рока — местный аналог Фарры из Overwatch и солдата из Team Fortress 2. Да, она довольно щуплая в плане очков здоровья, но ее ракетная установка шустро отправляет вражескую команду на респаун. Урон по площади большой, а способность «Взрывное пике», когда девушка резким ударом об землю взрывает все вокруг, ощущается абсолютной имбой.
Остальные герои могут похвастаться низким уроном и весьма спорными способностями. Нацеленный на аудиторию Destiny 2 Леннокс вооружен двумя револьверами, которые зачастую не в состоянии убить дуэлянта с одной обоймы. Стрелять в голову проблематично, так как большинство героев либо летают по карте, либо телепортируются за спину. Благо, у него есть способность самолечения, и это заметно повышает его выживаемость в битвах. У остальных героев такой привилегии нет и им нужно искать места с аптечками, как в Overwatch. Без объяснения понятно, что разработчики намеренно убрали авторегенерацию здоровья, как в Destiny, чтобы повысить значимость саппортов. Вот только не каждый игрок захочет брать персонажа, который плохо лечит и не наносит существенного урона.
Больше всего досталось местным танкам. Ох, какие же они бесполезные. Закованная в броню Эмари носит с собой пулемет, который не способен нанести серьезные увечья. Ее щит закрывает только тело и не способен спасти от урона сопартийцев. Она может раздавать электрическую броню, но при этом лишается возможности стрелять. В итоге она зачастую служит губкой для впитывания урона, пока остальные члены команды делают свою работу. Такая же проблема у другого танка — желтого мусорного бачка, над которым успели посмеяться все, кому не лень. Его пылесос (буквально) и пневмобластер абсолютно бесполезны в бою. Мусорная бомба и воздушный барьер не дают преимуществ в битвах, поэтому этого персонажа вообще никто не выбирает. Есть еще местный Дракс из «Стражей Галактики». Он, конечно, не танк, но зачастую выполняет именно эту роль. У него много здоровья и довольно мощный дробовик, способный оттенить натиск противников.
У остальных героев в основном способности поддержки, но они зачастую не используются игроками. Бабуля по имени Княгиня может ставить заслоны и преграждать путь на карте, но в большинстве случаев ее способность не закрывает проход к охраняемой зоне. Оживший гриб с гранатометом может телепортироваться по разбросанным саженцам, но ее очень просто победить в дуэли, так как скорость выстрелов ее оружия хуже, чем у остальных героев. А еще есть чернокожая мадам по имени Базз, которая метает ножи и довольно эффективно расправляется с дуэлянтами на ближней дистанции. К сожалению, без хорошей команды ей довольно тяжело подобраться к противнику, ее быстро убивают на подходе.
Так как в игре нет внятного обучения, всех персонажей приходится испытывать сразу в матчах. Ясное дело, что в период бета-тестирования никто не будет запариваться над командной игрой и правильным подбором героев. Все берут самых сильных и наносящих большой урон. А залог победы в Concord только один: сбиться в стаю и держаться на одном закрытом со всех сторон пятачке. 99% из всех матчей проходят по одному сценарию. Одна команда плотно держалась друг друга и вела огонь всегда по одной цели. А члены нападающей команды шли поодиночке на смерть. И только лишь 1% матчей заканчивался постепенным выбыванием игроков из команды. В Concord нет системы наказаний за выход, поэтому как только пользователь видит, что его тиммейты творят не пойми что, он покидает матч и ищет новую игру.
Мы уже рассказали, что все соревновательные режимы взяты из Destiny, но не упомянули, что их заметно изуродовали до абсурдности. В Deathmatch нужно сделать командой 30 убийств. То есть продолжительность такого матча не превышает 3,5 минуты. Мало того, что командная работа в Concord отсутствует как явление, так еще и времени на отработку одиночных тактик зачастую не хватает. Выше мы сказали, что если одна команда собьется в стаю и будет медленно перемещаться от закрытой комнаты в другую, то ее практически невозможно победить. А теперь представьте, когда две команды все стоят на одной точке и ждут, когда кто-нибудь на них нападает. Звучит глупо, но в бета-тесте мы такое встречали неоднократно.
Сбор жетонов с убитого противника а-ля «Железное знамя» из Destiny 2 делает «дезматч» чуточку активнее, но все равно не работает должным образом, как в проекте Bungie. В Concord вам нужно прикончить врага и собрать с его тела жетон. Либо его может забрать союзник вражеской команды, и тогда очко не будет засчитано. Фактически это все тот же «дезматч», только с дополнительной механикой, которая лишь слегка увеличивает продолжительность матча. В Destiny 2 жетоны нужно сдавать в специальном месте, и враг может запросто убить игрока, тем самым не позволив донести трофеи до назначенного места. Разработчики Concord запороли всю концепцию на корню.
Командный захват точек и удержание одной конкретной также целиком и полностью скопирован с Destiny и Halo. Только если в последних две и более точки дают больше наград за убийство противника, то в Concord за продолжительность захвата начисляются очки. То есть представьте, как в командном героическом шутере, где есть четкое разделение на танка, дуэлянта и саппорта, нужно одновременно удерживать позицию и захватывать остальные. Конечно, этот режим не работает должным образом. Нельзя оставить только танка на одной позиции, так как он медлительный и слабый по урону. Саппорт может погибнуть от малейшего чиха, а дуэлянт не сможет что-то противопоставить против двух и более противников.
