«Оппенгеймер» (Oppenheimer) Кристофера Нолана (Christopher Nolan) совсем не про то, о чем говорили в трейлерах или обещали в интервью. Но тогда про что же? Об этом и расскажем прямо сейчас. А ещё обсудим, почему вы ничего не потеряете, если пропустите это, без сомнения, потрясающе снятое кино с лихо закрученным сюжетом.
Стоит сразу сказать: фильм не перегружен физикой и другими штуками для очень умных людей, какими-то экспериментами или чем-то еще сложным и непонятным. Зрителю поверхностно объясняют, как сто лет назад наука пыталась разгадать структуру атома и возможность его расщепления, а уже через 30-40 минут вся эта квантовая физика и прочая инженерия уходят на второй план.
Кино о бомбе? Нет. Бомбу показали еще в трейлерах — и это всё её экранное время в фильме. Об организационном гении при её создании и людях, участвовавших в проекте? Ничего подобного, огромный государственный проект уложили в схему мелом на доске.
Сейчас даже на любительском уровне на Youtube сам Манхэттенский проект, испытание Тринити, разработку атомных и водородных бомб разбирают гораздо лучше, чем за три часа в голливудском кино. Если хотите понять весь грандиозный масштаб событий тех лет, не тратьте на «Оппенгеймер» время.
Надо отдать должное режиссеру в моменте с атомной бомбой — это просто реквизит, а не объект культа, как можно видеть на плакатах мира Fallout:
Любите, когда физика входит в игру?
Пройти опросТогда о чем фильм? «Оппенгеймер» — это целиком и полностью личная драма физика Роберта Оппенгеймера (Robert Oppenheimer), ставшего пророком атомного века, на большом экране. Еще в первые месяцы работы над Манхэттенским проектом он быстро осознал, что силы, которые он и его команда покорят в ближайшие годы, полностью изменят мироустройство, и уже сейчас нужно бороться за будущий мир во всем мире.
По мере того, как бомба обретает финальные черты, Роберт все отчетливее представляет себе ужасающие последствия применения такого оружия — километровый столб огня, моментально обуглившиеся тела, сползающая с черепов кожа, страшные ожоги и тотальные разрушения. Либо лучевая болезнь, из-за которой пережившие взрыв позавидуют мертвым.
Нолан умело подчеркивает этот момент. Коллеги Роберта крайне воодушевлены успешным испытанием и ударами по Японии, солдаты и офицеры празднуют скорое завершение Второй мировой, подбрасывают Роберта в воздух, а президент приглашает в Овальный кабинет. Его портрет на обложке Time. И никто не осознает, что человечество получило инструмент, чтобы уничтожить себя целиком.
Сам Оппенгеймер в шоке от проделанной работы, он раз за разом переживает один и тот же жуткий флешбэк. Кроме того, именно он вдохновил всех, верил в успех проекта, произносил речи, мотивирующие на, как выясняется, «коллективное самоубийство». Теперь же сильно переживает, что бомбы, загруженные на внезапно появившиеся ракеты, будут выпущены не отдающими себе отчет в последствиях безответственными, но очень амбициозными политиками.
В последнее время в Голливуде мода на популяризацию науки, на слом стереотипов про «безумных ученых», «яйцеголовых» и «очкастых заучек», с которыми «нормальным мужикам» и поговорить не о чем. «Оппенгеймер», пожалуй, квинтэссенция этого подхода.
Через образ Оппенгеймера режиссер доходчиво объясняет, что только образованные люди двигают цивилизацию вперед, и это вовсе не зарывшиеся в учебники заучки, а настоящие интеллектуалы, эрудированные и всесторонне развитые личности. При этом они любят и ненавидят, страдают и радуются, подвержены тем же порокам и проблемам.
Одна из самых эффектных сцен фильма, настоящая находка Нолана, показана уже в первой трети. Роберта допрашивают на спецкомитете, подозревая в госизмене. Допрашивающий в весьма грубой форме выясняет детали отношений Роберта с любовницей. Для допрашивающего подобная связь — просто еще одна возможность обмена информацией с коммунистами. Своими расспросами он буквально выставляет Роберта голым. В то же время для Оппенгеймера — это личная трагедия и неразделенная любовь, с потерей которой он не может смириться. А присутствующая на том же допросе жена Роберта представляет только саму измену. В общем, поставлено настолько эффектно, что одну и ту же ситуацию зритель видит с совершенно разных сторон.
