Безумный на крутые релизы год продолжается. The Alters — очередная игра, от которой никто ничего особо не ждал, не просто удивила всех своей геймплейной свежестью, а буквально взорвала мозг бурной смесью научной фантастики, философии, драмы и… «выживача» со сбором ресурсов. Хотя другого эффекта от авторов This War of Mine и Frostpunk мы и не ждали. 11 Bit Studios в который раз переизобрела классический жанр менеджмента базы, но на этот раз с каким-то безумным эмоциональным повествованием. В этом обзоре мы расскажем, чем на самом деле является The Alters и почему вы обязаны ее пройти.
После первого десятка часов, проведённых за The Alters, у меня из головы не выходила мысль: «Черт возьми, как же это гениально!» Я в очередной раз играю в «выживач», собираю ресурсы, строю базу и слежу за основными потребностями, но при этом меня не выворачивает от однотипного геймплея, который с годами настолько надоел, что очередная новая игра с принципами «руби, копай, работай и теряй драгоценное время» сразу воспринимается каторгой. The Alters дает намного больше, чем порцию дофамина от очередной законченной постройки, которую через пару часов обязательно разрушит какой-нибудь враг. Новые эмоции и повод поразмыслить о смысле жизни — вот ради чего стоит пройти новую игру от 11 Bit Studios.
Несмотря на ключевой геймплейный луп со сбором камней, строительством базы и созданием многочисленных предметов, The Alters — это в первую очередь хорошо прописанная адвенчура с нелинейным повествованием и моральными дилеммами, которые происходят на протяжении всего прохождения. Главный герой Ян Дольский приходит в сознание на непригодной для жизни планете после аварийной посадки. Он обнаруживает, что весь остальной экипаж погиб при загадочных обстоятельствах, и ему нужно как можно быстрее добраться до переносной станции, чтобы местная радиация не проникла через скафандр. С первых секунд The Alters дает четкое понимание, что впереди вас ждет не веселая прогулка за ресурсами, как в Starfield, а очень жуткое и изолирующее приключение.
В первые часы игра толком не объясняет, что происходит, что вообще нужно делать. Добравшись до огромного сооружения в виде колеса, вам с ходу сообщают, что время не на вашей стороне. Через несколько дней солнце выйдет из зенита и разогреет поверхность планеты до критических значений. Вашему герою нужно в срочном порядке собрать как можно больше ресурсов, чтобы заставить базу тронуться с места и перебраться в более безопасное место.
Если вы хоть раз играли в выживачи, то без проблем разберетесь в базовых механиках, которые реализованы на поверхности планеты. Вы бегаете по довольно обширной территории, собираете камни и железо, а также ищите органику, из которой можно приготовить стандартную для выживания кашу. Особо крупные залежи ресурсов нужно долбить отбойным молотком, на что уходит очень много времени, которое, к слову, проматывается в тройном ускорении, не заставляя игрока томно ждать за экраном монитора. Однако, лучший вариант добычи ресурсов без лишних телодвижений — стройка аванпоста. Опять же, реализована фича в лучшем виде: вы выбираете элемент из кругового меню и указываете место, куда поставить горнодобывающую машину. Она за пару секунд появится сама, а вам остается лишь протянуть кабель от нее до базы, воспользовавшись строительством вышек. Вся рутина в The Alters сведена к минимуму, позволяя сосредоточиться на более интересных вещах, о которых мы расскажем чуть позже.
Поставив несколько аванпостов, у вас появится возможность быстрого перемещения с базы, оставив бессмысленную ходьбу позади. Проснулись с утра пораньше, выбрались на поверхность и телепортировались к добывающей станции. Все, что требуется от игрока — это следить за временем. На добычу ресурсов нужно много часов, но после восьми необходимо вернуться на базу, так как под вечер накапливается много радиации. Также вы должны следить за биоритмом Яна и ложиться вовремя спать. В ночное время он хуже работает, а если его отправить в постель после полуночи, то он стопроцентно проспит все на свете.
В ходе прохождения сюжетной кампании вам будут открываться новые механики в деле исследования каменистой планеты. Так, в определенный момент появятся гравитационные и радиоактивные аномалии, которые будут активно преследовать главного героя и делать все, чтобы он не добрался до безопасной зоны. Спустя некоторое время вы сможете создать особый фонарь, которым нужно просвечивать аномалии с целью обнаружения ядра. Затем начинается мини-игра в духе «Охотников за привидениями» (Ghostbusters), где вам необходимо прицелом ловить эти ядра и уничтожать. Конечно же, это не единственные препятствия, которые будут мешать спокойному исследованию местности. Во втором акте появятся гравитационные колодцы, в которых время ускоряется в несколько раз, как в фильме «Интерстеллар» (Interstellar). Ну и, конечно, магнитные барьеры, выводящие из строя электронику, включая батареи на вашем костюме. А без них Ян не может забираться на уступы при помощи крюка-кошки и пользоваться фонарем.
