Как мы писали в нашем превью, Battlefleet Gothic: Armada представляет собой сражения космических кораблей франшизы Warhammer 40 000 на плоскости. Tindalos Interactive в поте лица воссоздавали летающие имперские готические соборы, лепили из чего только получится орочьи литаки и изучали секреты эльдарских космолетов. Но получилось ли у них сделать из правил и установок настольной Battlefleet Gothic толковую компьютерную игру, передав ощущения и геймплей из реального мира в виртуальный? Читайте в нашем обзоре!
Games Workshop стремительно развивает рынок игр по франшизе Warhammer. Но если в прошлые годы мы видели мобильные, малобюджетные или узкоспециализированные проекты, то этот год должен порадовать нас блокбастерами. Первой из них стала космическая стратегия Battlefleet Gothic: Armada, чуть позже в мае нас ждет выход глобальной стратегии Total War: Warhammer, а также шутер Eisenhorn: Xenos, по одноименному роману Дэна Абнетта (Dan Abnett). Следовательно, VGTimes.Ru в лице вашего покорного слуги неоднократно будет возвращаться к этим играм.
Ну а пока речь пойдет о Battlefleet Gothic: Armada и как мы заключили в после закрытого бета-тестирования, главной фишкой проекта стала объемная система прокачки, причем несколько ее групп предлагают еще и разные характеристики и умения — просто глаза разбегаются, что нужно выбрать первым, а что вторым или третьим. Финальная версия в этом плане не изменилась, скорее даже расширилась, в немалой степени за счет появления новых рас — Орков и Эльдаров. Еще одно важное изменение — полноценная сюжетная кампания, рассказывающая историю вторжения сил Хаоса в Имперский Готический сектор.
Сюжет Battlefleet Gothic: Armada достаточно продуманный и качественно реализованный. Нашему подопечному, адмиралу Спаеру предстоит выдержать натиск флота Аббадона Разрушителя и удержать под контролем Империума перед финальной битвой, чем больше миров, тем лучше. Помогать будут силы Инквизиции и Имперской гвардии. Играть будет интересно, но только если вы готовы пойти на некоторые уступки.
Поскольку разработкой Battlefleet Gothic: Armada занималась небольшая студия, ждать CGI-трейлеров не стоит — большая часть информации подается через диалоговые меню с текстом, что разбавляется простенькими рисованными видеороликами, половину из которых мы уже видели. То есть придется смириться с тем, что важные сюжетные детали и информацию помещают в текстовые сообщения на эдакий коммуникатор, в лучших традициях 90-х годов.
Еще более важно то, что Battlefleet Gothic: Armada поставляется исключительно на английском языке, не предусмотрены субтитры под видеороликами и перевод текстовых, информационных сообщений. Как вы понимаете, такое решение уместно только для англоговорящих фанатов Warhammer 40 000, ведь нам с вами затруднительно читать на не родном языке большое количество текста, изобилующего характерными для франшизы Warhammer 40 000 терминами. Непонятно, почему разработчики свою игру не перевели, ведь по сложности их игра — это не Mass Effect или Dragon Age, сюжетных роликов немного и почти вся информация о сюжете и задачах дается в виде текстовых сообщений.
Радует только то, что выявленное во время бета-тестирования море багов и ошибок было устранено и релизная версия Battlefleet Gothic: Armada работает намного стабильнее, выдавая отличную графику без проседания FPS, вылеты в мультиплеере и одиночном режиме сведены к минимуму, чувствуется, что работа сетевой части была улучшена и сетевая игра стала намного стабильнее.
Среди других явных плюсов проекта — отлично реализованные модели кораблей всех четырех рас, впервые в таком высоком качестве любители Down of War могут посмотреть на что-то более приближенное к кодексу «Вархаммера», чем их любимая стратегия. Играя в Battlefleet Gothic: Armada можно получить хорошее представление о том, как и чем вооружены фракции галактики, выяснить их преимущества и недостатки, а также ознакомиться с порядками имперского флота.
