Обзор дополнения Civilization 6: Rise & Fall — больше интересных игровых механик, больше народов, больше удовольствия
Полтора года потребовалось для того, чтобы создать первый большой аддон для шестой части знаменитой стратегической серии от студии Firaxis Games. Что нового в Sid Meyer's Civilization 6 — читайте в нашем обзоре!
Века и исторические моменты
Основная тематика дополнения Rise & Fall, выпущенного для глобальной стратегии Civilization 6, это идея о том, что каждый народ не просто течет по реке истории, но сам строит свою судьбу. Начиная с античности, цивилизации теперь могут получить различные модификаторы. Они разделены на 3 типа: обычный век, золотой век и темный век.
Чтобы определить, в какой век попадет тот или иной народ со сменой эпохи, разработчики внедрили механику исторических моментов. Теперь самые разные достижения игрока записываются в летопись, формируя историю подконтрольного ему народа от самого зарождения до полетов к далеким звездам. Это уже само по себе звучит круто для любителей перекраивать историю, но дальше — больше.
Все деяния, удостоившиеся занесения в хроники, награждаются некоторым количеством очков. Если в пределах одной эпохи цивилизация набирает нужное количество очков, то она входит в эру процветания — золотой век. Это дает очень большое преимущество перед оппонентами, поэтому есть смысл выстраивать свою стратегию таким образом, чтобы увидеть побольше исторических моментов.
Если же при смене эпохи игрок набрал слишком мало очков, то его народ «проваливается» в темные века, однако далеко не всегда это можно назвать однозначно плохим исходом. Просто стратегию придется корректировать: тихое и мирное процветание станет трудным, а из «ям» истории часто вылезают жестокие, милитаристические цивилизации.
Самое забавное, что при игре за определенных лидеров есть смысл почаще «прозябать» в темных веках, потому что бонусы от них нередко могут помочь в захватнических войнах. Более того, темный век — это идеальное время для начала быстрой победоносной войны. Даже последователи блиц-крига наверняка решат подождать несколько ходов, чтобы напасть, имея за плечами бонусы темных веков!
Лояльность
Оригинальную Civilization 6 часто ругали за упрощения во многих аспектах. Например, счастье людей в городах зависело исключительно от доступа к редким ресурсам, «развлекательным» строениям и «вместимости» города, из-за чего народ казался «игрушечным», ненастоящим. Людям не было дела ни до войны, ни до культурного влияния более прогрессивных народов, ни даже до ядерной войны на границе.
Конечно, в оригинале была механика туризма, но она рассчитана на получение культурной победы, в то время как на радость жителей отдельно взятого города она никак не влияла. Теперь же, с выходом дополнения Rise & Fall, эта порочная практика осталась в далеком прошлом. Отныне и вовеки веков у каждого города появилась шкала лояльности.
Лояльность в Civilization 6 — это усредненный показатель верности правителю и приверженности культуре. Если город находится недалеко от столицы и рядом нет культурных центров других народов, то шкала лояльности будет держаться стабильно. Во всех других случаях можно столкнуться с довольно печальными последствиями.
Если лояльность поселения падает до минимума (обычно это происходит за 8-10 ходов), оно становится нейтральным («вольным»). Затем лояльность начинает набираться, но уже в пользу более просвещенной в культурном плане цивилизации. Другие народы могут нападать на нейтральный город, это не будет считаться объявлением войны его бывшему владельцу.
С помощью этой простой, но изящной механики разработчики решили сразу 2 проблемы, которые были в Civilization 6. Во-первых, больше нельзя внаглую селиться прямо под носом у оппонента, лишь бы «застолбить» побольше гексов. Такие города быстро восстанут и перейдут к противнику. Во-вторых, теперь появился мирный способ расширения территории на тех этапах игры, когда ставить новые города просто негде.
Губернаторы
Нет, это не боты-управленцы, как предположили многие фанаты игры. Девелоперы Firaxis Games расщедрились еще на одну крупную игровую механику. Теперь игрок может назначать в городах губернаторов — особых персонажей, которые дают поселению разнообразные преимущества. Они также имеют собственные улучшения, так что уже на ранних порах перед правителем встает дилемма — количество или качество.
Всего губернаторов 7, они одни и те же для всех цивилизаций. Каждый специализируется на одном из путей развития — наука, экономика, культура, производство, религия, военная экспансия и дипломатия. У каждого есть стартовое умение, а также несколько улучшений, позволяющих сделать специализацию губернатора еще более узкой.
