Сериал «Асока» (Ahsoka) — последний в линейке ранее анонсированных проектов по «Звёздным войнам» (Star Wars), который мы успели посмотреть до забастовок сценаристов и актёров. Следующие картины придётся ждать ещё несколько лет. После сонных приключений пенсионера под названием «Книга Бобы Фетта» (The Book of Boba Fett), феминистического третьего сезона «Мандалорца» (The Mandalorian), разочаровывающего «Оби-Вана Кеноби» (Obi-Wan Kenobi) и гениального, но спорного «Андора» (Andor) никто из фанатов не ждал от «Асоки» чего-то выдающегося, но напрасно. Режиссёр и сценарист Дэйв Филони (Dave Filoni) вновь доказал, что сейчас лишь он может управиться с масштабной вселенной. Почему «Асока» обязательна к просмотру для всех любителей творения Джорджа Лукаса (George Lucas)? Давайте разбираться.
Помните главную претензию к «Мандалорцу»? Правильно, скоротечность основной сюжетной линии. Из восьми серий на развитие истории приходилось от силы четыре, а то и три эпизода. Остальной хронометраж занимали филлеры, которые совершенно не двигали Дина Джарина и малыша Йоду/Грогу вперёд.
Постепенно шоу теряло свою значимость. Как итог — в третьем сезоне создатели зашли в тупик, стыдливо завершив сюжет Мандо и крохотусика каким-то позорным сумбуром, сместив акцент на Бо-Катан Крайз. Фанаты остались в недоумении, ведь название шоу указывает на совершенно определенного главного героя, на что шоураннеры сразу же ответили что-то вроде — мандалорец, это не обязательно Дин Джарин, это в целом. Смех, да и только.
Вы удивитесь, но в «Асоке» ничего подобного нет, во всяком случае не в таком количестве. Хронометраж в восемь серий используется с умом, поэтому абсолютно в каждом эпизоде есть динамика и шаг к развязке. При этом все персонажи успевают развиваться, раскрывают свои характеры и внутренний мир.
Правда, тут следует сделать ремарку и уточнить, что «Асока» — это «часть серии». Ученица Энакина Скайуокера до этого появлялась лишь в мультсериалах и нескольких эпизодах «Мандалорца» и «Книги Бобы Фетта». Те, кто смотрел лишь фильмы, окажутся в чрезвычайно сложной ситуации и не поймут многих важных вещей.
Некоторые рецензенты ругают проект, называя несамостоятельным, однако никому из них не приходит в голову смотреть киновселенную Marvel с середины, здесь ситуация похожая. Мультфильмы давно стали частью общего канона «Звёздных войн», поэтому вы либо смотрите всё, либо не называете себя фанатом.
Для комфортного понимания требуется быть хотя бы знакомым с концовкой «Звёздные войны: Войны клонов» (Star Wars: The Clone Wars), а также целиком посмотреть «Звёздные войны: Повстанцы» (Star Wars: Rebels). Новинка выступает прямым продолжением последнего из мультсериалов и знакомит с персонажами уже после тех событий. Зато это экономит довольно много времени на экспозицию, что также плюс.
Бывшая ученица Энакина Скайуокера борется с остатками Империи. Хотя Дарт Вейдер и Дарт Сидиус побеждены, остаётся ещё один человек, способный сплотить вокруг себя разбитые войска — гранд-адмирал Траун. В конце «Повстанцев» опасный стратег исчез вместе с молодым джедаем Эзрой Бриджером в глубинах космоса, однако Асока уверена, что синекожий мужчина не просто жив, но и до сих пор опасен.
На фоне этого продолжают жить бывшие члены экипажа «Призрака». Гера стала командиром Новой Республики, а мандалорка Сабин так и не оправилась после исчезновения Эзры и неудачного обучения джедайскому мастерству всё у той же Асоки. Порой девушка ведет себя уж слишком по-детски, хотя, судя по временным рамкам, ей должно быть около 30, но это мелочи. Колоритные персонажи мультсериала остаются такими же интересными в live-адаптации.
Правда без сюжетных дыр всё-таки не обошлось. Справедливости ради завязку стоит поругать. Откуда в старом храме карта планеты, куда не так давно переместились Траун и Эзра, — загадка. Впрочем, из-за насыщенности событий нюанс быстро стирается из памяти и не портит дальнейшие впечатления.
В силу некоторых обстоятельств Асоке, Сабин и Гере приходится объединиться, чтобы не только разгадать заговор Империи, но и противостоять таинственным тёмным джедаям. Да-да, полноценных ситхов тут нет. Легким движением сценарных листов Филони не просто расширил новый канон, но дополнил его огромной переменной, которую теперь можно развивать в любом направлении.
