Не все современные игроки знают, какой важной вехой для индустрии была серия Quake. В 1996 студия id Software показала миру, как нужно делать трехмерные шутеры и каким должен быть идеальный мультиплеер. Без Quake не появились бы на свет Half-Life, Halo или Call of Duty. Quake — великая, без преувеличения, игра.
Два года назад состоялся релиз ремастера первой Quake, то был отличный порт на современные консоли. И вот совсем недавно вышел ремастер второй части. Студии id Software и Nightdive выкатили не просто улучшенную графическую версию, а подарили нам настоящую капсулу времени, в которую входят все DLC, порт уникальной версии для Nintendo 64, кроссплатформенный мультиплеер и новое дополнение от авторов Wolfenstein: The New Order. Мы с большим удовольствием изучили весь контент и настоятельно рекомендуем вам отвлечься от Baldur's Gate 3, чтобы поиграть в нестареющую классику.
Мы, конечно, собрались здесь не для того, чтобы рассказывать вам о том, какой великой в свое время была Quake 2, но без пары интересных фактов все же не сможем обойтись. Если вы прошли ремастер первой Quake и ждете от сиквела сюжетного продолжения, то спешим разочаровать. Вторая часть с самого начала не планировалась как продолжение оригинала и должна была стать самостоятельной серией. Просто студия id Software не смогла придумать для игры название и поэтому приписала своему проекту уже популярный на тот момент заголовок.
В итоге Quake 2 оказала огромное влияние на индустрию развлечений. Она была выпущена за год до Half-Life, которая, по версии большинства критиков, положила начало современной концепции повествовательного шутера. При этом Quake 2 была куда технологичнее и современнее, чем творение Valve. Half-Life работала на модифицированном движке первой Quake и не могла показать революционную графику.
Справедливости ради, в старые шутеры очень сложно играть в наши дни. Время не щадит никого, в особенности игры конца 90-х. Но Quake 2, словно хорошее вино, с годами становится только лучше. Сейчас на рынке появляются сотни «бумер-шутеров», которые ориентируются на ностальгию и базовый геймплей Doom и Quake. Вот только все эти проекты мгновенно выветриваются из головы, когда берешься за ремастер второй части Quake. Спустя 27 лет мы неожиданно осознали, что проект был прорывным не только в плане графики, но и в геймдизайне в целом.
Дизайн уровней Quake 2 разительно отличается от первой части. Локации более линейны и с необязательными ответвлениями, в которых всегда есть приятный секрет или бонус за любознательность. Правда, в 1997 году вы могли без труда запутаться в кишкообразных лабиринтах и часами плутать по металлическим декорациям Строггоса (внесолнечная планета, вращающаяся вокруг далекой звезды; родной мир враждебной кибернетической расы Строггов). В ремастере добавили компас, который зелеными стрелками покажет кратчайший путь до сюжетной цели. Да, оказуалили, но с этой функцией заметно экономишь время, не тратя его на бесполезное блуждание по коридорам.
Ума у противников в ремастере не прибавилось, но зато они заметно похорошели. Nightdive Studios не стала перерисовывать всю графику и менять привычный дизайн, вместо этого студия добавила полигонов старым моделям и дополнила текстуры деталями. Да, без сглаживания видны квадратные пиксели, но они даже придают особый шарм игре 27-летней давности.
Еще в ремастер добавили больше оружия, которое id в своё время вырезала из оригинала. Кроме того, все оригинальные пушки были перерисованы. Появилось больше деталей, полигонов и более четкие текстуры. Стрельба в целом отзывчивее и приятнее. И всё же сложно поверить, что в далеком 1997 у нас уже была игра, в которой экшен работает ничуть не хуже, чем в современных блокбастерах.
Многие игроки, которые застали оригинальную Quake 2, не знают, что у игры была бомбическая музыка. Автор этих строк в свое время услышал саундтрек в версии PS1, но даже представить не мог, что эта музыка была и на ПК. Все дело в том, что для воспроизведения саундтрека был необходим лицензионный диск, на котором хранились необходимые файлы! Но понятно, что с лицензиями в 1997 году было непросто... В ремастере всю музыку добавили в первоначальном виде, с ней игровой процесс становится более агрессивным и драйвовым.
Вы играли в оригинальную Quake 2?
Пройти опросОсобым сюрпризом стала версия Quake 2 с Nintendo 64. Эта игра была совершенно другой в исполнении, существенно отличалась от оригинала. Схожая ситуация была у Doom. Её также перелопатили для N64, и долгое время эта версия оставалась достоянием консоли Nintendo. Так вот, теперь же команда Nightdive не просто портировала Quake 2 64 на все имеющиеся платформы, но и перерисовала катсцены и адаптировала управление.
