Обзор Dolmen. Souls-like с лавкрафтовскими идеями, который заставит Миядзаки напрячься

Пару дней назад вышла Dolmen. Это футуристичный souls-like, действие которого разворачивается на жуткой планете, — при этом вызов герою бросают вычурные твари, переполненное мясом окружение явно вдохновлено Лавкрафтом (H.P. Lovecraft), а сюжет полон таинственности и безумия. Но достаточно ли этого, чтобы развлечь игроков? Я оценил новинку и спешу поделиться впечатлениями!

Обзоры souls-like

  1. Обзор Elden Ring. Главный кандидат на титул игры года
  2. Обзор Bloodborne — обитель тёмных душ
  3. Обзор Dark Souls 3: The Ringed City — путь туда, где закончится Эпоха Огня
  4. Обзор The Surge — первая достойная подражательница Dark Souls?
  5. Обзор Remnant: From the Ashes — кооперативная история
  6. Обзор Sekiro: Shadows Die Twice — тот случай, когда сначала «подгорает», а потом орешь от удовольствия
  7. Обзор Nioh: Complete Edition — бездушный клон Dark Souls или самобытная игра?
  8. Обзор Lords of the Fallen — утомленная медлительность
  9. Обзор Mortal Shell. Достойный Souls-like или посредственный клон?

Что такое Dolmen?

За разработку Dolmen отвечала бразильская студия Massive Work Studio. Любопытно, что изначально игру планировали выпустить примерно в 2019 году — именно тогда проект активно обсуждали, а стримеры с удовольствием проходили демо. Увы, авторам не хватило опыта и бюджета, чтобы выполнить работу в срок. В итоге процесс затянулся, а игра могла сгинуть в пучине производственного ада.

К счастью, издатель Prime Matter, который поддержал в том числе клёвую Encased от российских разработчиков, согласился дотащить Dolmen до релиза. Но стоило ли?

Что ж, в Dolmen есть свежие идеи, которые помогают взглянуть на жанр souls-like под новым углом, да и геймплей получился бодрым. Однако слабая графика и унылый левелдизайн не позволяют новинке на равных тягаться с конкурентами — и это ещё не главная проблема.

Такому мечу позавидовал бы даже Клауд из Final Fantasy 7

Увы, после релиза выдающейся Elden Ring всем создателям похожих игр, включая самого Миядзаки (Hidetaka Miyazaki), стоит напрячься. Дело в том, что на фоне главного хита 2022 года, все грядущие проекты по умолчанию будут смотреться блекло. Dolmen не так плоха, однако трудно объяснить, зачем проходить её, когда есть Elden Ring.

Любите жанр souls-like?

Результаты

Сюжет

В далёком будущем люди научились гонять по космосу, колонизировать планеты и даже подружились с инопланетянами. Увы, вселенная слишком огромна и зачастую недружелюбна — к примеру, на важную шахтёрскую планету недавно напало нечто ужасное, а связь с работягами прервалась. Теперь герою предстоит разобраться, что там произошло, и заодно спасти мир.

Вводных данных мало. На шахтах добывали уникальный кристалл дольмен, с помощью которого можно открыть портал между мирами. Увы, однажды из портала выпрыгнули ужасные монстры.

Впрочем, есть и другие загадки. Когда герой высаживался на планету, что-то изменило курс и отправило его подальше от эпицентра событий. К тому же местность переполнена коконами, стены заросли мясом, а величественные холлы обезображены чем-то неведомым и огромным. В общем, всё в стиле Лавкрафта.

В целом, разбираться, что произошло на шахтах интересно. В основном авторы следуют традициям жанра и раскрывают сюжет через редкие записи в терминалах, но о более дорогостоящих приёмах тоже не забывают. К примеру, временами разработчики показывают прикольные кат-сцены, где персонажи не тратят время на болтовню, а эпично бьются.

Проблема в том, что сценаристам не удалось придумать по-настоящему интересный мир. Если погружаться в лор гениальной Bloodborne было увлекательно, то в Dolmen происходят весьма стандартные для фантастики и романов Лавкрафта события. Геймеры вряд ли будут спорить о подноготной какого-то босса или устройстве футуристичного общества.

Впрочем, в неплохой The Surge сюжет тоже был простым, но это не помешало игре найти свою аудиторию — всё благодаря геймплейным фишкам. Увы, к игровому процессу в Dolmen тоже есть вопросы.

Геймплей

Если оценивать фундаментальные механики, Dolmen мало чем отличается от других souls-like. Герой исследует локации, бьётся с опасными противниками, зарабатывает «души» и ищет заменяющие «костры» маячки. По традиции после гибели есть лишь один шанс вернуть утерянное добро, посещение маячка воскрешает врагов, а прокачка повышает урон, выносливость и прочие параметры.

Впрочем, Massive Work Studio придумала пару свежих механик. Если возможность одновременно таскать клинок и полноценную пушку, которая легко выносит рядовых врагов, не нова для жанра, то подход к шкале энергии оригинален. По сути речь о банальной мане, но работает она иначе.

Дело в том, что у героя нет ни хилок, ни патронов — всё это заменяет энергия. Хотите залечить раны? Расходуйте энергию. Планируете расстрелять противника? Сами догадываетесь, какая шкала уменьшится. К тоже же герой может перейти в режим берсерка и мочить врагов стихийным уроном — каждый удар тратит бесценный ресурс.

