Гайд по Manor Lords для новичков: строительство города, быстрый старт, требования хозяйств, достаток и казна, как торговать, как наладить производство?

Вышедшая в апреле 2024 года в ранний доступ Manor Lords — экономическая градостроительная стратегия-варгейм, чье действие развивается в раннем Средневековье. Игрок получает надел земли, который должен превратить в центр собственной империи, не имея на старте практически ничего. В этом гайде объясняем, как это сделать.

Гайды по Manor Lords

  1. Гайд по Manor Lords для новичков: строительство города, быстрый старт, требования хозяйств, достаток и казна, как торговать, как наладить производство?
  2. Как пережить первую суровую зиму в Manor Lords
  3. Как построить поместье в Manor Lords
  4. Как делать оружие и доспехи в Manor Lords
  5. Как получить больше семей и повысить уровень одобрения в Manor Lords
  6. Оптимизация графики Manor Lords для слабых ПК: как убрать мыло и повысить FPS
  7. Как шить одежду в Manor Lords? Где взять кожу, пряжу, лен, обувь, одежду и плащи?
  8. Как разводить овец в Manor Lords
  9. Как приготовить эль в Manor Lords и напоить весь город

Если вы фанат стратегий, то разобраться в Manor Lords — по крайней мере в версии раннего доступа — не составит труда. Более всего она напоминает микс ANNO, Frostpunk и SimCity с вкраплениями боевой системы Total War. Заметим, что Manor Lords не копирует идеи в лоб, а идет своим путём. Многие вещи в ней работают иначе и эти отличия мы также отметили в гайде.

Цели и задачи игрока в Manor Lords

В основе геймплея — строительство большого города, полного жителей (семей). Чем он шире, тем больше налогов можно собрать и тем больше солдат можно набрать. Город не может обойтись без жилья для населения, центров социального взаимодействия, таких как рынок и церковь, а также построек обеспечения, вроде колодца для воды, полей, ферм и зданий своеобразной промышленности. Всё это придется строить.

Игрок напрямую управляет жителями — расставляет их по постройкам или снимает для какого-то важного дела, вроде сбора урожая или строительства новых зданий. Свободные граждане не должны сидеть без дела, всех надлежит пристроить. На приток новых семей влияет удовлетворенность имеющихся и общая безопасность: чем эти показатели выше, тем охотнее жители будут переезжать к игроку. Крепостного права в Manor Lords, увы, нет. Не обеспечили людей жильем, едой или дровами к зиме — и они уже недовольны, чего-то бузят и переезжают в более благополучные города. Тот же эффект будет, если разбойники совершили налет и сожгли половину города.

Жители города разделены по классам развития: колхозники-разнорабочие, множество ремесленников, купцы и богатеи. Каждый класс дает бонусы к развитию города и заполняет (или нет) баланс спроса и предложения рабочей силы. Чем выше уровень населения, тем больше потребностей нужно заполнить. Движение между классами невозможно без заполнения потребностей каждого отдельного дома.

Город стоит на земле, обладающей некоторым набором и объемом ресурсов, их все нужно добыть и переработать до последнего этапа, так как конечный продукт стоит существенно дороже сырья, из которого его делают. Полученные от торговли деньги также идут на развитие города и укрепление власти игрока через создание замка феодала, созыв его дружины и т.д.

Безостановочное развитие и является главной целью Manor Lords, по крайней мере, пока она была в раннем доступе. Не упускать ни секунды, не пропускать возможность что-то построить за свободный ресурс. Чем быстрее идет застройка, чем больше приезжает жителей и ресурсов перерабатывается, чем выше обеспечение народа, чем шире торговые маршруты и объем торговли, тем быстрее можно претендовать на новые территории. Остается их захватить у другого феодала и повторить цикл развития.

