Кризис в Unity — разработчики игр бойкотируют движок. Что случилось?
12 сентября Unity, компания-создатель одноименного игрового движка, объявила об изменении в бизнес-модели. Боссы решили брать комиссию не в процентах от выручки, а с каждой установки. Разработчики на Unity, увидев новые условия, впали в настоящую панику и спешно начали либо искать альтернативу движку, либо посылать сигналы SOS игровому сообществу. Рассказываем, к каким последствиям могут привести эти «нововведения» и как компания отреагировала на разгорающийся скандал.
Паника из-за первоначальных условий
Когда дело касается финансов, крупные компании стараются подходить к вопросу очень аккуратно, готовя почву, продумывая каждое слово и за закрытыми дверями прогнозируя возможные последствия своих действий. Unity, судя по всему, решила так не делать.
Первоначальный пост, в котором компания объявила о новых условиях бизнес-модели, составлен «резко» и с первых строк говорит разработчикам, что «правила игры изменились».
Владельцы движка с 1 января 2024 года вводят новую комиссию — Unity Runtime Fee. Она будет взиматься в том случае, если количество установок игры, созданной на Unity, превысит определенный порог. Условий для появления комиссии пара:
- Игры на тарифах Unity Personal и Unity Plus должны заработать от 200 тысяч долларов за последние 12 месяцев и получить не менее 200 000 установок за всё время;
- Игры на тарифах Unity Pro и Unity Enterprise, которые заработали миллион долларов за последние 12 месяцев, а также получили не менее миллиона установок за всё время.
Конечно, вместе с комиссией компания предлагает разработчикам новые инструменты, вроде бесплатного модуля для обучения ИИ и дополнительного места в облачном хранилище для ассетов. Но для многих разработчиков эти условия оказались неприемлемы — новые «бонусы» не перекрывают резкого увеличения комиссии.
Дело в том, что комиссия взимается не за покупку проекта, а за его скачивание. Более того, в первоначальном варианте изменений комиссия взималась за каждое скачивание. То есть если пользователь скачает, удалит, а после вновь скачает игру, Unity начисляет комиссию дважды.
Паника со стороны разработчиков и слабые места в новых правилах
Практически сразу после публикации новости множество разработчиков начали массово критиковать новую политику компании. Во многом по той причине, что изначальные условия не учитывали современные особенности рынка.
Во-первых, владельцы Unity не подумали о том, что будет с игрой в Game Pass. Игры из этого сервиса могут скачать и установить больше 25 миллионов игроков. При этом, зачастую, разработчики получают за размещение игры в сервисе Microsoft фиксированную плату, а значит каждое скачивание приведет к уменьшению дохода. Студия Aggro Crab подняла этот вопрос и заявила, что если условия комиссии не изменятся, они будут вынуждены искать замену Unity.
Создатели Cult of the Lamb тоже не остались в стороне и заявили, что в случае введения новых условия, компания начнет изучать новый движок, а это означает неизбежный перенос будущих проектов студии.
В похожей ситуации оказались и авторы Slay The Spire. Они уже два года работают над новым проектом на Unity и будут вынуждены перенести игру, если ситуация не изменится. По их словам, решение компании не только наносит вред всем разработчикам и, в особенности, инди-сектору, но и подрывает доверие между создателями игр и компанией.
Наконец, ярким примером несовершенства новой финансовой модели Unity стал разработчик небольшого инди-проекта The Last Hero of Nostalgaia. По его словам, если изменения вступят в силу, он будет должен компании больше, чем заработал за всю свою карьеру. Он также раздумывает над переходом на Unreal Engine.
Авторы Among Us, разработчик The Last Night, создатель шутера DUSK — все эти люди также высказываются против новой модели. А группа создателей игр на Unity уже начала готовить коллективный иск против компании.
Играете ли вы в инди-проекты?
Спорных моментов в новых правилах много — помимо установок игр по подписке (Game Pass), разработчики не понимают, как дела будут обстоять с веб-играми, которые устанавливать не нужно. Будет ли «установкой» считаться любой запуск?
«Накрутка» установок с целью обанкротить разработчика, пробные версии игр, ранний доступ, стриминговые игры, игры, созданные в благотворительных целях, — все эти моменты Unity не спешила пояснять долгое время. И за этот период недовольство разработчиков росло.
Реакция общественности и сотрудников компании
К сожалению, простыми постами в X (Twitter) дело не обошлось. Компании пришлось закрыть два офиса и отменить запланированную с разработчиками встречу. Все из-за того, что сотрудники Unity начали получать угрозы о физической расправе. Как раз-таки на этой встрече глава Unity хотел поговорить с сотрудниками о сложившейся ситуации.
Сами сотрудники, к слову, не рады происходящему. Работники пытались образумить руководство и выступали против подобных перемен. Ситуацию с комиссией прокомментировал Джоно Форбс (Jono Forbes) — бывший сотрудник, проработавший в компании семь лет.
