Научно-фантастический шутер Doom 3 с видом от первого лица и элементами хоррора вышел в 2004 году как перезапуск оригинальной DOOM (1995). Игру разрабатывали с упором на сильный сюжет и продолжительную одиночную кампанию, с многочисленными роликами на движке и скримерами, для чего серьезно улучшили систему анимации.
Исследовательский центр на Марсе, принадлежащий Объединенной Аэрокосмической Корпорации, подвергся массивному демоническому вторжению, оставляющему после себя след страха и хаоса. Как одному из немногих выживших, вам придется прокладывать свой путь в Ад и обратно сквозь орды ужасных монстров. Ваш путь будет темным и опасным, однако для своей защиты вы сможете использовать пистолет, бензопилу, гранаты и многое другое.
Для проработки игровой вселенной id Software наняла профессионального писателя-фантаста Мэтью Костелло (Matthew Costello). Студия собиралась перезапустить оригинал на более высоком уровне, но Doom 3 должна была пугать и вызывать чувство ужаса, а не предлагать тупые пострелушки.
Действие игры по-прежнему развивается на Марсе XXII века. Человечество давно вышло за пределы родной планеты, однако нехватка энергии ставит существование цивилизации под угрозу. В этой связи Объединенная Аэрокосмическая Корпорация (UAC) застраивает Марсе научными базами, где занимается поиском мощных источников энергии на новых физических принципах.
К середине XXII века ученым и инженерам UAC удается существенно продвинуться в исследованиях, попутно разработав прототипы многочисленных устройств, в их числе знаменитое супер-оружие BFG 9000.
Неожиданно на поверхности Марса корпорация натыкается на древние инопланетные руины. Давно вымершие марсиане разработали технологию телепортации через некое измерение, напоминающее христианский Ад, и реализовали её «в железе». Заинтересовавшись находкой, UAC направляет все силы на её исследование.
Сценарий Doom 3 детализирован вплоть до конкретных дней, месяцев и лет. По мере прохождения игрок читает, слушает и смотрит множество записей, дневников, заметок и сообщений по e-mail от ученых, менеджеров, техников и сотрудников службы безопасности марсианской базы UAC.
Именно оставленные сообщения раскрывают информацию о происходящих в игровом мире и непосредственно на Марсе событиях, отражают чувства и заботы людей, придают происходящему логику, а действиям героев – смысл.
Если играть, не вникая в детали, то впечатление будет очень смазанным или сюжет вообще покажется чем-то ненужным, поскольку все диалоги и сцены на движке касаются текущих проблем – сходи туда, сделай то, найди это, посмотри результат. Периодически игрок узнает какую-то ключевую информацию, которая двигает события вперед.
Все начинается как и в первой Doom — на Марсианскую базу прилетает протагонист, назначенный на должность охранника. Дальше идут различия. Главный герой прибывает вместе с инспектором UAC Эллиотом Свонном, который должен расследовать жалобы сотрудников, участившиеся инциденты и странные смерти.
Главным антагонистом выступает доктор Малькольм Бетругер, занимавшийся технологией телепортации и, в конечном итоге, поддавшийся силам Зла. Его маниакальная идея — впустить в наш мир слуг Дьявола, чтобы они завоевали Землю, а людей превратили в рабов или демонов.
Основное противостояние идет между Свонном и Бетругером, свобода выбора в ряде моментов – лишь иллюзия, протагонист никак не влияет на события или концовку. При всех преимуществах, тщательной проработке, неожиданных моментах и сценарных поворотах игрок ощущает свою ограниченность сценарными рамками.
В Doom 3 доминируют элементы хоррора — постоянная кромешная темнота, скримеры, непонятные звуки и шумы, пугающая музыка. Фонарик используется только при убранном оружии, герой не может одновременно стрелять и светить. Даже свет от ламп распространяется на ограниченное пространство.
Шутерная составляющая угнетена. Пистолет, дробовик, автомат, миниган, плазмаган, ракетомет, BFG9000 и бензопила – вот и все оружие, никаких модификаций или вариативности, как в Doom образца 2016 года. Протагонист носит гораздо меньше патронов, излишняя броня и здоровье не сохраняются. Враги могут сбивать прицел, что может стоить герою жизни.
