21 игровая консоль, которая так и не увидела свет

Согласно данным инсайдера Джеза Кордена (Jez Corden), Microsoft работает над собственной портативной консолью. Появится ли карманный Xbox в продаже или останется нереализованным планом Фила Спенсера (Phil Spencer) — узнаем уже в ближайшем будущем. А пока предлагаем вспомнить другие консоли, которые разрабатывались, но так и не добрались до полок магазинов. Многие из них сохранились в единичных экземплярах, а на аукционах за них просят десятки тысяч долларов.

Atari Game Brain (1978), Atari 2700 (1981), Atari Cosmos (1981), Atari Mirai (1991) Atari Panther (1992) и Atari Jaguar II (1995)

С 1977 по 1983 год Atari была безусловным лидером игровой индустрии. Её главная консоль под названием Atari 2600 продавалось гораздо лучше ближайших конкурентов в лице Intellivision и ColecoVision. Однако параллельно американская компания разрабатывала и другие устройства.

Например, планировалось выпустить Game Brain, на которой можно было бы запустить различные вариации классической Pong. Но эти игры к концу 70-х успели заметно устареть, поэтому руководство отменило разработку.

Сегодня консоли с ретро-играми выходят и отлично продаются. Яркие примеры — мини-версии NES, Super Nintendo и Sega Genesis. Но в 70-х такой подход бы не сработал

В 1981 готовилась к выходу Atari 2700, которая отличалась от оригинальной консоли наличием беспроводных контроллеров. Для начала 80-х подобное решение казалось инновационным. Однако дистанционные геймпады оказались слишком мощными — они могли взять под контроль приставку, которая находилась в другой квартире или взаимодействовать с другой электроникой, например, устройством управления гаражной дверью. В итоге от их производства решили отказаться.

Беспроводные геймпады стали стандартом игровой индустрии лишь в середине нулевых, когда вышли PlayStation 3, Xbox 360 и Nintendo Wii

В том же году Atari анонсировала портативную Cosmos. Тогда Nintendo только начала выпуск Game & Watch с простеньким сегментированным экраном. А разработчики «Космоса» заявляли о трёхмерном дисплее. На деле эффект 3D достигался при помощи простеньких голографических покрытий. Когда пользователи вычислили обман, они разочаровались в новой портативке. Из-за испорченной репутации консоли было решено не выпускать её на рынок.

Atari Cosmos подвел неправильный пиар. Для начала 80-х эта портативная консоль была инновационной

В 1983 году произошёл Кризис индустрии компьютерных игр. Место лидера консольных гонок заняла Nintendo, а позже к ней присоединилась Sega. К началу 90-х Atari планировала устроить триумфальное возвращение. В частности, велась разработка сразу нескольких домашних консолей. Среди них были Mirai и Panther, о которых известно мало.

Если в 70-х и 80-х Atari добавляла к названием консолей цифры, то в 90-х компания называла свои устройства в честь хищников семейства кошачьих. На рынок успели выйти домашняя Jaguar («Ягуар») и портативная Lynx («Рысь»), велась разработка Panther («Пантеры»)

Мы знаем лишь, что от них решили отказаться в пользу Atari Jaguar. Она действительно вышла, но её продажи были далеки от ожидаемых. К 1995 году планировалось выпустить следующую версию консоли, которую называли Jaguar 2. Однако уже во время разработки стало ясно, что полноценного соперничества с Sony PlayStation и Nintendo 64 не получится. Atari подсчитала убытки за первую половину 90-х и решила окончательно уйти из рынка железа, чтобы сосредоточиться на софте.

Играли на консолях Atari?

Результаты

Ultravision Video Arcade System (1982)

Многие консоли преподносились как мультимедийные центры, которые способны заменить множество других устройств. Например, PlayStation 1 воспринимали как недорогой CD-проигрыватель, а PS2 — как DVD-плеер. Но Video Arcade System была ещё более универсальной. Компания Ultravision планировала выпустить в одной коробке консоль, компьютер и цветной телевизор. Идея любопытная, и она могла бы сработать, если бы не Кризис компьютерных игр, о котором мы уже упоминали выше. После 1983 года вкладывать деньги в интерактивные развлечения казалось рискованной идеей, поэтому работа над Video Arcade System была прекращена.

Konix Multisystem (1989)

Компания Konix известна как производитель контроллеров для консолей и ПК, а также отдельных деталей тренажёров. Во второй половине 80-х её руководство решило создать собственную приставку. Внешне она напоминала приборную панель автомобиля с рулём, а также возможностью установки штурвала и ручек мотоцикла. Предполагалось, что устройство будет заточено под различные симуляторы.

