В России «самый мужской фильм» «Барби» (Barbie) в кинотеатре на данный момент не посмотреть, но мы все же решили обсудить ленту, вокруг которой столько шума на Западе. О сильных и слабых сторонах комедии, в которой кукле Барби достаются все звёзды мира, и несчастном второплановом Кене — прямо сейчас.
Внимание: в обзоре есть небольшие спойлеры.
Куклы «Барби» вот уже 65 лет производит американская компания Mattel, разросшаяся до корпорации. Она не особо следовала трендам, считая их больше угрозой для устоявшейся бизнес-модели. Однако затянувшееся падение продаж и бурный рост киносерий потребовал от руководства полностью сменить курс в угоду феминизма и современной повестки. Отсюда резкое появление на полках магазинов барби самых разных форм, размеров и рас.
Фильм Barbie — продолжение новой стратегии. Лента буквально соткана из восхваления женщин. Победивший матриархат, безопасная среда, идеальное общество и образ жизни, вечеринки каждый вечер, гламурная жизнь без грязной посуды и подгузников, сильные и независимые дамы, самостоятельные красотки, способные добиться чего угодно, стать кем угодно, делать всё, что захочется и так далее...
Корпорация прекрасно понимает, кто ей несет денежки, так что в Barbie почти в каждый диалог заложено что-то из идей суфражисток. Любая сцена содержит в себе в той или иной мере идеи феминизма, а к финалу картины заготовлен месседж про тяжелую женскую долю. Барби не могут быть счастливыми, иначе зрительницы просто не смогут им сопереживать.
Судя по успеху ленты на Западе, Warner Bros. и Mattel могут запускать конвейер из сиквелов, приквелов и спин-оффов Barbie на большом экране или в формате сериалов, которые дополнительно подтолкнут продажи игрушек. При этом компания выглядит почти святой в глазах сообщества.
Вымышленный «Барбигеймер» запустил тренд на несовместимые кроссоверы. С кем еще может быть удачно совмещена «Барби»?
Пройти опросБарби-персонажи весь фильм кричат, как они помогают женщинам и ломают патриархальные стереотипы, при этом постановщики не чураются эксплуатировать наиболее известные. Барбилэнд — мир, в котором живут Барби, — почти целиком состоит из розового, а когда персонаж Марго Роби (Margo Robie) оказывается в реальности, то ультрарозовый проявляется на её одежде или аксессуарах.
Идеальный женский мир не мог обойтись без великого многообразия костюмов и вариантов одежды — герои меняют наряды каждые несколько минут, и ни один из них больше не повторяется. И если мужские костюмы в кадре выглядят слегка неряшливо, то женские идеально подогнаны под фигуры актрис и их образы, под тот или иной момент фильма.
Сама лента снята очень красочно — доминирование света и ярких цветов, феерия колоритных и экспрессивных декораций, сверкание бриллиантов и отражений в зеркалах, белоснежные улыбки, мигающие пятна диско-шара. Плюс в любой произвольный момент времени в кадр врывается поток конфетти и другие блестяшки, нарисованные в CGI.
Помимо визуального и эстетического наслаждения, лента радует свою аудиторию и музыкально. В коллаборации с известными певицами Леди Гагой, Ники Минаж и Дуа Липой (Lady Gaga, Nicki Minaj, Dua Lipa) записан ряд треков, под которые персонажи пускаются в пляс. Сложность подобной работы в том, что нужно сочетать не только слова и такт музыки, но и хореографию героев с общим смыслом песни и сцены.
Больше всего позабавило, как Райан Гослинг (Ryan Gosling), сыгравший Кена, исполняет попсовую песенку I'm Just Ken. Там есть такие слова: «Я просто Кен, у меня хорошо получается делать свои дела».
На этапе рекламной кампании дуэт Марго Робби и Райана Гослинга критиковали. Мол, актеры слишком возрастные для этих ролей, лучше бы взяли молодых. Это справедливо лишь отчасти — гримеры легко превратили звезд в подобие кукол, скрыв их реальный возраст. Разумеется, уровень актерской игры Робби и Гослинга достаточен, чтобы без труда воплотить на экране дурачков из виртуальной реальности, в лучшем случае — подростков, пытающихся найти себя.
Робби отыгрывает образ «идеальной куклы-стереотипной блондинки», а позже сталкивается с реальным миром, который заставляет её плакать. Позже она переживает экзистенциальный кризис, но находит в себе силы продолжить борьбу с патриархатом. Гослинг и вовсе изображает манекена, а к финалу раскрывает хрупкую и ранимую душу персонажа, который крутой только на словах. Возможно, звучит не так интересно, как выглядит на экране — собственно, ведущая пара своей актерской игрой и вытягивает фильм.