Бейлан и Шин — необычные персонажи. У них оранжевые мечи, а старый мастер чтит некоторые правила кодекса, хотя и не чурается Тёмной стороны. В диалоге со своей ученицей Бейлан говорит, что устал от постоянного кровопролития. Круговорот конфликтов между джедаями и ситхами, Республикой и Империей сам по себе не закончится никогда. Нужно менять подход и мировоззрение.
Задумка становится ещё интереснее, если вспомнить, что и сама Асока уже давно «серый джедай». В терминологии «Звёздных войн» серые и тёмные джедаи — это практически одно и то же. Так называли тех, кто умел пользоваться обеими сторонами силы и предпочитал идти собственным путем, не ориентируясь на догмы Светлого и Тёмного кодексов.
Всё это внезапно выводит конфликт в «Асоке» на гораздо более глубокий уровень и дарит фанатам настоящий глоток свежего воздуха. Примерно такого развития ждали от новой трилогии, которая теперь кажется еще более ущербной и паразитирующей на былом наследии.
Сама Асока претерпела большие изменения. В мультфильмах героиня отличалась безбашенностью и острым языком, однако создатели крайне элегантно продемонстрировали, как годы жизни в бегах сказались на девушке. Теперь Асока — мрачный ронин, которая лишь иногда похожа на себя прежнюю. Возможно, кого-то такой новый взгляд на персонажа разочарует, но мы находим его вполне логичным.
К тому же у Асоки теперь есть собственная ученица — Сабин. Их взаимоотношения проводят множество параллелей с обучением самой Асоки, и да — Энакин появится. Именно это основная причина смотреть сериал всем, кто когда-то посчитал концовки третьего эпизода и «Войны клонов» неполными. Наконец-то Асока сталкивается лицом к лицу с обеими сторонами своего мастера и завершает обучение. В мультиках девушка тоже сражалась с еще живым Дартом Вейдером, однако там это было не так мощно, и сделано лишь ради камео.
Сценаристы не заставляют проговаривать героев всё прямым текстом, поэтому суть «последнего урока» для каждого будет своя. Кто-то увидит в этой встречи учителя и ученика мысль, что всегда есть возможность остановиться и выбрать «жизнь», а кто-то наоборот — что некоторые вещи происходят независимо от наших желаний и лишь демонстрируют итог целого ряда решений, которые в моменте казались единственно верными. Образ Энакина становится как никогда полным — и очень жаль, что в такой форме его не было в приключениях Рей и пожилого Люка.
Несколько слов заслуживают Эзра и Траун. Герои во многом списаны с мультипликационных. Однозначно актёры подобраны удачно, особенно Ларс Миккельсен (Lars Mikkelsen), который в роли невероятно умного злодея после «Шерлока» (Sherlock) чувствует себя, что называется, «как рыба в воде». Эзра пока раскрыт плохо, но у него еще будет время во втором сезоне, который, надеемся, случится.
Хотите, чтобы Асока стала полноправным персонажем больших фильмов по «Звёздным войнам»?
Пройти опросС визуалом у «Асоки» всё в порядке. Костюмы подобраны аутентично и в соответствии с канонами вселенной. Необычная внешность инопланетян, включая Асоку и Геру, отторжения не вызывает. Кажется, на этот раз почти полностью отказались от кукол, заменив их компьютерными моделями, и погружению это пошло лишь на пользу. Кто бы что не говорил, но рваные движения аниматроников не дают в полной мере поверить в их реалистичность. Даже космические киты, которые впервые появились в «Повстанцах», производят должное впечатление.
Наконец, сражения — один из важнейших плюсов сериала. Практически в каждом эпизоде будет одна, а то и парочка поставленных битв на световых мечах. Выглядят они гораздо лучше, чем в новой трилогии. Это всё ещё не тот стремительный танец, который продемонстрировали в приквелах, но и не драка инвалидов, которую напоминали схватки Рей и Кайло Рена.
Теперь у каждого из мечников есть собственный стиль, который очень органично вписан в характер персонажа, его внешние особенности и уровень подготовки. Например, Асока похожа на самурая. Её движения плавные и расчетливые, направленные на быструю ликвидацию угрозы с минимум затрат энергии. Но когда она встречает противника равного по силе, героиня становится более стремительной и пластичной, что отсылает к стилю Энакина с его резкими взмахами и фантастическими пируэтами, школа-то одна.
В свою очередь Бейлан обращается с мечом как европейский рыцарь. Он носит непривычно тяжелый доспех, поэтому прыгать вокруг оппонента не в состоянии. В его ударах и движениях чувствуется опыт и сила, под стать могучей фигуре.
