Ну вот и 2019 год закончился, и это — отличный повод рассказать о лучших кинофильмах минувшего сезона. Некоторые из них добрались до нашего проката вовремя. Другие — серьезно задержались. А третьи — не вышли вовсе. В любом случае, будет интересно, ведь кино — одно из самых доступных и демократичных увлечений, которое вообще можно придумать. Устраивайтесь поудобнее. Мы начинаем.
Но, прежде чем перейти к основному блюду, по сложившейся традиции, сделаем небольшую ремарку. В эту подборку не вошли так называемые «аттракционы» — то есть откровенно попкорновые ленты, вроде «Мстители: финал» или «Человек-паук: вдали от дома». Точно так же не ждите здесь девятого эпизода позорной новой трилогии «Звездных войн». Ей-богу, лучше бы она не выходила вовсе. Ну а теперь, когда все карты раскрыты, перейдем к основному блюду.
Детективы бывают разные. Одни рассказывают классическую, «герметичную» историю в духе Агаты Кристи. Другие — ориентируются на американскую традицию середины XX века в целом и неонуар в частности. Но есть такие полицейские истории, чьи авторы плевать хотели на какие-либо устои и правила. Именно к таким творцам относится американский режиссер Райан Джонсон (Rian Johnson).
«Достать ножи» — это детектив в эпоху постмодернизма. В центре истории — смерть 85-летнего автора культовых криминальных романов. Писателя нашли мертвым сразу после празднования его дня рождения. Среди подозреваемых — многочисленная родня старика. А за расследование берется частный сыщик, блестяще сыгранный Дэниэлом Крейгом (Daniel Craig). Собственно, на этом описание истории можно и нужно закончить. Все дело в том, что в своей работе Джонсон рушит практически все стереотипы классической истории-загадки, но делает это так блестяще, что просто не подкопаешься. На выходе — отличный фильм, который хочется пересматривать.
imdb: 8.1
Кинопоиск: 8
В нашем отечестве ленту о жизни Элтона Джона (Elton John) нередко сравнивают с прошлогодним кассовым хитом — «Богемской рапсодией» Брайана Сингера (Bryan Singer). Дескать, оба фильма рассказывают историю о выдающихся музыкантах XX века, а это значит, что они похожи друг на друга. На самом деле, конечно же, действительность несколько иная. «Рокетмен» — это птица совсем иного полета.
Если «Богемская рапсодия», в первую очередь, рассказывала о музыкальной карьере Фредди Меркьюри (Freddie Mercury), то фильм Декстера Флетчера (Dexter Fletcher) — это классический байопик. История экранного Элтона Джона — это сюжет о поиске счастья и лишь потом о музыке, которой, однако, лента пронизана целиком и полностью. И это получилось, пусть и ценой меньшей зрелищности. Ну и, конечно же, вездесущая цензура. Смотреть «Рокетмен» нужно исключительно в полной версии. Именно тогда вам станет ясно, почему от «Богемской рапсодии» критики плюются, а ленту Флетчера — носят на руках.
imdb: 7,4
Кинопоиск: 7
Российский зритель привык видеть Антонио Бандераса (Antonio Banderas) в роли мачо — этакого героя боевиков, что без страха и упрека уничтожает пачками неприятелей. Именно в таком амплуа актер запомнился нашим киноманам. «Отчаянный», «Маска Зорро», «Дети шпионов» и даже Кот в сапогах из второго «Шрека» — лучшее тому подтверждение. Именно потому нет ничего удивительного в том, что новую режиссерскую работу культового испанца Педро Альмодовара (Pedro Almodovar) у нас поняли и приняли далеко не все.
И это на самом деле очень плохо, поскольку в «Боли и славе» Антонио Бандерас, наверное, впервые за свою карьеру предстал в по-настоящему драматической роли. Его герой — стареющий кинорежиссер — рефлексирует, желая превратить собственный кризис в основу для отличного кинофильма. И наблюдать за этим чертовски интересно. Бандерас, которому в этом году исполнилось 59 лет, буквально вжился в образ своего героя. Ему безоговорочно веришь. В итоге вышла отличная авторская драма для тех, кому герои, диалоги и сюжет важнее спецэффектов и экшена.
imdb: 7,7
Кинопоиск: 7,5
Всевозможными переосмыслениями хороров едва ли кого-то получится удивить. Как минимум потому, что в этом мире существуют такие ленты, как «Лестница Иакова», «Пила: игра на выживание», «Хостел» или «Антихрист» с «Мученицами» на пару. Однако «Маяку» Роберта Эггерса (Robert Eggers) все же удается внести некоторое разнообразие в коммерчески насквозь жанр. Во многом потому, конечно, что речь идет о камерной работе, которая своей эстетикой отсылает зрителя к художественным экспериментам первой половины XX века.
