Есть ли будущее у портативных карманных консолей?

В данной статье мы рассмотрим, есть ли будущее у портативных карманных консолей, вроде PS Vita или Nintendo 3DS. Кто знает, возможно, пришло время попрощаться с этими некогда крайне перспективными устройствами?

Игры, деньги, две консоли

В далеком 2011 году игровая индустрия была на взводе — Sony и Nintendo выпустили свои портативные консоли и готовились к схватке за лидерство в области переносимых игровых устройств. Например, Nintendo 3DS выглядела как гаджет, максимально приспособленный для геймеров и олицетворяла направленную эволюцию серии DS. Новая консоль предлагала высококачественную графику, более традиционное управление, расширенные сетевые функции, а также была способна демонстрировать стереоскопическое 3D без необходимости покупать очки. Разработчики выстраивались в очередь один за другим, и спешили раструбить о своей поддержке 3DS — каждый хотел урвать кусок пирога, поскольку Nintendo DS разошлась тиражом 154 миллиона экземпляров.

Чуть позже неё на рынок портативных консолей вернулась Sony со свей PlayStation Vita (которая до сих пор в узких кругах называется NGP (next-gen portable)). Она была не только умным устройством, ее техническая начинка позволяла крутить игры с качественной графикой, которая была практически идентична ранним эксклюзивам для PlayStation 3. Вдобавок PS Vita имела пару аналоговых стиков, качественный тачскрин, гироскопы и расширенные сетевые функции. В 2011 году казалось, что NGP является отличной портативной игровой системой из тех, что были когда-либо разработаны.

На рынке должен был остаться только один

Цена на обе консоли была установлена в 250 $, и всем стало понятно, что это будет смертельная битва. Многие аналитики считали, что нас ждет мощная война на рынке карманных консолей и она будет сильнее, чем соревнование Nintendo DS против Sony PSP, после которой DS удалось занять господствующее положение, а PSP отступила на задний план.

Игры, деньги, две мертвые консоли

Прошлого четыре года. PlayStation Vita мертва, по крайней мере, Sony даже не решилась объявить цифры продаж (последние аналитические данные говорят о 10,5 миллионах проданных по всему миру экземпляров). Основная поддержка консоли прекращена и Sony официально объявила об этом. PS Vita не получила поддержку со стороны западных разработчиков, а на родном японском рынке ее не поддерживали небольшие студии со своими оригинальными проектами.

Ситуация с 3DS в первом приближении выглядит заметно лучше. По всему миру было продано 52 миллиона экземпляров, у консоли большая библиотека игр, в которой есть также проекты ААА-класса. Если же начать рассматривать ситуацию в деталях, то станет понятно, что она также провалилась. Несмотря на огромную поддержку со стороны Nintendo, западные разработчики не обратили никакого внимания на 3DS и полностью ее проигнорировали. На японском рынке поддержка со стороны разработчиков была скудной, а старые партнеры в лице крупных разработчиков застряли на своих проектах для PlayStation 3. Разработчики инди-игр также проигнорировали 3DS во многом из-за ее сложной архитектуры и системы работы с памятью.

Однако проблемы этой консоли не кончались. На фронте продаж 3DS была сплошным разочарованием, поскольку темп реализации был крайне медленным. Более того, 3DS стала самой медленно продаваемой портативной консолью за всю историю Nintendo. Она расходилась хуже Gameboy Advance, заметно хуже Nintendo DS, и отставала по динамике даже от PSP. Сейчас очевидно, что 3DS никогда не достигнет той цифры проданных экземпляров, которые планировала для неё Nintendo и может достичь цифры 60 миллионов, однако это полный крах на фоне 154 миллионов экземпляров DS.

Вместо обещанной войны мы получили гробовое молчание

На текущий момент можно констатировать, что Nintendo, похоже, негласно отказалась от поддержки 3DS, поскольку во время Е3 2015 не анонсировала ни одной крупной игры. Вероятно, это вызвано желанием Nintendo представить свою новую консоль NX и стартовую линейку игр для нее. В ближайшее время 3DS получит один порт старой игры от Wii, который не будет полноценным, а также пару давно заявленных портов Bravely Second и Fire Emblem Fates. Однако очевидно, что 3DS как платформа умерла и это далеко не тот результат, на который рассчитывала Nintendo.

