Обзор RTX 3070 GAMING X TRIO в составе кастомного ПК

Компания MSI предоставила нам новенькую GeForce RTX 3070 в составе кастомного системного блока с процессором Intel Core i5 10600K и материнской платой MSI MAG Z490 TOMAHAWK. Мы протестировали, на что способна новая видеокарта, а теперь готовы поделиться впечатлениями. Спойлер: 2080 Ti уже не нужна.

Характеристики RTX 3070

RTX 3070 пока самая младшая карточка из новой линейки Ampere. Однако в скором времени должна выйти и RTX 3060, которая, по первым тестам, отстает от 3070 всего на 10%.

  • Наименование: GeForce RTX 3070 GAMING X TRIO
  • Графический процессор: NVIDIA® GeForce RTX 3070
  • Интерфейс: PCI Express® Gen 4
  • Количество ядер: 5888
  • Частота ядра: Boost частота: 1830 МГц
  • Память: 8GB GDDR6
  • Интерфейс памяти: 256-bit
  • Выходы: DisplayPort x 3 (v1.4a) / HDMI 2.1 x1
  • Потребляемая мощность (W): 240W
  • Коннекторы питания: 8-pin x2
  • Рекомендуемый блок питания (W): 650W
  • Размеры карты (ММ): 323 x 140 x 56 мм
  • Вес: 1441г / 2269г
  • DirectX: 12
  • OpenGL: 4.6
  • Подключение дисплеев: 4
  • Поддержка HDCP: Да
  • Поддержка VR: Да
  • G-SYNC: Да
  • Адаптивная вертикальная синхронизация: Да
  • Максимальное цифровое разрешение: 7680x4320

Первое, что стоит отметить про линейку в целом и RTX 3070 в частности — высокое энергопотребление. Если раньше топовой RTX 2080 Ti в паре с каким-нибудь Ryzen 5 хватало и блока питания на 650 Ватт, то теперь это рекомендуемая мощность для RTX 3070. Для старших видеокарт нужно уже минимум 750 Ватт. Так что, похоже, мы опять возвращаемся во времена, когда мощный блок питания — суровая необходимость. Для обычных геймеров это довольно критично. За время господства 10-й серии GeForce во многие бюджетные сборки в целях экономии ставили блоки на 500-600 Вт и этого вполне хватало под 1070Ti или 1080Ti. Теперь же приходится расплачиваться — легкий апгрейд на 4К-гейминг уже не светит. Впрочем, RTX 3070 все же менее требовательна, поэтому все не так плохо. Да и если у вас хороший блок, например на 550 Вт, это не означает, что видеокарта не сможет работать, однако к питанию нужно все же отнестись ответственно.

Второй момент, который касается уже самой RTX 3070 — объем памяти. 8 Гб для 4К может быть недостаточно. Особенно грустно от такого решения NVIDIA становится на фоне полноценных 16 Гб у Radeon 6800. Тем не менее карта все же не позиционируется для 4К/60 FPS, поэтому в претензии это записать, пожалуй, нельзя.

Также стоит отметить, что видеокарта крупная и тяжелая. В комплект даже входит специальный держатель. Играть в футбол корпусом это, разумеется, не позволит, но некоторую поддержку он все же оказывает. В первую очередь — защита от прогиба.

Тестовая система

Системный блок для теста видеокарты был также предоставлен компанией MSI. В основе — процессор Intel Core i5-10600K с системой водяного охлаждения от самой MSI, материнская плата MSI MAG Z490 TOMAHAWK, а также 16 Гб оперативной памяти. Собрано все это в корпусе Gungnir 110R.

Мы также приведем результаты синтетических тестов процессора, чтобы у вас было общее представление о производительности системы. Как обычно, это Cinebench и встроенный бенчмарк CPU-Z. Стоит отметить, что в этот раз мы использовали новую версию теста Cinebench под номером 23. Она появилась совсем недавно и внесла некоторые изменения в методику оценки, поэтому сравнивать результаты с версией R20 нельзя.

Отдельно стоит остановиться на материнской плате MSI MAG Z490 TOMAHAWK. Это материнская плата на топовом чипсете с возможностью разгона. Покупать для неё процессор без индекса К (то есть без возможности разгона) особого смысла не имеет. Для оверклокинга, понятное дело, необходимо серьезное питание. На плате 12 фаз питания процессора. В спецификациях заявлена поддержка топовых процессоров вплоть до i9-10900K.