Начало игры

Как положено жанровым каноном, всё начинается через создание новой игры в отдельном меню. Но, когда Manor Lords только вышла в ранний доступ, единственным важным аспектом этого меню был выбор и настройка уровня сложности. Мы рекомендуем на первом этапе пройти сценарии («Путь к процветанию», «Да будет мир», «На грани»), а затем играть в песочницу («Необременительный») или запускать игру с ИИ-соперниками («Стандартный»).

В раннем доступе на выбор была одна, пусть и весьма обширная карта мира, состоявшая из 9 регионов. Скорее всего, этот выбор останется и с релизом полной версии. Регион для старта определялся случайным образом, как и расположение ресурсов, делая старт в одних случаях сложнее, в других проще. Строить можно только в начальном регионе, остальные 8 придется разблокировать.

Определение позиций на карте

Появляется игрок на карте не с пустыми руками. В наличии палаточный лагерь для 5 семей, 1 вол для перевозки грузов, набор продовольствия и ресурсов для строительства на первое время. Но прежде надо понять, где расположены богатства в этом краю. Прежде всего определить места произрастания злаковых и воды. Для этого:

  • поставьте игру на паузу (кнопка «Пробел»);
  • откройте меню строительства, справа появятся фильтры (текстом);
  • прокликайте все фильтры и найдите места для полей пшеницы, полей ячменя, грунтовые воды;
  • учтите, что в будущем вы сможете вырубить все леса, мешающие строительству;
  • многие здания можно перенести за небольшую плату, а другие дешевле разрушить и построить на новом месте;
  • для строительства города вам нужны такие места, где НЕ растет пшеница, ячмень, а грунтовые воды проходят рядом (но не стройте под ними ничего кроме колодцев).

Для первичной разметки используйте дороги — расчертите ими места, где будут поля пшеницы, ячменя, и где есть грунтовые воды. Вы можете проводить дороги по всему региону, наличие леса не будет препятствием. Вдобавок, дороги ускоряют движение и строятся моментально, ничего не стоят, используйте это.

Определив все места и расстояние от палаточного лагеря до будущего города, оцените, стоит ли начинать в этом регионе или лучше перезапустить игру. Из-за рандома стартовая позиция и позиция города могут быть на значительном удалении, а полный переезд займет время, критичное на старте. Например, в одной сессии нам сразу попалось удачное место. В другой сессии пришлось откочевывать ближе к ресурсам.

Разметка города

Скорее всего, со старта не получится сразу заложить город в идеальном месте. Например, часть карты будет занята лесом, который еще предстоит вырубить. Стоит избегать и слишком длинных путей сообщений между домами, сырьем и производствами — в начале игры это только замедлит развитие, так как NPC должны физически пройти от одной точки до другой, чтобы доставить товары.

Выберите такое место, чтобы в нем было достаточно пространства для города на перспективу и он не уперся в поля или другое естественное ограничение, вроде живности или ягод внутри леса. И начинайте строить там свою первую базу-городище, максимально сократив все расстояния.

Проще и разумнее всё разместить на одной улице, с одной её стороны будут жилые дома, с другой стороны — церковь, рынок, здания торговли ресурсами и животными, и прочие производства.

Быстрый старт в Manor Lords

На обычной сложности игры уже в самом начале ресурсов будет достаточно, чтобы отстроить весь необходимый минимум. Порядок действий следующий:

  • Постройте лагерь лесорубов. Лес — основной строительный материал в игре;
  • Улучшите палаточный лагерь. Это нужно, чтобы не получить штраф к довольству и разместить семьи в более комфортных условиях;
  • Передвиньте «привязную стойку» погонщиков волов (выглядит как столб из земли) от стартового лагеря к городу, так как все габаритные и тяжелые грузы, вроде бревен, жители таскают при помощи волов, забирая и возвращая их на стойку. Вы потеряете много времени, если вола будут постоянно гонять на дальние расстояния;
  • Назначьте 2 семьи в лагерь лесорубов. Остальные 3 продолжат заниматься строительством;
  • Постройте амбар. Это хранилище продовольственных товаров, вроде мяса, зерна, муки, ягод и прочего;
  • Постройте склад. Это место, где хранятся все остальные ресурсы, нужные городу: бревна, доски, руда, металл, кожа и одежда из неё, а также многое другое;
  • Назначьте всех свободных жителей на амбар, затем на склад, чтобы перенести стартовые ресурсы внутрь этих зданий и не дали им пропасть. Как закончат, снова освободите их;
  • Постройте хижину собирателей. Разместите её между амбаром и поляной с ягодами;
  • Установите лагерь охотников. Поставьте его между амбаром и логовом диких животных;
  • Назначьте 1 семью собирать ягоды. Остальные 2 продолжат заниматься строительством;
  • Постройте церковь. В это здание не нужно никого назначать в начале игры, достаточно только построить и эффект распространится;
  • Постройте 5 домов для семей. Пора переезжать из лагеря в нормальное жилище;
  • Распределите свободные семьи по другим задачам. Например, охота и разделка шкур.
  • Постройте рынок. Это здание не требует каких-то ресурсов и ручного строительства, вы только очерчиваете границу, а магазинчики внутри него появятся сами по себе.

Постройки выше и составляют тот минимум, что нужен в начале игры. Теперь население почти готово к переходу на второй уровень. Осталась только пара нюансов.

Требования хозяйств и как их обеспечить?

Кликнув на хозяйство, можно увидеть его запросы на данном уровне. Сами требования поделены на две части — удобства (доступ к воде, выпивке, духовности и другое) и предложения на рынке (топливо, еда, одежда и другое). Удобства обеспечиваются через строительство зданий (колодец, церковь) и поставку на склад (корчма).

Предложения на рынке жители находят сами, но товар должен быть поставлен на рынок кем-то с самого производства. Как только вы закрываете все требования, можно перевести хозяйство на следующий уровень.

Что происходит на втором уровне развития? Хозяйство теперь начинает платить налоги, но главное — открывается возможность превратить часть крестьян в ремесленников, а их хозяйство в мануфактуру. Ремесленники производят большой набор потребительских товаров: одежду, плащи, стеганки, щиты, оружие и многое другое, потребляя немного ресурсов со склада. Также ремесленники уходят с рынка труда и вы больше не сможете распределять их по зданиям.

Размещение рынков и управление их работой повлияет на эффективность распределения ресурсов и товаров в городе. Следите за запасами и размещайте рынки так, чтобы они максимально удовлетворяли потребности населения.

В итоге переводить всех жителей в ремесленников не стоит, достаточно 30% от общего числа хозяйств. Обращаем внимание, что добавить пристройку можно и хозяйству первого уровня, но в начале игры делать этого не стоит — лучше потратить средства на торговлю.

Две бухгалтерии Manor Lords

Внимательные фанаты уже заметили, что речь до сих пор не зашла про деньги — ключевой ресурс экономических и градостроительных стратегий. Это не случайно, ведь на момент раннего доступа деньги не играли такой уж большой роли в Manor Lords. Особенно в самом начале. Тем не менее в Manor Lords две системы денег:

Достаток региона (слева) — ключевая система денег, определяет общий бюджет. Достаток вы получаете от налогов с жителей второго уровня, когда продаете товары в лавке торговца или на международном рынке. И тратите, когда покупаете овец, лошадей и мулов, а также открываете торговые пути по крупным сделкам.

Казна (справа в углу) — производная от достатка денежная система, так как пополняется только от налогов с податного населения. За деньги можно нанять ополчение из крестьян города или наемников со стороны, вести дипломатию и заселение новых регионов. Также, чтобы пополнять казну, нужно построить усадьбу феодала и налоговый пост к ней.

На начало игры достаток региона в Manor Lords составляет 50 единиц, а в казне феодала — 0. Вы можете увеличить достаток не дожидаясь момента, когда у вас появятся граждане второго уровня. Способ один — продавать ресурсы на внешние рынки через торговый дом.

Когда вы откроете следующий уровень города, Вас наградят выбором перка. Рекомендуем тот, что связан с торговлей, чтобы каждый новый торговый путь стоил 25 достатка.

