В Dyson Sphere Program игроку нужно построить сферу Дайсона. Объект циклопических размеров вокруг звезды потребует огромного количества самых разных ресурсов. Стартовая планета будет лишь началом, в дальнейшем будут покорены планеты местной звезды, а под конец начнётся добыча в других системах. И все эти ресурсы придётся перевозить к цели. Как именно — рассказываем в этом гайде.
Но сперва несколько простых объяснений для новичков. В основе геймплея DSP три основных типа построек:
В отличие от других экономических стратегий, в DSP вы строите одну огромную фабрику, не важно, сколько миллионов километров между ресурсами и заводами находится. А основа любой фабрики — обмен товарами. В классических играх жанра обмен автоматизируют ботами или торговыми маршрутами.
В DSP же вам придётся вручную управлять обменом при помощи конвейерных лент (Conveyor belt) и разгрузчиков-сортировщиков (Sorter). Первые лишь перевозят товары, вторые соединяют ленту с конкретной постройкой или складом. Кроме того, сортировщик может иметь фильтр и загружать/разгружать только определённый товар.
Чтобы быстро пройти игру, надо правильно распределять производственные районы, грамотно размещать постройки и оптимально соединять их конвейерными лентами, не забывая при этом оставлять резервы. Ведь по мере развития какой-то из уже освоенных ресурсов может потребоваться в другом месте, и его придётся туда перебросить всё через ту же конвейерную ленту.
В Dyson Sphere Program игровой мир генерируется случайным образом, поэтому прежде, чем что-либо делать, изучите планету. Для этого нажмите на её иконку в левом нижнем углу и используйте среднюю кнопку мыши для прокрутки:
В таблице в правом верхнем углу можно узнать, чем данная конкретная планета богата. Руды на поверхности обозначены кристаллами, выпирающими из земли, а залежи нефти — короткими жерлами (плохо заметны).
Хорошим местом для старта будет такое, где в относительной близости будут средние или большие залежи железа (Iron), меди (Copper), камня (Stone) и угля (Coal).
Одно из главных правил DSP таково: ни в коем случае не стаскивать все ресурсы в одну точку. В вашем распоряжении целая планета, места достаточно, не экономьте его. В уме разбейте каждый сектор планеты по районам. Пусть в одном у вас будет добыча и переработка угольной руды на уголь и энергетический графит. В другом районе — медной руды на медь. В третьем секторе — камня на строительные блоки и кремний. Оставьте между ними достаточно свободного пространства.
Следуйте и другому правилу: проще привести какой-то один ресурс в нужную точку, чем достраивать/перестраивать уже готовое. Например, вам очень рано понадобятся электродвигатели — их собирают из магнитов и плат. Потребуется медь, магниты и железо. Так вот не добавляйте новостройки к первоначальным районам добычи/обработки руды . Делайте это уже в новом месте, куда приведёте конвейерные ленты со всем необходимым.
Третье правило: займите одно полушарие. Во время разведки оцените, на северном или южном полушарии больше ресурсов и выгоднее начальные позиции, и выберете одно из них как основное. Другое полушарие используйте для первичной обработки сырья, размещения лабораторий и объектов строительства сферы Дайсона, а вот сложной переработкой/производством там не занимайтесь. Одно это убережёт от излишне длинных маршрутов по доставке из одного полушария в другое и обратно.
Четвёртое правило: стройте производственные цепочки от экватора к его полюсу. Из-за сферической формы карты на экваторе места много, что хорошо подходит для добычи сырья и его первоначальной обработки. У вас будет огромное множество таких зданий.
Ближе к полюсам вы почувствуете, что карта «заканчивается», но места всё ещё будет достаточно для производства высокотехнологичной продукции. Необходимых зданий потребуется не так много, как для простой продукции.
Вдобавок, придав себе направление к полюсу, вы избежите хаотичной застройки, пересечений с другими районами и постоянной перепрокладки конвейерных лент.
А ещё за счёт третьего и четвёртого правил у вас будет больше шансов, что нужные ресурсы окажутся на одной параллели, а значит и конвейерная лента будет короткой и не придётся тащить тот или иной продукт, петляя лентой из-за хаотичной застройки.
