Начиная разговор о Sid Meier's Starships, прежде всего стоит определиться, о какой версии идет речь: игра вышла на PC и мобильных платформах, между которыми, скажем честно, мало общего. Серия Civilization, идейным продолжением которой является Starships, — один из главных козырей PC-гейминга, это тяжелая и глубокая стратегия, партии в которой могут длиться часами, а то и днями, что является немыслимым для портативных игр. Там партия должна уложиться в вашу поездку до места работы, ведь тратить часы, сидя наедине с планшетом — немыслимая роскошь (или бессмысленное занятие). Поэтому и ощущение от игры на разных платформах совершенно различное.
Starships — пошаговая стратегия, которая по духу ближе к серии Heroes of Might & Magic, чем к Civilization. Наши подчиненные — это целая нация, которая только приступает к космической экспансии. В наличии одна планета и парочка захудалых кораблей, при помощи которых необходимо добиться превосходства и получить власть над целым космическим сектором. Для этого необходимо вести войны, добывать ресурсы и создавать города на подчиненных вам планетах.
В космическом секторе есть десяток независимых планет, а также планеты ваших конкурентов по завоеванию далекого космоса. С независимыми мирами все просто: каждый из них готов принять вашу власть, как только вы выполните какое-то специальное задание: спасете огромный корабль-колонию или уничтожите пиратский флот. Планеты конкурентов представляют из себя гораздо более сложную преграду: ваши враги могут организовать там защиту, да и собственный флот противника не дремлет и всегда придет на помощь.
В нашем распоряжении есть четыре вида ресурсов: пища, металлы, энергия и очки науки, а кроме того нам доступны кредиты — межгалактическая валюта. Пища отвечает за рост городов, ведь чем больше город — тем богаче «урожай» с каждой планеты. Металлы позволяют строить укрепления и улучшения ваших колоний, позволяя организовать оборону или получать больше ресурсов каждый ход. Очки науки позволяют «покупать» новые технологии, каждая из которых приносит определенное преимущество: например, уменьшает наносимый в бою урон. Энергия используется для апгрейда кораблей, позволяя покупать новые или модернизировать уже имеющиеся, навешивая на них улучшенные лазеры или броню.
Флот лениво слоняется по карте, но игра мгновенно преображается, стоит только начаться сражению. Космические бои — единственная причина, ради которой вообще стоило выпускать Starships: на тактической карте, полной астероидов, порталов и различного космического мусора, ваши корабли сходятся не на жизнь, а на смерть. Если вы рассчитывали порулить армадой из сотен кораблей, спешу вас огорчить: под вашим контролем редко будет находиться более трех крейсеров, да и у противника в распоряжении нечасто увидишь больше шести посудин.
От этого бои становятся вдумчивее, ведь подлетевшее вплотную звено истребителей способно уничтожить добрую половину вашего флота одним ударом. Корабли способны стрелять из лазерных и плазменных орудий, выпускать торпеды, отправлять в бой истребители, уходить в стелс-режим и устраивать засады противникам. Окружать врагов, заманивать в трудные участки локации или использовать специальные боевые карты, увеличивающие урон или количество очков перемещения, — у игрока достаточно большой выбор средств.
К сожалению, весь интерес от сражений нивелируется на редкость глупым ИИ, ориентированным прежде всего на казуальных игроков. Развивать планеты необязательно — достаточно в течение пары ходов немного прокачать пару ваших стартовых кораблей и подчинить себе конкурентов обычным «рашем», который, казалось, уже давно ушел в прошлое. В дальний угол отправляются все виды дипломатических побед, ведь подчинить себе противника гораздо легче и быстрее, чем строить города и развивать технологии. Да и на тактической карте ИИ ведет себя достаточно неразумно: порой его действия не поддаются никакой логике, а корабли перемещаются хаотично.
Стоит признать: разработчики, которые говорили о «хардкорности» игры, явно кривили душой. Starships сложна и глубока лишь для мобильной стратегии, а ее релиз на PC — совершенно неблагодарное дело: фанаты Civilization вряд ли будут довольны, а казуальщики предпочтут запустить ее на своих планшетах. Starships может быть интересна всем, кого мало волнуют крупные стратегии: вашему младшему брату, вашему другу, который по часу проводит в метро, вашим скучающим коллегам по работе. Простота ИИ и скоротечность матчей (а они тут редко превышают полчаса) им будут только на руку. Но если вы ночи напролет играли в Civilization 5 или любую другую стратегию, то стоит смело пройти мимо: игре абсолютно нечем вас удивить.
Но как мобильная игра Starships однозначно удалась: достаточно продуманный для проектов подобного уровня геймплей, легкая в освоении боевая система и абсолютное отсутствие в игре платных фишек в виде новых кораблей или боевых карт способны порадовать любого владельца планшета. Единственное, что может огорчить — полное отсутствие мультиплеера, притом как сетевого, так и любимого фанатами пошаговых стратегий режима «hot seat», позволяющего двум пользователям играть на одном устройстве. Возможно, эта особенность появится в каком-либо обновлении, но в релизной версии она отсутствует.
Sid Meier's Starships — качественно сделанная мобильная игра для тех, кто не намерен проводить часы, уткнувшись монитор, ведь для этой категории есть как Civilization, так и целый ворох проектов от Paradox. Покупать ее или нет — решение за вами, но, вспомнив недавнее переиздание Heroes of Might and Magic 3, выбор становится очевиден.