Что могло произойти?

В предыдущий цикл было продано, суммарно, 235 миллионов экземпляров портативных консолей, это почти столько же, сколько стандартных консолей. Только вдумайтесь в эту цифру! А за последние четыре года у нас есть две мертвые портативные консоли с жалким суммарным тиражом продаж 63 миллиона.

Вопрос в том, как это произошло и можно ли констатировать, что смартфоны и планшеты уничтожили будущее сегмента портативных консолей.

Это хороший вопрос. Конечно, появление смартфонов и планшетов оказало свое негативное влияние, но это был далеко не единственный фактор. В пользу возможности сосуществования этих устройств говорит тот факт, что DS и PSP сосуществовали с iOS и Android-смартфонами в течение пяти лет, и почти все эти годы были для них лучшими на рынке.

Причина провала Nintendo 3DS и PlayStation Vita кроется в самих платформодержателях, которые не уделили проблемам достаточного внимания и слишком долго возились над каждым шагом. В 2011 году не было ни одной причины, из-за которой 3DS или Vita могли показать такие плохие результаты, однако Nintendo и Sony отлично саботировали собственные продукты и сделали все от них зависящее, чтобы не раскрыть имеющийся потенциал.

Эту ситуацию можно назвать идеальным штормом, поскольку каждый перечисленный ниже факт является незначительным, но все вместе они выдали такой негативный вал, который не удалось остановить. И хотя 3DS и PS Vita представляли как замену для невероятно успешных DS и PSP, одного этого задела было крайне недостаточно.

Разбор полетов

Проще всего указать на причины провала PS Vita, с нее и начнем. Она была идеальным карманным устройством, с большой производительностью, а все ее возможности отлично продемонстрировали несколько очень инновационных игр. Ее оптимальная цена, а также поддержка разработчиков, казалось-бы, гарантировала успех. И вот наступает момент, когда свеженькие экземпляры консоли заполнили собой полки магазинов.

Что делает Sony? Ничего она не делает, корпорация просто бросила PS Vita умирать. Да, прямо там, на полках магазинов. Она не озаботилась поддержкой устройства со стороны независимых разработчиков, которые, вдобавок, были разочарованы провалом PSP и переориентировались на производство игр для мобильных устройств. Кроме того, некоторые знаковые франшизы, вроде Monster Hunter, были проданы Nintendo. В итоге такие популярные серии, как Tactics Ogre, Final Fantasy, Metal Gear Solid, Kingdom Hearts, Grand Theft Auto, Burnout, Need for Speed ни разу не появились на PS Vita, причем Nintendo пользовалась этой ситуации, чтобы перетянуть разработчиков этих игр на свою сторону и предлагала им кое-какую поддержку.

Vita казалась интересным решением

Sony же решила сама тянуть разработку и поддержку PS Vita. При этом она совершенно не опиралась на успехи PSP. Мы не получили новые Ratchet & Clank, Patapon, LocoRoco и сиквелы других интересных проектов. Sony не занималась продвижением консоли среди японских разработчиков и на японском рынке, надеясь на запад. А ведь именно благодаря собственному рынку PSP была некоторое время невероятно популярна.

Позиционирование PS Vita как мощного гаджета и вовсе сыграло с компанией злую шутку — она увлеклась «большими» играми, вроде Assassin's Creed 3: Liberation, Call of Duty: Black Ops Declassified, Uncharted: Golden Abyss, Gravity Rush, Tearaway, Killzone: Mercenary и LittleBigPlanet Portable.

Ubisoft в дальнейшем сняла статус эксклюзивности с Liberation

В это же время западные разработчики, памятуя о провале PSP, не были заинтересованы в разработке качественных эксклюзивов, да и опыта в работе с портативными консолями у них было очень мало, так что сроки разработки выходили большими и денег тратилось много. Конечный результат также был неудовлетворительным, фанаты больших франшиз были разочарованы, а издатели прекращали работать с платформой.