О стратегии логистики поговорили, теперь обсудим тактику. Для простого, однозначного производства лучше строить конвейерные ленты змейкой, а здания располагать в ряд, параллельно экватору. Например, для получения железа или кремния (на скриншоте):
Между предприятиями первого уровня проложите конвейер (а может и две ленты), куда будет складываться готовая продукция. Она пойдёт на вход предприятиям второго уровня. Это простая, но одновременно плотная компоновка сэкономит очень много места. Будьте готовы потратить довольно много конвейерной ленты.
Для производства деталей и компонентов можете использовать линейное расположение: здания второй очереди идут после первой, третьей — после второй и так далее. Стройте здания по обе стороны конвейерной шины. Всё будет выглядеть излишне длинным, но работа конвейера будет понятна с одного взгляда:
В начале игры конвейерная лента медленная, так что осторожней с длинными цепями производства. Нужный ресурс (графит как на скриншоте) просто не доедет до последних сборщиков. В таком случае проведите ещё одну ленту и соедините её с первой по середине или ближе в конце:
Да и в целом, вторая конвейерная лента с ресурсом всегда предпочтительней, чем одна ускоренная. Поэтому-то важно иметь достаточно свободного места если не в центре, то вокруг производственной цепочки.
Другое важное правило — один ресурс, одна лента. Не стоит загружать на одну или две ленты сразу несколько или даже все ресурсы, а потом пытаться отсортировать нужное. Во-первых, та или иная цепь производства может упереться в лимит и остановиться, тем самым конвейер забьётся и остановится весь.
Во-вторых, в динамике управлять такой цепью сложно — надо везде задавать фильтры и контролировать их работу. А ещё очень тяжело оперативно направить нужный ресурс в другое место на карте, понадобится сплиттер с фильтрами (Splitter). В общем, не усложняйте себе жизнь.
Конвейерную ленту можно свободно поднять на высоту и провести над зданием, над другой лентой вдоль или поперёк. Высоту игра определяет сама, но вы хотя бы можете сами регулировать уровни при помощи стрелок на клавиатуре.
И ещё одно важное упрощение — стройте склады, по крайней мере, для конечной продукции на данном этапе развития. Пока вы заняты другими делами, производство будет работать, а склад заполняться. И когда придёт время, не придётся ждать, пока наберётся нужный объём ресурсов или материалов. Всё уже будет на месте, а вы сэкономите много времени. Склады, кстати, можно строить один над другим:
Каким бы умельцем в логистике вы не были, приходит время, когда тащить товары с одной точки планеты в другую нерентабельно или просто проблематично из-за нехватки места, скоплений и пересечений лент. Что уж говорить о доставке ресурсов с других планет. На такой случай разработчики заготовили отдельные игровые механики.
Когда вы разовьётесь до второго уровня (красные кубы), вам разрешат наладить прямое сообщение разных регионов планеты друг с другом. Для этого нужно исследовать технологию «Планетарная логистическая система» (Intraplanetary Logistic System).
Завершив исследование, вы откроете планетарную логистическую станцию (Planetary Logistic Station) и возможность производить дронов (Drones) в сборщиках.
На данном этапе развития, логистические станции и дроны обеспечат переброску ресурсов только на той планете, на которой находятся. Чтобы маршрут транспортировки заработал, нужно 2 станции, одна — в точке отправки, другая — в точке приёма.
Каждая станция может иметь индивидуальное количество дронов, от 0 до 50. Если вам так будет удобно, можете расположить дронов только на станции отправки или приёма, но всё же советуем расставлять их и там и там поровну.
Управление этой системой достаточно простое. Заведите конвейер с нужным ресурсом в станцию отправки и выведите конвейер из станции приёма. И там и там выберете ресурс, который нужно перевозить. Для доставки будет всего три ячейки, но число станций не ограничено, то есть вы можете рядом поставить ещё одну с другим набором товаров для транспортировки.
В диалоговом меню станции, обратите внимание на кнопку справа, на станции отправки должен стоять режим поставка (Supply), а на станции приёма — запрос (Demand). Имейте ввиду, что запрос будет распространяться по всей планете, и дроны на него будут лететь со всех станций, где стоит режим поставка. Если же запросов несколько, а раздача идёт с одной точки, дроны разделятся на несколько групп.
Чем больше дронов трудится в штате каждой станции, тем быстрее они будут перевозить товары. Также станция выступает складом (режим Storage), где продукция может храниться в больших объёмах, ожидая отправки.
