Мнение колумниста может не совпадать с мнением редакции.
Когда разговор заходит о превосходстве одной платформы над другой, в качестве аргументов в пользу PC российские геймеры упоминают наличие пиратства. Дескать, нет ничего зазорного в том, чтобы скачать игру, а не купить. Конечно же, это не так. Пиратство — зло. Однако есть ли случаи, когда скачивать формально незаконный контент оправданно? Увы, но на этот вопрос есть положительный ответ. Вот об этом мы сейчас и поговорим.
Выдохните! К несчастью для любителей всевозможных торрент-помоек, речь в тексте не пойдет о видеоиграх. Причина проста, как таблица умножения: рынок компьютерных развлечений в мировом масштабе слишком узок, чтобы находить хоть какие-нибудь оправдания банальному воровству и жадности. Давайте смотреть правде в глаза: лишь единицы людей скачивают из Интернета действительно старые игры, которые в цифровом виде невозможно приобрести официально — большая часть любителей халявы, как тот волк, смотрит в сторону раздач новинок, а их в большинстве своем можно приобрести совершенно легально. Да, за деньги, причем иногда немалые, но высокая цена официально продаваемого продукта не может служить оправданием — захотите, распродажи дождетесь, благо они случаются не так уж и редко.
И совсем другое дело, когда речь заходит о видеопродукции — кинофильмах и сериалах. В особенности, если мы говорим о кино и сериалах старше двадцати лет, которые «при жизни» не сумели выхватить у злодейки-судьбы культовый статус и так и не были выпущены официально на VHS или DVD, оставаясь «архивной» классикой российских телеканалов, демонстрируемой раз в полгода глубокой ночью в перерыве между очередным отечественным «шедевром» и повторным выпуском новостей.
Есть также целый пласт фильмов, которые официально в России никто не прокатывал — даже цифровые сервисы, которых сегодня наплодилось столько, что впору хвататься за голову. Попробуйте найти в каталоге IVI или какого-нибудь Okko «Кролика Джоджо» или третью и четвертую часть датского цикла «Мистериум» — вас постигнет неудача. И таких примеров на самом деле множество. Наш видеорынок — это настолько вещь в себе, что зачастую единственной возможностью посмотреть интересующий фильм становится поход на сомнительные площадки, для знакомства с которыми нередко приходится поднимать VPN.
Сериалы — еще одна грань, пройти мимо которой не получится при всем желании. И ладно, когда речь идет о телеканалах или сервисах, которые официально представлены в России: продукцией HBO, например, можно без проблем насладиться, просто подписавшись на «Амедиатеку», а Netflix с некоторых пор повернулся лицом к отечественному пользователю и все чаще включает в свои релизы хотя бы русские субтитры. Однако и это капля в море. Хотите увидеть продолжение любимого шоу? У вас два варианта: либо ждать, когда какой-нибудь канал купит права и переведет долгожданный сезон на великий и могучий, либо идти к пиратам, которые и многоголоску предоставят (ничем не хуже официальной, а зачастую даже лучше), и ни копейки не возьмут за скачивание.
Получается замкнутый круг: вроде бы, и хочется купить легально фильм/сериал, но и сделать легально это не получается. Просто потому, что отечественный Blu-Ray-рынок фактически сдох, а цифровые сервисы не спешат добавлять к себе в каталоги немало хороших фильмов. Просто попробуйте отыскать оригинальную версию легендарного «Механика» 1972 года — максимум, что найдется, это говноремейк 2010 года. Или вот великолепная британская драма «Мальчик А» с Эндрю Гарфилдом (Andrew Garfield) в главной роли. Или неплохой триллер «Охотник на людей» — первая экранизация популярного романа «Красный дракон». Все это невозможно здесь и сейчас купить легально в цифровом виде на русском языке. Равно как почти невозможно посмотреть новинки европейского проката в год их выхода в европейских же кинотеатрах. И это мы еще молчим про коллекционеров авторских переводов и многоголосок.
Все это — реальный фактор, оправдывающий бесплатное скачивание фильмов и сериалов. Хотите, чтобы люди перешли на полностью легальный продукт? Ну тогда вкладывайте деньги, пополняйте каталоги и следите за их актуальностью. В противном случае настоящим киноманам так и придется сидеть на всевозможных не совсем легальных ресурсах. Заметьте, ни слова про дороговизну релизов — отдать 200 или даже 500 рублей за цифровую копию с несколькими языками на борту и субтитрами не жалко. Было бы куда отдавать.
***
А вот с играми ситуация прямо противоположна. Почти все, что угодно, доступно здесь и сейчас по зачастую абсолютно бросовым ценам. Схожа ситуация и с музыкой — в российских и западных каталогах можно найти почти что угодно легально изданное у нас или в Европе/США. Жаль, что того же самого нельзя сказать о важнейшем из искусств.
Ага, как же. Большая часть переводов — любительские