Обзор The Casting of Frank Stone — интерактивный ужастик, который делает страшно иначе
В уже далеком 2015 году Supermassive Games с порога ворвалась в мир видеоигр, представив свой хит Until Dawn. С тех пор студия начала специализироваться на интерактивных ужастиках и, кажется, съела собаку на специфических особенностях жанра. Количество проектов впечатляет, а новые всё продолжают выходить. The Casting of Frank Stone — пока что апогей Supermassive Games, вершина многолетнего творчества и работа над всеми ошибками… Можно было бы так сказать, но нет. Если ждали очередную игру в жанре «ужастик на вечер», но не уверены в покупке — все подробности в обзоре.
Что за ужас тут творится
The Casting of Frank Stone — не совсем обычный проект. На этот раз Supermassive Games заколлабилась с создателями Dead by Daylight, поэтому сюжет во многом основан на чужой вселенной. Впрочем, будем честны, у многопользовательского симулятора побега от маньяка не особо большой бэкграунд. Это значит, что у Supermassive Games оставался довольно широкий простор для собственных идей, что обязательно нужно учитывать.
После фантастических The Dark Pictures Anthology и The Quarry история по-началу кажется даже слишком приземлённой. В тихом городке похищают ребёнка. Дежурный полицейские приезжает осмотреть старый завод и в ходе непродолжительного изучения обнаруживает тайное убежище маньяка. Короткая стычка, и всё — малыш спасён, а полицейский навсегда становится легендой для местных.
Однако чем дальше, тем больше начинает выступать фирменный стиль Supermassive Games. Проклятый фильм ужасов, который снимают подростки, тайная сущность, способная связывать различные реальности, порталы во времени и прочая плохо стыкующая дичь на месте.
Если вы вспомните сюжет Until Dawn, то поймёте, что и там было намешано много чего. Однако грамотная работа сценаристов позволила объединить узнаваемые клише ужастиков в более или менее связную историю, за которой было интересно следить. К тому же, если игрок не хотел читать многочисленные записки, в финале давалось исчерпывающее пояснение обо всём произошедшем.
В будущих проектах разработчики решили поэкспериментировать. Например, первая часть антологии The Dark Pictures Anthology — Man of Medan — предложила вполне научное объяснение происходящему. Little Hope вообще выступала на поле Silent Hill с их психологизмом, а House of Ashes фантазировала о пришельцах в современности. Всё это были необычные вариации, которые воспринимались как аккуратное прощупывание почвы для будущего шедевра.
Неожиданно скоро такая большая игра появилась. The Quarry встала особняком от The Dark Pictures Anthology и должна была занять место рядом с первым хитом студии. Длинный сюжет, большое количество персонажей, возвращение в тёмные леса и к традиционным монстрам. У игры были все шансы запомниться, однако результат снова остановился на уровне «средне». Причины просты — вновь дыры в сюжете, очередное упрощение геймплея и малая вариативность, часто подвязанная не к QTE или логике, а к поиску всех спрятанных предметов.
Время шло, а шедевра всё не было. Вышла The Devil in Me — основанная на реальности история про маньяка и дом, который он построил для издевательств над гостями. Там Supermassive Games окончательно выбрала новый курс — по минимуму уделять внимание лору и пояснениям, предполагая, видимо, что разнообразный коктейль из пугалок — максимум, который ожидают от них игроки. Вопрос выживания всех персонажей также перестал быть завязан на ситуативных решениях и сильно зависел от дурацких предметов, разбросанных по уровням, а также понимания, какой из условных двух путей разработчики посчитали единственно правильным. Закономерно The Devil in Me получилась самой блёклой среди всех. Многие журналисты и игроки ругали кривое кино с плохими анимациями, багами и минимумом реиграбельности.
После такого полновесных киношек не выходило почти два года, и вот случился камбэк. Мы ожидали, что в новинке разработчики исправят хотя бы часть проблем. Тщательнее поработают над уровнем анимаций и увеличат значение геймплея.
