Неожиданный провал продвинутой нейросети в битве с техникой 70-х удивил ИТ-сообщество. Роберт Карузо (Robert Jr. Caruso) устроил шахматный матч между новейшим ChatGPT 4o (OpenAI) и игрой Atari Chess, запущенной через эмулятор легендарной консоли Atari 2600. Результат оказался унизительным для современного ИИ: алгоритм с полувековой историей, работающий на 8-битном процессоре MOS 6507 с частотой всего 1,19 МГц, уверенно победил ChatGPT на самом низком уровне сложности.
После первых поражений ChatGPT пожаловался на «непонятные» символы фигур в старом интерфейсе. Карузо заменил их на стандартные шахматные — улучшений не последовало. Нейросеть делала ходы, которые опытный игрок назвал бы абсурдными, не видя очевидных угроз даже на 1-2 хода вперед. ИИ несколько раз «признавал поражение» в тексте, но продолжал делать ходы, словно не понимая окончательности сдачи. В разгар игры ChatGPT также мог предложить «перейти на современную шахматную платформу», явно не осознавая комизма ситуации — его уже обыгрывала платформа из прошлого века.
Почему так вышло? Эксперты поясняют принципиальную разницу подходов. Алгоритм Atari работает на простой, но железной логике перебора возможных ходов (хоть и всего на 1-2 шага вглубь). Это четкий алгоритм. Ходы ChatGPT построены на статистике и вероятности. Он пытается «предсказывать» правдоподобные ходы, опираясь на огромные массивы текстовых данных о шахматах, но не способен к глубокому, последовательному алгоритмическому расчету позиции как таковому. Для него это не вычисление, а генерация текста о возможном ходе.
История наглядно показала, что даже самые продвинутые нейросети — не универсальный «искусственный интеллект». Они могут блистать в одних задачах (творчество, общение) и беспомощно проигрывать в других, где требуется строгая, пошаговая логика без статистических приближений. Поражение от 8-битного «ветерана» — яркий урок ограничений современных ИИ и напоминание, что их мышление радикально отличается от человеческого или классического алгоритмического.
Го шахматы 1 на 1🙃.
ChatGPT — это Large Language Model (LLM) и ее основная цель:
- понимать и генерировать естественный язык;
-поддерживать беседу на любую тему;
-помогать людям решать задачи в тексте, коде, письмах, идеях, рассуждениях и даже эмоциях.
Если Atari это модуль(шахматист), то почему его не встроили в ChatGPT??? Ответ: это не основная цель разработчиков ChatGPT.
Это то же самое, что вы приходите к психологу, лингвисту, повару, физику, и начинаете возмущаться, почему он так плохо играет в шахматы.
"Почему этот глубокий, чувствующий, рассуждающий человек — психолог или физик — проигрывает шахматному боту с 2 строчками кода?" — А он и не тренировался, вот и все...
"Почему поэт не выиграл у калькулятора в умножении?"
ChatGPT не имеет такого жестко вычислительного модуля. Вместо этого вы просто можете сами подключить этот модуль шахматов через API + разработчики специально не внедряют его, ибо человек будет полагатся на ChatGPT во всем.
Там, где нужна высокая математическая точность, должен существовать специальный алгоритмический модуль, который будет все точно просчитывать, а результаты уже анализировать ИИ. Это безопасней.
Это как ОС с приложениями. И разрабы специально не внедряют все эти модули, чтобы не увеличивать размер модели и сложность деплоймента, а сделать фокус на универсальности.