Обзор Civilization: Beyond Earth — Rising Tide. Необходимый, но недостаточный аддон
Вышедшая в прошлом году Civilization: Beyond Earth стала крайне противоречивой игрой. Одни ругали ее за чрезмерную простоту или сложность, другие хвалили за новые и неординарные решения, третьи и вовсе вообразили себе новую Alpha Centauri, а когда увидели не то, что представляли, то обвинили Firaxis в обмане.
В этом обзоре вы узнаете, что изменилось с выходом масштабного аддона Rising Tide, который открыл игрокам новые горизонты. Произошло это ровно неделю назад.
Главное чтобы шестеренки крутились
Несмотря на неплохие продажи, Civilization: Beyond Earth, похоже, не стала для разработчиков чем-то прорывным и руководство в лице 2K Games потребовало от них довести игру до ума. Хотя, может быть, это такой бизнес план — выпустить игру и затем ее 4 года доделывать?
Как бы то ни было на самом деле, но Rising Tide действительно удачное дополнение для Beyond Earth. Можно так сказать, что выйди оно через день после основной игры или полгода назад, оно все равно было крайне необходимо. Очень жаль, что нам с вами пришлось ждать целый год.
Но. Есть одно очень важное но. Rising Tide — необходимый, но недостаточный аддон для Beyond Earth, и нельзя сказать, что геймплей стал завораживающим и затягивающим. Скорее, именно такой должна была быть оригинальная игра на момент релиза.
Изменения
О том, что разработчики поменяли, можно говорить очень долго, но мы начнем с косметических изменений.
Исследование окружающего пространства и сопутствующие задания стали на порядок интереснее, теперь это не просто «выбери одно из двух бесполезных решений», а действительно важный аспект игрового процесса, со своими плюсами и минусами. Правильно применяя исследователей в начале игры, можно неплохо усилить развитие своей колонии. Некоторые задания начинаются и развиваются уникальным образом, а в случае успеха приносят артефакты.
Это нововведение — своеобразная мини-игра, в которой у вас есть предметы из разных источников и разные по состоянию. Изучая их в отдельном меню, можно получить либо, одномоментно, ресурсы, либо постоянные усилители. Когда конечный результат вас не устраивает, стоит подождать обнаружения более значимого артефакта — он способен перевернуть результат исследования.
Переработали разработчики и подход к картам. В игре появились пустынные, ледяные, гористые планеты, миры-океаны и другие варианты — выбор можно сделать в начале игры. Увы, но при внимательном рассмотрении понимаешь, что новые ледяные и засушливые карты — просто бездушная фикция, когда зеленую текстуру заменили на синюю или желтую. При этом сам геймплей не сильно зависит от цвета текстуры.
Сама игра стала на порядок понятнее. Например, теперь сеть технологий предоставляет намного больше информации о бонусах каждого уровня, можно в пару кликов разобраться, как увеличить производство или получить новые здания для роста здоровья, усилить свою армию за счет пассивных очков той или иной синергии технологий.
Появление родства между парадигмами также несколько поменяло тактику действий. Если раньше было выгодно вкачивать что-то одно, то теперь можно качать все и сразу — бонусы для фракции от этого будут только расти.
Необходимость
Самое время поговорить о более значимых улучшениях. С момента выхода Civilization: Beyond Earth ее критиковали за убогую систему дипломатии, уступающую даже Civilization 4. Идея разработчиков с «услугами», которые должны были быть обязательными для выполнения компьютером, когда игрок требовал их погасить, оказалась фикцией и компьютер элементарно отказывал игроку в любой просьбе.
Поэтому дополнение Rising Tide встречает игрока новыми системой и меню дипломатии. О, у Firaxis получилось очень круто! По этому параметру Civilization: Beyond Earth — Rising Tide можно ставить в пример всем другим играм.
С самого начала можно плодотворно сотрудничать и развивать отношения с соседями. Для этого достаточно одобрить их сделки, за что вы получите дополнительные очки дипломатии, а они некоторое усиление или наоборот. Компьютер научился анализировать ход вашего развития и теперь именно это, а не сходство по типу парадигмы является определяющим.
Все фракции любят, когда вы здоровы, добываете энергию, имеете хорошую армию, работаете с агентами, улучшаете клетки, список можно перечислять долго. Если что-то из этого не соответствует определенным критериям, отношения портятся, но у каждой цивилизации приоритетные критерии свои, поэтому, покуда вы играете выбранным стилем прохождения, потихоньку развиваются отношения с одними народами и ухудшаются с другими. Сразу отметим, что не стоит портить хорошие отношения, они не восстанавливаются.
