Обзор Bayonetta and Vanquish 10th Anniversary Bundle — два шедевра под одной обложкой

В стройной шеренге видеоигр конца нулевых релизы PlatinumGames выделялись, словно стройная балерина, которая ненароком забрела в полную слонов посудную лавку. Пока остальные разработчики пытались переусложнить свои игры, японцы будто говорили: «Баста, карапузики. Дальше действовать будем мы». И, что характерно, у них это прекрасно получалось — адреналиновая Vanquish и Bayonetta соврать не дадут. И сегодня эти две игры переиздали в составе одного сборника. Выпьем за любовь?

Прохождение Vanquish спустя десять лет после релиза оригинальной версии способно пробудить самые нежные, почти подростковые чувства в отношении видеоигр. Пыщ-пыщ, бравый солдат в доспехах бежит по локации, кругом куча роботов. Выстрел в голову — сноп искр. Перекат через половину арены на реактивном ранце, замедление времени. О! Гигантский робот вылез. Этому, стало быть, надо отстрелить несколько жизненно важных частей.

Далее — заставка. Почти такая же бредовая как все фильмы конца 80-х вместе взятые. Господин президент, плохой русский по фамилии Зайцев, по напускному злой напарник, девушка, которая передает информацию из командного центра. Этакий оммаж на все, что мы так нежно любили в детстве на видеокассетах. Самое смешное, что, в отличие от множества схожих сюжетов, сценарий Vanquish совсем не раздражает — за ним просто перестаешь пристально следить на втором часу прохождения.

Схожая история и с Bayonetta — Хидэки Камия (Hideki Kamiya) вновь собрал идеальный слэшер, в который интересно ИГРАТЬ. Здесь тебе и комплексная, но в то же время максимально простая и понятная боевая система, и куча безумных ситуаций на уровне, и крутой, характерно японский юмор. Bayonetta — равно как и Vanquish — это одни из последних по-настоящему японских видеоигр. Не легкая шиза, помноженная на западный геймплей, а шиза в полный рост, положенная на вполне себе понятные западному игроку культурные коды. Понимаете? Разница вроде совсем небольшая, но на деле между этими играми PlatinumGames и современной, во многом скучной индустрией лежит творческая пропасть, на дне которой в разное время оказалось немало действительно сильных авторов прошлого. Другой вопрос, насколько вся эта концепция работает в 2020 году.

И все-таки она крутится!

А работает она… просто изумительно. Поймите нас правильно. Мы искренне любим большинство современных видеоигр. Они классные, а их авторы большие молодцы. Но, когда спустя десять лет по второму кругу проходишь Bayonetta и Vanquish, то понимаешь, насколько же сильно индустрия потеряла свою индивидуальность в погоне за максимально широкой аудиторией. Как бы вам это точнее объяснить…

Вспомните девяностые. Закат 8-битной NES на Западе, пузатые телевизоры на Востоке и надпись Player 1 на экране почти сдохшего «Изумруда». От чудесного мира видеоигр тогда отделяло ровно одно нажатие клавиши START. И вот уже по экрану бегут противники, парочка солдат высаживается в джунглях, набивает жизни на камнях — штурмует базу пришельцев, наконец. Заставки в некоторых играх, конечно, были, но носили, в первую очередь, факультативную функцию — примерно как преамбула к порно-пародии «Алисы в стране порночудес» с батиной кассеты.

Да, это действительно игровой процесс — не буллшот!

Видеоигры равнялись геймплею. Часто максимально сложному, нечестному, но геймплею. Авторы тех хитов не подменяли сущности — они прекрасно понимали как создать блокбастер, имея на руках минимум ресурсов, злое начальство и жгучее желание понравиться покупателям. Так вот, Bayonetta и Vanquish существует в этой же системе координат. Это максимально ГЕЙМПЛЕЙНЫЕ игры, и ГЕЙМПЛЕЙ в них доведен до ИДЕАЛА.

Именно потому эти две игры за десять лет не поблекли на фоне конкурентов. Да, картинка не технологична (но об этом ниже — прим.), однако все, что касается игрового процесса, вылизано до последней мало-мальски значимой детали. Давайте, чтобы было проще, вот как обозначим эти две игры. Bayonetta — это вариация на тему классических слэшеров эпохи PlayStation 2 с безумной ведьмой на главных ролях, а Vanquish — современная версия Contra, только работающая дюже ладно, в отличие от самой «Контры» позднего периода. Шутка ли, в Vanquish даже большие схватки заканчиваются обязательным аркадным экраном статистики — разве что ранг SSS не присваивают.

Если вы хоть раз в жизни играли в Metal Gear Solid, то безошибочно определите, откуда у местного «кодека» ноги растут

Чертяка кроется еще вот в каком аспекте. Игры сборника не отягощены современным шлаком вроде излишне замороченной прокачки, прикрученным для галочки мультиплеером, открытым миром и прочей прикладной вивисекцией из методички по созданию пылесоса для выкачки бабла и времени. И Bayonetta, и Vanquish — это максимально простые, понятные и доступные одиночные видеоигры на условные 7-10 часов с прорвой реиграбельности, которая достигается за счет действительно увлекательного геймплея. Японские не только по духу, но и по букве.