Изучая планету, вы будете постепенно ее осваивать, создавая шорткаты и расставляя аванпосты с точками быстрого перемещения. Опять же, все происходит в строгих временных рамках, и заниматься свободной прогулкой и любованием видами (а они в игре великолепные) просто некогда. А исследовать карту полностью вам нужно в обязательном порядке, в ее укромных местах спрятаны личные вещи главного героя, которые выпали из корабля во время неудачной посадки. И они играют важную роль в сюжетных и социальных моментах.
Единственное, что разработчики явно не смогли довести до ума — это систему поиска глубинных месторождений. Вам нужно в определенных местах размещать зонды, чтобы формировать геометрические плоскости, через которые видны залежи. Это довольно простая механика, которая никак не влияет на игровой процесс. Вы можете вынимать зонды из земли, сохраняя данные о найденных ресурсах, и расставлять их в других местах, чтобы найти оптимальное место для аванпоста. По сути, вы только тратите время на поиски, которого на первых порах будет очень сильно недоставать.
Теперь, когда вы знаете обо всех ключевых механиках, связанных с поверхностью, мы можем приступить к разбору следующего пласта геймплея — менеджмента базы. Режим строительства работает по принципам современных итераций XCOM и мобильной Fallout Shelter: планировка станции отображается в 2D с возможностью быстрого переключения между отсеками. Вы можете свободно перемещать каждую комнату или мастерскую и использовать ограниченное пространство по своему усмотрению. То есть построить все и сразу быстро не выйдет. Нужно грамотно расставлять отсеки и соединять их лифтами с коридорами, чтобы Ян мог свободно перемещаться между ними. В любой момент можно снести неугодную комнату, вернув обратно все потраченные ресурсы.
Главное — не забывать следить за ограничениями. Хранилища базы не бездонные, и для большого объема ресурсов нужны склады. А они не только занимают много места, но и весят прилично. А суммарный вес базы складывается из совокупности массы всех отсеков. Чем он выше, тем больше органики потребуется, чтобы сдвинуть космическую станцию с места для длительного путешествия по планете. Из-за всех наложенных ограничений нельзя за один присест построить все, что есть в списке. В итоге менеджмент базы превращается в увлекательную головоломку, которую приходится решать каждый раз, когда появляются новые варианты комнат.
Перемещаться по базе нужно вручную. Камера приближается к персонажу, позволяя взаимодействовать с механизмами, станками и кухонными плитами. Однако, переключение вида с изменением масштаба накладывает определенные сложности, которые с каждой новой итерацией станции становятся более ощутимыми. Например, за пару первых часов вы запомните изначальную планировку станции, но спустя пару перестановок и изменений будете постоянно переключаться между видами и путаться в хитросплетениях коридоров и лифтов. Ко второму акту база станет еще шире, и, соответственно, отсеков в ней будет больше.
Иногда случаются магнитные бури, во время которых секции на базе быстро выходят из строя и ломаются. В первые разы у нас реально случилась паника, так как мы не могли выйти наружу за ресурсами и бегали по отсекам, пытаясь отремонтировать вышедшее из строя оборудование. Вдобавок жуткая музыка и тряска здорово нагнетают атмосферу, заставляя судорожно переключаться между экранами и анализировать весь причиненный бурей ущерб. Впрочем, спустя пару подобных ситуаций, мы поняли, что достаточно просто лечь спать и пропустить аномальную активность.
Вам нравятся игры в жанре «выживания»?
Пройти опросС увеличением секций на базе пропорционально растут потребности и количество занятий, которые невозможно физически выполнить в сжатые сроки. Тут-то на передний план и выходит главная и основополагающая фишка The Alters — создание клонов, которые будут делать за вас большую часть дел. Вернее, это не совсем клоны в привычном понимании, а нечто более сложное и оригинальное. Дело вот в чем: на космической станции установлен квантовый компьютер, в который загружен жизненный путь главного героя. При помощи вычислений вы можете выбрать определенный момент из прошлого и создать альтернативную историю, после которой судьба «альтернативного Яна» пойдет по другому сценарию. После этого в специальном отсеке «Утроба» вы буквально выращиваете клона, но с абсолютно другим мышлением и мировоззрением. И это не просто управляемые болванчики, а сформированные личности, которые с момента пробуждения считают, что они попали на космическую станцию как и «оригинальный Ян» — благодаря космической экспедиции. Кто-то из альтернативных личностей стал ученым, а кто-то — шахтером, и их знания и навыки очень пригодятся для выживания.