В отличии от Destiny, персонажи в Concord очень медлительные. Перемещения по огромным картам занимают больше времени, чем перестрелки. Механики двойного прыжка (иногда и тройного) полностью взяты из Destiny. Даже механика уклонения с переходом на третье лицо взята оттуда же. Чувство дежавю не покидало на протяжении всего знакомства с новой игрой Sony.
Кроме всех озвученных матчей, есть еще один, который опять же копирует «Осириса» из Destiny. В нем нельзя возрождаться после смерти. Поэтому неудачливому игроку приходится томно смотреть на экран своих сопартийцев. Вот только в игре Bungie за победу всегда дают хорошую награду, ради которой хочется играть снова и снова. Тогда как в Concord система наград настолько смехотворна, что мы даже не можем навскидку подобрать пример из других сессионок... Valorant, наверное.
Возможно, система наград слишком ограничена именно в бета-тесте, но то, за что нас заставляли сражаться, даже приятной плюшкой не назовешь. Уникальных костюмов у героев нет. Есть лишь перекрашенные текстуры одежды. Внешний облик оружия тоже нельзя поменять. Вся внутриигровая косметика состоит из другого цвета текстур и наборов для изменения визитки игрока. После пятнадцатого уровня нам написали: скоро будут новые награды. Следовательно, играть дальше смысла нет. Да, Firewalk пообещала регулярные бесплатные обновления с заставками и режимами, но после неудачного запуска бета-тестирования мы сомневаемся, что игра проживет хотя бы полгода.
Собственно говоря, остался только один вопрос: а какой смысл в это играть? В Overwatch мы получали контейнеры с крутыми обликами персонажей. В Destiny так и вовсе тонна разнообразных наград, обликов и ресурсов для других PvE-режимов. В Apex есть система прогрессии, которую можно менять на новых героев и уникальные костюмы. А в Concord есть только новые текстуры и звание для визитки — «Усилитель вкуса».
Внешний облик персонажей не обсудил только ленивый. Разработчики сделали все, чтобы герои отталкивали своим дизайном. У нас даже возникло ощущение, что арт-отдел просто скормил нейросети «Стражей Галактики», Starfield, сериалы и фильмы 70-х годов и игры поколения Atari. Абсолютная безвкусица в костюмах и декорациях.
Конечно, продакшен Sony виден невооруженным глазом. Лицевые анимации и детализация графики очень крутые. Персонажи реалистично жестикулируют. Дизайнеры активно используют микропластику, благодаря которой герои с человеческим обликом неотличимы от реальных людей.
Инклюзивность и репрезентация есть у каждого персонажа. Можно долго упрекать авторов за отсутствие вкуса в дизайне, но такова современная реальность. К внешнему облику большинства героев можно привыкнуть, но мусорный бачок… это что-то.
Карты в Concord — ужасны. Тотальная калька локаций Destiny в плане дизайна. На одной карте даже своя версия Стража есть в небе. Текстуры в большинстве случаев серые, а геометрия уровней абсолютно не подходит для командных сражений. Хуже карты в плане дизайна мы встречали только в Valorant.
Еще тут очень забагованная звуковая система. Постоянно происходят сбои, когда вражеская стрельба может звучать буквально за спиной, но на самом деле перестрелка происходит на другом конце карты. Звук вражеского топанья не отражает текущего положения на местности. Разве что у оружия довольно неплохие звуки. В совокупности с адаптивными триггерами геймпада PS5, стрелять довольно приятно.
Серьезных проблем с производительностью мы не заметили. Игра хорошо работает и на PS5, и на ПК. Да, есть неприятные моменты с включением сглаживания, но к ним можно привыкнуть. Иногда были проблемы с выходом. Игра выдавала ошибку с отчетом Sony. Но в целом просадок и багов не заметили. И конечно матчи ищутся долго. Это неудивительно с таким низким онлайном.
А вы пробовали бета-версию Concord?
Пройти опрос***
Concord — вырезанный из Destiny 2 PvP-режим, разбавленный инклюзивными героями. Бета-тестирование показало, насколько игра не интересна общественности и как аудитория устала от принудительной повестки. Если бы Sony раздавала проект по подписке PS+, то вопросов и претензий к Concord было бы сравнительно меньше. Но за деньги такую халтуру продавать перебор. Проблема даже не во внешнем облике героев, а в общей фактуре сетевого шутера. Все механики наглухо сломаны и не работают в том виде, в котором этого хотели разработчики.
За $40 на PlayStation можно купить Helldivers 2 или финальное дополнение к Destiny 2. А новый эксклюзив от Firewalk так или иначе станет бесплатным, как это уже было с Destruction AllStars. Других способов набрать активную аудиторию для мертворожденного шутера, увы, мы не видим. Сомневаемся, что к релизу исправят проблемы баланса и командной игры.
ммм в овере помню что первый раз показали это симпатичных девочек, а тут что...