Итак, в центре истории двое: старый смотритель маяка в исполнении Уиллема Дефо (Willem Dafoe) и его помощник, которого сыграл Роберт Паттинсон (Robert Pattinson). Вместе этой парочке необходимо провести месяц на богом забытом острове. Старый морской волк понукает новичком и буквально превращает его в раба. Постепенно психологическое здоровье молодого человека начинает давать трещину, и он начинает видеть сущую чертовщину. На этом, собственно, описание истории можно закончить, ведь дальше начинается поле психологического хоррора. И в этом главная фишка фильма. «Маяк» рассказывает очень много, но делает это при помощи аллегорий, иносказаний и прочих художественных приемов. Это не кино для пришедших с работы людей — над фильмом надо думать. При этом, несмотря на некоторый налет арт-хауса, работу Роберта Эггерса стоит посмотреть всем любителям жанра. Хотя бы один раз.
imdb: 8
Кинопоиск: 7,5
Вот мы и подобрались к ленте, которая в мировой прокат вышла осенью прошлого года, но до России добралась спустя двенадцать долгих месяцев. «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка (Florian Henckel von Donnersmarck) — драма, рассказывающая о жизни немецкого художника, его душевных терзаниях и поисках себя в мире, в котором творчество ограничено тисками идеологии и коммерческой выгоды.
Жизнь Курта Барнерта началась в Германии эпохи правления нацистов. Тогда же мальчишка пережил первую личную драму — близкого ему человека забрали в психиатрическую клинику, что в реалиях того режима фактически означало смертный приговор. Потом Курт оказывается в тисках социалистического режима ГДР и в конце концов бежит на Запад. И там… Впрочем, посмотрите ленту сами — она того стоит. Режиссер в привычной для себя манере широкими, но точными мазками описывает жизнь молодого художника. Несмотря на внушительный хронометраж (3 часа) смотрится все это на одном дыхании. Великолепная работа.
imdb: 7,7
Кинопоиск: 8
Много ли вы знаете легенд кинематографа, которые в преклонном возрасте продолжают свою карьеру? Вот, например, Клинту Иствуду (Clint Eastwood) уже 89 лет лет, и он не только не завязывает со съемками, но умудряется еще выступать в качестве режиссера. Самое главное, что это у него получается, и лента «Наркокурьер» — лучшее тому подтверждение.
Сюжет картину крутися вокруг старика, чья жизнь дала трещину. Однажды ему предлагают поработать курьером на мафию. Задача простая: перевозить на машине наркотики, а мотивация привлечь к работе героя фильма — и того проще. Мало какому полицейскому придет в голову, что вот этот мужчина способен на такое преступление. Собственно, вокруг работы главного героя и крутится незамысловатый сюжет фильма. Разумеется, назвать «Наркокурьера» новым словом в жанре не выйдет при всем желании, но Иствуду однозначно удалось снять одну из самых сильных криминальных драм этого года.
imdb: 7
Кинопоиск: 7
Ну и, конечно же, наша редакция не может обойти стороной одну из самых громких премьер этого года. История противостояния двух автоконцернов, рассказанная на примере конкретных людей: изобретателя, блестяще сыгранного Мэттом Деймоном (Matt Damon), и гонщика со скверным характером в исполнении Кристиана Бейла (Christian Bale).
Самое главное, что фильм получился не только о машинах. Тут ситуация примерно как с фильмом «Гонка» 2013 года, который попытался не только показать противостояние двух значимых спортсменов, но раскрыть целую эпоху. В «Ford против Ferrari» ситуация аналогична. Тут тебе и противопоставление корпоративной машины с обычным человеком, и спортивная атмосфера, и дух соперничества. В общем, идеальное кино для тех, кто устал от вечных «Форсажей».
imdb: 8,3
Кинопоиск: 8
И еще один пример кинофильма, который формально вышел в 2018 году, но до российского кино добрался лишь в мае этого года. «Отель Мумбаи: Противостояние» рассказывает о реальной трагедии, которая произошла одиннадцать лет назад. В 2008 году террористы захватили фешенебельный индийский отель. В заложниках оказался не только персонал гостиницы, но и простые люди.