Те или иные действия игрока компьютер комментирует своеобразными «твитами», и можно понять, как лидеры оценивают ваш успех или свой. О взаимоотношениях ИИ-фракций между собой довольно легко судить все в том же окне дипломатии, поскольку при выборе каждого лидера игра показывает заключенные им международные сделки и отношения.
Второе значимое улучшение — переработанные меню, множество новых юнитов и зданий, а также качественно сделанный экран прокачки юнитов. В последнем случае сразу понятно, какие юниты открыты, что можно или нужно сделать для их перехода на следующий уровень.
Сочетание парадигм вдвое увеличивает количество доступных вам юнитов. Если раньше частенько не хватало того или иного основного ресурса для производства уникального юнита выбранной парадигмы или постройки специализированного здания, то теперь за это можно не переживать. Не хватит «ксеномассы» на «ксенотитана», можно сделать роботов из «антигравия» или титана, и наоборот.
Еще одно крутое нововведение — ваш руководитель теперь не просто аватарка — это лидер, которого можно научить. Четыре умения в самых разных областях, как внутренней так и внешней политики, очень пригодятся по ходу прохождения, а ведь их еще можно трижды улучшить!
Например, благодаря навыку «Направленность на развитие», можно не опасаясь нездорового населения заниматься экспансией и строить новые города. Имея мощную империю из 10-14 городов, вас просто невозможно будет уничтожить!
Геймплей
С точки зрения игрового процесса больше всего изменился, выражаясь шахматными терминами, дебют. Первые 100 ходов нужно развиваться, несмотря на, а порой и вопреки, высокую инопланетную активность. Уже в этот период надо закладывать нормальную армию, которая сможет обеспечить безопасность торговых путей и поселений.
Также приходится быть очень внимательным к развитию колонии. Нужно заключать больше хороших сделок, не терять ни единого юнита и не вступать в серьезную войну. В последнем случае вам придется всю игру воевать, а «Завоевание» сразу станет единственным возможным сценарием победы — ведь в хваленом меню дипломатии невозможно заключить мир — его условия определяются автоматически, а не вручную. Любители силовых вариантов разрешения конфликтов в восторге.
Середина игры становится менее напряженной, если вы подружились с рядом цивилизаций, активно с ними торгуете, успешно уничтожили близлежащие гнезда инопланетян и не заняли ничью «личную территорию» — игровой мир, несмотря на свое расширение, стал тесноват и теперь соседи ревностно блюдут ваши границы. Наступает самое благоприятное время, чтобы победить.
А вот эндшпиль упростился донельзя. Если раньше вы не успевали победить в 300-350 ходов, то компьютер мог угрожать военным вторжением или же сам двигался на пути к победе, в то время как ваши ресурсы падали. Сейчас после 300 хода начинается настоящий рай. Очки дипломатии, энергии, здоровья и культуры устремляются в космос, и какие-либо угрозы отступают на второй план.
Возможность строить города на поверхности моря стала главной фишкой Rising Tide. Получается, что теперь для колонизации доступна практически вся карта, и это дает совершенно другой игровой опыт. Такого еще не было еще ни в одной «Цивилизации» и тут разработчиков можно похвалить!
Конечно, придется освоить развитие водных городов и этот процесс заметно отличается от того, к чему мы все привыкли. Кроме того, колонизация океана может быть опасной авантюрой, если у вас нет мощного флота.
Дело в том, что на воде города растут медленно, имеют меньше «здоровья», а захватить их заметно проще, чем не брезгует компьютер. Небольшой флот не спасет ситуацию, поскольку компьютер имеет превосходство первого удара и его подводные лодки потопят ваши обороняющиеся корабли.
Единственное возможное решение — ставить города без выхода к морю, и на первых порах лучше заняться привычным расширением государства по земле, тем более что в игровой механике тут ничего не поменялось и защищаться будет легко.
Недостаточность
При всех описанных выше плюсах, игра не стала интереснее. Нет, когда играешь, получаешь кучу удовольствия и все нравится. Но когда из игры выходишь, она не тянет обратно, каждая партия просто как одноразовый пластырь — использовал и выбросил. Почему? На этот вопрос разработчикам надо найти ответ до того, как они примутся за следующий аддон.
В общем, ждем следующего дополнения! Более подробно об игровом процессе Civilization: Beyond Earth вы можете узнать из нашего превью и обзора.