Обзор и оценки Tom Clancy's The Division — долларовый грипп игровой индустрии
Многие из нас видели Нью-Йорк и раньше. В бесчисленном множестве фильмов, в комиксах, в рекламе. Кто-то читал об этом городе, кому-то рассказали знакомые, а кто-то воочию увидел «Большое яблоко» во всей своей красе. Но The Division покажет вам другой Нью-Йорк, и его вы не забудете.
Tom Clancy's The Division — тот еще долгострой, ведь анонсировали его почти три года назад. При этом доподлинно неизвестно, сколько времени подразделение компании под названием Massive Entertainment работало над своим детищем до официального анонса в 2013 году.
Учитывая тот факт, что игра работает на отдельном движке, разработанном специально под нужды проекта, слухи о восьмилетнем производственном процессе уже не кажутся такими нереалистичными.
Игра поразила своим размахом с первых же кадров. Позже, в 2014 году, вышла Watch Dogs, которая послужила наглядным примером того, как девелоперы идут на обман ради внимания публики. Конечно же, речь идет о графике, которая в релизной версии оказалась не совсем такой, как в трейлерах. Да и сама игра, честно говоря, не пыталась раздвинуть границы жанра, оказавшись довольно неплохой подражательницей GTA с малым количеством собственных идей.
Затем неприятная история с несоответствием графики повторилась вновь, но уже применительно к The Division. После этого ажиотаж вокруг проекта приутих, а игровое сообщество вышло из маркетингового транса, чтобы осознать: нас ждет игра от Ubisoft. Как в хорошем смысле, так и в плохом.
Атмосфера апокалипсиса в The Division
«Прыгая с денежных банкнот и монет на людей, с игрушек на еду, от родителей к детям и обратно. А после следует распад. В первый день госпитали достигли предела. На второй день целые области становятся карантинными. На третий день биржа рушится. День четвёртый: электричество вырубилось. Вода не поступает. Полки пусты. На пятый день каждый человек становится угрозой Человечества!»
Тема био-атак и мирового терроризма сейчас актуальна как никогда. Даже странно, что никто до сих пор не догадался устроить террористический акт, описанный в игре.
Суть крайне проста: создаем вирус, маскирующийся под обычный грипп, но гораздо более убойный и быстродействующий за счет симптоматики модернизированной оспы. Затем наносим его на тысячи банкнот. Далее остается только купить на эту «наличку» какой-нибудь мелочи, чтобы купюры попали в кассу. Все это нужно делать в канун Черной пятницы — день огромных скидок, знаменующих начало рождественских праздников.
Люди ринутся скупать все подряд за бесценок, а кредитные карточки есть не у всех, так что успех операции обеспечен. Тысячи, даже десятки тысяч людей, сдуревших от запредельных скидок, станут плацдармом для грядущего эпидемиологического безумия.
Последствия наглядно показаны в Tom Clancy's The Division. Манхэттен, на территории которого разворачивается действие игры, превратился в настоящую зону отчуждения: мало кто входит, и уж точно никто не выходит. Все службы перестали работать уже несколько недель назад, повсюду лежат горы мешков с мусором, свет и вода подаются с перебоями, целые районы живут без всяких удобств.
О магазинах и прочих радостях капитализма говорить и вовсе не приходится. Все ценное разграблено бандами, захватившими город, а то немногое, что осталось нетронутым, постепенно разбирают простые жители, которые вынуждены прибегать к воровству и мародерству, чтобы выжить.
Как и другие игры, выпущенные под именем Тома Клэнси, история, рассказанная в The Division имеет яркую милитаристическую и политическую окраску. Однако в этот раз акцент смещен в сторону локального пред-апокалипсиса в пределах одного города. То есть конец еще не наступил, но он уже совсем рядом, буквально витает в воздухе.
Атмосфера, подкрепленная отличной графикой, отлично передает ощущение гуманитарной катастрофы в одном из самых крупных городов мира. Каждая улица, каждый закоулок, каждая квартира — все это воссоздано с поразительным вниманием к деталям. За это игре можно простить многое, так как только гениальная проработка мира представляет собой художественную ценность. Все остальное — куда более прозаично.
О сюжете, которого нет
Не путайте атмосферу с сюжетом, ведь если с первой у Tom Clancy's The Division полный порядок, то со вторым… Никак. По-другому и не напишешь, ведь разработчики как будто специально решили не рассказывать никакой истории.
Ключевое различие между ощущением от игрового мира и историей заключается в динамике. Хороший сюжет — это не череда неожиданных поворотов и список экстравагантных персонажей, а слаженная история, раскрывающая и заставляющая их меняться в соответствии со сценарием.