Англоговорящих игроков порадует отличная озвучка, авторы которой постарались сделать все натурально — комиссары орут, инквизиторы командуют, военные выполняют приказы и так далее — как и заявлено в кодексе игры. Музыкальное сопровождение на уровне и вы, прослушав все композиции, наверняка захотите забрать пару треков к себе в коллекцию.
Теперь самое время поговорить о геймплее Battlefleet Gothic: Armada. Его фундаментальной основой является меню выбора кораблей для боя и непосредственно игровая карта (поле боя). Не важно, играете ли вы в кампанию, против компьютера в одиночном режиме или против человека в мультиплеере — эти два элемента будут сопровождать вас всегда и от них очень многое зависит.
Количество кораблей, которыми вы сможете управлять, не так велико и задается бюджетом на бой, чем круче корабль, тем больше он стоит, так что придется взвешивать все за и против — брать кого-то поменьше и побольше или же кого-то побольше, но поменьше. Выбор усложняется тем, что корабли делятся на подклассы и некоторые предназначены для наступления, другие же хорошо держат удар, но не имеют каких-то особых способностей. Также стоит учитывать, какой корабль и в какую сторону прокачан, насколько хорошо у него обстоят дела с командой и обмундированием. Именно поэтому в меню выбора кораблей важно не ошибиться.
С точки зрения геймплея непосредственно на боевой карте, все очень просто — под контролем игрока 3-4 космических корабля, которые должны уничтожить вражеские 4-6 кораблей, уклоняясь от их атак и выполняя различные задачи. Почему так мало кораблей, спросите вы.
Ответ банален — управляться с бо́льшим их числом игрок просто не сможет. С обывательской точки зрения, особенно если вы видели игры вроде «Корсаров», основа выживания в любой битве флота — маневры уклонения, максимальное количество огневой мощи в единицу времени, а также избегание ситуаций, когда ваш корабль берут на таран или абордаж.
Как ни странно, основой для выживания в Battlefleet Gothic: Armada оказалось грамотное управление кораблями. И тут вас ждет неприятный сюрприз. Космический корабль в Battlefleet Gothic: Armada — это такой хорошо намыленный кусок кирпича, который скользит на первоклассном льду, попутно вытирая бортами все, что только можно. Управление любым кораблем без отборной порции ругани практически невозможно. Но это еще не все, что нужно учитывать, прежде чем начать играть в Battlefleet Gothic: Armada.
Искусственный интеллект, как система, отвечающая за жизнь ваших подопечных, пока вы заняты другими делами, отсутствует полностью. Особенно весело наблюдать столкновения и дружеский огонь по своим же кораблям. Совершенно непонятно, почему разработчики не сподобились хоть как-то запрограммировать ИИ, чтобы он соответствующе реагировал на резкие маневры и внезапную опасность.
Кроме того, игрок во время боя получает очень мало информации — какая скорость корабля, как и куда идут атаки, когда будет следующий выстрел, какая текущая цель и что вообще происходит. Большая часть этих вопросов не освещается, хотя может — для этого есть все условия. Ответить на еще более важные вопросы — чем занят противник, какой у него курс, чем он вооружен и вовсе невозможно. Только много играя и зная каждую фракцию, каждый корабль буквально по памяти, можно как-то предугадывать будущее и строить свою линию нападения или защиты.
Как же тогда выглядит непосредственно бой? Это постоянная переоценка ситуации, буквально через каждые 30 секунд и все время на паузе. Управление каждым кораблем также забирает очень много сил — надо сопоставлять позиции своих и чужих кораблей, выбирать оптимальное средство атаки (борта или нос), затем подправлять траекторию движения, если надо меняя средство атаки. Возможно, будет смысл использовать ту или иную способность.
