Спустя практически семь лет после официального анонса компания Media Molecule выпустила проект мечты. Собственно, он и называется «Грезы». А еще позволяет создать видеоигру даже тем, кто впадает в ступор от одной необходимости что-либо программировать. Получилось у разработчиков создать все, что они задумали? Читайте в нашей рецензии.
Поклонники PlayStation со стажем хорошо помнят тот момент, когда в 2008 году на их любимой консоли вышла самая первая часть LittleBigPlanet. В то время фанатов бренда было не удивить хорошим платформером — жанр уже давно прижился в библиотеке системы. Однако LBP предлагала совершенно иной опыт — за какие-то 2500 рублей можно было не просто попрыгать и повеселиться, но примерить на себя роль творца. Причем не просто примерить роль, но поделиться творчеством с другими участниками комьюнити.
Давайте сразу обозначим вот какой тезис. В самой возможности что-либо создать на движке игры не было чего-то удивительного. Первые попытки подружить геймеров с большим миром разработки произошли еще тогда, когда родители многих из наших читателей в школу ходили. Например, в 8-битной Excitebike: эта мотогонка середины 80-х позволяла покупателям строить собственные трассы, а потом тестировать их в режиме реального времени. Схожая история были с Battle City, которую в России все называли «Танчики»: мало кто отказывал себе в удовольствии собрать собственную карту, тем более что встроенный в проект редактор крайне дружелюбно относится к новичкам — лишь бы фантазия не подвела.
В начале нулевых свой взгляд на пользовательское творчество предложили канадцы из Bioware. Система модулей из Neverwinter Nights продлила жизнь игре не просто на пару лет — люди продолжали собирать свои сюжеты и после выхода сиквела. В этом смысле, повторимся, в разработке MM не было ничего кардинально нового. Однако авторы PS3-эксклюзива не просто дали кайло в руки энтузиастов, но сделали работу над собственными творениями максимально приятной, а заодно создали крайне дружелюбную экосистему. У вас в руках оказывался не просто редактор, но действительно классная сюжетная кампания и входной билет в мир творчества.
Так вот, Dreams — это логичное развитие всей этой истории. И на этом месте давайте обозначим второй принципиально важный тезис: в библиотеке PlayStation 4 появилась не просто новая игра, но сервис для самых отчаянных творческих начинаний. Уже сейчас в каталоге «Грез» (именно так перевели название проекта локализаторы — прим.) можно без проблем встретить не только простенькие аркады, вдохновленные незабвенной Space Invaders, но даже ролевые игры японской школы и шутеры. И это не считая подготовленных самими авторами зарисовок. Впрочем, обо всем по порядку.
Прежде чем начать грезить, геймеру необходимо выбрать своего «чертенка» — умный курсор, подчиняющийся командам гироскопов DualShock 4 — и заодно узнать, как работает базовое управление. После того как первые шаги сделаны, игрока выкидывает в хаб, который, в свою очередь разделен на две части: редактор и каталог. И уже на этом моменте видно, что в этот раз Media Molecule не просто создала платформер с обширным функционалом для творчества, а любительский сервис — что-то вроде RPG Maker, но с той лишь разницей, что Dreams не заточена под какой-то один жанр.
Если вы когда-нибудь пользовались современными подписными сервисами, то без проблем разберетесь в интерфейсе каталога. В наличии поиск по ключевым словам, различные подборки, возможность оценить чужие работы. Отдельного внимания заслуживает плейлист «Выбор MM» — в него попадают наиболее совершенные, по мнению разработчиков, труды пользователей. Однако первым делом стоит все же направиться в раздел каталога, в котором выложены зарисовки самих авторов проекта.
В этом смысле, конечно, по-хорошему удивляет работа под названием «Грезы Арта». Эта история, как и все остальные в каталоге, создана силами редактора Dreams и рассказывает о снах джазового музыканта. Фишка — в жанре. Нам то подсовывают классическую point and click адвенчуру, через секунду она превращается в интерактивный мюзикл, еще через две — в простенький платформер и даже аркаду. И длится все это счастье около трех часов. Разумеется, «Грезы арта», как и все, что доступно в плейлисте от MM, разработаны с одной целью: показать, на что в умелых руках способен редактор, ради которого — чего уж греха таить — здесь все и затевалось.
