Статьи Кризис в Unity — разработчики игр бойкотируют движок. Что случилось?

Кризис в Unity — разработчики игр бойкотируют движок. Что случилось?

NikRedArrow
Читать в полной версии

12 сентября Unity, компания-создатель одноименного игрового движка, объявила об изменении в бизнес-модели. Боссы решили брать комиссию не в процентах от выручки, а с каждой установки. Разработчики на Unity, увидев новые условия, впали в настоящую панику и спешно начали либо искать альтернативу движку, либо посылать сигналы SOS игровому сообществу. Рассказываем, к каким последствиям могут привести эти «нововведения» и как компания отреагировала на разгорающийся скандал.

Паника из-за первоначальных условий

Когда дело касается финансов, крупные компании стараются подходить к вопросу очень аккуратно, готовя почву, продумывая каждое слово и за закрытыми дверями прогнозируя возможные последствия своих действий. Unity, судя по всему, решила так не делать.

Первоначальный пост, в котором компания объявила о новых условиях бизнес-модели, составлен «резко» и с первых строк говорит разработчикам, что «правила игры изменились».

Владельцы движка с 1 января 2024 года вводят новую комиссию — Unity Runtime Fee. Она будет взиматься в том случае, если количество установок игры, созданной на Unity, превысит определенный порог. Условий для появления комиссии пара:

  • Игры на тарифах Unity Personal и Unity Plus должны заработать от 200 тысяч долларов за последние 12 месяцев и получить не менее 200 000 установок за всё время;
  • Игры на тарифах Unity Pro и Unity Enterprise, которые заработали миллион долларов за последние 12 месяцев, а также получили не менее миллиона установок за всё время.

Конечно, вместе с комиссией компания предлагает разработчикам новые инструменты, вроде бесплатного модуля для обучения ИИ и дополнительного места в облачном хранилище для ассетов. Но для многих разработчиков эти условия оказались неприемлемы — новые «бонусы» не перекрывают резкого увеличения комиссии.

Дело в том, что комиссия взимается не за покупку проекта, а за его скачивание. Более того, в первоначальном варианте изменений комиссия взималась за каждое скачивание. То есть если пользователь скачает, удалит, а после вновь скачает игру, Unity начисляет комиссию дважды.

Паника со стороны разработчиков и слабые места в новых правилах

Практически сразу после публикации новости множество разработчиков начали массово критиковать новую политику компании. Во многом по той причине, что изначальные условия не учитывали современные особенности рынка.

Во-первых, владельцы Unity не подумали о том, что будет с игрой в Game Pass. Игры из этого сервиса могут скачать и установить больше 25 миллионов игроков. При этом, зачастую, разработчики получают за размещение игры в сервисе Microsoft фиксированную плату, а значит каждое скачивание приведет к уменьшению дохода. Студия Aggro Crab подняла этот вопрос и заявила, что если условия комиссии не изменятся, они будут вынуждены искать замену Unity.

Создатели Cult of the Lamb тоже не остались в стороне и заявили, что в случае введения новых условия, компания начнет изучать новый движок, а это означает неизбежный перенос будущих проектов студии.

В похожей ситуации оказались и авторы Slay The Spire. Они уже два года работают над новым проектом на Unity и будут вынуждены перенести игру, если ситуация не изменится. По их словам, решение компании не только наносит вред всем разработчикам и, в особенности, инди-сектору, но и подрывает доверие между создателями игр и компанией.

Наконец, ярким примером несовершенства новой финансовой модели Unity стал разработчик небольшого инди-проекта The Last Hero of Nostalgaia. По его словам, если изменения вступят в силу, он будет должен компании больше, чем заработал за всю свою карьеру. Он также раздумывает над переходом на Unreal Engine.

Авторы Among Us, разработчик The Last Night, создатель шутера DUSK — все эти люди также высказываются против новой модели. А группа создателей игр на Unity уже начала готовить коллективный иск против компании.

Играете ли вы в инди-проекты?

Пройти опрос

Спорных моментов в новых правилах много — помимо установок игр по подписке (Game Pass), разработчики не понимают, как дела будут обстоять с веб-играми, которые устанавливать не нужно. Будет ли «установкой» считаться любой запуск?

«Накрутка» установок с целью обанкротить разработчика, пробные версии игр, ранний доступ, стриминговые игры, игры, созданные в благотворительных целях, — все эти моменты Unity не спешила пояснять долгое время. И за этот период недовольство разработчиков росло.

Реакция общественности и сотрудников компании

К сожалению, простыми постами в X (Twitter) дело не обошлось. Компании пришлось закрыть два офиса и отменить запланированную с разработчиками встречу. Все из-за того, что сотрудники Unity начали получать угрозы о физической расправе. Как раз-таки на этой встрече глава Unity хотел поговорить с сотрудниками о сложившейся ситуации.

Сами сотрудники, к слову, не рады происходящему. Работники пытались образумить руководство и выступали против подобных перемен. Ситуацию с комиссией прокомментировал Джоно Форбс (Jono Forbes) — бывший сотрудник, проработавший в компании семь лет.