Проекты самой Sony для PS Vita были откровенно неудачными и некачественными. Корпорация отдала практически все из них в руки небольших малоизвестных студий, которые обычно занимаются аутсорсом и компонентами больших игр, а не собственной разработкой. В итоге каждая новая игра для PS Vita имела баги и разнообразные проблемы. Достаточно вспомнить Resistance: Burning Skies, Sly 3, Jak and Daxter Trilogy, да и Uncharted: Golden Abyss можно добавить в этот список.

Кроме того, Sony совершенно не занималась маркетингом и продвижением и те редкие удачные игры, вроде Tearaway, Gravity Rush или Killzone: Mercenary не покупались просто потому что никто не знал о них. Для корпорации вообще было характерно говорить о PS Vita на больших конференциях, а потом забывать о ней на год. Также Sony отказалась или забыла о развитии идеи связки PS Vita и PS3, хотя она рекламировалась как очень важная функция, крайне подходящая для игр.

Интересная и оригинальная Tearaway прошла мимо многих игроков

Маркетинг, пожалуй, является самой большой проблемой PS Vita, когда она вышла без всякой раскрутки, никто не знал, что это за устройство, для каких оно игр и чего от него стоит ждать. Так что понятно, почему консоль рухнула в рознице. Когда стало понятно, что PS Vita идет ко дну как «Титаник», Sony была рада сжечь мосты и полностью дистанцироваться от Vita, уделяя ей все меньше времени на конференциях и в трейлерах.

В итоге можно заключить, что на момент выхода PlayStation Vita в руководстве Sony приняли за аксиому, что рынок портативных консолей умирает и нечего им заниматься. Только так можно понять такое отношение к собственному детищу.

В это время у Марио

Тем временем дела у Nintendo шли похожим образом. С 3DS был полный хаос и беспорядок с момента начала продаж и до недавнего времени. В руководстве Nintendo поняли, что рынок изменился, однако это самое руководство настолько консервативно, что оно решило не реагировать на изменения. Компенсировать возможные проблемы решили при помощи обширных маркетинговых кампаний. Именно поэтому Nintendo запустила в продажу 3DS под светом софитов и вспышек фотоаппаратов.

Довольно быстро стало понятно, что это устройство не стоит 250 $ и цена явно завышена, тем более что на момент релиза консоль не могла похвастаться толковыми играми. Ее функционал многие покупатели сочли раздутым. Появились требования выкинуть ненужное, лишь бы сама консоль работала быстрее. Стремительный рост сетевых технологий Nintendo также проигнорировала и это вылилось в неприемлемые по меркам 2011-2012 года проблемы с сетевой частью и интернетом.

Излишне высокая цена, минимум технологий и куча разных проблем. Такой предстала новая консоль перед публикой. И все это под блеск фотоаппаратов

К чести Nintendo, она довольно быстро начала решать возникающие вопросы — цена на 3DS уменьшилась до 170 $ уже к июлю и в это же время заработала цифровая дистрибуция Nintendo. Поддержку консоли оказали Super Mario 3D Land и Mario Kart 7. На какое-то время этого хватило и продажи устройства взлетели. Однако, несмотря на все усилия Nintendo, а также релиз таких проектов как Etrian Odyssey 3, Monster Hunter 3, Animal Crossing: New Leaf, Fire Emblem: Awakening, Pokemon X and Y, Shin Megami Tensei 4 и The Legend of Zelda: A Link Between Worlds в течение 2013 года, удержать этот пик не удалось.

Почему? Ответ будет логичен — 3DS получала игры, которые были успешны во времена Gameboy и DS, однако теперь они имели сотни вариаций на смартфонах и планшетах, а стоили всего 1 $. Как вы понимаете, у устройства стоимостью больше 150 $ с играми за 40 $ не было ни малейшего шанса.

Зачем покупать 3DS с «Тетрисом», когда намного более совершенный в плане дизайна и технической начинки iPhone имеет Angry Birds? Для чего тратить вообще деньги на 3DS, когда можно отдать детям свой старый смартфон или планшет с кучей куда более интересных и визуально совершенных игр?!

Кроме того, руководство Nintendo проигнорировало тот факт, что Gameboy и DS были популярны за счет, с одной стороны, молодых игроков, с другой стороны, за счет намного более взрослых и требовательных игроков, любивших хардкорные проекты. Из-за этого 3DS не получала те игры, которые были привлекательным обладателям DS.