А способен он на многое. Создать окружение? Без проблем. Собственные модельки персонажей? Ну разумеется! Впрочем, пугаться не стоит. При первом переходе в соответствующий раздел «Грезы» весьма доступным языком объясняет азы нелегкого труда разработчиков. После этакого курса молодого бойца и огромное количество менюшек не кажется чем-то страшным, и интерес к игре просыпается с новой силой. Ведь вам не просто предлагают набор 2,5D-шаблонов, но целую среду, внешне напоминающую продвинутый 3D-редактор.
Разница в том, что Dreams не заставляет пользователей учиться азам программирования — вместо этого разработчики предлагают освоить довольно дружелюбную по профессиональным меркам программу. Однако это не значит, что учиться не придется вовсе — напротив, функционал проекта необходимо ОСВАИВАТЬ. Лишь в этом случае «Грезы» откроются перед вами с наилучшей стороны. Разумеется, создать свой аналог Death Stranding сразу у вас едва ли выйдет, но простенький платформер или клон Pac-Man за неделю наковырять сможете. Ну, или интерактивную демо-сцену — да-да, Dreams позволяет и это. А еще у проекта есть просто киллерфича: возможность разрабатывать игру совместно с другом. Получается своеобразная инди-студия.
Однако глупо было бы предположить, что старт столь амбициозной задумки как Dreams обошелся без казусов. Проблем у проекта хватает, но, забегая вперед, все они решаемы, а часть и вовсе не зависит от разработчиков. С этого пункта, пожалуй, и начнем. Как и во всяком сервисе, чей старт произошел буквально на днях, каталог «Грез» буквально завален шлаком. Каждый второй релиз из раздела новинок — это слабенькая попытка паразитировать на чужой интеллектуальной собственности.
За время знакомства с «Грезами» чего мы только не увидели. И как бы онлайн-шутан в стилистике Red Dead Redemption, который был оперативно забанен по просьбе Rockstar Games, и даже ленивую попытку смастерить аналог печально известной Superman 64, только в разы хуже и в стилистике «Шазама». Порой попадаются интересные концептуально, но едва работающие демки — та же реконструкция приключений дракончика Спайро на движке от MM. В общем, как и ожидалось, шлака пока что не просто много, а очень много.
Впрочем, все это вполне можно объяснить временным фактором, ведь еще даже месяца не прошло с момента запуска «Грез», народ не успел обвыкнуться. Безусловно, грести абсолютно всех под одну гребенку нельзя: в той же подборке с выбором создателей проекта без проблем отыщется пяток действительно интересных работ. Проблема в том, что все они значительно уступают по качеству не только упомянутой истории о джазовом музыканте, но и небольшим демкам вроде той, в которой необходимо максимально быстро добраться до выхода из уровня.
Опять же, почему так происходит вполне понятно — пройдет еще немало времени, прежде чем народ освоить все премудрости редактора. Проблема лишь в том, что в текущем виде Dreams едва ли будет интересна людям, которые обратили внимание на работу MM из-за потенциально бесконечного каталога видеоигр. Не подойдут «Грезы» и тем, кто ожидал получить что-то в духе LittleBigPlanet, но с возможностью моделировать уровни в полностью трехмерном пространстве. Классической «сюжетной кампании» в этот раз не завезли — есть лишь занимательная демонстрация возможностей движка.
И в этом кроется огромная разница между условной LBP или Super Mario Maker и Dreams. В первом случае речь идет о видеоигре с расширенным функционалом. «Грезы» же — это сервис и уже потом видеоигра. И вот с точки зрения «сервисности» предъявить авторам можно только за малое число собственных «демок» и периодически сбоящий сетевой код. Да-да, порой ожидания перед входом в очередную игру растягивается на весьма значительное время.
***
Что получается в итоге? Разработчики сумели создать уникальный сервис, аналогов которому в современной индустрии просто нет. Функционал проекта обширен, а возможности для расширения — потенциально бесконечны. Да, у Dreams есть свои проблемы, но все они рано или поздно будут решены. Так что не пугайтесь финального балла — он выставлен с учетом того, что «Грезы» рано или поздно превратятся в уникальную площадку для начинающих разработчиков с крепким комьюнити.