Обзор Chernobyl Liquidators. Игровое издевательство над героями ликвидации аварии на ЧАЭС

После нашумевшего сериала Chernobyl от HBO у многих возник интерес к печально известным событиям прошлого века. Для медиаиндустрии это отличный повод начать производство фильмов и видеоигр в чернобыльской тематике. Вот только большинство проектов не могло похвастаться особым качеством и реалистичной демонстрацией радиационной катастрофы. Чего уж говорить о таких играх, как Chernobylite, Escape from Chernobyl, Chernobyl: Road of Death, где сюжет представляет собой невероятный полет фантазии сценаристов.

В свою очередь разработчики Chernobyl Liquidators пообещали показать все ужасы чернобыльской катастрофы и самую реалистичную демонстрацию событий 26 апреля 1986 года. Удалось ли студии Live Motion Games переплюнуть сериал HBO и создать достоверный симулятор ликвидатора аварии? Или и в этот раз мы получили очередную одноразовую поделку? Давайте сейчас вместе разберемся с Chernobyl Liquidators.

House Flipper в чернобыльских декорациях

Задолго до релиза разработчики заявили, что их игра — это захватывающий симулятор ликвидатора реальной ядерной катастрофы 1986 года с принятием сложных моральных решений, которые повлияют на судьбу мира. Никаких мутантов, бредней с лечением радиации водкой и подручными средствами, выдуманных истории и сюжетных ходов, которые зачастую использовались в других проектах про Чернобыль.

Демоверсия Chernobyl Liquidators наглядно демонстрировала героический подвиг команды по ликвидации последствий аварии. Большинство геймеров осталось в восторге от увиденного и добавило игру в список желаемого. Вот только никто, включая нас, представить не мог, что релизная версия будет представлять собой унылую копию House Flipper, где разнообразие «моющих и чистящих» способностей заменили бессмысленной ходьбой и расследованием шпионских интриг.

По уши в работе

Основной сюжет Chernobyl Liquidators разбит на главы. У каждой свой набор геймплейных механик, багов и недоразумений. В первой главе мы в роли ликвидатора тушили пламя у подножия ЧАЭС и пытались добраться до крыши, чтобы измерить уровень радиационного фона. На первый взгляд звучит эпично, но на деле игровой процесс сводится к подключению шланга к гидранту, перезагрузки сохранения из-за заглючившей лопаты для сбора радиоактивных обломков и кривым прыжкам по платформам. Убогость и сырость проявляются в каждом элементе.

В первой миссии нам удалось подключить к одной трубе гидранта сразу несколько шлангов. Затем, когда открывали дверь монтировкой, у нашего ликвидатора появилась еще одна пара рук, которая решила поменять фильтр на противогазе. Спустя пару метров мы наткнулись на невидимую стену, которая исчезла после перезагрузки сохранения. И кульминацией стал неудачный прыжок, который выкинул главного героя за пределы игрового мира.

Баг с «дополнительной парой рук»

Несмотря на всю забагованность и кривую реализацию, первая миссия Chernobyl Liquidators еще не так плоха, как всё остальное, что следует за ней. Со второй главы начинается упомянутый выше House Flipper. После эпичного тушения пожара вас выпускают на довольно спокойную местность, где нужно «отмывать» объекты и помещения от радиационного загрязнения. Помогать в этом нелегком деле будут совок, щетка, счетчик Гейгера и баллон с распылителем. Ни один из предметов не подвержен заражению и спокойно применяется по назначению до самого финала. Чего нельзя сказать о главном герое, который может запросто погибнуть в «грязной» зоне или от падения с небольшого уступа. Также важно следить за уровнями стресса, здоровья, выносливости и радиации. А ещё своевременно использовать аптечки, йод, сигареты и… водку. Да, чудо-лекарство от последствий продуктов полураспада и убитых нервных клеток используется в Chernobyl Liquidators по прямому назначению.