Добавьте к этому сложную архитектуру и быстро ставшую архаичной систему цифровой дистрибуции. Для инди-разработчиков динамично развивающиеся и реализующие самые современные технологии iOS и Android стали намного более интересными платформами, работать с которыми было намного проще и удобнее. Nintendo совершенно упустила из виду поддержку инди-разработчиков, которые быстро наполнили AppStore и Google Play своими проектами, а распространенность мобильных гаджетов была на порядок больше, чем у 3DS.

Увидев это, руководство Nintendo сделало из портативной 3DS полноценную консоль, начав выпускать для нее полновесные проекты из серий Kirby, Donkey Kong, Mario Kart, Smash Bros., Zelda, Fire Emblem, Star Fox, Super Mario, Animal Crossing, Xenoblade и другие. Именно поэтому 3DS для фанатов вендора смогла стать очень важной консолью, без которой их взаимодействие с японским издателем не могло быть полным. И это сыграло самую важную роль.

Люди могли потратить всего 150 $ и получить полноценную консоль Nintendo

Было приложено немало усилий, чтобы сторонние разработчики заинтересовались этой консолью, в результате чего для 3DS вышли такие игры, как Monster Hunter, Bravely Default, Street Fighter, Kingdom Hearts, Metal Gear Solid. Именно благодаря этому ее тираж составил заметные 52 миллиона экземпляров, что эквивалентно NES, SNES, N64, и продолжает расти.

Более того, 3DS оказалась настолько хорошей игровой системой, что между ней и Wii U возникла внутренняя конкуренция, что сильно повлияло на продажи последней. В этой ситуации Nintendo вдвойне не повезло — потенциал 3DS был быстро раскрыт, ее продажи стали падать, а Wii U по-прежнему никто не покупал.

Поняв, что будущее Nintendo лежит не в архитектуре, а в чем-то другом, а также увидев падение продаж и снижение уровня заинтересованности со стороны других разработчиков, Nintendo уменьшила темпы поддержки 3DS. Новые игры и обновления для нее стали выходить все реже, а на текущий момент некоторые ее элементы не обновлялись несколько лет. Последнее обновление прошивки датировано полугодичной давностью. Свой «потолок» консоль достигла еще в прошлом году и на текущий момент вполне заслуженно является мертвой.

Вместо заключения

3DS и PS Vita стали жертвами быстро меняющегося рынка, а также показали неспособность Nintendo и Sony оперативно реагировать на изменяющиеся условия. Более того, обе компании не проявили должного внимания к этим устройствам и, объективно говоря, бросили тех покупателей, кто приобрел данные персональные консоли. А ведь могли и побороться за них — усилить поддержку, маркетинг, рекламу, переработать бизнес-модель.

Увы, большие боссы давно решили, что лучше заняться мобильным бизнесом, тем более это актуально для Sony, которая является одним из ведущих производителей технологических гаджетов и, хотя ее доля уменьшается, она еще цепляется за кусок рынка смартфонов, фаблетов и планшетов, однако Nintendo тоже анонсирует свои первые исключительно мобильные игры.

Пришло время совсем других «портативных консолей»

Пожалуй, однозначно сказать, что эра портативных игровых консолей закончилась нельзя. Дело в том, что смартфоны и планшеты часто создаются без какой-либо конкретной цели, как модель на фото выше, и в итоге уступают по всем параметрам более специализированной технике.

Многие вменяемые геймеры до сих пор не понимают, как можно использовать тачскрин для игры в экшены или шутеры, в то время как мощная портативная консоль с традиционными элементами управления позволит это удобно делать. Такую логику нельзя оспорить, поскольку это действительно так. Вероятно, именно на это рассчитывает Nintendo готовя консоль NX, анонс которой должен состоятся в следующем году.

С другой стороны, смарфтоны и планшеты вполне годятся для замены аркадных и логических игр, вроде тетриса или сборки блоков, шахмат или пятнашек. Поэтому платформодержатели в будущем должны будут найти ту нишу, которая позволит им привлечь внимание аудитории не просто качественной графикой, но и игровым процессом, удовольствие от которого можно получить при помощи стандартных элементов управления, а не тачскрина. И таких игр должно быть достаточно много, чтобы популярность устройства не падала.

+6
Комментарии 10