На этом новшества не заканчиваются. Разработчики полностью переделали внутриигровые ролики и перевели весь контент на множество языков, включая русский. Помимо основной сюжетной игры и версии с N64, авторы добавили все официальные дополнения, которые по продолжительности не уступают оригинальной кампании.
Еще одним неожиданным подарком стало совершенно новое дополнение от создателей современных Wolfenstein. Разработчики собрали с нуля 28 уровней и связали их сюжетом. Геймдизайнеры пересобрали базовый геймплей Quake 2 и выдали на основе старых технологий современный шутер — множество противников, потрясающая геометрия локаций и крайне завышенная сложность. Уровни получились большими и запутанными. Спасает нововведенный компас-навигатор, избавляющий от многочасового плутания по индастриал-декорациям.
Наконец, кульминация — кроссплатформенный мультиплеер со всеми ранее доступными режимами. В большинстве случаев из ремастеров вырезают сетевые функции (The Last Of Us, Red Dead Redemption), но Quake 2 без «дезматча», как Nintendo без Марио. Разработчики это прекрасно понимали и оптимизировали мультиплеер под все известные платформы. Пройти Quake 2 с геймпадом? Запросто! Программисты добавили колесо выбора оружия и экипировки, включили гироскопическое управление. Сетевой код значительно улучшили, поэтому мультиплеер ощущается свежее. И никаких микротранзакций, боевых пропусков и ненужной мишуры. Чистый геймплей и веселье, которыми славилась серия Quake до выхода Champions.
Но самым настоящим подарком Quake 2 Enhanced станет именно для коллекционеров и фанатов. Разработчики собрали все имеющиеся материалы игры, которые годами пылились в офисе id Software. В ремастер добавили каталог концепт-артов, 3D-моделей, которые можно переключать, рекламные материалы, проморолики, разжеванный сюжет и внутреннюю кухню разработки 90-х. Также Nightdive добавила все известные ранние прототипы, позволив опробовать их своими руками. Никаких костылей и дополнительных манипуляций: вы просто берете презентационную версию Quake 2 и запускаете ее из меню. В наличии даже версия с E3 1997. Не многие студии готовы делиться таким добром.
Самое приятное, что этот клад для фанатов и коллекционеров отдают за 15 долларов (1400 рублей). В то время как небезызвестные студии переносят старые игры на новые консоли без существенных изменений и просят за это 50 баксов, id Software отдает бессмертную классику за копейки. А через полгода ремастер Quake 2 можно будет взять за 1,5 доллара (140 рублей) на распродаже. По крайней мере, с первой частью так и случилось.
Quake 2 Enhanced стоит своих денег и заслуживает внимания. В издании очень много контента, которого хватит надолго. Графику заметно подтянули до стандартов современных ретро-шутеров, мультиплеер теперь работает на официальных серверах и доступен всем и каждому, совершенно новое дополнение в нагрузку — не это ли пример хорошего ремастера важного для индустрии проекта?
Будете проходить Quake 2 Enhanced?
Пройти опрос***
Quake 2 Enhanced — прекрасный ремастер одной из самых главных игр в истории. Nightdive Studios не первый раз радует хорошими портами бессмертной классики. Столько контента за столь низкую цену — настоящий подарок для фанатов и коллекционеров. Если вы не знакомы с Quake 2, то сейчас настало идеальное время проникнуться шутером, который сделал жанр великим. Мы ожидали, что нас ждет уставшая во всех смыслах игра, но на деле это по-прежнему очень крепкий шутер, который дарит ничуть не меньше удовольствия, чем четверть века назад.
Лучше бы карту добавили.
В переизданном Bioshock тоже музей есть в виде отдельной локации.
А последние несколько скриншотов не из RTX версии взяты? Можно вперемешечку, никто не заметит? Особенно на картинки предпросмотра — вообще только так.
Не может. К чему это всё? Карты достаточно. В серии Doom она есть, например. В первых и последних точно есть. В последних карта и "компас" в виде направления целей от первого лица и на карте. И даже есть предметы (в Doom 1-2), объекты или навыки, открывающие всю карту или показывающую расположение предметов (DOOM 16, Eternal). В серии Quake же автокарт не припомню, несмотря на обилие секретных мест в той же второй Quake. Но могли бы сделать обнову вслед за компасом. В самом деле, если "компас" стал уместен, почему автокарту нельзя? Можно ещё лицо игрового персонажа внизу, как в Doom 1-2 и Quake 1 и 3.
Поэтому ваша хохма всё так же неуместна. Даже если бы в других подобных играх автокарт раньше не было. На примере таких авторов видно, что необязательно знать конкретные игры. (Впрочем, те перечисленные игры Doom можно пройти не зная карты. Так же и Quake, не найдя в них секретов. Не то, может быть, знал, что "блуждание по коридорам" далеко не всегда бесполезное. Только "компас" на эти места не указывает.) Главное, обладать некоторой информацией, чтобы состряпать статью даже с левыми скриншотами. Авось, не заметят. И если этот комментарий ещё не удалят, за нападки на автора. На мой взгляд — справедливые.