Одним из главных недостатков планетарной логистической системы можно считать высокую стоимость содержания, две станции, необходимые для грузоперевозок, будут потреблять 120 мегаватт электричества, что очень чувствительно в начале партии.
Увеличится расход титана, процессоров и двигателей, которые пригодятся вам в более приоритетных задачах. Дроны по скорости уступают конвейеру третьего уровня.
Однако далеко не всё время вы сможете сидеть на одной планете. От планетарного этапа довольно скоро вы перейдёте к освоению своей звездной системы. В ней точно будет одна планета, на которой будет дефицитный ресурс — титан и кремний. Если вам не повезёт, то планет будет две, на одной будут просто горы титана, на другой — горы кремния.
Когда на втором уровне развития откроете возможность летать между планетами, обязательно исследуйте свою звёздную систему, определите запасы редкой руды на других планетах и уже после приступайте к колонизаци. Но в любом случае первое время придётся повозиться, таская слитки титана на себе.
Долго так продолжаться не может, поэтому Dyson Sphere Program предлагает перевозить ресурсы при помощи технологии «межзвёздная логистическая система» Interstellar Logistic System (потребуются жёлтые кубы). Завершив исследование, вы откроете межзвёздную логистическую станцию (Interstellar Logistic Station) и возможность строить полноценные космические суда (Logistics Vessel) в сборщиках (Assembler).
С точки зрения геймплея всё практически тоже самое, что мы рассказывали выше, но в большем масштабе.
Строите одну станцию на планете приёма (режим в меню Remote Demand, «удалённый запрос») другую — на планете отправки (режим в меню Remote Supply, «удалённая поставка»). Соединяете станцию со своими фабриками при помощи конвейера на отправку/приём. Выбираете ресурс, который нужно привезти или отвезти, заряжаете обе станции 120 мегаваттами электричества и добавляете десяток космических кораблей на маршрут. Теперь они сделают всё самостоятельно.
У межзвёздных станций есть преимущество — они обслуживают не только корабли, но и обычных планетарных дронов. За это отвечают режимы «локальный запрос» (Local Supply) и «локальная поставка» (Local Demand). Так что одна планетарная логистическая станция уже в вашем распоряжении, а куда поставить вторую всегда найдётся. Но не забывайте, что дроны и корабли это не одно и тоже!
Если вы следовали нашим советам из начала статьи, то хорошим местом для размещения подобной станции будет один из полюсов планеты. К этому моменту ваши производственные цепочки будут недалеки от полюса, поэтому не придётся тянуть много конвейерных лент, чтобы подключить здания конца игры к ресурсам и товарам, получаемым из-за рубежа и на вашей планете.
Поскольку у такого способа переброски ресурсов много недостатков, выгоднее перевозить сколь-нибудь обработанную продукцию, а не голое сырье. Перевозить очищенный титан или кремний намного выгоднее, чем титановую руду (Titanium ingot) или камень (Stone).
Пригодится межпланетная логистическая станция и при обслуживании Orbit collector, или, по-простому, орбитального сборщика водорода и других газов. Эта парящая над газовым гигантом конструкция принесёт многие тысячи кубометров водорода в кратчайшие сроки, поэтому будет лучше, если вы откроете эти постройки в числе первых.
Организация и управление межзвёздными поставками аналогичны тому, что мы объясняли по межпланетным перевозкам. По крайней мере, так было в той версии, что вышла в раннем доступе в Steam.
Есть только одно но. Для перехода в варп-пространство из одной системы в другую логистическим судам (Logistics Vessel) нужен космический варпер (Space Warper) — очень редкий ресурс, расходуемый по одному за прыжок. Добыть его не так-то и просто, потребуется перерабатывать дефицитные гравитационные линзы или зелёные кубы. Только вместе с ним корабли смогут привезти особо редкие ресурсы из других звёздных систем.
Смысл совмещения межзвёздных станций с функционалом межпланетных в том, что принимая грузы от других звёзд/планет, вы можете при помощи дронов сразу отправлять их в нужное место на родной планете, если оно слишком далеко.
И последнее. В режиме хранения ни та, ни другая станция не будет отправлять ресурсы, несмотря на запросы. Но они всё ещё будут их принимать.
***
На этом всё. Надеемся, мы помогли вам разобраться с логистикой в Dyson Sphere Program!