Режиссер ленты Энтони Марас (Anthony Maras) не пошел по пути блокбастеров. Его картина — это, разумеется, не документальное полотно, но и не мифологизированное сражение простых людей с силами тьмы. В «Противостоянии» главное действующее лицо — это саспенс. Фильм держит в напряжении от первого до последнего кадра. Приятный бонус — проработанный психотип героев. Террористы здесь, конечно, абсолютное зло, но у этого зла нет рогов и дым из-за ушей не валит. В свою очередь, работники отеля представлены обычными людьми, которые в меру своих сил пытаются помочь другим людям. «Отель Мумбаи: Противостояние» — это не триллер в типично голливудском понимании жанра. Однако посмотреть эту ленту стоит всем любителям остросюжетного кино.
imdb: 7,6
Кинопоиск: 7,6
Пришла пора погрузиться на социальное дно. Нет, речь не идет о российском арт-хаусе, снятым на черно-белую пленку и повествующую о быте наркоманов и бомжей. «Капернаум» — это основанная на реальных событиях история и рассказывает она о жизни маленьких детей на улицах Бейрута. Спойлер: это действительно страшно.
Вот только страшно не потому, что головы отрубают или еще какие непотребства творят. Просто у этих детей фактически нет ничего — они даже дату своего рождения не знают. «Капернаум» рассказывает о том, как общество превращает самых беззащитных своих членов в будущих маргиналов и преступников. История становится еще отвратительнее, когда понимаешь, что роли здесь исполнили непрофессиональные актеры. Это сближает ленту с широко известным в узких кругах фильмом «Город бога». «Капернаум» — это однозначно один из самых сильных авторских работ этого года. Мощнейшее высказывание, которые равнодушным оставит только законченных циников.
imdb: 8,4
Кинопоиск: 8
Главная проблема «Однажды в… Голливуде» состоит в том, что эта работа Квентина Тарантино (Quentin Tarantino) менее всего напоминает его прежние фильмы. «Где жесткость и отсылки на эксплуатационное кино», — вопрошали одни, пока более въедливые зрители наслаждались получившейся картиной. И ведь наслаждаться действительно есть чем.
Главный герой ленты — это вовсе не вышедший в тираж актер в исполнении Леонардо ДиКаприо (Leonardo Dicaprio), а сама эпоха. В практически трехчасовом полотне Тарантино демонстрирует гротескный образ Америки на сломе времен. Даже вроде как титульный конфликт ленты на поверку сводится к противостоянию «старого» и «нового». Получилось ли у автора «Криминального чтива» и «Бесславных ублюдков» повторить себя прежнего? Едва ли. «Однажды в… Голливуде» совсем другое кино — к счастью, не менее ценное, чем предыдущие работы Тарантино.
imdb: 7,8
Кинопоиск: 7,6
Честно говоря, немного даже странно, что такой фильм как «Арахисовый сокол» сняли именно в США. Причина проста — у работы Тайлера Нильсона (Tyler Nilson) и Майка Шварца (Michael Schwartz) уж слишком нетипичная для массовых комедий завязка — с таким материалом куда чаще работают в Европе, но не в штатах.
В центре сюжета история молодого парня, который хочет стать знаменитым бойцом. Он даже псевдоним себе придумал. Проблема лишь в том, что герой, равно как сыгравший его Зак Готтзаген (Zak Gottsagen), болен синдромом дауна. Однако парень все равно идет к своей мечте, а по пути находит интересных спутников. «Арахисовый сокол» — это добрая трагикомедия, отдающая дань жанру Роуд-Муви. И заодно одна из лучших авторских лент этого года.
imdb: 7,7
Кинопоиск: 7,4
Несколько месяцев назад знаменитый режиссер Мартин Скорсезе (Martin Scorsese) немало удивил своим заявлением о том, что фильмы производства Marvel — это не кино вовсе, а так, ширпотреб. Во времена, когда конфликт Скорсезе с фанатами «Мстителей» был актуален, многие сторонники супергероики пиняли мэтра — дескать, вот наши фильмы собирают кассу, а ты, пердун старый, уже от старости из ума выжил. А потом случился «Ирландец».
Новая криминальная драма режиссера идет более трех часов и рассказывает историю Фрэнка Ширана в исполнении неподражаемого Роберта Де Ниро (Robert De Niro). Когда-то давно этот человек начал работать на мафию киллером. Именно его жизненному пути, в том числе в качестве «маляра» бандитов, и посвящена лента. Впрочем, одним лишь бытописанием фильм не ограничивается.
В своей работе Скорсезе вышел на по-настоящему эпический уровень. «Ирландец» — это кино о эпохе, социуме, людях и их месте в истории. И все это в фирменном стиле культового режиссера, с прекрасным актерским ансамблем в лице уже упомянутого Роберта Де Ниро, Аль Пачино (Al Pacino) и Джо Пеши (Joe Pesci). Разумеется, не обошлось и без недостатков, но в первую очередь, они касаются технической реализации. Все же, наверное, не стоило заигрывать с технологией «омоложения» актеров — слишком она не совершена.