Примерный порядок допроса из абзаца выше по открытым кадрам:
Помимо личной, была и более важная для общества политическая жизнь. И здесь Оппенгеймер предстает настоящим бунтарем, занявшим противоположную позицию американскому ура-патриотизму после Второй мировой. Видных ученых не устроило желание политиков уничтожать целые народы новым оружием, они принялись убеждать население остановить начинающуюся гонку вооружений. Добивались установления контроля за распространением ядерных технологий — как в США, так и по всему миру.
Именно здесь развивается третья сюжетная линия картины — противостояние Оппенгеймера и американского правительства, подозрения в госизмене и предательстве. И это главная проблема фильма — «Оппенгеймер» сосредоточен на внутренних проблемах в политике и общественной жизни США в период Второй мировой войны и сразу после неё. К примеру, что рядовой житель СНГ знает о политических репрессиях маккартизма? А о коммунистической партии США и об устроенных ФБР гонениях на её членов в 30-40-е годы? Чем политика президента Трумэна отличается от политики Рузвельта, а также кто из них принял решение применить атомную бомбу? Почему наличие партбилета было черной меткой?..
Сюжет постоянно опирается на всё это и многое другое из жизни США тех лет, следовательно, авторы рассчитывали, что зритель разбирается в контексте. Несведущим же сценаристы буквально парой слов намекают, в чем дело, но глубинный смысл борьбы внутри американского истеблишмента теряется начисто. Более того, с позиции «не американца» после просмотра возникает вопрос — «а зачем мне столько американских дел»? Серьезно, если выкинуть внутреннюю повестку, фильм мог быть короче на час.
Роберта Оппенгеймера сыграл Киллиан Мерфи (Cillian Murphy) — и это, пожалуй, его лучшая роль на данный момент. Актер умело передал не только образ и внешность знаменитого физика, меняющихся на протяжении нескольких десятилетий, но и стиль речи, повадки и даже мимику. Чтобы подчеркнуть, насколько важную роль как организатор и идейный вдохновитель играл Оппенгеймер, почти весь хронометраж Мерфи в кадре — либо крупным планом, либо в качестве одного из участников сцены.
Эпизодические роли в фильме получили такие актеры первой величины как Эмили Блант (Emily Blunt), Мэтт Деймонд (Matthew Damon) и Роберт Дауни-младший (Robert Downey). Благодаря усилиям гримеров, узнать известных звезд затруднительно, но и сами актеры поработали отлично, сумев выйти из привычных образов крутых парней.
Ещё один прием, ставший привычным в работах Нолана, — мощное звуковое сопровождение. В «Оппенгеймере» автор усовершенствовал его, создавая напряжение не только крупными планами, музыкой, эмоциями на лицах актеров, но и CGI-эффектами — попытками визуализировать ход мыслей Оппенгеймера, будь то квантовый мир, умирающая звезда, человечество или атомный взрыв. Места для съемок взяли практически натурные — и потрясающие пейзажи еще одна сильная сторона ленты:
Что для вас важно в биографическом кино?
Пройти опрос«Оппенгеймер» рассчитан на самую разную аудиторию: Кристоферу Нолану пришлось следовать голливудским канонам и создавать конфликты, нагнетать драму, менять добро и зло местами, строить любовный треугольник — разными приемами не давать зрителю уснуть. А ведь фильм идет три часа! В итоге можно сказать, что режиссерские задумки удались.
Мужскую аудиторию привлекут умные и рукастые ученые в кадре, противостояние человека и власти. Женскую — драма личной жизни Оппенгеймера и его сложные отношения с любимыми женщинами. А на что-то большее не рассчитывайте. Нолан не увлекается радиофобией. Атомная бомба выглядит необходимым злом, а бомбардировка Хиросимы и Нагасаки — шагом к скорейшему завершению Второй мировой. Не обошлось и без обсуждения ударов по Москве:
Посмотрев фильм, можно сделать еще один важный вывод, не относящийся к сюжету напрямую. Нолан очень четко показывает, что Манхэттенскому проекту нужен был именно такой директор — целеустремленный и эрудированный, чтобы довести дело до конца, но достаточно мудрый, чтобы притормаживать и давать время людям, принимающим решения, осознать, с чем они имеют дело. Оппенгеймер (как и Курчатов в СССР) пропагандирует идею мирного атома и дешевой энергии АЭС — и именно сюда направляются основные материальные и человеческие ресурсы. Будь на его месте типаж а-ля «кровожадный мясник» или «служивый садист» (к чему в фильме тоже есть отсылки), то целые регионы планеты превратились бы в радиоактивный пепел. Ломать, как говорится, не строить.