Взаимодействие с «Альтерами» одновременно самое увлекательное и самое сложное, что есть в The Alters. Через диалоговые и квестовые системы придется устанавливать контакт со своими «псевдо-братьями» и налаживать отношения, так как изменения судеб затронули не только профессиональные навыки, но и характер в целом. Да, у абсолютно всех одинаковое прошлое с пьющим отцом, больной матерью и культурными предпочтениями, но вот всё, что было дальше, целиком и полностью сгенерировано квантовым компьютером. Например, оригинальный Ян бросил учебу из-за заваленного семестра, а Ян-ученый продолжил заниматься науками и закончил университет с отличием. Главный герой сбежал из дома, чтобы не видеть своего отца, оставив маму самостоятельно разбираться с навалившимися проблемами, а Ян-механик собрал всю свою волю в кулак и поставил агрессивного родственника на место. The Alters наглядно показывает, как меняется судьба человека из-за одной корректировки событий, дает пищу для размышлений: «а как сложилась бы моя жизнь, если бы в некоторых моментах я поступил иначе?».
Альтернативные версии Яна кардинально отличаются друг от друга, из-за чего приходится постоянно подстраиваться под характер каждого. Зануда-ученый с самого появления будет понимать, что он Альтер, и ему не нужны ваши успокоительные речи. Механик будет недовольно ворчать и на первых порах ненавидеть Яна за то, что он создал клона ради личной выгоды. Нефтяник в выдуманном прошлом имел лучшего друга, который погиб в инциденте, и он будет часто спрашивать игрока о реальности и шансах, что близкие ему люди существуют на самом деле. Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть про шахтера, который в своем прошлом потерял руку, но на станции появился в обеими конечностями. Однако этот расклад его не совсем устраивает, что в конечно итоге может привести к плачевной ситуации с ампутацией. Конечно, у вас есть все возможности успокоить свою новоиспеченную команду и избежать особо щекотливых ситуаций, но конфликты между Альтерами — основная суть всей игры, и их не получится избежать полностью.
В повествовательной части The Alters раскрывается лучше всего и дает опыт, сравнимый с хорошей нелинейной ролевой игрой. Тот опыт, который мы испытали во время прохождения, может кардинально отличаться от вашего. Во многом это зависит от того, каких Альтеров вы решили создать и как будете выстраивать между ними отношения. Между собой персонажи также взаимодействуют всегда по-разному, и чтобы увидеть хотя бы малую часть контента, нужно пройти игру как минимум два раза. Вы можете отказаться от предложенного ученым повышения рабочего времени и тем самым не раздражать оставшихся коллег по несчастью или, наоборот, улучшить продуктивность и выслушивать недовольства в свой адрес. Пока вы находитесь на базе, игровой процесс превращается в симулятор управленца, где помимо раздачи заданий, нужно постоянно следить за атмосферой и улучшать условия проживания. Особенно нас порадовала система жизненных уроков, которые получает основной Ян от своих альтернативных версий. Недаром говорят: лучший учитель — это вы сами. Каждая мотивационная речь закрепляется на своеобразном поле в виде кусочков пазла.
Мы как можно больше уделяли внимания своим Альтерам и делали все, чтобы они были мотивированными и жизнерадостными. Каждые два дня играли в пив-понг (алкогольная версия), смотрели уморительные короткометражки (разработчики сняли их специально для игры), готовили вареники и даже спели собственноручно написанную песню. Каждый новый конфликт между Альтерами был новым испытанием на прочность, на фоне которого вся эта возня с добычей ресурсов и компоновкой базы кажется обыденностью. Снижать уровень стресса можно не только разговорами, но и делом. Достаточно готовить пищу из нормальных продуктов и обустроить базу удобствами, чтобы не выслушивать нытье каждый день. Спортзал снижает стресс, а релакс-комната дает самым чувствительным и ранимым Альтерам возможность отдохнуть наедине с собой. Чем дальше вы будете продвигаться по сюжетной кампании, тем больше проблем будет возникать. Поэтому мы советуем заранее обустроить свою базу так, чтобы, помимо работы, у ваших Янов было место для отдыха.