Даже если б Konix Multisystem вышла в продажу, маловероятно, что она пользовалась бы спросом. Её контроллер рассчитан прежде всего на симуляторы различной техники, а это не слишком популярный жанр

Чтобы удешевить производство, решили отказаться от мощного железа и перейти на недорогие 3,5-дюймовые дискеты в качестве носителя информации. Многие разработчики называли недостаток памяти главным минусом Multisystem. Однако проблема оказалась глобальнее. Компания, которая до этого занималась лишь периферией, не смогла организовать производство полноценной консоли. И у Konix закончились деньги в самый неподходящий момент. Сотрудникам перестали выплачивать заработную плату, и единственным выходом из этой ситуации была продажа технологий другим фирмам. В частности, некоторые детали Multisystem легли в основу Atari Jaguar.

Control-Vision или NEMO (1989)

Игры, в которых вместо графики использовалось заранее записанное видео с живыми актёрами, получили популярность в начале 90-х. Но первые попытки выступить в этом направлении предпринимались ещё в конце 80-х. Компания Hasbro планировала использовать в качестве носителей VHS-кассеты.

Было бы интересно посмотреть на динамичную игру, которая запускается с видеокассеты. Скорее всего, задержка между нашим выбором и действием на экране была бы заметной

Однако траты на производство самой консоли оказались огромными. Да и съёмки видео для игр превысили планируемые расходы. Каждая из них обходилась примерно в $3 миллиона. Чтобы окупить вложения, Control-Vision нужно было продавать по цене в $299. Очевидно, что пользователи не готовы платить такие деньги за новую экспериментальную консоль. Поэтому в 1989 году, за два месяца до обещанного выпуска устройства, было объявлено о прекращении работы над ним.

Отметим, что игры для Control-Vision потом были перенесены на компакт-диски и вышли на Sega CD.

Nintendo PlayStation или SNES-CD (1991)

В первой половине 90-х началось активное освоение CD-формата. Компании Sega и Nintendo решили выпустить дисководы для актуальных на тот момент Mega Drive и SNES. Ради этого большая N обратилась к Sony. В итоге к 1991 году была создана отдельная приставка с CD-приводом, которая могла запускать как диски, так и все игры для Super Nintendo на картриджах. Однако между компаниями возникли творческие разногласия. Sony хотела сохранить контроль над программным обеспечением, что противоречило политике Nintendo. И она поспешила заключить новый контракт с Philips. Устранить разногласия корпорации так и не смогли. В итоге Sony довела свои наработки до ума и выпустила собственную консоль под названием PlayStation, а Nintendo 64 вышла без дисковода.

Уже 20 лет Sony и Nintendo выступают как конкуренты. Поэтому сегодня их совместный проект выглядит особенно необычно

SNES-CD так и не появилась в продаже. Между тем, эта консоль существует в физическом виде. В частности, её показывали на Consumer Electronics Show 1991.

Sega Neptune (1994), Sega VR (1994) и Sega Pluto (1997)

Sega, в отличие от Nintendo, смогла выпустить отдельный CD-привод для своей Mega Drive. Но были и другие дополнительные устройства для этой консоли. В 1994 в продаже появилась Sega 32X, которая позволяла запускать новые, более технологичные игры. Среди них встречались порты с аркадных автоматов, такие как Virtua Fighter, After Burner и Space Harrier, а также проекты с ПК, например, Doom.

Параллельно велась разработка Sega Neptune, которая совмещала Sega 32X и Mega Drive в одном корпусе. Однако идею признали неудачной. Из-за маленькой библиотеки игр, слабых графических возможностей и скором выходе пятого поколения консолей в лице Sony PlayStation и Nintendo 64, Sega 32x провалилась в продаже. Поэтому от Neptune отказались в пользу Saturn.

После успешной Mega Drive компания Sega начала экспериментировать с дополнительными устройствами для неё. Расходы на них в сочетании с провалом Saturn вынудили корпорацию уйти с рынка консолей

А ещё в начале 90-х Sega вела разработку собственного VR-шлема, который тоже должен был использоваться как дополнительное устройство для Mega Drive. Но во время тестов выяснилось, что гарнитура вызывает сильные головные боли и укачивание. Было принято решение отказаться от выпуска такого шлема. О том, как выглядели игры для VR тех лет, вы можете узнать, если ознакомитесь с Nintendo Virtual Boy.

Для 90-х Sega VR выглядела как устройство из будущего

С Sega Pluto ситуация более прозаичная. Перед нами Saturn со встроенным модемом NetLink. Из-за провала «Сатурна» от производства улучшенной версии консоли отказались. К тому же, в середине 90-х лишь немногие игры поддерживали сетевой режим.

Какая консоль фирмы Sega была у вас?

(можно выбирать несколько ответов)
Результаты

Action Gamemaster (1994)

Иногда компании, которые занимаются пиратской продукцией, становятся известными на весь мир. Яркий пример — Action Enterprises. На её неофициальных сборниках, таких как Action 52, можно найти десятки проектов сомнительного качества.