За примерами далеко ходить не надо, так как эталоном по-прежнему выступает Until Dawn, но с тех пор геймплей неизменно деградировал от проекта к проекту. Чтобы вы понимали контекст — в одном из моментов «Дожить до рассвета» герой должен был догонять нечто, утащившее подругу. Игроку давали выбрать — бежать быстро и опасно или пройти более спокойным маршрутом, но затратить больше времени. Логично, что ситуация обязывала поторопиться, но там геймеров ждали более сложные QTE. И вот ничего даже близко подобного в The Casting of Frank Stone нет. Пройдя игру впервые чуть ли не на худшую концовку, я был в шоке от того, как мало от моих решений в итоге зависело, а ведь я целенаправленно обшаривал каждый угол, чтобы спасти всех.
Топорные анимации, в том числе лиц, также никуда не делись, но главное, что сразу бросится в глаза, — сюжет. На этот раз Supermassive Games вообще забила на хоть какие-то внятные объяснения происходящего. Всевозможные порталы и магические штуки здесь просто внезапно появляются и также внезапно исчезают. Это больше не связная история (хотя сюжет единый), а набор разрозненных глав, две трети которых вообще не предлагают интересных или напряженных ситуаций. Так в одном эпизоде героине буквально надо осмотреть магазин старинных вещей, потрогать там пару-тройку предметов, а затем купить молоко. И на этом все. Концовка получилась в схожем стиле. Того самого катарсиса, победы и разгадки всех тайн не будет. Выжившие просто придут на костер, с которого обычно начинают игроки Dead by Daylight. Зачем делать такую унылую отсылку к первоисточнику в сюжетном проекте — вопрос без ответа. Настолько халтурного отношения к собственной истории, где у разработчиков действительно была возможность многое придумать с нуля, обескураживает.
Какая игра Supermassive Games нравится вам больше всего?
Страшно, вырубай
Кор-геймплей остался без изменений. Мы как и раньше ходим по локации, собираем немногочисленные предметы и вовремя нажимаем кнопки. Однако в деталях разработчики снова умудрились «упростить». Теперь важные места всегда подсвечены электричеством, из-за чего даже минимального исследования не потребуется. Также перед выходом из зоны вас заботливо предупредят, что вернуться вы уже не сможете, поэтому сходите вон в ту приоткрытую дверь — там точно очередная собирашка, а не важная сюжетная деталь. Естественно подобный подход напрочь рушит всю загадочность и напряжение, ведь вы заранее знаете, где стоит ждать подвох или QTE, а где нет.
Здесь фанаты, а мы уверены, что они всё ещё есть у студии, могут поспорить, ведь так удобнее собрать все предметы и не пропустить ни одной важной записки, но снова мимо. Коллекционки в предыдущих играх Supermassive Games условно можно было разделить на две категории — подсказки, раскрывающие больше лорных деталей, и предсказания, которые могли помочь принять правильное решение в трудной ситуации. Несмотря на то, что мы прошли все ужастики разработчиков и всегда добивались полного спасения героев, честно признаемся, что никогда эти самые предсказания не понимали. Тотемы, картины и прочие подобные штуки демонстрировали видения будущего настолько сильно вырванные из контекста, что реальных преимуществ они не давали.
В The Casting of Frank Stone никаких видений не будет, зато есть безделушки — маленькие фигурки, при находке которых появляются кусочки стихотворения или рассказа. Может показаться, что это аналог предсказаний, но нет. Текст вообще не имеет ничего общего с происходящим на экране. Единственный смысл сбора безделушек — ачивка, для геймплея они бесполезны.
Ещё есть реликвии — куклы маньяков из Dead by Daylight, и это буквально вся их ценность. К чему делать такие топорные пасхалки, абсолютно никак не привязанные к происходящему, непонятно.
С лорными кусочками всё также негусто. Большая часть предметов — это просто вещи, про которые герои могут сказать два слова. Действительно важных элементов совсем мало и в них нет ничего, что давало бы хоть сколько-нибудь больше полезной информации. Такие артефакты разделены на три категории — «Рассказчик», «Чемпион» и «Смертельный завод». Первая группа расскажет общие дополнительные сведения, вторая про Фрэнка Стоуна, а третья про тот самый проклятый фильм. И повторюсь, всё это бесполезно. Вы не взглянете на историю с иной точки зрения, не узнаете дополнительную мотивацию персонажей и не будете лучше представлять сюжет.