Поработали. Теперь можно отдыхать

Помимо уборки, необходимо устанавливать прочные связи с населением, которое упорно отказывается покидать зараженную территорию. В игре есть очень простая диалоговая система с моральными дилеммами для галочки. Выбор ответов в большинстве случаев ни к чему не приводит. В любой ситуации придется выполнить бесхитростный квест или дать NPC определенный предмет.

Хотели бы вы посетить зону отчуждения Чернобыльской АЭС?

Результаты

Ликвидатор улик

Chernobyl Liquidators позиционировалась как реалистичная история о героях-ликвидаторах, а на деле получилась очередная клюква с «кровавыми» сотрудниками спецслужб, которые вместо приветствия начинают диалог с угроз расстрелять семью. Основной сюжет не про отважных пожарных, добровольцев и простых людей, которые спасли всю Европу от жутких последствий аварии, а про сокрытие улик, насильственное выселение людей и отключение радиолокационной станции Дуга.

Chernobyl Liquidators позволяет делать выборы, которые якобы определяют направление повествования. Но на деле весь сюжет абсолютно линейный, а все «моральные» дилеммы — лишь обертка, которая создает иллюзию многослойности повествования.

Эффекта погружения нет из-за плохой технической и дизайнерской реализации. Вступительный ролик будто бы создавался при помощи нейросетей. Все диалоги озвучены «профессиональными программистами» на английском языке, что моментально убило атмосферу и обещанный авторами реализм. Если вы играли в «Смуту», то помните, как убого воспринимаются реплики, когда их зачитывает «человек с улицы».

Мало того, что слушать ужасную озвучку просто невыносимо, так еще и анимации персонажей выполнены на уровне игр 2000-го года. Современные инди-разработчики без особых проблем создают качественные модели персонажей, а у авторов Chernobyl Liquidators уровень проработки графики ниже, чем в древней «Xenus. Точка кипения».

Вот «это» мы случайно нашли в холодильнике. Пасхалка или забытый дизайнерами актив?

После утомительной «мойки» Припяти и забивания столбов с надписью «Заражено» в лесу, игрока отправят на стелс-миссию в область радиолокационной станции Дуга. И это в игре про ликвидаторов аварии! Под покровом ночи главный герой должен на корточках красться мимо военных патрулей, чтобы добыть оставленные спецслужбами дневники. Дезинфекцию помещений, конечно, никто не отменял. После продолжительных пряток в траве все равно нужно «мыть» кабинеты и плутать по коридорам в поисках ключей и паролей от кодовых замков.

Отправились на «ликвидацию» секретных архивов КГБ

Лишь под самый финал разработчики Chernobyl Liquidators дают возможность поучаствовать в культовых сценах с очисткой крыши от обломков, полетом на вертолете и тушением пожара внутренних помещений ЧАЭС. Конечно, без клюквы сценаристы все равно не обошлись. Именно товарищ майор заставляет идти на опасное для жизни задание, а не стремление героя совершить подвиг.

Когда создатели игры пообещали показать правдивый сюжет без приукрашиваний, мы понадеялись увидеть более точное изложение событий, которые давно задокументированы очевидцами. А на выходе получили шпионский триллер, где главный герой противостоит бессердечному аппарату советских репрессий. Вся суть истории не в героизме ликвидаторов, а в борьбе с угнетателями из КГБ, которые под дулом пистолета заставляют заниматься темными делишками. Нам, если честно, такая правда уже надоела.

Недоделанное недоразумение

С графикой у Chernobyl Liquidators полная беда. Первая сцена с разрушенной станцией еще может удивить красивой постановкой света и детализацией кабинетов ученых. Но за это стоит похвалить сериал HBO, который наглядно продемонстрировал, как нужно показать сцену с эпическим размахом. Как только глава с тушением пожара заканчивается, игра начинает проявлять все «красоты» геймдева начала нулевых. Из-за явного отсутствия технологии Ambient occlusion, игровой мир выглядит плоским и безжизненным. Глобальное освещение иногда спасает Припять и деревню от серого уныния, но в помещениях оно не работает. Каждый кабинет, бассейн, дом или магазин — коробки с расставленными ассетами, где нет и намека на игру света и тени. Даже в Quake 2 была более естественная картинка, чем в Chernobyl Liquidators.