Если говорить об играх от Ubisoft, то в последний раз внятный сюжет мы видели в последних играх серии Prince of Persia. Дальше, в Far Cry 3 и Far Cry 4, мы наблюдали именно твисты и полу-безумные карикатуры на людей, которые не в силах продемонстрировать что-либо, кроме кривляний и повторения одних и тех же клише из раза в раз.
The Division в этом плане удручает еще больше, ведь здесь вообще нет четкой связи между миссиями. И уж тем более нет истории. Ох, да здесь даже запоминающихся персонажей почти нет!
Автору этих строк пришлось потратить больше тридцати часов, чтобы убедиться в этом. До самого конца не хотелось верить, что настолько интригующий концепт будет погребен под другими, более важными, по мнению разработчиков, механиками.
Как и в Borderlands, практически все обязательные для выполнения задания связаны с тем, чтобы вломиться куда-нибудь и поубивать толпу народа, изредка активируя триггеры. Разумеется, на фоне нам по рации рассказывают, что прямо сейчас мы восстанавливаем какой-нибудь объект городской инфраструктуры, спасаем кого-то или вовсе вступаем на территорию базы одной из группировок.
Однако если рассматривать задания подробно, то ценности для сюжета они не имеют. В качестве примера приведем одно из самых долгих заданий в первой половине игры.
Игрок попадает на базу так называемых Чистильщиков. Это банда «идейных» жителей Нью-Йорка, которые решили огнем выжечь инфекцию с улиц родного города, даже если это подразумевает натуральный геноцид. Наша задача — уничтожить завод, который эти милые люди превратили в базу и фабрику по производству напалма.
Миссия долгая, с большим количеством противников и, конечно же, с «боссом» в конце. После выполнения задания такого уровня ожидаешь, что твоя победа хоть как-то повлияет на ход игры.
Увы, этого не происходит. Чистильщики как были на улицах, так и остались там. У них те же реплики, те же места обитания. Не меняется вообще ничего. Более того, бандиты в костюмах химзащиты и огнеметами наперевес встречаются и в последующих заданиях!
При этом иногда сценарист все же вспоминает о своих обязанностях, и тогда мы на черепашьей скорости все же начинаем продвигаться по куцей «сюжетке», пытаясь узнать, кто именно стоит за созданием и распространением вируса.
В эти моменты еще остается надежда на то, что действие постепенно наберет нужную скорость, но этого не происходит. Сюжет не провисает, он просто иногда дает о себе знать, после чего вновь убегает в неизвестном направлении.
Впрочем, если вы любите читать, то кое-какие интересные зарисовки найдете в десятках разбросанных по миру «записках». Это и телефонные разговоры жителей города, и отчеты полиции о происшествиях, и прочие материалы, которые помогают вникнуть в суть происходящего.
Графика в The Division
В противовес очень слабой сюжетной составляющей, игра имеет добротную техническую реализацию. Прежде всего это выражается в хорошей картинке, которая не просто обладает мега-текстурами в умопомрачительном разрешении и чрезмерным количеством полигонов на каждую несчастную собаку, а в грамотной работе с пост-обработкой и эффектами.
Несмотря на то, что графика в релизной версии разительно отличается от постановочных трейлеров, она все равно смотрится отлично. Особенно хорошо удалась работа со светом и погодными явлениями. Бродить по Таймс-сквер в сильный туман или снегопад — просто бесценный опыт для человека, не искушенного множеством визитов за границу. Это просто другой мир, и графика в The Division позволяет самому в этом убедиться.
Высокий уровень исполнения затронул и оптимизацию, ведь игра, к большому удивлению автора этих строк, действительно полностью соответствует заявленным системным требованиям. Обладая минимальной конфигурацией, которую требует The Division, вы сможете не только запустить ее, но и вполне комфортно проводить в ней время.
Конечно, мелкие недоработки есть: редкие вылеты (всего пару раз за 30 часов), и отключения игровых серверов на технические работы или перезагрузку. Последнее очень раздражают, особенно когда из-за них приходится прерывать выполнение длинной миссии и возобновлять его с ближайшей контрольной точки. Однако в целом впечатление это не портит.
Ну и вишенка на торте — великолепный дизайн пользовательского меню. Каждый его элемент на своем месте, а все вместе они образуют красивый и эстетически приятный интерфейс. Тут почти все также, как и в трейлерах, и за это — большой плюс в копилку игры при выставлении оценки.