То есть вместо того, чтобы переработать фишку, которая уже была не очень, или полностью от нее отказаться за ненадобностью, разработчики оставили всё как есть, но сделали сбор предметов ещё бесполезнее.
А вот пресловутые QTE переработали. Помните скоростные нажатия всех кнопок на геймпаде или необходимость не шевелиться? Забудьте. Теперь нужно нажимать не правильно, а вовремя, и не все кнопки, а всегда только одну. Все QTE заменены на кружочек, где нужно своевременно жмакать одну и ту же кнопку, чтобы удачно попасть в зону успеха.
Вторая активная кнопка отвечает за быстрые нажатия, но эти два движения никогда не сочетаются вместе. Либо разработчики считают своих игроков умственно отсталыми, либо порог вхождения решили совсем занизить для тех, кто в принципе не держал геймпад в руках, но и тут есть нюанс. Скорость, с которой нужно успеть вовремя нажать — крайне высокая, а попытка всего одна. Человек, далекий от видеоигр, точно не успеет среагировать. В свою очередь геймерам со стажем заниматься подобным абсолютно невесело.
Есть, конечно, разнообразные настройки доступности, где можно отключить вообще любые таймеры, но тогда игра теряет всякий челлендж и тратить на нее время бессмысленно, сюжета ведь все равно нормального нет.
Ужасающая красота
Несколько слов стоит уделить технической составляющей и багам. Несмотря на серьёзный опыт, Supermassive Games продолжает допускать досадные косяки, поэтому у героев то и дело пропадают из рук предметы, игра стопорится, так как анимация зависла, а зубы и губы порой двигаются в рассинхрон, что пугает иной раз сильнее, чем все остальные опасности. Однако в те моменты, когда все в порядке, игра выглядит приятно. Ничего нового, но хотя бы не хуже.
Новинка полностью переведена на русский язык, что в нынешних реалиях редкость, однако с дубляжом произошло нечто странное. Первые впечатления — всей озвучкой занималось только два человека. И если актёр ещё хоть как-то старался менять тембр в зависимости от персонажей, то вот актриса либо новичок, либо вообще не поняла, что происходит. То и дело у героинь появляется странный акцент, глотание окончаний, растягивание слогов. Из самого забавного — женщина в возрасте разговаривала как подросток, поэтому на слух было почти невозможно различить, кто конкретно сейчас беседует в сцене. В английской версии подобных проблем, конечно же, нет.
А вот саундтрек понравился. Создателям удалось подобрать музыкальное сопровождение, которое идеально дополняет атмосферу условного побега от неотвратимого маньяка по темным коридорам. Когда играла главная тема, даже самые бестолковые сцены вызывали мурашки.
***
В сухом остатке The Casting of Frank Stone, будучи самой новой игрой Supermassive Games, неожиданным образом сильно уступает первой серьёзной игре студии. Можно было бы подумать, что виновато скромное финансирование, но проекты выходят с завидной регулярностью, да и конкурентов у разработчиков сейчас просто нет. Кажется, создатели окончательно решили получать максимум выгоды с минимум затрат, что сразу же сказалось на всех составных элементах новинки. И честно сказать, упрощение — это не то, что хочется видеть в интерактивном кино. Как мы дошли от многоступенчатых и напряжённых QTE в Heavy Rain до однокнопочного нажатия в тайминг — тема для другой статьи, но за жанр обидно. Увы, The Casting of Frank Stone не заслуживает вашего внимания и денег. В 2025 выходит The Dark Pictures Anthology: Directive 8020, и разработчикам нужно показать рублем, что пора двигаться в другую сторону.
Как вам The Casting of Frank Stone?
-
В Steam вышла демоверсия The Casting of Frank Stone — хоррора во вселенной Dead by Daylight
-
На PC и консолях вышел хоррор The Casting of Frank Stone во вселенной Dead by Daylight. И вот как его оценили в Steam
-
Показан геймплей The Casting of Frank Stone. В Dead by Daylight пройдут кроссоверы с Dungeons & Dragons и Castlevania