12 сентября Unity, компания-создатель одноименного игрового движка, объявила об изменении в бизнес-модели. Боссы решили брать комиссию не в процентах от выручки, а с каждой установки. Разработчики на Unity, увидев новые условия, впали в настоящую панику и спешно начали либо искать альтернативу движку, либо посылать сигналы SOS игровому сообществу. Рассказываем, к каким последствиям могут привести эти «нововведения» и как компания отреагировала на разгорающийся скандал.
Когда дело касается финансов, крупные компании стараются подходить к вопросу очень аккуратно, готовя почву, продумывая каждое слово и за закрытыми дверями прогнозируя возможные последствия своих действий. Unity, судя по всему, решила так не делать.
Первоначальный пост, в котором компания объявила о новых условиях бизнес-модели, составлен «резко» и с первых строк говорит разработчикам, что «правила игры изменились».
Владельцы движка с 1 января 2024 года вводят новую комиссию — Unity Runtime Fee. Она будет взиматься в том случае, если количество установок игры, созданной на Unity, превысит определенный порог. Условий для появления комиссии пара:
Конечно, вместе с комиссией компания предлагает разработчикам новые инструменты, вроде бесплатного модуля для обучения ИИ и дополнительного места в облачном хранилище для ассетов. Но для многих разработчиков эти условия оказались неприемлемы — новые «бонусы» не перекрывают резкого увеличения комиссии.
Дело в том, что комиссия взимается не за покупку проекта, а за его скачивание. Более того, в первоначальном варианте изменений комиссия взималась за каждое скачивание. То есть если пользователь скачает, удалит, а после вновь скачает игру, Unity начисляет комиссию дважды.
Практически сразу после публикации новости множество разработчиков начали массово критиковать новую политику компании. Во многом по той причине, что изначальные условия не учитывали современные особенности рынка.
Во-первых, владельцы Unity не подумали о том, что будет с игрой в Game Pass. Игры из этого сервиса могут скачать и установить больше 25 миллионов игроков. При этом, зачастую, разработчики получают за размещение игры в сервисе Microsoft фиксированную плату, а значит каждое скачивание приведет к уменьшению дохода. Студия Aggro Crab подняла этот вопрос и заявила, что если условия комиссии не изменятся, они будут вынуждены искать замену Unity.
Создатели Cult of the Lamb тоже не остались в стороне и заявили, что в случае введения новых условия, компания начнет изучать новый движок, а это означает неизбежный перенос будущих проектов студии.
В похожей ситуации оказались и авторы Slay The Spire. Они уже два года работают над новым проектом на Unity и будут вынуждены перенести игру, если ситуация не изменится. По их словам, решение компании не только наносит вред всем разработчикам и, в особенности, инди-сектору, но и подрывает доверие между создателями игр и компанией.
Наконец, ярким примером несовершенства новой финансовой модели Unity стал разработчик небольшого инди-проекта The Last Hero of Nostalgaia. По его словам, если изменения вступят в силу, он будет должен компании больше, чем заработал за всю свою карьеру. Он также раздумывает над переходом на Unreal Engine.
Авторы Among Us, разработчик The Last Night, создатель шутера DUSK — все эти люди также высказываются против новой модели. А группа создателей игр на Unity уже начала готовить коллективный иск против компании.
Играете ли вы в инди-проекты?
Пройти опросСпорных моментов в новых правилах много — помимо установок игр по подписке (Game Pass), разработчики не понимают, как дела будут обстоять с веб-играми, которые устанавливать не нужно. Будет ли «установкой» считаться любой запуск?
«Накрутка» установок с целью обанкротить разработчика, пробные версии игр, ранний доступ, стриминговые игры, игры, созданные в благотворительных целях, — все эти моменты Unity не спешила пояснять долгое время. И за этот период недовольство разработчиков росло.
К сожалению, простыми постами в X (Twitter) дело не обошлось. Компании пришлось закрыть два офиса и отменить запланированную с разработчиками встречу. Все из-за того, что сотрудники Unity начали получать угрозы о физической расправе. Как раз-таки на этой встрече глава Unity хотел поговорить с сотрудниками о сложившейся ситуации.
Сами сотрудники, к слову, не рады происходящему. Работники пытались образумить руководство и выступали против подобных перемен. Ситуацию с комиссией прокомментировал Джоно Форбс (Jono Forbes) — бывший сотрудник, проработавший в компании семь лет.
По его словам, многие коллеги были против назревающих перемен и пытались переубедить руководство. Они поднимали проблемы, о которых сейчас говорит сообщество разработчиков, и руководство обещало им ответы. Но сообщение об изменении условий вышло без предупреждения.
Джоно обещает больше увольнений — сотрудники, которым пришелся не по душе новый вектор развития компании, также собираются уходить. Возможно, вскоре мы узнаем, сколько всего работников Unity покинуло компанию из-за текущих событий.
Проблемы у Unity начались довольно давно. Об этом говорит как минимум тот факт, что первые лица компании — Джон Рикчителло (John Riccitiello) и Томер Бар-Зеев (Tomer Bar-Zeev) — постепенно избавляются от своих акций.
Рикчителло, будучи генеральным директором компании, продал 2 000 акций 6 сентября — за несколько дней до скандального объявления. Впрочем, за 2023 год он продал больше 50 тысяч акций и не купил ни одной.
Президент по развитию компании Томер Бар-Зеев и член совета директоров Шломо Доврат (Shlomo Dovrat) избавились от 37 и 68 тысяч акций соответственно за пару недель до новостей об изменениях в финансовой модели.
Более того, в течении 2023 компания уволила больше 600 человек, а еще сократила количество офисов с 58 до 30.