И вот ведь какая штука получается. В начале этого текста мы уже сказали, что в рейтинг лучших фильмов не попадут всякие «Мстители» да «Форсажи». И вот сам факт существования «Ирландца» лишний раз подтверждает правильность нашего решения. Ставить в один отличную работу Скорсезе с жвачкой от Marvel — это все равно, что плюнуть в лицо людям, которые любят настоящее кино, а не жалкое его подобие.
imdb: 8
Кинопоиск: 7,7
Комедия про десятилетнего мальчика, который живет в последние годы существования нацистского режима и «дружит» с Гитлером в своей голове. Какие ассоциации у вас возникают при вот таком пересказе завязки «Кролика Джоджо»? Скорее всего исключительно негативные. Дескать, как можно шутить на ТАКУЮ тему, когда столько фильмов посвящены ужасам Второй мировой войны — от «Списка Шиндлера» до «Пианиста» и «Иди и смотри». А что будет, если мы скажем, что лента Тайка Вайтити (Taika Waititi) — это один из самых гениальных антивоенных памфлетов за все время существования этого жанра? Картинка меняется, не находите?
На самом деле все эти смешные в кавычках сцены из трейлера картины — не более чем попытка обмануть зрителя и затянуть его в кинозал на комедию. В действительности шутит режиссер крайне мало и буквально все гэги нацелены на то, чтобы показать, насколько нелепа и порочна нацистская идеология. В оставшиеся время «Кролик Джоджо» рассказывает о мальчишке, которому не повезло родиться во времена, когда человеческая жизнь не стоила и марки. Главный герой, мальчишка Джоджо, по его собственному признанию, «убежденный нацист». Он мечтает сражаться с врагами за великую Германию и посещает занятие в Гитлерюгенде. Однако все меняется, когда Джоджо узнает, что его собственная мать прячет на чердаке дома еврейскую девочку. Постепенно пропитанное ядом идеологии мировоззрение мальчишки дает трещину. Вот только по-настоящему счастливого финала не случается — несмотря на наличие элементов комедии, режиссер жесток в описании действительности. Виселица посредине немецкого городка соврать не даст.
А что же Гитлер, спросите вы? А ничего! Лидер Третьего рейха выполняет в повествовании ровно две функции: заменяет Джоджо его родного отца и в финале олицетворяет освобождение сознания мальчика от людоедской идеологии. Даже сцен с этим героем, блестящи, кстати, сыгранных режиссером ленты (евреем, к слову), откровенно немного. Комедийные нотки же позволяют «Кролику Джоджо» оставаться легким для восприятия фильмом. И ничего более. Никакой пропаганды понятно каких идей — напротив, полное их уничтожение.
А теперь давайте серьезно. В нашей стране выходит чертова куча всевозможных кинолент — многие из них иначе как отвратительными назвать нельзя. Но при этом по-настоящему сильная антивоенная работа осталась за бортом: ее просто не выпустили, причем не по причине государственной цензуры, а потому, что прокатчики хотели прикрыть известное место и не вызвать скандала. Да, «Кролик Джоджо» — это пример без пяти минут гениальной работы, которая попросту прошла мимо наших кинотеатров и официальных видеосервисов. И это в стране, чьи кинодеятели сняли, а после из всех утюгов продвигали такой шлак, как «Гитлер капут», который одним только фактом своего существования глумится над историей XX века и людьми, обладающими хотя бы зачатками художественного вкуса.
imdb: 8
Кинопоиск: 7,8
В современной российской действительности Юрий Быков — это редкого качества режиссер. Он может снимать с равным успехом как коммерческое кино (сериал «Метод», «Елки 1914»), так и жесткую авторскую драму. Ленты «Майор» и «Дурак» по праву занимают место в золотом пантеоне лучших работ, снятых в России после распада Советского союза. Однако при всех своих очевидных достоинствах, работам Юрия Быкова не благоволит финансовый успех, да и профессиональные критики нет-нет да песочат режиссера за гипербализацию поднимаемых им проблем, при этом отмечая высшими наградами творчество Звягинцева («Нелюбовь», «Левиафан»), который, мягко говоря, творец «сильно не для всех».
Порой доходит до смешного. Например, двойная номинация в нашем сегодняшнем ТОПе обусловлена тем, что одна из работ Быкова — драма «Завод» — попала в российский прокат спустя почти ГОД после премьеры на Международном кинофестивале в Торонто. Камерному «Сторожу», в котором режиссер сыграл главную роль, повезло чуть больше — его российская премьера совпадала с датой создания.