На плате есть 2 слота под M.2 SSD, оба прикрыты радиатором Shield Frozr, для предотвращения перегрева и троттлинга накопителей. Стоит отметить наличие скоростного USB 3.2 Gen 2x2 20Gbps Type-C. Это в четыре раза выше пропускной способности USB 3.2 Gen 1 (их на плате 4, не считая внутренних коннекторов для вывода на переднюю панель корпуса). Также есть USB 3.2 Gen 2 10Gbps (Type-A), который даже выделен красным цветом.

Из других особенностей важных для геймера стоит сказать про укрепленный слот PCI Express, что явно не помешает в случае такой тяжелой видеокарты, как RTX 3070. Также, если вы серьезно увлекаетесь онлайн-играми или нужна высокая пропускная способность проводной сети, на плате есть порт 2.5G Ethernet.

Встроенный звук тоже на уровне. Мы прослушали композиции в формате FLAC и плеере foobar2000 на профессиональных студийных наушниках. Звук детальный и насыщенный.

TOMAHAWK — полноразмерная ATX-плата в отличие от MSI MAG B550M MORTAR, о которой мы писали в одном из прошлых обзоров. Однако сейчас платы формата microATX практически не уступают «старшим» собратьям как по возможностям разгона, так и по функционалу. Так что выбор здесь зависит исключительно от формата корпуса. Если любите компактные системы — берите microATX и соответствующий корпус. Хотя в нашем случае тоже нельзя сказать, что Gungnir 110R огромный ящик. Все довольно компактно, при том что внутри предостаточно пространства для самых больших видеокарт (до 340 мм) и нормальной вентиляции.

С корпусом идут в комплекте 4 вентилятора 120 мм с RGB-подсветкой. Цвет можно менять моментально: по нажатию кнопки на передней панели. Боковое окно выполнено из закаленного стекла, через которое можно увидеть все ваши компоненты с подсветкой. В нашей системе была установлена водянка, но если планируете ставить на процессор кулер, то места хватит: его максимальная высота — 170 мм. На верхней панели расположен пылевой фильтр на магнитах, который легко снимается и чистится.

Передняя панель закрытая, что может не подойти любителям сквозного продува (для них есть модель MPG GUNGNIR 110M с сетчатой передней панелью). Тем не менее при тестировании температура видеокарты не поднималась выше 70 градусов, что можно считать хорошим результатом. Так что в целом проблем с перегревом быть не должно.

Отдельно стоит сказать и об охлаждении процессора. В тестовой системе — трехсекционная (что хорошо) водянка MSI MAG Core Liquid 360R. По названию видно, что вентиляторы размером 120 мм (120 х 3 = 360). Для разгоняемого i5-10600K такое охлаждение в самый раз, хотя процессор и не самый горячий. Согласно экранному мониторингу в играх температура была в районе 45-50 градусов.

Производительность в игровых тестах

Игровые тесты мы проводили в разрешении 2160p, в некоторых случаях переключаясь еще и на 1440p. Для разрешения Full HD карта избыточна, поэтому его мы не тестировали. Стоит также отметить, что геймплей был записан при помощи NVIDIA ShadowPlay, что несущественно, но все же влияло на производительность.

Температура видеокарты за время тестирования не превышала 70 градусов. Работа системы охлаждения регулируется автоматически или вручную в приложении MSI Dragon Center. В нашем случае был установлен режим Performance Mode.

Watch Dogs Legion. Одна из самых требовательных игр на сегодняшний день. Виртуальный Лондон смотрится в 4К великолепно, от перехода в Full HD картинка становится мыльной и теряет множество деталей. То же самое можно сказать и про рейтрейсинг: без трассировки картинка совершенно обычная, но если включить отражения RTX, то на город смотришь уже по-другому.

Тестовые настройки: DX12, общее качество картинки на «Ультра», тени на «Высокие», чтобы немного снизить нагрузку и потребление памяти, отражения RTX на «Средние», DLSS в режиме «Производительность». При такой конфигурации счетчик показывал значения от 40 до 60 кадров. Результаты встроенного бенчмарка совпадают: средняя частота равна 58 кадрам, 0,1 % — 43, 0,01% — 41. Если при тех же настройках опуститься до 1440p, то результат намного лучше: среднее — 70, 0,1 % — 52, 0,01% — 44. С файлами результатов можно ознакомиться по ссылке.

Assassin's Creed Valhalla. Продолжаем тесты на второй новинке от Ubisoft. Несмотря на то что в «Легионе» есть DLSS и трассировка лучей, «Вальгалла» этими новомодными фишками обделена. Тем не менее игра может нагрузить систему и без правдоподобных теней и отражений. На максимальных настройках мы получили около 40-50 кадров. Если снизить разрешение до 1440p, то игра выдает уже 60-70 кадров.