В игровой индустрии есть множество примеров реализации Зоны отчуждения, и в большинстве случаев она получалась аутентичной. Взять хотя бы Call of Duty 4: Modern Warfare, в которой смогли воссоздать правдоподобную Припять. А игровой мир Chernobyl Liquidators больше похож на финскую деревню из My Summer Car. Атмосферу ужаса и тревоги нагоняет не радиоактивная зараза, а жуткие сотрудники спецслужб, которые заставляют заниматься чем угодно, но только не ликвидацией последствий аварии.

Явные проблемы с пониманием пропорций

Несмотря на уродливую по меркам современных инди-проектов графику, Chernobyl Liquidators вообще не оптимизирована. Лагает и тормозит она даже на низких настройках. На первой локации просадки случались каждые две минуты. А на больших площадях игра держит «кинематографический» стандарт в 24 кадра.

Неудачная маскировка

Chernobyl Liquidators вышла настолько сырой и недоделанной, что даже игры в раннем доступе выглядят более отполированными. Столько багов, которые заставляли перезагружать игру, мы не видели даже в упомянутой «Смуте». Мы уже рассказали о дополнительной паре рук и багах с интерактивными объектами, но это лишь крохотная часть от всех проблем.

Персонаж постоянно застревал в текстурах и в паркурных секциях, вместо прыжка телепортировался к лестнице. Иногда тело героя исчезало полностью, но при этом оно все еще существовало в рамках игрового процесса. Трижды мы брали документы, которые намертво приклеивались к экрану и не исчезали до перезагрузки игры. Сюжетные герои проваливались в «затекстурье» и не возвращались даже после загрузки сохранения.

А ведь помимо визуальных багов, в Chernobyl Liquidators полно проблем с интерактивностью. Кнопки в меню зачастую не срабатывали до перезапуска игры. Квестовые предметы пропадали из инвентаря. Приходилось постоянно кликать по распылителю, чтобы сработала анимация восстановления давления. Аптечки, сигареты и водка могут мгновенно подействовать после активации, но анимация использования может запуститься спустя 2-5 минут. Из-за этого происходят забавные ситуации. Например, ликвидатор может начать чистить полки зажигалкой или пить водку с одновременным поливом стен водой из распылителя.

Даже с переводом на русский язык разработчики облажались: иногда встречаются субтитры на польском языке. Местами проявляется машинный перевод. Несмотря на обещанную реалистичность, авторы полностью изменили все русские надписи на технике и других объектах. По политическим соображениям, конечно.

Будете пробовать Chernobyl Liquidators?

Результаты

***

Chernobyl Liquidators — забагованный клон House Flipper, который откровенно издевается над героизмом ликвидаторов чернобыльской катастрофы. Наискучнейший игровой процесс дополнен отвратительной графикой, кривыми анимациями, поганой озвучкой и никакущей оптимизацией. Кроме того, разработчики выдали очередную пропитанную клюквой историю, которая не имеет ничего общего с реальными событиями. Абсолютная халтура.

+3
Сюжет
2.0
Управление
4.0
Звук и музыка
3.0
Локализация
3.0
Геймплей
3.0
Графика
2.0
2.8 / 10
Chernobyl Liquidators — игра без положительных сторон. Вместо обещанного «реалистичного» симулятора ликвидатора мы получили недоразумение, на которое стыдно тратить свободное время.
Плюсы
— Достоверная игровая реализация ЧАЭС.
Минусы
— Ужасная графика;
— Скучный геймплей;
— Отвратительный сюжет;
— Кривое управление;
— Сломанная физика объектов и главного героя;
— Очень много багов;
— Плохая озвучка;
— Машинный перевод;
— Нет оптимизации.
Комментарии 5