Фантастический хоррор The Callisto Protocol создан по лекалам Dead Space: тесные помещения далекой космической станции наполнены биофагами — динамически меняющими свою форму зомби, победить коих можно лишь разделав на части в непредсказуемом ближнем бою. Адаптируя скудный арсенал, главный герой Джейкоб Ли попытается выжить в этом суровом месте и покинуть его. Разработчики переиначили удачные находки Dead Space так, что The Callisto Protocol стала самобытным проектом в собственной вселенной, а не духовной последовательницей, и привнесли новые идеи.
Охарактеризовать The Callisto Protocol можно как камерный боевик:
- геймплей балансирует между шутером, слэшером и простым экшеном, со вставками хоррора и стелса;
- вид от третьего лица, но камера не привязана к затылку героя, а выхватывает крупным планом наиболее «сочные» моменты;
- обилие жестокости и расчлененки, фонтаны «кетчупа» от каждого удара, брутальные убийства врагов и не менее жуткие фаталити протагониста.
В отличие от медлительного и неуклюжего главного героя, враги подвижны, живучи и набрасываются моментально. Потому боевка использует чередование фаз: уклонение от атаки, серия мощных ударов дубиной по супостату, переход в блок или уклонение, и так пока у врага не закончатся очки жизни.
Бить надо сильно и точно — биофаг не умрет от простой потери конечностей, а станет мутировать в более сильную форму и придется добивать из огнестрела. Пистолеты, дробовики, автоматы — вот и всё оружие. Оно полезное, прокачивается, но из-за нехватки патронов «как в шутерах» не пострелять.
Силовой перчаткой можно расшвыривать биофагов, притягивать к себе под удар или бросать в игровое окружение (шипы, жернова, пропасти). Она же облегчает проблемный автозахват целей, что не дает в ближнем бою резво переключаться между врагами или прорываться к наиболее опасному.
- Погрузиться в атмосферу Каллисто легче, благодаря детализированной графике: качественным текстурам и эффектам, естественной игре света и тени, бликам и отражениям, физике тел и жидкостей. Одна из лучших игр поколения PS5/XSX по визуалу.
- Не уступает и акустическое сопровождение: механизмы шумят, аппаратура гудит, двери и полы скрипят, освещение мерцает, вода журчит и капает, враги за стенами шебуршатся, издают странные и страшные звуки.
- Свой вклад в атмосферу внесли тщательная проработка моделей персонажей и врагов, особенно, лиц: натуральные артикуляция и эмоции за счет mocap со знаменитых актеров, и эффекты, имитирующие стекающий пот или кровь.
Недалекое будущее. Из-за техногенной катастрофы на Земле человечество расселилось за её пределы. К 2320 году обжиты колонии на спутниках Юпитера, а один из них — Каллисто — используется как тюрьма строгого режима. Тихое место, в котором заключенный пропадает навсегда, быстро прибрали к рукам люди с далеко идущими планами.
Именно сюда по стечению обстоятельств заносит протагониста, но прохождение не зацикливается на казематах и меняет дислокацию каждые 1.5-2 часа: промышленные цеха, гидропоника, секретные лаборатории и даже поверхность Каллисто.
Однако мир страдает от примитивного дизайна локаций. Тесные коридорно-кишкообразные уровни склеены друг с другом посредством вентиляции или щелей в стенах. Никаких арен, тайников или бэктрекинга. Все локации окружены невидимой стеной, а интерактивное окружение проявляет себя только там, где возможно.
При этом сами уровни выглядят отлично и являются визуальной частью повествования. Камеру с пыточной или медкабинет с лабораторией не спутать из-за разницы в интерьерах. Художники во множестве наполнили каждый отсек функциональными объектами, тематическими элементами и другим декором, старались не повторяться.
The Callisto Protocol сразу погружает игрока в гущу событий, завязка интригует недосказанностью и рождает десятки вопросов. Но после первой главы повествование исчезнет почти до самого финала, где сценаристы в темпе и раскроют все карты. Записки, аудио- и видео-сообщения, граффити на стенах и другие привычные хоррорам объяснения тайн уступили место лору в специальных гайдах.
Прохождение игры — единственный сюжетный и основной квест, нет ни второплановых историй союзных персонажей, ни дополнительных задач. Подача и сценарий просты и линейны, не обошлись без клише и банальных поворотов сюжета, а канва похожа на Dead Space (эксперименты над людьми, заговор тайного культа, инопланетяне). Персонажей мало как в количестве, так и в экранном времени, но они хотя бы живо общаются с героем, мотивированы и честно отрабатывают свое время.
Одиночная игра стандартна по всем параметрам. Протискиваемся вперед; разбираемся с врагами, задействуя все возможности боёвки; собираем ресурсы и аптечки; прокачиваем оружие и атрибуты персонажа; крафтим расходники, вроде патронов и батареек для перчатки. Пропустить развитие не получится — вариативность и сложность биофагов растет по мере прохождения, заставляя менять тактику боя с ними. Инвентарь ограничен, что дополнительно стимулирует развиваться здесь и сейчас.
Выживание проявляется лишь на самой высокой сложности из-за постоянной нехватки ресурсов. Хоррора меньше всего, во многом из-за гнетущей, но не пугающей атмосферы и примитивных, однообразных скримеров, завязанных на том, что враги норовят вцепиться в игрока в надоедливых QTE-моментах. Зато время от времени постановка подбрасывает зрелищные экшен-моменты: катастрофа космического челнока, скоростной спуск по канализации, падение в неизвестность и др. Игра неплохо воспроизводит старые ощущения в новых условиях.