Помимо постоянных разговоров с альтернативными версиями главного героя, вам еще предстоит решать проблемы сюжетных персонажей, которые постоянно чего-то хотят и, как обычно бывает у корпораций, не любят делиться подробностями. Они будут очень часто звонить по видеосвязи, но из-за помех вам будет слышен только голос, в то время как фон останется статичным. Суть истории довольно простая: добраться до точки эвакуации, попутно заполняя баки корабля особым веществом — Рапидиумом — способным ускорять клеточное деление и делать невообразимые вещи в генной инженерии. Естественно, работодателей интересует только добываемый ресурс, а не жизнь Яна, поэтому они будут всячески манипулировать главным героем. Вдобавок на связь будет выходить бывшая жена протагониста, а также связной, который, хоть и лоялен к корпорации, но неоднократно намекнет построить на базе еще парочку баков для Рапидиума, чтобы обрести финансовую независимость. От вашего общения и принятых решений зависит ход основной истории и финальная часть игры.
В сюжете The Alters нет однозначно хороших и плохих сторон. Большую часть игры Яну будут вешать лапшу на уши и просить делать то, на что он изначально не подписывался. Единственные, кому можно доверять, — это Альтеры. Несмотря на очевидную разницу в характерах, прическах, вкусах и даже манерах говорить, это фактически один и тот же человек, который может запросто наплевать на сформированные годами принципы и поступить так, как хочет главный герой. Чем больше мы общались с альтернативными версиями Яна, тем больше воспринимали их братьями главного героя, над которыми не хочется издеваться лишь ради того, чтобы посмотреть, а что еще может предложить игра. Этому, конечно же, способствует очень сильная сценарная работа и постановка сцен.
Продвигаясь по сюжетным аркам, ваша база будет постоянно останавливаться в неподходящих местах, и команде придется снова решать массу проблем, чтобы двигаться дальше. Например, в первом акте нужно построить мост, дабы перебраться через ущелье с лавой. Для этого нужно создать Альтера-ученого, который должен изобрести этот мост. Однако его воспоминания — плод фантазии квантового компьютера, поэтому многие научные открытия, о которых он знает, либо не существуют, либо были в недрах корпорации в зачаточных состояниях. Все, что у вас есть, — это камни под ногами, корпораты на другом конце провода и «свежеиспеченный» учёный, которого нужно замотивировать до такой степени, чтобы он сам поверил в свои силы и придумал способ построить мост. Чистое сценарное безумие в духе хороших научно-фантастических сериалов.
The Alters разработана на движке Unreal Engine 5 и отлично работает на максимальных настройках без каких-либо проблем с производительностью. Несмотря на явно невысокий бюджет, это красивая и стильная игра с хорошим освещением, отличными пейзажами и высокой детализацией. Планета получилась одновременно чарующей и жуткой. Скальные образования в виде шестигранников, кристаллизованные породы и залитые лавой горные массивы выглядят намного интереснее и приятнее, чем все планеты, созданные Bethesda для Starfield.
Модели персонажей и их детализация реализованы на достойном уровне. Дизайн костюма главного героя получился настолько удачным, что его реальную версию теперь продают в виде мерча. Лицевые анимации созданы на уровне хороших инди, а некоторые срежиссированные и постановочные моменты выглядят не хуже того, что мы неоднократно видели в крупнобюджетных блокбастерах. The Alters очень качественная с точки зрения продакшна игра, и любые придирки в адрес графики будут всего лишь придирками.
Отдельно хочется похвалить музыкальное сопровождение, которое не только усиливает атмосферу одиночества на планете с враждебной средой, но и погружает в происходящее с головой. В комнате отдыха и спальне Альтеров всегда играет радио с полноценными песнями. Оно часто спасало от постоянной суматохи и напряжения.
Технических проблем за все прохождение мы не заметили. Игра отлично работает на максимальных настройках и никогда не снижала частоту кадров. Разве что Ян после катсцен иногда зависал в воздухе до тех пор, пока мы не нажимали кнопку действия. В остальном же — хороший, отполированный продукт.
А вы уже попробовали The Alters?
Пройти опрос***
The Alters — не просто игра, а полноценное философское исследование на тему «а что было бы со мной, если бы я в определенной ситуации поступил иначе?» Невероятный симбиоз адвенчуры, менеджмента, «выживача» и атмосферного приключения, в котором все гармонично взаимосвязано и ни один элемент не выбивается из общей картины. Здесь нет инопланетян, стрельбы и другой мишуры, которая из всех щелей торчит в жанре sci-fi. The Alters — абсолютно уникальный продукт, который генерирует какое-то немыслимое количество контента и ситуаций, предлагая испытать весь спектр существующих эмоций. Нелинейное повествование и живые персонажи мотивируют на повторное прохождение, а драматизм и постановка оставляют приятное послевкусие, как от просмотра хорошего сериала с яркими героями, живыми диалогами и увлекательной историей. Обязательно уделите ей время, так как подобные эксперименты выходят крайне редко и не всегда достигают коммерческого успеха. The Alters заслуживает вашего внимания.