В одном из выпусков Angry Video Game Nerd бессменный автор и ведущий шоу Джеймс Рольф (James Rolfe) рассказал о травме детства. Дело в том, что первой игрой маленького Джеймса для 8-битной NES (в России — Dendy) стала Ghosts n' Goblins. Ну и что тут такого, спросите вы? А просто эта аркада по праву занимает верхние строчки в списке самых непроходимых видеоигр за всю историю индустрии развлечений. И именно ей вдохновлялись создатели MediEvil. В принципе, это все, что вам необходимо знать о приключениях сэра Дэниэла Фортескью.
Этот год не стал урожайным для компании Sony. В апреле на PlayStation 4 вышла весьма средняя по меркам эксклюзивов от Sony Days Gone. Совсем скоро на прилавки попадет Death Stranding — долгожданный «симулятор ходьбы» от Хидео Кодзимы (Hideo Kojima). На фоне весьма скучного в плане эксклюзивов сезона релиз MediEvil выглядит как натуральная издевка.
Судите сами: авторы ремейка не потрудились изменить вообще ничего в оригинале. Это не великолепно переработанная Ratchet & Clank от Insomniac Games и уж тем паче не Resident Evil 2 от Capcom. Первейшее из напрашивающихся сравнений — заколотая по самое не могу инъекциями цифрового ботокса трилогия о Крэше Бандикуте и не менее облагороженный трехтомник из жизни дракончика Спайро. То есть релизы хорошие и нужные, но практически ничем, кроме графики и мелких бонусов, не отличающиеся от своих прародителей.
Впрочем, в случае с Крэшем и Спайро решение оказалось удачным. В свои годы эти игры успешно рвали на части конкурентов, что каждый месяц появлялись в библиотеке PlayStation. С MediEvil ситуация несколько иная. Ее разработчики — SCE Cambridge Studio — даже по меркам 1998 года блокбастера не сотворили. Сама Sony игру активно пиарила: дескать, у нас тут новая легенда родилась, увлекательный экшен-платформер с щепоткой адвенчуры в милом антураже средневековья. Критика атмосферу приветила, но вполне резонно отпинала релиз за проблемную камеру, не самое удобное управление и вторичность. Последнее неудивительно — все-таки Ghost n' Goblins люди хотели повторить.
И вот спустя годы это чудо силами Other Ocean Emeryville выходит на PlayStation 4. Из нововведений — обновленная картинка, чуть более удобное управление и… все. В остальном это все та же MediEvil образца конца XX века. Родовые болячки входят в комплект поставки. Распишитесь в получении.
Во вселенной MediEvil сэр Дэниэл Фортескью прослыл героем. Именно он участвовал в битве, в результате которой злобный колдун-некромант Зарок покинул этот мир. Правда, сам Дэн помер в первые минуты схватки из-за метко выпущенной стрелы, но кого это волнует, если зло в лице коварного мистика вновь грозится уничтожить все живое? Вот и вынужден рыцарь (на этот раз в образе скелета) скитаться по миру, собирать кубки, побеждать врагов, прыгать по платформам и решать простенькие загадки.
Собственно, абзацем выше мы исчерпывающе описали, чем предстоит заниматься геймерам на протяжении 7-8 часов прохождения MediEvil. И тут вот какая штука получается. Если когда-то давно вы с упоением гоняли нечисть по кладбищу, а потом отбивались от бешеных страшил (привет, Дороти), то с большей долей вероятности ремейк вам зайдет «на ура». Это действительно все та же игра, просто с новой графикой. Картинка красива, атмосфера — сохранена. Что еще для счастья надо? Только в PS Store зайти и оформить заказ.
А вот для остальных у нас плохие новости. Дело в том, что ремейк MediEvil — это игра с просто отвратительным геймдизайном. В ней нет даже тех механик, которые стали стандартом де-факто для приключенческих платформеров еще во второй половине девяностых. Хотите контрольных точек? Выкусите. В 16-битных платформерах чекпоинты были, а в MediEvil их нет. Желаете, чтобы после смерти игра полностью восстанавливала запас здоровья, а не отправляла штурмовать уровень заново с какими-то крохами HP? Ну, вы поняли, что надо сделать.