По его словам, многие коллеги были против назревающих перемен и пытались переубедить руководство. Они поднимали проблемы, о которых сейчас говорит сообщество разработчиков, и руководство обещало им ответы. Но сообщение об изменении условий вышло без предупреждения.

Джоно обещает больше увольнений — сотрудники, которым пришелся не по душе новый вектор развития компании, также собираются уходить. Возможно, вскоре мы узнаем, сколько всего работников Unity покинуло компанию из-за текущих событий.

Предпосылки к резким переменам

Проблемы у Unity начались довольно давно. Об этом говорит как минимум тот факт, что первые лица компании — Джон Рикчителло (John Riccitiello) и Томер Бар-Зеев (Tomer Bar-Zeev) — постепенно избавляются от своих акций.

Рикчителло, будучи генеральным директором компании, продал 2 000 акций 6 сентября — за несколько дней до скандального объявления. Впрочем, за 2023 год он продал больше 50 тысяч акций и не купил ни одной.

Президент по развитию компании Томер Бар-Зеев и член совета директоров Шломо Доврат (Shlomo Dovrat) избавились от 37 и 68 тысяч акций соответственно за пару недель до новостей об изменениях в финансовой модели.

Более того, в течении 2023 компания уволила больше 600 человек, а еще сократила количество офисов с 58 до 30.

К слову, на фоне новой политики становится более понятным и другое событие. В июле 2022 года компании Unity и ironSource объявили о своем слиянии. ironSource известна, как производитель различного программного обеспечения, которое устанавливало малозаметные утилиты в систему. Её продукты настолько не нравились пользователям, что Windows Defender начал блокировать установку InstallCore — ПО компании.

Возможно, именно благодаря наработкам ironSource в Unity планируют решить один из критичных вопросов новой политики — механизм отслеживания установок игр.

Сама же Unity объяснила слияние тем, что клиенты компаний смогут «воспользоваться преимуществами более тесной связи между игровым движком Unity и рекламной сетью, а также бизнес-платформой приложений ironSource».

Кажется, еще не всё потеряно

Пусть и с некоторой задержкой, но компания начинает немного сдавать назад. И пусть до отказа от новых условий далеко, Unity решила внести некоторую ясность в механизм работы новой комиссии.

В своем посте в X компания убеждает разработчиков, что «изменения не затронут 90% клиентов». Также Unity объявила о том, что комиссия будет взиматься только с установок, совершенных после 1 января 2024 года.

Плату за повторную установку отменили. Правда, первая установка на другую платформу все же будет учитываться. Мошеннические «накрутки» с целью обанкротить разработчика планируют рассматривать в частном порядке.

Пробные версии, демоверсии и версии для разработчиков облагаться комиссией не будут. Но вот игры с ранним доступом в эту категорию не попали. Веб-игры и стриминговые игры также не будут учитываться в числе установок. Наконец, игры, выпущенные в «подписочных» сервисах, также не будут учитываться в статистике.

В ответ на эти объяснения компании задали довольно логичный вопрос:

Если вы действительно можете обнаруживать фальшивые установки (пиратство), почему вы не можете предотвратить это заранее?
— Дино Патти (Dino Patti), главный разработчик Limbo и Inside

Подобных «пояснений» разработчикам недостаточно, многие студии, судя по всему, готовы идти до конца. Как пишет Mobilegamer.biz, минимум 16 студий, создающих мобильные игры, отключили монетизацию с помощью Unity и ironSource в знак протеста и призывают других разработчиков сделать то же самое.

Обновлено 18.09.23: разработчики победили?

Спустя несколько дней после публикации поста о новой политике, под напором критики Unity сдалась и извинилась за введение новой бизнес-модели. Компания пообещала пересмотреть условия монетизации и учесть мнение разработчиков:

Мы вас услышали. Приносим извинения за путаницу и беспокойство, вызванные политикой комиссии, о которой мы объявили во вторник. Мы слушаем, разговариваем с членами нашей команды, сообществом, клиентами и партнерами и будем вносить изменения в политику. Мы поделимся новостями через пару дней. Благодарим вас за честный и критический отзыв.
— Unity

Вот только многих разработчиков не устроило извинение. Создатели игр требуют не пересмотреть, а полностью отменить нововведения и оставить всё как было. Некоторые называют происходящее «многоходовочкой» и думают, что Unity спланировала всё заранее:

Судя по всему, доверие к Unity окончательно подорвано, и пост с извинениями вряд ли изменит ситуацию. Многие разработчики после такого события, вероятно, действительно сменят движок или, по крайней мере, будущие проекты станут выпускать с использованием другого инструментария.

* * *

Происходящее с Unity действительно беспокоит многих. Движок компании используют десятки тысяч разработчиков по всему миру. И даже если большинство творцов не затронут изменения в финансовой политике, череда увольнений, падение акций и репутационные потери скажутся на качестве движка, на его обновлениях и на возможном развитии инструментария в будущем.