К слову, на фоне новой политики становится более понятным и другое событие. В июле 2022 года компании Unity и ironSource объявили о своем слиянии. ironSource известна, как производитель различного программного обеспечения, которое устанавливало малозаметные утилиты в систему. Её продукты настолько не нравились пользователям, что Windows Defender начал блокировать установку InstallCore — ПО компании.
Возможно, именно благодаря наработкам ironSource в Unity планируют решить один из критичных вопросов новой политики — механизм отслеживания установок игр.
Сама же Unity объяснила слияние тем, что клиенты компаний смогут «воспользоваться преимуществами более тесной связи между игровым движком Unity и рекламной сетью, а также бизнес-платформой приложений ironSource».
Пусть и с некоторой задержкой, но компания начинает немного сдавать назад. И пусть до отказа от новых условий далеко, Unity решила внести некоторую ясность в механизм работы новой комиссии.
В своем посте в X компания убеждает разработчиков, что «изменения не затронут 90% клиентов». Также Unity объявила о том, что комиссия будет взиматься только с установок, совершенных после 1 января 2024 года.
Плату за повторную установку отменили. Правда, первая установка на другую платформу все же будет учитываться. Мошеннические «накрутки» с целью обанкротить разработчика планируют рассматривать в частном порядке.
Пробные версии, демоверсии и версии для разработчиков облагаться комиссией не будут. Но вот игры с ранним доступом в эту категорию не попали. Веб-игры и стриминговые игры также не будут учитываться в числе установок. Наконец, игры, выпущенные в «подписочных» сервисах, также не будут учитываться в статистике.
В ответ на эти объяснения компании задали довольно логичный вопрос:
Если вы действительно можете обнаруживать фальшивые установки (пиратство), почему вы не можете предотвратить это заранее?
Подобных «пояснений» разработчикам недостаточно, многие студии, судя по всему, готовы идти до конца. Как пишет Mobilegamer.biz, минимум 16 студий, создающих мобильные игры, отключили монетизацию с помощью Unity и ironSource в знак протеста и призывают других разработчиков сделать то же самое.
Спустя несколько дней после публикации поста о новой политике, под напором критики Unity сдалась и извинилась за введение новой бизнес-модели. Компания пообещала пересмотреть условия монетизации и учесть мнение разработчиков:
Мы вас услышали. Приносим извинения за путаницу и беспокойство, вызванные политикой комиссии, о которой мы объявили во вторник. Мы слушаем, разговариваем с членами нашей команды, сообществом, клиентами и партнерами и будем вносить изменения в политику. Мы поделимся новостями через пару дней. Благодарим вас за честный и критический отзыв.
Вот только многих разработчиков не устроило извинение. Создатели игр требуют не пересмотреть, а полностью отменить нововведения и оставить всё как было. Некоторые называют происходящее «многоходовочкой» и думают, что Unity спланировала всё заранее:
Судя по всему, доверие к Unity окончательно подорвано, и пост с извинениями вряд ли изменит ситуацию. Многие разработчики после такого события, вероятно, действительно сменят движок или, по крайней мере, будущие проекты станут выпускать с использованием другого инструментария.
* * *
Происходящее с Unity действительно беспокоит многих. Движок компании используют десятки тысяч разработчиков по всему миру. И даже если большинство творцов не затронут изменения в финансовой политике, череда увольнений, падение акций и репутационные потери скажутся на качестве движка, на его обновлениях и на возможном развитии инструментария в будущем.
А что вы думаете о текущей ситуации? Как считаете, сильно ли ударят по разработчикам новые изменения или это необоснованная паника?
Вам важно, на каком движке сделана игра?
Пройти опрос90% не затронет, а остальные 10%? И так, между делом, это ведь одна десятая... довольно жирно.
Делаем ставки, что через пару недель они извинятся, переобуются и скажут мы вас слышим, а виновные уже уволены(кто предложил такую идею)?🤡
Прикольней только инфа о способах отслеживания, верней её отсутствие. Совсем черёхнулись😯
А я уже писал в предыдущей новости про это, что начнётся линчевание в суде владельцев юнити. Жаль что три упомянутых главных жЫда в руководстве, скорее всего улизнут в закат. В общем, ещё одно подтверждение того, что с иметь дела с жЫдами себе же дороже будет! Что жЫды рехнулись это давно всем известно ещё с 1930х годов прошлого века.
А ВК со своим еще не подоспели, хотя был бы хороший старт при правильном маркетинге и если бы движок от вк существовал и был не убогим
Я бы ещё добавил в текст статьи то, что данные действия затронут не только разработчиков но и саму компанию, компанию, которой принадлежит движок.
Почему? Существует Unity Asset Store, где люди продают созданные ими ассеты, а разработчики их покупают. С каждой подобной сделки магазин забирает себе 30% комиссии. Из-за данных непродуманных шагов руководства популярность магазина будет сильно упасть, поскольку разработчики будут переходить на другие движки, а значит предложение сильно будет превышать спрос, т.е. продаваться ассеты будут намного хуже, а значит, что за разработчиками последует множество создателей ассетов (кто занимается этим на постоянной основе), что отрицательно скажется на прибыли, которую приносит магазин. Создатели Unreal Engine будут только рады.
Сами от себя отогнали аудиторию, Юнити пользуются Инди проекты которые мало зарабатывают, я бы пронял если бы это сделали в не знаю в Unrual 5. Ну опять же погоня за прибылью. А движок держится ведь только на фанатах которые пополняют библиотеку.
Неужели боссы компании подумали что движок начинает тонуть и решили это ускорить? Из за подобного скоро юнити может потерять позиции одного из двух комфортных движеков