Как учредить торговый путь и заработать деньги в Manor Lords?

Процессом торговли с внешними регионами организован через торговый дом, в русской локализации известный как «Фактория». Завершив базовое развитие и набрав 7-8 жителей города, можете её построить. Сам процесс торговли стоит объяснить отдельно из-за меню со множеством мелких иконок и надписей.

Итак, выбираем Факторию, открываем вкладку «Торговля», выбираем одну из 6 (в раннем доступе) категорий товаров. Далее изучаем таблицу. Крайний левый столбец определяет флаг товара — ввозить, вывозить, не торговать. Далее идет тип товара и объем на складе. Если в поле ввода между «-» и «+» задать значение, то оно определит лимит продажи или покупки товара. Например: на складе 37 единиц, флаг «вывоз» и лимит 10, то будет продано 27 единиц товара. Если на складе 0, а флаг «ввоз», лимит — 9, то будет куплено 9 единиц товара.

Крайний правый столбец — самый для нас интересный. Так-то здесь содержится две кнопки и значение между ними, например, 25. Как видно на скриншоте, у нас открыт торговый путь для кожи. И тут внимательно:

  • сперва нужно купить право открыть торговый путь. Для этого я затратил те самые 25 единиц Достатка. Купить право можно, нажав самую правую кнопку в таблице.
  • торговый путь еще не открыт — осталось нажать кнопку слева от ставки и подтвердить действие по открытию торгового пути. Только теперь начнется движение купцов за этим товаром в вашу торговую лавку.

Можно ли торговать без открытия торгового пути? Можно и даже нужно, но лучше сбрасывать излишки, если они накопятся, чем продавать на постоянной основе, так как цена будет бросовая, а семьи потратят время на их производство. Например, за 1 ед. доски вы получите 2 ед. достатка, тогда как за 1 ед. кожи 6 ед. достатка, а за 1 ед. черепицы 8 ед. достатка. Очевидно, выгоднее потратить доски на собственное развитие, наладить производство той же черепицы, и за её счет отбить расходы.

Как наладить производство?

В раннем доступе Manor Lords предлагала классическую схему, которая повторяется в десятках стратегий: добываем руду/глину на карьере; дерево/кожу в лагере; шерсть/зерно на ферме — поставляем на склад или предприятие переработки. Через время получившийся продукт (металл, черепица, одежда, еда) возвращается на склад или распределяется по другим предприятиям.

Обычно предприятие трудоустраивает от 2 до 8 работников, причем один или два могут реализовывать продукцию другим семьям на местном рынке, а работать придется кому-то еще. Поэтому, чтобы хорошо наладить производство, нужно хотя бы 16-18 семей, иначе неизбежно произойдет выпадение или из торговой сети, или из производственной части.

Что касается логистики, то она проста. Легкие товары — дрова, шерсть, зерно, мясо, ягоды и прочее — люди переносят сами. Тяжелые — деревья, доски, глину — используя вола. Чтобы логистика работала без задержек, придется прикупить еще 3-4 волов и добавить несколько «привязных стоек», обеспечив их погонщиками волов. Не забудьте связать все постройки сетью дорог.

Как защититься в Manor Lords от разбойников?

Разбойники в Manor Lords доставят вам немало проблем: от банального воровства ресурсов в самом начале до жестоких набегов со сжиганием половины города ближе к середине.

Потерпите. Городу нужно снарядить и снабдить воинов, которые будут его защищать. Какое-то время в начале игры не получится на равных противостоять никому. Пропускайте мимо требования других феодалов к земле вашего региона и миритесь с тем, что разбойники подворовывают ваши запасы. Потом отомстите.

Приготовьтесь. Развивайте свое поселение, перейдите на второй уровень и откройте производство холодного оружия, луков и доспехов, а также торгуйте, чтобы накопить деньжат. Кузнечная мастерская, столярная мастерская, мастерская оружейника и мастерская лучника — все эти мануфактуры жилищ второго уровня потребуют город с населением хотя бы 20, а лучше 30 семей.