«Левые» скриншоты? Претензию можно фактами прикрепить? А так получается, словоблудием страдает комментатор. Кадры в конце статьи взяты из базы, где хранятся все имеющиеся скриншоты Quake 2, и они не имеют отношения к прохождению автора. Но справедливости ради, мы заменили на их на скрины из прохождения, чтобы в дальнейшем не возникало вопросов.
Сравнивать Doom и Quake со словами «Ну в думе то карты были, а в Quake нету», это сравнимо с «Ну в Red Dead Redemption есть лошадки, и можно людей связывать, а в GTA 5 неть. Почему в переиздании на PS5 не добавили? Халтура!» — не умно от слова — совсем. Это разные франшизы с иным подходом к геймдизайну.
В фундаменте игрового дизайна оригинального Quake 2 — карты не было. Как раз из-за того, что локации полны секретов и тайных проходов на уникальные локации. В конце 90-х такой подход был полностью оправдан. Игра продавалась за фуллпрайс, и разработчики сделали все возможное, чтобы игрок провел в Quake 2 как можно больше времени. То есть: искал секреты, проходы, лазейки и плутал по локациям в поисках правильного пути.
В современности, когда проекты выстреливают один за одним из пушки, тратить по 20 часов на линейный шутер с поиском ключей и нужной двери готов не каждый геймер. Вот поэтому в игру добавили компас. Если тебе «ЛИЧНО» нужны секреты, то будь добр обшаривай локацию без «Легального» чита в виде карты.
И да, хохма уместна.
Теперь уж нельзя, замечательный автор. Статья с тех пор отредактирована. Не вы ли картинки отредактировали, а теперь мне это бессовестно заявляете? Жаль, я тот вариант не сохранил и доказать тоже нечем.
А что мне ваша база, в которой всё в кучу? Я вот заметил, что последние скриншоты в самом низу страницы были взяты из RTX версии. Вам, видимо, тоже стало это небезразлично, если страницу отредактировали. Или кто её ещё мог отредактировать.
Ладно, как хотите. В плане нахождения секретов на картах принципиальных отличий не нахожу. Так чем же компас уместнее карты? В тексте статьи пишете, что он игру оказуаливает. Отсюда шутеечки про нелепость карты наряду с укрытиями и автолечением. Хоть и тут наполовину ложь. В Quake 2 зачастую есть за чем укрыться. Открытых пространств с кучей врагов там не много. В "последнем шоу" в битве с макроном стоят колонны, за которыми можно укрываться, иначе его вряд-ли можно было победить честным путём без читерства. (Или спецпредметов в инвентаре, но колонны тоже там не просто так стоят. На случай, если их не окажется).
В начале 90-х в Doom, видимо, ошибались. А после в 10-х опять на те же грабли. Так надо понимать.
Знаток современности нашёлся. Так и хочется передразнить. "Может ещё микротранзакции, а вместо секретных уровней платные DLC?" Как хорошо нынче играть или как разработчики с издателями изволят.
Зато с "нелегальным" компасом можно ЛИЧНО по-вашему, или только с благославления разработчиков? А всё потому что он на задания указывает. Это можно.
Кто же из нас насмешек достоин насчёт карты: я, автор или же вовсе разработчики? 🤔
Хотелось бы отдельно напомнить. Карту открывать надо по мере прохождения, в отличие от компаса. Может только местность показывать, но не на сами секреты. Такой вот "легальный чит". 🙂 Надо было с самого начала подробнее рассказать, что я имел в виду такую карту. Может, меньше было бы споров на эту тему.
Я из тех немногих, кто не играл в сюжетные уровни, а целыми ночами рубился в мультиплеер с друзьями в компьютерном клубе. Эх, ностальгия, пришло время и сюжет опробовать. Только я не понял, у меня есть Quake 2 в библиотеке (покупал бандл состоящий из 1,2,3,4 частей) и Quake 2 RTX (бесплатный товар). А Enhanced по поиску в Steam не могу найти...
Если была на аккаунте до момента выхода обновления, то должна быть в наличии за даром. В ином случае покупать/докупать. Хз как это работает в системе стима т.к страница игры, повторяюсь, та же что и раньше просто обновлённая.
В своей библиотеке глянул Ку2. Пишет: нужно 5,2 Гб — для установки, есть ачивки — 13 штук (вроде бы, раньше их не было) Похоже на то, что реально бесплатно апнули оригинал до ремастера. (проверить — скачать не могу. не хватает места)
Круто. Люблю когда так делают. Можно будет поиграть, с ачивками-то. 🤗
новое забытое старое, она и тогда крутой была на то время