По его словам, многие коллеги были против назревающих перемен и пытались переубедить руководство. Они поднимали проблемы, о которых сейчас говорит сообщество разработчиков, и руководство обещало им ответы. Но сообщение об изменении условий вышло без предупреждения.
Джоно обещает больше увольнений — сотрудники, которым пришелся не по душе новый вектор развития компании, также собираются уходить. Возможно, вскоре мы узнаем, сколько всего работников Unity покинуло компанию из-за текущих событий.
Предпосылки к резким переменам
Проблемы у Unity начались довольно давно. Об этом говорит как минимум тот факт, что первые лица компании — Джон Рикчителло (John Riccitiello) и Томер Бар-Зеев (Tomer Bar-Zeev) — постепенно избавляются от своих акций.
Рикчителло, будучи генеральным директором компании, продал 2 000 акций 6 сентября — за несколько дней до скандального объявления. Впрочем, за 2023 год он продал больше 50 тысяч акций и не купил ни одной.
Президент по развитию компании Томер Бар-Зеев и член совета директоров Шломо Доврат (Shlomo Dovrat) избавились от 37 и 68 тысяч акций соответственно за пару недель до новостей об изменениях в финансовой модели.
Более того, в течении 2023 компания уволила больше 600 человек, а еще сократила количество офисов с 58 до 30.
К слову, на фоне новой политики становится более понятным и другое событие. В июле 2022 года компании Unity и ironSource объявили о своем слиянии. ironSource известна, как производитель различного программного обеспечения, которое устанавливало малозаметные утилиты в систему. Её продукты настолько не нравились пользователям, что Windows Defender начал блокировать установку InstallCore — ПО компании.
Возможно, именно благодаря наработкам ironSource в Unity планируют решить один из критичных вопросов новой политики — механизм отслеживания установок игр.
Сама же Unity объяснила слияние тем, что клиенты компаний смогут «воспользоваться преимуществами более тесной связи между игровым движком Unity и рекламной сетью, а также бизнес-платформой приложений ironSource».
Кажется, еще не всё потеряно
Пусть и с некоторой задержкой, но компания начинает немного сдавать назад. И пусть до отказа от новых условий далеко, Unity решила внести некоторую ясность в механизм работы новой комиссии.
В своем посте в X компания убеждает разработчиков, что «изменения не затронут 90% клиентов». Также Unity объявила о том, что комиссия будет взиматься только с установок, совершенных после 1 января 2024 года.
Плату за повторную установку отменили. Правда, первая установка на другую платформу все же будет учитываться. Мошеннические «накрутки» с целью обанкротить разработчика планируют рассматривать в частном порядке.
Пробные версии, демоверсии и версии для разработчиков облагаться комиссией не будут. Но вот игры с ранним доступом в эту категорию не попали. Веб-игры и стриминговые игры также не будут учитываться в числе установок. Наконец, игры, выпущенные в «подписочных» сервисах, также не будут учитываться в статистике.
В ответ на эти объяснения компании задали довольно логичный вопрос:
Подобных «пояснений» разработчикам недостаточно, многие студии, судя по всему, готовы идти до конца. Как пишет Mobilegamer.biz, минимум 16 студий, создающих мобильные игры, отключили монетизацию с помощью Unity и ironSource в знак протеста и призывают других разработчиков сделать то же самое.
Обновлено 18.09.23: разработчики победили?
Спустя несколько дней после публикации поста о новой политике, под напором критики Unity сдалась и извинилась за введение новой бизнес-модели. Компания пообещала пересмотреть условия монетизации и учесть мнение разработчиков:
Вот только многих разработчиков не устроило извинение. Создатели игр требуют не пересмотреть, а полностью отменить нововведения и оставить всё как было. Некоторые называют происходящее «многоходовочкой» и думают, что Unity спланировала всё заранее:
Судя по всему, доверие к Unity окончательно подорвано, и пост с извинениями вряд ли изменит ситуацию. Многие разработчики после такого события, вероятно, действительно сменят движок или, по крайней мере, будущие проекты станут выпускать с использованием другого инструментария.
* * *
Происходящее с Unity действительно беспокоит многих. Движок компании используют десятки тысяч разработчиков по всему миру. И даже если большинство творцов не затронут изменения в финансовой политике, череда увольнений, падение акций и репутационные потери скажутся на качестве движка, на его обновлениях и на возможном развитии инструментария в будущем.
А что вы думаете о текущей ситуации? Как считаете, сильно ли ударят по разработчикам новые изменения или это необоснованная паника?
Вам важно, на каком движке сделана игра?
-
Фанат показал геймплей Half-Life 2 на движке Unity с полной трассировкой пути
-
СМИ: Unity изменит новую систему оплаты за движок
-
Unity начала получать угрозы убийством — компания сразу закрыла два офиса
-
Авторы движка Unity разозлили инди-разработчиков своим заявлением. Создатели Cult of the Lamb пошутили, что удалят игру
-
Теперь разработчики успокоятся? После скандала вокруг Unity автор движка сделал официальное заявление