Crusader Kings 3 — продолжение серии глобальных стратегий Paradox про Средневековье. При создании учитывались исторически достоверные обычаи и нравы народов, живших с IX по XV век, но с порцией современных представлений о мире, вроде равноправия и толерантности.
На протяжении 600 лет игрок управляет династией правителей выбранного государства и через них может претворить в жизнь любую фантазию, которую только способен придумать. Все благодаря обширной RPG-компоненте, включающей отношения с родственниками, брак и наследование, интриги и предательство, дипломатию и торговлю.
Карта Crusader Kings 3 похожа на карту из второй части со всеми DLC, но стала больше и начинается на восточном побережье Атлантического океана, заканчивается в Сибири и Индии. На релизе была включена вся Европа и юго-западная часть России, территории Азии вплоть до Монголии и Бенгалии, северная часть Африки. Со временем в игру добавили новые регионы.
Карта отображает текущие политические, культурные, религиозные расклады, причем со временем они динамично меняются сами, без участия игрока. Приходится регулярно сверяться с положением дел и корректировать планы. Так, слабый феодал может через удачный брак или дипломатию попасть под крыло мощной империи, после чего его будет трудно сковырнуть.
Впервые в серии появились владения баронов, но единой неделимой единицей игрового мира по-прежнему являются графства, начиная с которых и можно играть. Структура земель не изменилась: графства входят в герцогства, те — в королевства, а выше королей стоят императоры.
В духе гранд-стратегий Paradox, действие Crusader Kings 3 протекает на глобальной карте в реальном времени, а не пошагово а-ля Total War. При этом RTS-части, с битвами юнитов и армий на карте, в игре нет, войны упрощены до диалогового окна и боевой мощи отрядов, определяемой исходя из их типа.
Комплексный и сложный геймплей строится на лучших механиках глобальных стратегий и ролевых игр, сосредотачивая внимание не только на внешней экспансии, но и на внутренних делах. Поскольку события CK3 захватывают 600 лет, игрок возглавляет целую династию, а не эфемерное государство и его цель — просуществовать как можно дольше, убивая неугодных, создавая союзы и участвуя в войнах.
У каждого персонажа в династии генерируется реалистичный набор амбиций и параметров, а также характер, чему они следуют до конца жизни. Управление личной жизнью государя и его потомков — важный аспект геймплея, игрок проводит своеобразную селекцию, решая, кого на ком женить и кто унаследует престол, а после смерти повторяя цикл с его потомками.
Чем выше показатели текущего поколения, тем лучше будет генетика следующего и тем большего оно добьются. Скажем, за красивого принца охотнее выйдет замуж дочь соседнего короля, что позволит заключить союз и объединить две державы.
Отыгрыш ролей в CK3 улучшили механикой стресса: когда игрок принимает решение, противоречащее характеру персонажа, уровень стресса у последнего повышается. Чем сильнее стресс, тем хуже чувствует себя государь: срывается, скандалит, а то и вовсе раньше срока уйдет в мир иной.
Система наставничества позволит обучить несмышленого отпрыска и к моменту обретения трона открыть как можно больше навыков в образе жизни. Последнее — новая механика, представленная пятью ветками: дипломатия, военное дело, управление, интриги и ученость. Чем больше у персонажа навыков в том или ином деле, тем проще претворить соответствующие планы в жизнь.
Например, король-воин сможет быстро расширить границы государства, но на смену ему должен прийти дипломат, который успокоит соседей и заключит мир с врагами. Дальше может понадобиться король, способный поправить финансы и укрепить вертикаль его рода, после чего правитель-ученый поможет с рывком в научном развитии.
Отношения в династии — важная часть геймплея. Нередко транзит власти от отца к сыну затягивается — недовольные родственники могут объединиться и попытаться убить законного наследника или завоевать его трон. Борьба за власть идет и под ковром, путем интриг, сбора компромата или убийств. Все тоже самое можно проводить и во вне, устраивая тайные операции и посылая убийц к представителям конкурирующих династий.
В Crusader Kings 3 нет определенной сюжетной линии, которую игрок пройдет, на чем игра и завершится. Вместо этого — большой набор случайных ситуаций (многие не повторяются), решая которые игрок сам пишет свой сюжет. В начале предлагают выбрать одну из шести кампаний, определяющих сложность, стартовую точку и дату начала — 867 или 1066 годы, в остальном все одинаково.
Развивать государство можно при помощи строительства, исследований, усиления власти, изменения культуры и религии. Так, многое зависит от выбора между племенным, клановым или феодальным видом правления, каждое со своими плюсами и минусами.
При желании можно изменить религию, создав собственную ересь и задав особенности, например, разрешить каннибализм или объявить блуд благодетелю. Точно также с культурой: набор обычаев и традиций народа можно реформировать, приучив его к чему-то новому. Верно и обратное — завоевав провинцию, игрок волен навязать свою религию и культуру, но это может вызвать недовольство.
Изменилась армия. Теперь она состоит из ополчения и профессиональных солдат, и те и другие могут быть в разных родах войск. Чем выше боевые навыки солдат, тем лучше, это открывает повышение до определенного отряда, например, рыцарей. Игрок сам определяет, кого нанять, благодаря чему состав армии регулируется лучше.
Если игрок умело решает проблемы внутри династии и успешно развивает государство, то у его династии набирается шкала значимости, эдакий уровень известности среди других государств. За счет чего проще вести дипломатию, заключать браки, да и вассалы становятся преданней и не горят желанием воткнуть нож в спину.
Впрочем, CK3 настолько гибкая, что всю партию можно тихонько просидеть в углу, катая своих феодалов на охоту, да по пьянкам-гулянкам и тихо развиваясь, пока другие устраивают кровавую баню.
- Игра полностью переведена на русский язык, был переработан и упрощен интерфейс, так что не придется долго копаться в многочисленных меню.
- У игры высокий порог вхождения, поэтому в триквеле планку постарались снизить, предложив интерактивное обучение. С него новичку и надо начать.
- Crusader Kings 3 — игра-сервис, дополнительный контент для неё будет выходить долгие годы, для чего даже оптимизировали внутреннюю структура движка.