Несмотря на кажущуюся простоту, механика губернаторов значительно усложняет геймплей. Постоянно приходится выбирать им новые способности и подходящие города для назначения. Последнее особенно важно, ведь перемещение губернатора из одного города в другой — процесс долгий (3-5 ходов), поэтому нужно планировать развитие поселений заранее, подготавливая почву для того или иного «губера».
Вдобавок к этому губернаторы позволяют усилить «выхлоп» при игре в одной из двух наиболее популярных стратегий: «высоких» и «широких» империях. Первая предполагает создание нескольких мощных городов, для них потребуется немного губернаторов, но все они должны быть «прокачаны» по максимуму. А вот во второй стратегии городов нужно как можно больше, и вот как раз в таком случае можно не вкладываться в развитие отдельных губернаторов, а просто набирать их как можно больше, чтобы «забить» все города.
Улучшенные союзы и чрезвычайные ситуации
На губернаторах заканчиваются крупные механики, но новинок в Rise & Fall еще много. Например, система дипломатии получила новый удобный инструмент — так называемые улучшенные союзы. Теперь альянс между двумя цивилизациями имеет 4 уровня. Каждый следующий уровень дает все больше преимуществ, так что впервые за долгое время Civilization 6 стала чересчур «миролюбивой».
Действительно, воевать теперь просто-напросто невыгодно, так как бонусы от союзов часто выглядят более «вкусными», чем туманные и неоднозначные боевые трофеи. Но дело не только в союзах, но и в еще одном новшестве дополнения — чрезвычайных ситуациях. Когда один из участников партии становится слишком силен, то игра может предложить остальным игрокам объединиться против него.
Например, одна из цивилизаций раньше других открывает селитру, снаряжает своих солдат мушкетами и отправляет их на завоевания. Технологическое преимущество помогает захватить какой-нибудь хороший город, и захватчик начинает преобладать и в других сферах — в экономике, культуре или науке. Он получает решающее преимущество, а благодаря хорошей армии победить его один на один не может никто.
И вот тогда все другие участники игры получают уведомление, в котором им предлагается объединиться и напасть на агрессора. При этом за успешную совместную операцию все они получают хорошие бонусы. Если же «агрессор» все же выстоит, то все лавры достанутся ему, и вот тогда он еще сильнее оторвется от остальных участников.
Чрезвычайные события очень хорошо играются в компании с ИИ, но вот в «живом» мультиплеере зачастую вносят слишком большой дисбаланс. Нередко игроки боятся нападать друг на друга, чтобы случайно не стать «жертвой» чрезвычайной ситуации, ведь отбиться от двух-трех игроков практически невозможно. Впрочем, Firaxis уже показали, что умеют править перекосы в балансе.
Новые цивилизации
Rise & Fall — это действительно большой аддон, ведь помимо множества новых механик в нем нашлось место сразу 4 новым цивилизациям — Грузии, Шотландии, Мапуче и Зулусам. Каждый из новых народов получил великолепно оформленного и анимированного лидера, а также уникальный набор способностей вкупе с особым юнитом и улучшением для клеток.
Об особенностях каждого лидера и стратегии игры за его народ можно писать по отдельному руководству, но в этом обзоре достаточно будет отметить, что пополнение вышло очень классным. Civilization 6 и без этого не была бедной на разнообразные нации, но теперь она и вовсе стала, пожалуй, самой «населенной» игрой серии. В общем, Firaxis — молодцы.
Больше интересных игровых механик, больше народов, больше удовольствия
Кажется, обзор немного затянулся. А как иначе, если дополнение Civilization 6: Rise & Fall действительно принесло в игру так много нового? Собственно, именно этого и ждали игроки после серии патчей с правками баланса и прочих мелких недочетов, коих было много в оригинале. Теперь игра и играется бодрее, и технических проблем в ней уже не осталось, и вот тут аддон Rise & Fall подоспел как раз вовремя.
С ним в Civilization 6 стало больше интересных игровых механик, больше народов и больше удовольствия от игрового процесса. Конечно, через некоторое время игроки вновь придумают оптимальные тактики, снова вычислят самых выгодных лидеров, но пока что Civilization 6: Rise & Fall — это именно то, что заставит всех любителей пошаговых стратегии проводить за компьютером дни и ночи напролет.
-
Civilization 6: обзор — старые идеи на новый лад
-
С новым патчем лидеры в Civilization 6 поумнеют
-
Sid Meier's Civilization 6 вылетает на рабочий стол? Тормозит? Не запускается? Вылетает в MacOS? Очень долгая загрузка? — Решение проблем
-
20 лучших статей о Civilization 6: все, что нужно знать об игре
-
Civilization 6 больше не сможет шпионить за игроками