Сабин и Шин, ученица Бейлана, напротив — используют очень простые движения, соответствующие их знаниям. Никаких невероятных пируэтов, лишь максимально эффективные и даже топорные удары (но всё ещё лучше, чем у Рей). Это ли не праздник для истинных ценителей?
***
В совокупности «Асока» делает то, что от неё меньше всего ждали — возвращает ощущение, что смотришь те самые «Звёздные войны». Ни один из сериалов до этого, включая любимого нами «Андора», не смог добиться подобного. Под аккомпанемент знакомой музыки ты не можешь отделаться от восторженных мурашек, а омоложенный Энакин сразу в нескольких временных отрезках выглядит не «крипово», а очень органично и по-хорошему впечатляюще. Сериал — пример того, как правильно обходиться с богатым наследием вселенной. Таким должен был быть «Оби-Ван Кеноби», но не срослось. Открытый финал сезона ожидаем. По слухам Дэйв Филони должен снять собственный полнометражный фильм, где объединит все сериалы в одну большую историю, и, чёрт возьми, мы этого очень ждём.
Уже посмотрели «Асоку»?
Пройти опросНу за завязку я бы особо не критиковал, в подавляющем большинстве фильмов разных жанров она довольно слабая, главное, чтобы дальше сюжет разгонялся динамично, ну и концовка должна быть драматичной обязательно)) Если время найду свободное, попробую посмотреть, и так на все уже имеющееся не всегда хватает.
Убогий сериал, который плох во всём, кроме аудио и визуала. Была надежда, что ради своей любимой Асоки Филони постарается, но постарался он только обосраться посильнее. Единственным достойным сериалом по ЗВ всё ещё остаётся только "Андор".
Сперва я напечатал порядка 10К символов (и это была даже не половина) про то, почему этот не-бедный серчик — говно, прежде чем осознал, что эту простыню вообще никто читать не будет, и сократил ровно до основной мысли. В конце концов, какой обзор — такой и комментарий. Тем более, что восторженный фанбой не только радуется буквально всему, что Филони поднёс на лопате, но и находит то, чего на ней и не было. Например, по боевому стилю Асока у него "похожа на самурая", а лорд Бэйлан — "на европейского рыцаря". Оба этих самонадеянных заявления не имеют под собой оснований. От самурая у Асоки только слегка изогнутая рукоять меча, шоб катану напоминала, и один меч немного короче другого, что как бы тонко (толсто) отсылает на дайсё — традиционную пару самурайских мечей из дайто + сёто. Однако, неумелое размахивание люминесцентными лампами в исполнении Доусон похоже на кэндзюцу примерно никак, хотя иногда в статичных кадрах она и встаёт в среднюю стоечку, выставив меч перед собой. Но, вот прекол, не встаёт в неё ногами, что как бы трижда "ха-ха", ибо в фехтовании (любом) работа ногами так же важна, как работа руками. То же самое касается и Бэйлана Сколла, только всё ещё хуже. Если мы говорим о европейском фехтовании на мечах, то ближе всего к нему HEMA, которое воссоздают по средневековым трактатам. И то, как лорд Бэйлан машет своей шашкой, на это похоже примерно никак. Да и само тухлое утверждение, что рыцарь в доспехах не может маневрировать, не более чем унылый миф от создателей "мечи весили по 30 кэгэ" и "рыцаря на коня сажали краном". И это только один аспект, буквально одна строчка из обзора. А строчек в нём довольно много. И чего бы ради мне в каждом моменте, где автор с Филони коллективно насыщают лужу сероводородом, выдавать в пять раз больший объём текста, если фанбои всё равно останутся при своём мнении, а остальным мимокродилам вообще плевать на это всё? Мне за это не заплатят, в отличие от аффтара, а настроения по доброте душевной строчить лонгрид, посвящённый очередному бездарному выкидышу мыша, нет.