Весь этот алгоритм следует проделывать с каждым кораблем, буквально 30-60 секунд. И с этой точки зрения «пауза» воспринимается как нормальный игровой режим, а «обычный» геймплей — как ускоренный в несколько раз.
И эта картина, она совершенно одинакова, будь то кампания, одиночный режим или мультиплеер. При этом игра сложная и часто приходится переигрывать неудачные бои. А мультиплеер еще сложнее — довольно трудно найти игрока похожего ранга, обычно попадается кто-то посильнее и более прокачанный, что практически аннулирует шансы на победу. Расы Эльдаров и Орков на текущий момент заметно сильнее Империи и Хаоса, и дисбаланс пока не устранен. Паузы там нет, так что полноценный контроль становится невозможен и многие приемы из одиночного режима реализовать не удастся.
Когда мы говорим о кампании, то непонятна логика возни за все эти системы. Разработчики обещали, что игроку придется делать выбор, какую систему защищать, а какую — нет. Но ситуация эта возникает искусственно, потому что за ход можно сделать только два очка действия и практически всегда одно из них будет потрачено на сюжетную миссию. Такое ограничение уместно смотрелось бы на высоком уровне сложности, но на легком или нормальном оно выглядит совершенно нелогично.
Это при том, что совершенно не учитывается наличие или отсутствие повреждений у кораблей, то есть, сходив в одну атаку и получив серьезные повреждения, флот восстановится к следующей атаке. Было бы намного логичнее, если бы на нормальном уровне сложности можно было бы делать неограниченное количество атак, но с сохранением повреждений у кораблей из атаки в атаку, так что бы пришлось этот фактор учитывать, а уж любителям хардкора количество очков действия можно и дополнительно ограничить.
Задачи в кампании не отличаются разнообразием — разработчики предлагают нам уничтожить вражеский флот, уничтожить вражеский транспортный флот, разрушить охраняемые кораблями космические крепости, защитить корабль или станции союзников, а также сопроводить свой транспортный флот. Но это еще хорошо, если попадется задание в духе уничтожить вражеский флот или защитить союзников — тут можно хотя бы тактикой на поле боя блеснуть, применить разные умения и здорово поманеврировать каждым боевым кораблем.
Задания по охране или уничтожению караванов намного хуже, да и разница между ними чувствуется. Ваш транспортный флот будет двигаться нарочито медленно и не сильно спеша покинуть поле боя, в то время как транспорт соперников двигается очень резво, и вы даже догнать его не сможете, если пропустите. Но не забывайте о кораблях прикрытия — придется не только уничтожать транспорт, но и его охрану.
В итоге получается очень сильный дисбаланс, который на нет сводит усилия разработчиков по привнесению удовольствия от Battlefleet Gothic: Armada. Это еще без учета того факта, что вам надо хоть как-то определить, где будут транспортные корабли врага (карта то огромная), а ваш противник и сам прекрасно осведомлен о позиции вашего транспорта на начало боя.
Разработчики из Tindalos Interactive старались как можно полнее учесть все тонкости кодекса Warhammer 40 000, а также настольной игры Battlefleet Gothic, но совместить все это под требования компьютерной игры оказалось непосильной задачей. Да, получилось скопировать большинство правил и других условностей, но сделать из этого интересный и захватывающий геймплей, то есть интересную игру — нет.
Бои скучные и не динамичные, особенно первые 4-5 часов игрового времени, при этом игра сложная и не стоит думать по этому обзору, что она простая в освоении, нет, это не так, придется много читать про сюжет и вникать в тонкости геймплея на форумах Steam.
Попробовать стоит только если вы готовы к этим трудностям, если вы фанат Battlefleet Gothic и франшизы Warhammer 40 000. В противном случае потраченные деньги не окупятся. Также геймплей Battlefleet Gothic: Armada отличается от традиционных морских игр и с рассматривать проект фанатам «Морского боя» как похожий не следует.