***
«Оппенгеймер» — не фантастический блокбастер вроде фильмов «Начало» (Inception) или «Интерстеллар» (Interstellar), смотреть его, что называется, с колес не стоит. Здешний атомный взрыв уступает по зрелищности тому же «Терминатору» (The Terminator) тридцатилетней давности. Вместо этого нужно быть готовым к мелодраме с несчастливым концом; и хоть немного подготовиться к просмотру — освежить в памяти исторические события, почитать про биографию Роберта Оппенгеймера. Тогда кино зайдет.
Вероятно, эта история слишком велика по масштабу для полнометра, даже трёхчасового. Нолан попытался захавать кусок, который не смог не то что проглотить, но и даже разжевать. Надёргал всего понемногу, но цельную картинку сложить не превозмог. По сути, весь сюжет строится чисто вокруг того, кто же подставил кролика Роджера стуканул на Оппенгеймера, рядом трутся его связи с бабами и коммунистами, Манхэттенский проект тонет на заднем фоне, а весь ужас немирного атома вообще на дне, подобно тому скелету на стуле из мема. И всё бы ничего, если бы трейлеры не нашёптывали, что будет ровно наоборот. "Мы дадим им силу, чтобы уничтожить себя!" Ух, круто звучало, не спорю, жаль, кино совсем не про это. Я знаю, что "ваши ожидания — ваши проблемы", но мои лично ожидания были обмануты рекламными материалами. Хотя, в наше время дать себя обмануть рекламой — достойно скорее насмешки, чем сожаления. Vae misero mihi, чего уж там.
И, кстати, соглашусь, что это американское кино для американцев, но у меня есть, помимо упомянутых причин так считать, ещё одна, дополнительная. Дело в том, что история с атомными бомбардировками в нём изрядно рафинирована. Да, Оппенгеймер морально страдает от того, что создал оружие, убившее сотни тысяч человек, большинство из которых были гражданскими, но мысль, что так было надо, чтобы поскорее закончить войну и сохранить жизни американские парней, превалирует над терзаниями. Так же, как в фильме Трумэн даёт Оппенгеймеру платочек и говорит: "Это не вы убили тех людей. Я сделал это", так и Нолан протягивает платочек зрителю и говорит: "Да, США сбросили те бомбы, но так было надо". К сожалению, тема именно борьбы Оппенгеймера за мирный атом и контроль над ядерными вооружениями совершенно не раскрыта, она у Нолана просто не влезла.
В конечном итоге из-за этого фильм не несёт посыла, который ожидаешь от картины об отце ядерной бомбы. Возможно, будь он на полчаса длиннее, история получилась бы более полной, внятной и завершённой, а, возможно, что и двух часов бы не хватило. В любом случае, имеем то, что имеем. И это имеющееся мне, увы, пришлось не по нраву.
Только сейчас понял, что не тот фильм просмотрел 🤨 хотя там по описанию было от этого режиссёра и название такое же.. значит то что ранее о нем говорил, возвращаю назад свои слова, буду ознакамливаться ) А интерстеллар смотрел ? Что о нем можешь сказать? Этот фильм от этого же режиссёра
"Интерстеллар" классный, с нормальным сюжетом, научно-фантастическими приколами, крутыми сценами и великолепным музыкальным сопровождением от Ханса Циммера. Один из самых топовых фильмов из тех, что я смотрел.
Ну, я бы не рассчитывал, что в американском кино начнут оспаривать целесообразность атомных бомбардировок. За такое и по башке дать могут и денег отсыпать. В остальном согласен, тема недораскрыта или не влезла. Я вообще не понял идею с персонажем Роберта Дауни, на его месте должен был быть какой-нибудь сторонник применения атомного оружия.
Меня вот что интересует. Если фильм снимали принципиально без использования CGI, то каким образом сделали сцену со взрывом? И почему моя тетя из Хиросимы так давно не звонит?
Я бы назвал фильм найди кого играет Роберт Дауни младший)