В итоге Doom 3 напоминает тактический шутер. Приходится все время думать: использовать оружие или светить вперед, уворачиваться от контакта с монстрами или терять дефицитное здоровье, урон которому наносится в любом случае, высадить сейчас миниган или методично отстреливаться с автоматом. Вместо ураганного бега вперед и стрельбы во все, что движется – неторопливые, выверенные шаги с аккуратной стрельбой из укрытия, и так во всем.
Фишкой Doom 3 стал «душекуб» — оружие, появляющееся после убийства одного из боссов в Аду и позволяющее нанести 1 000 урона любому монстру, что сильно вредит даже боссам. Вдобавок, «душекуб» впитывает и передает носителю здоровье жертвы.
Прохождение Doom 3 больше напоминает просмотр фильма ужасов, только игрок может стрелять. Локации линейны, как правило, это извилистая кишка, соединяющая большие комнаты, проработка уровней примитивна, никаких потайных ходов и скрытых комнат, а секреты открываются очень просто. В игре практически нет открытых пространств, только помещения и бесконечные коридоры.
Во время прохождения игрок посетит чуть ли не половину Марса — различные комплексы и лаборатории UAC, центральный город, транспортные узлы и заводы, пещеры Марса и, конечно же, несколько раз отправится в Ад. Однако наполнение всех уровней однотипно, а из-за кромешной темноты они просто не запоминаются.
Связано это с ориентацией на сюжет и желанием дизайнеров напугать игрока, которого понуждают идти вперед, чтобы раскручивать маховик сценария. Повсюду расставлены кат-сцены, скримеры и «презентации» — когда протагонист впервые встречает нового монстра из бестиария, камера отъезжает и показывает небольшую сценку.
Стрелять приходится много, но ощущения от оружия совершенно другие, они не дают былого удовольствия. Механика респавнящихся под ногами врагов (ведь локации маленькие) пугает только пару часов, а дальше начинает надоедать.
Бестиарий содержит как хорошо знакомых тварей (разные виды Зомби, Коммандос, Имп, Пинки, Потерянная душа, Ревенант, Какодемон, Рыцарь Ада, Барон Ада, Арчвайл, Манкубус, Призрак), так и несколько новых:
- Пауки – мерзкие противные твари двух видов, набегают пачкой и атакуют вблизи;
- Херувимы – младенцы с металлическими лапками и крыльями, мерзко вопят, подлетают и атакуют;
- Личинка – двухголовый кусающий демон, напоминающий Импа, но атакующий в ближнем бою;
- Адский Крушитель – бронированный враг с оружием ближнего и дальнего боя;
- Адский Охотник – мощный демон в трех вариантах, помесь Адского Крушителя с Какодемоном, Манкубусом или Рыцарем ада.
Поскольку все усилия id Software сосредоточились на одиночном режиме Doom 3 и сюжете, геймдизайнеры студии искреннее предполагали, что игре не нужен масштабный мультиплеер. Расчет был на то, что Doom 3 понравится своим сюжетом, а её одиночную кампанию будут регулярно перепроходить.
Поэтому для сетевой игры был реализован всего один режим — «командный дезматч». Несколько игроков собирались на одной карте и могли применять все оружие и гранаты, имеющиеся в сольном режиме. Число карт невелико. Никакой прокачки, статистики или разблокируемого контента.
Серверы оригинальной Doom 3 были отключены, но с помощью фанатского мода возможно кооперативное прохождение игры.
- Выделяет игру уникальная атмосфера, чего только стоит пугающий момент прорыва Ада в наше измерение в конце первой главы.
- Чит-коды первых двух частей Doom в третьей не работают, но открыв консоль и написав их, можно получить ответ: «Ваша память вас не подводит».
- В 2005 году вышел аддон Doom 3: Resurrection of Evil на 12 уровней, с новыми врагами и интересным оружием, в котором другой солдат попадает на Марс и разбирается в причинах активизации заброшенных марсианских баз.
- В 2012 году вышло специальное издание Doom 3: BFG Edition, с улучшениями графики, поддержкой актуальных платформ и упором на шутерную составляющую.