Resident Evil 2. Не самые требовательные игры вроде ремейка Resident Evil 2 новой карточке буквально на один зуб — даже в 4К. В отличие от Watch Dogs Legion переход в 4К не такой ощутимый. В основном меняется четкость удаленных объектов и надписей, а сами персонажи выглядят хорошо даже в 1080p.

В тесте мы использовали DX12, высокие настройки графики. Единственный момент — текстуры пришлось выставить на «Высокие (4 ГБ)» иначе система жаловалась на нехватку видеопамяти. В таком режиме игра выдавала от 60 до 90 кадров.

Control. По традиции мы протестировали новинку и в Control. Настройки графики и рейтрейсинга максимальные, DLSS включен (разрешение рендеринга 1920х1080), DX12. Счетчик кадров показывал значения от 50 до 60 кадров в секунду. Это весьма неплохо — игра, как известно, тяжелая.

Качество картинки в таком разрешении вполне достойное. DLSS неплохо справляется, особенно в динамике. Стоит отметить, что даже при разрешении рендеринга 1280х720 играть вполне можно, но картинка все же мыльновата. Если подняться до 1080p или 1440p, то изображение становится намного четче, особенно на мелких деталях вроде решеток вентиляции. Но в целом намного больше пользы Control получает именно от рейтрейсинга. И с RTX 3070 его можно выкрутить на полную.

Shadow of the Tomb Raider. В последней части приключений Лары Крофт рейтрейсинг нужен для создания реалистичных теней. Нельзя сказать, что без них картинка становится сильно хуже: скорее всего, в большинстве ситуаций вы даже не заметите разницы. Тем не менее на производительность настройка влияет существенно.

DX12, графические настройки максимальные, DLSS включен, рейтрейсинг — выкручен. При таком пресете игра выдает около 45-50 кадров в самой тяжелой локации — тайном городе Пайтити. Правда, если отключить рейтрейсинг и DLSS, ситуация не улучшается: игра выдает все те же 45-50 кадров. Если включить DLSS, но убрать рейтрейсинг, то производительность вырастает до 60-70 кадров и выше. Худший результат дает RTX ON, DLSS OFF — 30-40 кадров в секунду. Как видим, DLSS значительно улучшает производительность в 4К как без рейтрейсинга, так и с ним.

При 1440p удалось получить 60 FPS с отключенным DLSS и рейтрейсинге на высоких настройках. То есть самый тяжелый режим в 4К при 1440p дался карте играючи.

Mafia: Definitive Edition. Ремейк культовой «Мафии» с графической точки зрения выглядит вполне современно. Это, конечно, далеко не уровень Watch Dogs Legion, но зато игра куда менее требовательная. При максимальных настройках на нашей конфигурации удалось получить стабильные 60 кадров в секунду. Единственный момент: пришлось выставить настройки теней на минимум, а иначе фреймрейт был нестабильный. Эта настройка забирает довольно много кадров, причем даже на минимальном значении картинка не сильно хуже. Как вариант ее можно оставить и на среднем. Спускаться до 1440p в этом тесте смысла особого не было, всё и в 4К работает отлично.

Итоги и награды

Как видим, в тяжелых проектах видеокарта не вытягивает 4К и рейтрейсинг даже с DLSS. Кроме того, объема памяти в 8 ГБ маловато для такого разрешения. Однако в играх попроще 60 кадров в секунду получить все же можно. Совсем иначе дело обстоит с более щадящим разрешением 1440p. Даже самые тяжелые проекты вроде «Легиона» и «Вальгаллы» работают намного лучше, чем в 4К.

Если же монитор у вас Full HD и вы присматриваетесь к 3070, то, возможно, пора задуматься и о переходе в 2К или же о менее производительной и, соответственно, менее дорогой видеокарте. Покупать 3070 только под Full HD будет нерационально.

Награды VGTimes

Поразительно! Новые видеокарты NVIDIA буквально наголову превосходят предыдущее поколение и стоят даже дешевле. Хотя касательно цены пока всё не так однозначно. Официальная рекомендуемая цена на RTX 3070 Founders Edition составляет 45 490 рублей. Но на текущий момент ситуация иная — за MSI RTX 3070 GAMING X TRIO ритейлеры просят около 60 000 рублей. Тем не менее даже за такую цену покупка выгоднее, чем прошлый флагман RTX 2080Ti, который примерно равен по производительности. Если вы планировали апгрейд, то 3070 — отличный вариант.

+5
Комментарии 4