Наполните личную казну. Не забывайте о тех выгодах, что дает строительство Усадьбы феодала, хоть это и крайне затратный процесс в начале игры. При наличии Усадьбы можно конвертировать достаток региона в золото и рекрутировать свиту феодала. В начале в ней будет всего 5 бойцов-сторонников, но это самые сильные бойцы ближнего боя в Manor Lords. Их не хватит, чтобы вести наступление на другого феодала, но отпугнуть разбойников они вполне могут. Казна же намного важнее.

Наберите наемников. Отдать 45 золота из казны феодала (т.е. своего кармана) на наемников в начале игры звучит как форменное безумие, но это умное решение. Во-первых, требуется время, чтобы выдернуть ополченцев из их семей, а наемники прибывают в город сразу. Во-вторых, каждый погибший ополченец означает потерю производительности всего города, да и восстанавливаются семьи медленно.

С наемниками таких проблем нет. Даже если они все сгинут в бою, вы потеряете только немного денег из своей казны, но сохраните жизни своих жителей и город не разграбленным. Легкая наемная пехота и тяжелые наемные лучники — два лучших подразделения в Manor Lords, и они более чем способны отбить атаку даже вражеского феодала. А также отлично укрепят армию.

Альтернативный призыву на службу вариант — построить сторожевую башню. Она сразу даст бонус к защите от нападений.

Советы по ведению боя в Manor Lords

Участвовать в сражениях против разных противников — бандитов, феодалов и других угроз для города — придется на протяжении всей партии. А значит, надо рекрутировать воинов и командовать самыми разными отрядами.

Укомплектуйте свою армию. Хорошая армия должна иметь три вида отрядов, но в первые несколько лет город, скорее всего, сможет позволить себе только ополченцев-пехотинцев. Позже расширьте их за счет ополченцев-лучников, а затем наберите еще один отряд пехотинцев. Продолжайте расширять армию за счет копейщиков, как только сможете себе это позволить. Не экономьте на экипировке воинов, боец в шлеме, пластинчатых доспехах и кольчугах много живучее крестьянина в робе.

Используйте позиции, чтобы контролировать войска. Выбрав любой боевой юнит в Manor Lords вы увидите ряд значков внизу. Это позиции (стойки), определяющие поведение юнита во время боя. По-умолчанию отряд стоит в сбалансированной позиции, может атаковать и обороняться. Есть стойки только для нападения или только для обороны, на случай обстрела или засады. Так, у лучников можно включить режим стрельбы по готовности, позволяя атаковать врагов, как только те приблизятся на дистанцию открытого залпа и не будут закрываться щитами.

Действуйте тактически грамотно. Совмещайте позиции из пункта выше с хорошо известными тактическими приемами: сковывание противника в засаде или на копейщиках; атаки конницей в тыл или хотя бы фланг; занятие высокой земли и атаки с горки; а также избегайте окружения и окружайте сами. Всё это реализовано и работает в Manor Lords.

Но есть пара важных показателей, за которым надо следить. Речь про боевой дух и усталость. Боевой дух — показатель того, насколько войска готовы сражаться за город. Чтобы поддерживать его на высоком уровне, общий рейтинг одобрения жителей тоже должен быть высоким. Если же за вас никто не готов сражаться, то отряды просто будут убегать, вместо того, чтобы стоять насмерть, а в лучшем случае не дадут использовать определенные стойки.

Усталость неизбежно возникает в ходе сражения, но её можно значительно снизить, используя стойки, опираясь на грамотный подбор войск и выводя уставшие подразделения из боя. Погода во время боя также может повлиять на усталость — воины не любят сражаться под дождем и затрачивают на это больше усилий.

***

Это были основные аспекты, которые новичкам нужно знать в Minor Lords. Играли ли вы в эту игру? Что можете посоветовать? Пишите в комментариях!

Другие гайды

0
Author's Userpic
Автор новостей и статей
Calculating....
Комментарии 2