MediEvil — это просто парад глупостей. По современным стандартам она настолько нелепа и дубова, насколько нелепым и дубовым может быть платформер вообще. Давайте сразу проясним вот какой момент. Почти наверняка в комментариях появятся люди, которые станут утверждать — дескать, ничего ты не понимаешь. Это же хардкор! Так вот, дорогие мои, хардкор — это умная и сложная ролевая серия Shin Megami Tensei, например. Или цикл Dark Souls. А механика MediEvil — это пережиток дремучего прошлого.
На кой черт добавлять в игру магазин, если в нем нельзя купить зелья здоровья? Зачем плодить противников, которые нападают стаями, но при этом дохнут после пяти-семи ударов мечом каждый? MediEvil — это не та игра, где такие товарищи позарез необходимы. И вот таких вопросов — как, зачем, почему — в ремейке MediEvil слишком много. Довершает картину совершенно невменяемая камера. Порой она будто нарочно упирается в кусок чего-нибудь на уровне и загораживает обзор. В это время противники сэра-рыцаря успешно сносят ему здоровье и отправляют в самое начало уровня. Фантастика, а не игра! Эталонный ремейк…
Не поймите меня неправильно. Сложные игры — это всегда интересно. Но MediEvil не относится к ним — она банально не сбалансирована. Первые пять или шесть уровней все прекрасно. Локации компактные, враги умирают с нескольких ударов, но при этом, если замешкаешься, втаптывают в грязь сэра-рыцаря. Напряжение есть, боссы, пусть и с крайне примитивными паттернами движений, тоже на месте.
Не раздражает даже управление. Да, не эталон. Но жить с ним можно. Отдельные извращенцы могут попробовать поиграть на стрелках — MediEvil позволяет это сделать. А вот после выхода в реальный мир начинается ад. Совершенно внезапно появляются противники, которых невозможно быстро одолеть даже при помощи усиленной атаки молотом (WTF?!). Безусловный фаворит в этом деле — страшилы. На каждого из них требуется какое-то невменяемое количество ударов. Ну да ладно, их можно обойти. Но как быть с противниками из лабиринта Зеленого Джека? Их-то по-любому надо уничтожать, а нападают они стаями и бьют больно, зато умирают — очень медленно. И ведь это даже еще не середина истории еще. И даже не сама Психушка, в которой, поверьте, все будет гораздо сложнее.
Вот здесь-то и назревает проблема с недостатком контрольных точек. Когда на относительно большой уровень тебе дают ровно одну попытку, это напоминает издевательство. Не тот честный экспириенс от FromSoftware, когда раз умер, то сам дурак, а тупой стеб. А теперь представьте, что на этой локации практически нет тайников с зельями здоровья, камера регулярно улетает в потолок, а у барыги-гаргульи можно прикупить исключительно арбалетные болты да метательные ножики. И без восстановления полной линейки жизни после смерти. Как тебе такое, Илон Маск?!
Обидно. Чисто по-человечески обидно, что авторы ремейка буквально слили в унитаз возможность доработать MediEvil до играбельного по меркам 2019 года состояния. А ведь у ремейка огромный потенциал и даже кое-какие плюсы в запасе имеются.
В первую очередь, конечно, атмосфера и юмор. Эти два аспекта хороши. Музыкальное сопровождение напоминает работы Дэнни Эльфмана (Danny Elfman), а отдельные уровни и сейчас смотрятся просто отлично. Во многом из-за приятных, ненапряжных загадок. И вот на таком положительном, благостном фоне существует механика, которая еще во времена выхода оригинала отдавала нафталином.
***
И вот сделала бы Other Ocean Emeryville хоть пару шагов в сторону, и вполне мог выйти ретро-хит, лишенный всех недостатков оригинала, но при этом напоминающий о нем каждым своим кадром. Так уже было с Resident Evil 2. В текущем виде MediEvil подойдет исключительно фанатам 32-битой классики. Да и те почти наверняка отметят, насколько устарела формула в сравнении с той же Crash Bandicoot N. Sane Trilogy. Некоторым вещам лучше оставаться в памяти, ей-богу.