Казалось бы, чего проще создать боевик от третьего лица с укрытиями? Клиффи Би обкатал эту формулу еще в 2006 году на примере Gears of War, а уши самих «Гирь» тянутся в глубь нулевых годов. Однако Vanquish умудряется переломить устои шутеров от третьего лица двухтысячных. Хотели медленного, максимально размеренного геймплея? Забудьте! В игре от Синдзи Миками (Shinji Mikami) каждая схватка происходит на сверхскоростях. Да, за укрытиями прятаться можно, но вот только совершенно не нужно. Куда как эффективнее кузнечиком скакать по арене и отстреливать конечности противникам.

Понимаете? Базис — что есть укрытие, что оружие — привычен, но сама формула работает иначе и отточена до какого-то нереального блеска. Слоу-мо, 1200 патронов в автомате, напарники-«неписи», которые действительно ПОМОГАЮТ зачищать волну за волной. И, будто вишенка на торте, максимальное разнообразие ситуаций. То мы укрепления противников штурмуем, то катаемся на воздушной платформе, роботов ковыряем, потом защищаем бронемашину союзников — в общем, скучать совершенно не приходится.

Миками буквально каждую ситуацию доводит почти до гротеска, но при этом Vanquish остается на 100% аркадным шутером от третьего лица. Без мутаций в сторону соседок по товарной полке. Это сочетание факторов, подходов и творческих установок превращает работу PlatinumGames в самый настоящий шедевр, познакомиться с которым ОБЯЗАН каждый уважающий себя геймер. Разумеется, если он любит хорошие видеоигры.

Геймплей Vanquish постоянно подкидывает новые задачи. Например, в этом эпизоде мы вынуждены отбиваться от погони. Причем стрелять можно не только из турели — обыкновенное оружие никто не отменял

То же самое касается и Bayonetta. Сегодня жанр слэшеров переживает не самые лучшие времена, количество новых релизов трагическим образом сокращается, а их авторы все чаще пытаются скрестить ежа и ужа. Так вот, Bayonetta — это чистокровный представитель своего направления, причем созданный настоящим мастером своего дела. Без всяких «но» и «если». Недаром серию забрала под свое крыло Nintendo — Большая N мусор с помойки никогда не подбирает. И первая часть приключений отвязной ведьмочки, наравне с Vanquish, — настоящий, проверенный временем шедевр.

Технический вопрос

Меньше всего хотелось бы в рамках этого текста говорить о каких-то чисто технических аспектах. Поэтому давайте ограничимся условным минимумом, хорошо? Мы тестировали версию для PlayStation 4, и она… работает отлично. В обеих играх планка fps визуально держится в районе 60 кадров — без геймплейных просадок и мыла. С заставками история несколько иная, в особенности, когда речь заходит про Vanquish.

Они… работают значительно медленнее, примерно в районе 30 fps. И это очень сильно заметно, когда после динамичной, сверхбыстрой перестрелки начинается очередная кат-сцена. Схожая история и с Bayonetta, но в случае со слэшером Камии это не так бросается в глаза — возможно, из-за обилия экшена в роликах. В Vanquish заставки все же чуть более разговорные. Проблема ли это? На самом деле не особо, поскольку видеовставки в этих играх — это как лишь приятный бонус к основному блюду. Зато саундтрек великолепен и управление очень удобное. Но это, опять же, реверансы в сторону оригинальных версий.

Собственно, именно такой подход «с ленцой» и не позволяет выставить ремастеру высшую оценку. С одной стороны, именно эта версия подружила PlayStation с ведьмочкой PlatinumGames, но с другой… Все это как-то несерьезно. Игры такого уровня требуют к себе особого отношения, а не практически прямого переноса с платформ предыдущего поколения. К счастью, их создатели изначально заложили достаточно высокий уровень графики, чтобы и спустя десять лет эти игры выглядели нормально. Устаревшими, но не настолько, чтобы с ужасом выбегать из комнаты при виде очередной мыльной стенки. И, да, русского языка, как и декаду назад, не завезли. Не то чтобы это было какой-то серьезной проблемой, но… просто имейте в виду этот факт, собираясь покупать бандл.

***

Что мы имеем в итоге? Сборник из двух игр, чей игровой процесс совершенен настолько, насколько вообще может быть совершенен игровой процесс в шутерах от третьего лица с укрытиями и слэшерах. Технически — нормально. Концептуально, идейно и геймплейно — на твердые десять баллов из десяти возможных. Брать ли? Ну, конечно же! В особенности, если пропустили эти игры во времена PlayStation 3 и Xbox 360.

+2
Сюжет
9.0
Управление
10
Звук и музыка
10
Геймплей
10
Графика
7.0
9.2 / 10
Bayonetta and Vanquish 10th Anniversary Bundle — сборник из двух шедевральных видеоигр, познакомиться с которым должен каждый уважающий себя геймер. Абсолютная классика.
Плюсы
— Великолепный, продуманный до мелочей геймплей;
— Отличная музыка;
— Классический подход к игровому процессу;
— Удобное управление;
— Стабильная работа.
Минусы
— Отсутствие локализации;
— Отсутствие значимых улучшений в графике.
Комментарии 2