А еще во всех основных эпизодах джедаи двигаются не так, как живые люди) Это сказка и как и любая сказка – она не обязана соответствовать действительности на 100%. Меч ведьмака неудобно доставать из-за спины, двуручник не удержать одной рукой, а клинки из Финал Фэнтези не могут быть размерами с человеческий рост. Сочувствую тому, как ты смотришь подобные произведения, так как тратишь силы не на удовольствие от просмотра, а на бурление известного вещества там, где это не стоило бы. У Дисней много неудачных сериалов. Это касается и Марвел, и ЗВ, но неудачные они в первую очередь сценарно, о чем мы, и я в том числе, честно говорим. Исходя из тех аргументов, что я услышал, тебе, возможно, не нравятся ЗВ в принципе. Так как старые фильмы – тупые, в приквелах слишком много соплей, а в новой трилогии имбовая рей (тут соглашусь). Можно подставить сюда любые другие эпитеты. В каждом из этих фильмов полно моментов, к чему придраться. Тоже самое с сериалами. К "Оби-Вану" можно придраться сильнее, к "Андору" меньше. Но в "Асоке" много хороших решений, персонажи поступают так, как и должны поступать с учетом их характеров, придуманных еще в мультсериалах, а боевых сцен действительно больше, чем во всех приключениях Рей. Это объективный факт, который следует учитывать. А обсирать всегда просто, тут никакой объективности не нужно. Ты в любом случае можешь оставаться при своем мнении, мы же в обзорах пишем, почему наше мнение вот такое. Оно тоже не обязано совпадать с твоим) Расслабься
Да я не напрягаюсь. 😉
Почему ты решил, что если некий пост содержит критические или даже хейтерские замечания, то его автора порвало на британский флаг? По такой логике, наш (не)добрый знакомый Твинки Пай уже давно должен был откинуть копыта от ненависти к "Балдурсу", но вон он, жив-здоров и энергично флудит как ни в чём не бывало.
Я знаю, что без художественных допущений произведения не обходятся, но это не значит, что на них можно списать абсолютно всё. Как ты верно отметил, мнения не обязательно должны совпадать. Я придерживаюсь точно такой же точки зрения. Но далее ты говоришь про объективность, и, если я правильно понимаю, с намёком, что у меня её недостаёт. В таком случае хотел бы возразить, что, по моему мнению, объективность при оценке художественного произведения недостижима. Ты говоришь об объективных фактах, но эти объективные факты в дальнейшем субъективно оцениваются в зависимости от точки зрения критика.
Например:
1) Персонажи поступают как в мультсериале, в соответствии со своими характерами. Это объективный факт. Но за ним следует оценка: для тебя это плюс, а для меня — минус, потому что, с моей точки зрения, персонажи за прошедшие годы уже должны были повзрослеть и перестать вести себя как кучка трудных подростков. Особенно генеральша.
2) В "Асоке" больше боевых сцен, чем в трилогии про Срей. Это объективный факт. Но стали они ли лучше? Для тебя — субъективно да. Для меня — субъективно не особо. И дело не в том, что там нереалистичное фехтование (есть множество замечательных фильмов, например, в стиле уся, в которых оно нереалистичное, но хуже они от этого не становятся), а в том, что актёры боятся реквизита у себя в руках и не желают тратить лишнее время на подготовку к роли (ну там, взять несколько уроков кэндо, на котором базируется старворовской сайберфайтинг), чтобы в боевых сценах не выглядеть, как коровы на льду.
Итак, может ли само по себе наличие этих фактов сделать "Асоку" объективно хорошей? Нет, не может. Оно может сделать её хорошей для одного, но не сделать для другого, поэтому один будет хвалить, а другой — обсирать.
При чем м тут Гаррик Потный? ЗВ создавались в эпоху, когда у людей было иное представление о космосе и другие инструменты для съёмки. Из-за чего имеем взрывы и звуки в безвоздушном космическом пространстве, инопланетян, которые по факту те же человеки только с другим цветом кожи и кучу других архаизмов. Франшизе нужен перезапуск, а не бесконечные сиквелы-приквелы-вбоквелы.
Звуки мы в космосе имеем, чтобы это смотрелось эффектнее. Иначе пришлось бы половину фильма смотреть в тишине. А еще лазерных мечей не бывает в жизни, добрый вечер. ЗВ никогда научной фантастикой не были, поэтому аргумент странный.Причем тут Гарри Поттер? Притом, что Ворнеры прямо сейчас полностью перезапускают франшизу. Что лучше, полный перезапуск или вот такие плавные расширения? Я думаю последнее, но тебе возможно и первое лучше, тогда жди негра поттера, а я энакина и люка другой расы и пола в перезапуске не хочу) А инопланетяне-люди – это не проблема технологий как таковых. Просто чаще всего люди придумывают по своему подобию. Так было в Звездном пути, в Вавилоне, в Масс эффекте и в сотне других произведений. И везде там есть и инопланетяне, не похожие на людей, в ЗВ в том числе.
Расширения тоже не всегда идут во благо. Те же фантастические твари — просто фантастическая дрисня. Хотя вот Хогвартс Легаси вроде не плохо расширил лор вселенной.
По поводу перезапуска впервые слышу — не вижу в этом особого смысла, почему просто не написать историю про новых студентиков?
гляну может быть, вдруг и правда зайдет.