Игровой процесс The Division
Геймплей будет знаком любому, кто хоть раз играл в игры от Ubisoft. Если описать его одним предложением, то получится примерно вот так: игрок в течение всего прохождения обречен повторять одни и те же действия раз за разом.
Эти действия могут происходить в разных вариациях, в разных комбинациях, в разных игровых условиях, но суть их от этого не меняется. И проблема тут даже не столько в репетативности, сколько в малом количестве этих самых действий.
Ход заданий, как уже было отмечено ранее, никак не отличается в зависимости от того, кто именно вам его дал. Почти всегда ваше участие будет сводиться к убийству всякого отребья в больших количествах.
Боевая система тоже едва ли станет открытием для тех, кто знаком с классическими представителями жанра «шутер от третьего лица». Большую часть времени нам придется отсиживаться в укрытиях и, используя «окна» между атаками противников, отправлять последних на тот свет с помощью чудодейственной силы свинца.
Разработчики постарались хоть как-то разнообразить эту до боли знакомую механику, добавив в нее специальные активируемые умения вроде установки стационарной турели. Однако на деле ощущается это так, как если бы Gears of War скрестили с Mass Effect. То есть играть весело, но нового опыта не ждите.
Назвать такой подход исключительно хорошим тоже язык не поворачивается. Тем не менее, в это интересно играть: графика и отличные анимации вкупе с отточенной механикой делают свое дело. Разве что чувство «дежа вю» иногда дает о себе знать.
Нельзя не остановиться и на теме выживания в суровых условиях гуманитарного апокалипсиса, которая, к большому сожалению, тоже не получила практически никакого развития.
То есть в The Division буквально нет элемента выживания. Здесь нельзя умереть от жажды, голода, депривации сна.
При этом типичные припасы вроде еды и воды есть, но выполняют функцию своеобразных усилителей эффектов лечения и некоторых других действий персонажа.
Нехватка патронов отсутствует как класс. Их навалом, девать некуда! Повсюду разработчики услужливо расставили ящички, чтобы игрок мог легким движением руки пополнить весь боезапас. А то вдруг почувствует вызов? О нет, так не пойдет, игра балансируется под самую широкую аудиторию.
Ролевая система The Division
Основа RPG-составляющей — оперативная база, которая имеет три основных отдела: медицинский, технический и силовой. Каждый отдел нужно улучшать, выполняя задания соответствующего типа. Ход заданий, как уже было отмечено ранее, никак не отличается в зависимости от того, кто именно вам его дал. Отличается лишь результат: вы получаете очки для развития определенного блока базы.
По ходу улучшения штаба, игрок получает новые способности. Они делятся на умения, таланты и преимущества. Первых меньше всего, но они постоянно используются по ходу боя и могут быть модернизированы со временем. Таланты — это пассивные эффекты, но из них одновременно можно использовать только четыре штуки. Преимущества же действуют все сразу и всегда, но тоже пассивны.
Немаловажной частью ролевой системы Tom Clancy's The Division является оружие и снаряжение. Самое главное, конечно, это оружие, так как именно оно определяет урон, который вы можете нанести противникам, в то время как броня имеет явный вторичный характер в силу механики, вынуждающей использовать укрытия в бою.
При этом разработчики не стали пытаться сохранить видимость реализма и просто сделали «цветность» у всей экипировки. Подобно предметам из Destiny и Borderlands, здешнее оружие может иметь дополнительные свойства и улучшения, количество которых и определяет качество предмета.
Задумка разработчиков понятна: перед тем, как окунуться в PvP, игрок проходит кампанию и открывает все таланты, затем, исходя из своих предпочтений и имеющейся экипировки, создает свой собственный билд и идет исследовать дебри Темных зон — специальных локаций для боев между игроками.
Реализация получилась весьма спорной. Никакого «билдинга» в The Division нет, так как одни классы оружия существенно слабее других. Например, если вы решите отыгрывать специалиста по дробовикам, то скорее всего потерпите фиаско, ведь дробовики тут используются крайне редко.
Соответственно, и таланты под беготню с «помпой» наперевес тоже теряют свою привлекательность. Это справедливо как для PvE, где боссы нередко убивают с двух очередей, так и в PvP, где враждебные игроки просто не дадут вам к себе подобраться.
Конечно, это обсуждаемая тема, да и патчами эту проблему может быть исправят, однако на момент релиза перевес сильно смещен в сторону штурмовых и снайперских винтовок. Первые позволяют эффективно вести бой на малых и средних дистанциях, а вторые идеально подходят в тех случаях, когда противник находится далеко.