В 90-х разработать собственную консоль было гораздо проще, чем сегодня. Многие компании в те времена попробовали выпустить свою приставку или портативку. Но успеха добилась только Sony

К середине 90-х компания объявила, что выпустит собственную портативку. Она должна была запускать картриджи от NES, SNES и Sega Genesis. Но Action Enterprises явно не рассчитала свои силы, и разработка собственной консоли привела её к банкротству. Впрочем, даже если бы они довели проект до конца, им гарантированно пришлось бы иметь дело с юристами Sega и Nintendo.

Bandai Home Entertainment Terminal (1993)

В 1993 году на Tokyo Toy Show была показана портативная Home Entertainment Terminal от японской компании Bandai. Она должна была запускать картриджи Super Nintendo, воспроизводить музыкальные диски и выходить в интернет. Но после демонстрации о консоли никто ничего не слышал. Причины отмены разработки остались тайной.

Hasbro Toaster (1995)

В середине 90-х активно экспериментировали с виртуальной реальностью. Например, Toaster должен был предложить пользователям не только игры, но и просмотр видео через VR-шлем. Компания-производитель Hasbro успела запатентовать свою технологию и заключить контракты с несколькими издателями. Однако после 1996-го Toaster исчезла из информационного поля.

Panasonic M2 (1997) и Panasonic Jungle (2011)

Panasonic 3DO вышла в 1993 году и была самой мощной консолью на тот момент времени. Но её стоимость в $599 отпугивала потенциальных покупателей. Именно цену называют главной причиной провала этой приставки. К тому же, у неё была скромная библиотека доступных игр, особенно на фоне конкурентов.

В 1995 году на E3 был показан наследник 3DO — Panasonic M2. Однако японская компания не решалась выпустить устройство на рынок. Было очевидно, что конкурировать с PlayStation новая консоль просто не сможет. В результате технологии M2 были проданы сторонним фирмам. Они использовались в самых разных устройствах, от аркадных автоматов Konami до кофемашин, устройств для презентаций и даже электронных табло.

Как правило, консоли, которые ориентированы на конкретный игровой жанр, либо проваливаются в продажах, либо вовсе не добираются до полок магазинов

Впрочем, в начале 2010-х Panasonic планировала вернуться на консольный рынок. Именно тогда была анонсирована Jungle, портативка, которая ориентирована на MMORPG. В стартовой линейке должны были появиться Stellar Dawn, RuneScape и Battlestar Galactica Online. Правда, уже в апреле 2011 года разработка была свёрнута. Причины очевидны: в феврале вышла Nintendo 3DS, а на декабрь назначили старт продаж PlayStation Vita. Как и в случае с M2, Panasonic вновь не повезло с конкурентами.

Ericsson Red Jade (2001)

Если у вас есть картинка Ericsson Red Jade в хорошем качестве, пришлите её нам, мы заменим в статье

В 2001 году шведская компания Ericsson начала заниматься мобильными телефонами. Именно тогда была анонсирована Red Jade. Эта консоль сочетала функции смартфона, MP3-плеера и GPS-навигатора. Она могла похвастаться отличной графикой и возможностью выхода в интернет. Для начала нулевых звучит претенциозно. Ближайшие конкуренты в лице Nokia N-Gage и PlayStation Portable выйдут лишь спустя несколько лет, а актуальный на тот момент Game Boy Advance казался слишком простым на фоне Red Jade. Увы, в том же 2001-м Ericsson не рассчитала свои силы и начала сокращать производство, чтобы минимизировать убытки. Многие проекты, включая эту портативку, были отменены.

Phantom (2004) от Infinium Labs

На современных консолях PlayStation 5 Digital и Xbox Series S отсутствует дисковод. Предполагается, что пользователи будут приобретать игры исключительно в онлайн-магазинах. Подобный подход применялся во время разработки Phantom, мини-ПК от компании Infinium Labs, который должен был выйти 20 лет назад. Ставка делалась на мощное железо, которое заметно опережало актуальные на тот момент PS2 и оригинальную Xbox. В разработку «Фантома» было вложено больше $60 миллионов, но даже этих денег оказалось недостаточно. В итоге производство свернули.

Game Park XGP (2006)

В 2002 году южнокорейская компания Game Park выпустила портативную консоль GP32. Правда, полноценную конкуренцию актуальной на тот момент Game Boy Advance она составить не смогла. Проблема оказалась даже не в самом устройстве, а в сложностях поставки в страны Америки и Европы. Между тем, в 2006-м была анонсирована преемница GP32 под названием XGP. Объявили, что она получит три варианта — стандартный, уменьшенный и детский. Но уже в 2007 году Game Park признала себя банкротом, а все её наработки так и остались нереализованными.

***

Какую из перечисленных консолей вы хотели бы увидеть в реальности? Делитесь мнениями в комментариях!

+1
Комментарии 4