Любопытно, что после атак стихиями и выстрелов из стандартного оружия энергия постепенно восстанавливается, а вот после лечения — нет. Если потратите ресурс на HP, не сможете стрелять часто, как раньше. Восстановить энергию удастся только у маячков или с помощью восполняемого запаса аккумуляторов, которых постоянно не хватает.

Ещё одна фишка Dolmen в механике крафта. Во время забегов герой собирает материалы, из которых удастся создать крутую экипировку: оружие, пушку, шлем, нагрудник и так далее. Всё это добро можно прокачивать и усиливать.

Любопытно, что каждая шмотка влияет не только на характеристики, но и на специализацию персонажа. Экипировка способна превратить героя в человека, ревийца или работягу: у каждого направления свои бонусы, и открываются они, если натянуть хотя бы три вещицы одного типа.

Три очка в шкале ревийца позволят восстанавливать HP после каждого удара в ближнем бою. Ветка человека делает аккумуляторы на 50 процентов эффективнее. Работяги при лечении получают больше здоровья.

В каждой ветке по три подобных бонуса, но открыть сразу всё не выйдет — придётся думать, какие бонусы больше подходят вашему стилю, и в какую броню стоит нарядить героя. Впрочем, высокоуровневая экипировка одновременно прокачивает несколько специализаций, но до неё ещё дорасти нужно.

В целом, это все оригинальные идеи, которые придумали разработчики. Фишки любопытные, но их недостаточно, чтобы сделать Dolmen уникальной souls-like.

Стоит отметить, что базовый геймплей всё равно прикольный. Герой изучает мувсет противников, парирует удары, уклоняется от неблокируемых атак, следит за выносливостью и ищет подходящий момент для атаки. Заниматься этим приятно: управление отзывчивое, а противники в меру сильные, чтобы напрягать, но не бесить.

А вот над боссами авторам стоило поработать получше. Могучие гады по традиции меняют фазы, но их мувсет всё равно недостаточно обширный, чтобы озадачить игрока. Если в Elden Ring даже двадцати попыток не всегда хватает, чтобы понять, как завалить босса, то в Dolmen враг становится открытой книгой максимум на втором заходе. Первые боссфайты и вовсе без напряга проходятся с первой попытки.

Впрочем, главная проблема Dolmen — левелдизайн. Большую часть времени бродить придётся по унылым футуристичным коридорам, складам и пещерам. Любоваться в этих местах нечем, да и сам подход к построению уровней ужасен. Авторы пытались создать запутанные локации со множеством дверей и шорткатов, но герой то и дело смотрит на однотипные помещения. В итоге заблудиться слишком легко.

Миядзаки мог позволить себе создавать запутанные локации: исследовать развилки викторианского Ярнама, где каждый закоулок чем-то примечателен, приятно. А вот бродить по стандартным пещерам, где нет вообще ничего интересного, — раздражающий опыт.

Если бы разработчикам удалось нарисовать живописные и запоминающиеся уровни, из Dolmen вышел бы прикольный souls-like. В новинке приятно драться, контролировать энергию, прокачивать специализацию и заниматься прочими активностями. Однако левелдизайн превращает игру в проходняк.

Графика, системные требования и саунд

Выглядит Dolmen неважно. Качество текстур и освещение кажется устаревшим, а художникам не хватило таланта, чтобы компенсировать недостатки. В итоге любоваться в новинке решительно нечем — даже индустриальный стиль The Surge был симпатичнее.

Зато системные требования сносные. Чтобы запустить Dolmen, хватит простого PC с видеокартой GTX 860, 8 Гб оперативной памяти и процессором Intel Core i5.

Я проходил новинку на ноутбуке с видюхой GTX 1650 Ti, 16 Гб оперативки и процессором AMD Ryzen 5-3550H. Этого хватило, чтобы задрать настройки до максимальных и получить FPS не ниже 60. Любопытно, что просадки встречались исключительно в начале первой локации — дальше количество кадров в секунду не падало.

С саундом тоже всё средне. Фоновые мелодии не запоминаются, враги нелепо кряхтят, а голос персонажа не напоминает отважного воина, который готов рвать тварей на кусочки.

***

Если бы Dolmen вышла в 2019 году, смогла бы найти свою аудиторию — пусть и скромную. Увы, игра вышла после Elden Ring: в итоге отыскать аргументы, чтобы тратить время на творение Massive Work Studio, непросто. Впрочем, остальные souls-like — в том числе от самого Миядзаки — тоже скоро столкнутся с подобной проблемой. Уж больно выдающимся получилось приключение Погасшего.

Как вам Dolmen?

Результаты
0
Сюжет
7.0
Управление
7.0
Звук и музыка
6.0
Мультиплеер
6.0
Локализация
7.0
Геймплей
7.0
Графика
5.0
6.4 / 10
Если вы прошли Elden Ring, Bloodborne, все части Dark Souls и множество других примечательных souls-like, можете обратить на Dolmen внимание. Всем остальным лучше пройти мимо.
Плюсы
— Неплохая боёвка;
— Любопытная система энергии;
— Интересный крафт.
Минусы
— Ужасный левелдизайн;
— У боссов слишком скромный мувсет;
— Устаревшая графика.
Комментарии 6