Иногда дробовик все же полезен, но только при наличии запаса дымовых и светошумовых гранат, во всех остальных случаях рывок к противнику — это слишком большой риск. Особенно в PvP, где каждая ошибка фатальна.
Такая ситуация сложилась в том числе и из-за того, что дизайн игровых локаций не поощряет активную игру. Конечно, можно «заморочиться» и все-таки носиться с дробовиком, но при этом возрастает риск словить шальную пулю. Да и зачем такие сложности, когда игра сама тебе дает столько укрытий. Выглядывай и стреляй — вот и все, что нужно для победы!
Мультиплеер в The Division
Имея отличный концепт и элементарную игровую механику, рассчитанную на самую широкую аудиторию, разработчики решили добавить полноценный мультиплеер, чтобы компенсировать все слабости своего проекта.
Решение оказалось очень удачным, и оно, наряду с гениальным дизайном и великолепной детализацией игрового мира, во многом выручает The Division.
В первую очередь, благодаря кооперативному прохождению. Абсолютно все задания, в том числе и побочные, можно пройти вместе с другими игроками. Особенно здорово, если вы будете играть The Division со своими друзьями, ведь общение с ними отвлечет вас от рутины большинства миссий.
Тогда игра и находит себя. Она не собирается рассказывать вам свою историю, а лишь дает место для веселого кооператива с друзьями, не отягощенного высокими материями. Мультиплеер практически обязателен, если вы не хотите умереть от скуки через несколько дней, которые уйдут на прохождение основного контента.
Далее, когда зачищать толпы «мобов» надоест даже с друзьями, можно сходить в так называемые Темные зоны. Это PvP-локации, в которых можно получить действительно классные предметы, но для этого их нужно сначала найти, а потом еще и вынести, не став жертвой других игроков.
Перестрелки между вооруженными группами игроков в таком случае становятся по-настоящему азартными. Ну и самая «мякотка» — это возможность предать своих товарищей и нанести удар в спину, чтобы оставить всю добычу себе.
Это только начало
У Ubisoft очень большие планы на Tom Clancy's The Division. Уже сейчас эти люди выкатили видео, поддразнивающее нас загружаемым контентом, который появится в игре в этом году.
Разработчики из Massive как бы и не пытаются отрицать, что стандартная версия игры — это только начало развития большого проекта, демонстрация огромного потенциала идеи, заложенной в него.
Игра идет проторенной дорожкой Destiny, на релизе предлагая нам минимальный набор функционала: открытый мир для изучения, задания, ориентированные на кооператив, простую «боевку» с элементами RPG и любопытный PvP-опыт.
Последний хоть и не претендует на какую бы то ни было соревновательность, но честно пытается дать игроку нечто новое, отправляя его в зараженную зону, набитую ценными предметами и враждебными игроками-мародерами.
Дальше, за наши деньги, Massive сделают все остальное. И сюжетные приключения, и сложные рейды, и новые PvP-режимы, и множество разнообразной экипировки. Вот только за все это придется платить, и платить много. Сезонный пропуск обойдется вам в 2400 рублей, в то время как базовая версия стоит 2000 рублей.
Безусловно, что-то достанется и тем, кто не собирается тратиться больше на игру, но факт остается фактом: игра фактически стоит 4400 рублей, и за две тысячи вы получите только основу, фундамент. Впрочем, с загружаемыми дополнениями у Ubisoft всегда дело обстоит не лучшим образом в плане финансовых затрат. Это отнюдь не новость.
Не многовато ли выходит, особенно если учитывать, что без дополнений The Division надолго не хватит? Весь сюжет можно пройти за четыре-пять дней даже в одиночку, далее остается только искать группу для вылазок в Темные зоны, ведь там в одиночку долго не протянуть.
И уж точно нельзя при выставлении оценки учитывать еще не вышедшие аддоны. Мы оцениваем то, какую работу проделали разработчики прямо здесь и сейчас. И пока эту работу можно оценить как неплохую. Игра не пытается развить жанр, по большей части заимствуя удачные идеи других аналогичных проектов. Это вполне ожидаемо от проекта, созданного под крылом Ubisoft.
-
Обзор и оценки UFC 2 — облагороженный симулятор для взрослых
-
Превью обновления The Division: Conflict — новые режимы, изменения Темной зоны и многое другое
-
Видеообзор Tom Clancy's The Division
-
В Tom Clancy's The Division черный экран? Не подключается к серверу? Не работает мышь или клавитура? — Решение проблем
-
В Division нашли пасхалку-отсылку к «Во все тяжкие»