Будучи комедией, сценарий Barbie не мог обойтись без постоянных шуток (есть смешные) по поводу и без, а также неплохих комичных эпизодов. Но не ждите чего-то сверхъестественного от здешней истории и диалогов (хоть в западной прессе их и расхвалили). Barbie — это простая ремесленная работа по заказу, лишенная высокого творчества. Сюжет прост, диалоги незамысловаты, а общая смысловая конструкция не бросает вызовов интеллекту смотрящего.
Не устать от просмотра помогает только всё вместе — игра актеров, шутки, постановка сцен, танцы, хореография, операторская работа. В этом сильные стороны произведения режиссёра Греты Гервиг (Greta Gerwig) и съемочного коллектива.
В центре внимания упомянутая фем-повестка. И все бы ничего, но для её продвижения авторы как будто нарочно используют неподходящие и вычурные методы. Скажем, пытаясь показать «нежелательное мужское внимание», они выпускают Марго Роби в купальнике в реальный мир. Естественно, стереотипная «Барби» получает целый воз и маленькую тележку внимания, что подается как нечто плохое.
Или, например, упрек в «недостижимых идеалах женской красоты». У него давно нет адресата. Персонально для себя любой мужчина понимает, какая женщина ему под стать, но вряд ли будет превращать свою подругу в идеал.
И так со всем — внимательный зритель наверняка удивится, как слабо авторы представляют женские проблемы и акцентируют внимание на ерунде. Сама Грета Гервиг то ли действует в рамках доктрины ложного выбора, когда любой план действий (в нашем случае — изменить мужской взгляд на проблемы женщин) обречен на неудачу из-за фатального изъяна внутри; либо просто не заинтересована в глубине работы. Уж простите за столь многоступенчатую мысль.
Скажем, в одной из сцен «сильная и независимая» феминистка высказывает Барби, что та «отбросила феминизм на 50 лет назад». Этим Гервинг прямо показывает, что прогрессивной публике никогда не бывает достаточно (чего-либо) — и еще через 50 лет для многих нынешняя супер-прогрессивная Барби окажется недостаточно прогрессивной.
Фильм в РФ не покажут до осени. Из обзора вам удалось понять, о чем лента?
Пройти опросБольшая проблема фильма — воплощение женского коллективно-бессознательного представления о мужчинах, их поведении и взаимодействии друг с другом.
Мужчины в Barbie — совершенно беспомощные в обычной жизни, потерянные тупицы, нуждающиеся в указаниях мудрых женщин, а иначе передерутся и описают всё вокруг. При этом сами они себя считают безумно важными и полезными для общества. На самом же деле легко управляемы со стороны, и только патриархальные ограничения мешают им реветь в подушку.
Тут можно возразить, что режиссер намеренно помещает мужчин на место «бесправных женщин» — в матриархальный мир Barbie, в котором Кены всегда пятые справа в третьем ряду — тем самым показывая, как «хорошо» живется в таких условиях. Но видеть такое нарочитое упрощение просто неприятно.
В апогее своего высмеивания маскулинности авторы «Барби» стебут фильм «Троя» (Troy), знаменитый момент сражения Ахиллеса (Брэд Питт (Brad Pitt)) и Гектора (Эрик Бана (Eric Bana)). Местный Ахиллес-Гослинг сталкивается с Гектором в исполнении Симу Лю (Simu Liu), подкатив к «берегам Малибу» на триреме из мыльниц, а сражение сводится к перебрасыванию надувного пляжного инвентаря, стрел с присосками и примирительному танцу. Полистайте слайдер, чтобы оценить разницу:
Гослинга в это время наряжают в эдакого альфа-мачо, для которого очень важно иметь все сопутствующие образу атрибуты: меховую шубку-накидку, золотые часы, большой внедорожник, стильные очки (аж две штуки) и поклонниц. В общем, скверно.
***
«Барби» — типичный фильм-середнячок, шумиха вокруг которого искусственно раздута масштабной маркетинговой кампанией. Звезды в главных ролях, топовые певицы записывают песни, коллаборации с 30 брендами, одобряемая социальная повестка и мегатонны рекламы. Если вас все это не смущает, можно будет посмотреть. Впрочем, если пропустите, вообще ничего не потеряете.
На наш взгляд в битве «Оппенгеймер» vs «Барби» победитель очевиден.
Лучше добавить авторов фильма в списки лгбт пропагандистов