Строго говоря, социальные драмы Юрия Быкова можно объединить в одну квадрологию — просто потому, что все они плюс-минус рассуждают на тему взаимодействия маленького человека и системы. В «Майоре» героем оказывается небольшой винтик этой системы. Герой «Дурака» пытается противостоять ей, а персонаж «Завода», спецназовец по прозвищу Седой, открывает войну системе, которую в фильме олицетворяет нувориш из девяностых и его подручные. Каким боком, казалось бы, в этот список затесался «Сторож»? Да все просто — главный герой этой картины ничем принципиально не отличается от классических быковских типажей. Просто лента эта больше созерцательная — она про самокопание и борьбу с собственными демонами, с прошлым.
И вот потому мы и не можем выбрать одну из двух картин. И «Завод», и «Сторож» — это ленты, которые обязательно надо посмотреть всем, кто любит по-настоящему искусно сделанное авторское кино — по качеству эти фильмы ничем не уступают западным аналогам. Вот только выбрать все равно придется что-то одно, ведь ленты Быкова — это как горькое лекарство. В эмоциональном смысле очень легко схватить передоз и отучиться сопереживать кому-либо на очень долгий срок. Но смотреть надо — хотя бы для того, чтобы уметь держать глаза широко открытыми. В век всеобщего вранья это как никогда необходимо.
Признаться честно, мы долго размышляли, что же именно поместить в этом материале: «Текст» от Клима Шипенко или вот эти два фильма Юрия Быкова. Как вы можете видеть, победа осталась за автором «Дурака». Причина проста: несмотря на всю свою актуальность, «Текст» — это злободневная, но все же слишком «глянцевая», столичная история. Творчество Юрия Быкова более универсально. Режиссера нередко упрекают в том, что он описывает действительность, которой уже не существует. Однако это не так. Достаточно уехать из города-миллионника на сколь-нибудь небольшое расстояние, чтобы увидеть, насколько взгляд Быкова точен.
Завод
imdb: 6,9
Кинопоиск: 7
Сторож
imdb: 6,3
Кинопоиск: 6,5
Ну и закрывает наш ТОП самых самых «Джокер» Тодда Филлипса (Todd Phillips) — цепляющая до глубины души история психопата в исполнении Хоакина Феникса (Joaquin Phoenix). Собственно, многого тут и не скажешь. Впервые со времен «Хранителей» и трилогии о Темном рыцаре Кристофера Нолана (Christopher Nolan) на большой экран вышел фильм, который ценен не только тем фактом, что его действие происходит в суперпопулярной комиксной вселенной, но и потому, что режиссер на экране сумел воплотить серьезное кино — без всяких «но» и «если».
Собственно, Тодду Филлипсу удалось добиться самого главного. Как и в случае с «Темным рыцарем», если убрать из уравнения знакомые имена и фамилии, то «Джокер» не потеряет ровным счетом ничего — во всяком случае, в художественных качествах. При этом не стоит думать, что речь идет о каком-то смелом арт-хаусе — вовсе нет: с точки зрения повествования, это очень просто кино. Вот только в его простоте и заключается сила. Для самых въедливых, привыкших рыть в глубину, режиссер разбросал по повествованию кучу отсылок ко всему на свете. Ну и, конечно же, известный еще по «Таксисту» Скорсезе трюк с подменой реальности вымыслом. Недаром же автор «Джокера» говорил, что вдохновлялся именно этой работой мэтра.
Впрочем, сказать, что фанатам комиксов ловить в «Джокере» будет совсем нечего — это значит соврать. По своему духу работа Филлипса удивительным образом перекликается с эпохой величайших графических романов. Поклонники жанра как минимум обнаружат переклички с «Возвращением Темного рыцаря», да и потенциальный Бэтмен, рожденный в огне социальной революции, — это смелый ход со стороны авторов фильма.
В конечном счете главная заслуга «Джокера» состоит в том, что эта лента сумела вновь подружить массовый кинематограф с авторским кино. Работа Тодда Филлипса с одной стороны, предельно проста, но с другой — открыта для множества интерпретаций. Это удивительный, сильный фильм, который одним фактом своего существования вселяет надежду в то, что Голливуд еще не разучился снимать массовое кино, которое не напоминает аттракцион.
imdb: 8,7
Кинопоиск: 8
***
А какие фильмы считаете лучшими вы? Напишите об этом в комментариях к этому материалу.
Лучший фильм 2019
Пройти опрос