А что вы думаете о текущей ситуации? Как считаете, сильно ли ударят по разработчикам новые изменения или это необоснованная паника?

Вам важно, на каком движке сделана игра?

Пройти опрос
Комментарии 24
Оставить комментарий
8 месяцев

Неужели боссы компании подумали что движок начинает тонуть и решили это ускорить? Из за подобного скоро юнити может потерять позиции одного из двух комфортных движеков

Ответить
8 месяцев

Почему бы и нет))))

Топ-руководство набъёт карманы миллионами долларов и свалит в закат, им-то что))))))))

Ответить
8 месяцев

И не спроста акции продали перед этим заявлением

Ответить

Ну и говорящая фамилия Бар-Зеев говорит сама за себя)

Ответить
8 месяцев

Таки шекели ведь не лишние, ой-вей))))))

Ответить
8 месяцев

По-свински поступили. Могли бы сделать исключение для инди разработчиков хотя бы...

Ответить
8 месяцев

Папа Джо пишет: могли бы и исключение сделать для инди разработчиков

Я: Т.е. для большинства разработчиков использующих юнити. Этот движок уже стал олицетворением инди, так как из за низкого порога вхождения, его многие на ич.ио используют

Ответить
8 месяцев

и что тогда за дискриминация, для одних исключения а для других нет? пускай разбираются внутри своего улья а не перекидывают с больной головы на здоровую

Ответить
8 месяцев

90% не затронет, а остальные 10%? И так, между делом, это ведь одна десятая... довольно жирно.
Делаем ставки, что через пару недель они извинятся, переобуются и скажут мы вас слышим, а виновные уже уволены(кто предложил такую идею)?🤡
Прикольней только инфа о способах отслеживания, верней её отсутствие. Совсем черёхнулись😯

Ответить
8 месяцев

надеюсь к этому придут, не хотелось бы что бы проблемы были из за этого. например EFT на юнити и зимой они должны вот вот перейти на юнити 2021 а что дальше вот будет..

Ответить
8 месяцев

Или как вариант:
сделать хуже, а потом вернуть всё как было и народ будет благодарен🤡

Ответить
8 месяцев

А я уже писал в предыдущей новости про это, что начнётся линчевание в суде владельцев юнити. Жаль что три упомянутых главных жЫда в руководстве, скорее всего улизнут в закат. В общем, ещё одно подтверждение того, что с иметь дела с жЫдами себе же дороже будет! Что жЫды рехнулись это давно всем известно ещё с 1930х годов прошлого века.

Ответить

А ВК со своим еще не подоспели, хотя был бы хороший старт при правильном маркетинге и если бы движок от вк существовал и был не убогим

Ответить
8 месяцев

Поднимают цены одни,байкотируют другие,а такие как я страдают по итогу.Ведь я живу на инди играх.

А вообще научитесь делать свой движок,а то все на юнити на уе4/5,а цена будто всё с нуля делали.

Ответить
8 месяцев

Только если ты их покупаешь за деньги)))))

А насчёт цены и "с нуля" — преодоление багов и юнити и анрила тоже стоит денег ведь)))))

Ответить
8 месяцев

разрабы юнити тоже хитрожопые. сначала заманили к себе халявными условиями, а теперь когда огромное кол-во инди разрабов юзает их движок, они внезапно решили с них бабла состричь

Ответить
8 месяцев

Думаю, найдут средний вариант или они на своем стоять будут.

Ответить
8 месяцев

надеюсь создателей "лучших игор" за 15 рублей в стим это заденет

Ответить
8 месяцев

Я бы ещё добавил в текст статьи то, что данные действия затронут не только разработчиков но и саму компанию, компанию, которой принадлежит движок.
Почему? Существует Unity Asset Store, где люди продают созданные ими ассеты, а разработчики их покупают. С каждой подобной сделки магазин забирает себе 30% комиссии. Из-за данных непродуманных шагов руководства популярность магазина будет сильно упасть, поскольку разработчики будут переходить на другие движки, а значит предложение сильно будет превышать спрос, т.е. продаваться ассеты будут намного хуже, а значит, что за разработчиками последует множество создателей ассетов (кто занимается этим на постоянной основе), что отрицательно скажется на прибыли, которую приносит магазин. Создатели Unreal Engine будут только рады.

Ответить
8 месяцев

Если мы действительно наблюдаем крах Юнити то хотелось бы выразить свою ностальгию по тем кривым инди-хоррорам созданным на нём.
Happy Wolf растроется

Ответить
8 месяцев

Не уверен, что все придет к краху, но руководству придется сильно поменять политику

Ответить
8 месяцев

В детстве я считал тебя крутым...

Ответить
8 месяцев

Сами от себя отогнали аудиторию, Юнити пользуются Инди проекты которые мало зарабатывают, я бы пронял если бы это сделали в не знаю в Unrual 5. Ну опять же погоня за прибылью. А движок держится ведь только на фанатах которые пополняют библиотеку.

Ответить