Lord of the Rings: Battle for Middle-earth — изометрическая стратегия в реальном времени во вселенной «Властелина колец». Игроку предстоит управлять армией, экономикой и производством войск. В отличие от других RTS, здания можно строить только на определённых участках, уже существующих на карте. Существуют различные участки: посёлки (одно здание по сборке ресурсов: фермы для добрых фракций или мясобойни для злых фракций), заставы или аванпосты (цитадель, 3 участка для зданий), лагеря (цитадель, 6 участков для зданий, небольшие сегменты стен и до 7 участков для оборонных сооружений.
Гондорские лагеря имеют 4 оборонных участка и стену, почти полностью окружающую лагерь) и замки (цитадель; 8 участков для зданий у тёмных армий; Рохан получает 7 и 12 оборонных участков; Гондор получает 9 и десяток оборонных участков; Гондор и Рохан имеют стены, на которых могут находиться войска).
Войска тренируются батальонами/отрядами, кроме самых сильных (например, тролли и мумаки Мордора, энты Рохана, берсеркеры Изенгарда, осадные орудия), которые тренируются поштучно. Экономика состоит из постройки ферм и кузней; скотобоен, заводов по древесине — лесопилок, и плавилен на определённых участках. Также в игре есть улучшения и спецспособности, чтобы увеличить скорость получения ресурсов
Каждая карта в кампании названа в честь известного региона Средиземья (Вестфолд, Восточный Рохан, Чернолесье, а также дальние регионы — Рун и Харад. Игра честно следует истории в правильном порядке с особыми случаями (Битва при Хорнбурге, Изенгард, Мория, и Минас-Тирит).
В игре используется довольно уникальная система ремонта зданий. Здания не могут ремонтироваться, если на них в этот момент нападают (за исключением Гондора). Также, герои могут лечить сами себя, а отряды восстанавливают численность, когда не в бою. Колодцы у добра также могут лечить войска и регенерировать отряды. История кампании рассказывается актёрами Иэном Маккелленом (Добро; в роли Гэндальфа) и Кристофером Ли (Зло; в роли Сарумана).