Обзор MiSide. Заслужил ли страшно милый хит от российских разработчиков свою взрывную популярность?
В который раз замечаем тенденцию: пока ААА-релизов немного, а те, что есть, многих разочаровывают, неожиданно выстреливают нишевые инди-игры. Такие примеры уже были, от Undertale и Stardew Valley до Hades и Disco Elysium. В последние недели 2024 года таким феноменом стала MiSide — аниме-хоррор от российских разработчиков, в котором обворожительная девушка Мита превращает жизнь главного героя в кошмар.
Игра стала неожиданным хитом. По предварительным и крайне приблизительным оценкам, MiSide уже продалась тиражом в более чем 900 тысяч копий и принесла своим авторам что-то около 9 миллионов долларов. И игра даже не думает сбавлять обороты, продолжает, что называется, хайповать и в году наступившем.
Откуда же такая шумиха? Что представляет собой MiSide и заслуживает ли она популярности, которая на нее так внезапно обрушилась? Разбираемся в нашем обзоре.
Да откуда взялась эта ваша MiSide?
Для авторов, AIHASTO, MiSide не первая работа. За их плечами уже был с десяток релизов, пять из них были выпущены в Steam. Как правило, тоже мрачные атмосферные игры с уклоном в психоделику. Аниме-хоррор с Митой стал шестым — и счастливым.
11 декабря игра вышла в Steam. Ей понадобилась примерно неделя, чтобы превратиться в хит. MiSide мгновенно полюбилась стримерам и летсплеерам всех сортов и расцветок. Прохождения на YouTube набирают миллионы просмотров, а в неофициальном топе самых высоко оцененных релизов 2024 года она занимает первую строчку. Обогнала даже расхваленную критиками Balatro.
К чему мы это всё? А к тому, что работали над игрой всего два человека. В титрах они числятся как MakenCat и Umeerai, деанониться не спешат. Известно только, что оба из России — по слухам, с Урала. Зато фанаты у них теперь есть по всему свету. Даже в стране, эстетикой которой они вдохновлялись, — Японии. И на это есть причины.
Привет, я Мита!
На место обычному японскому школьнику в качестве главного героя в MiSide приходит обычный работяга-программист. Он проводит свои дни в четырех стенах, сидя за компьютером, и ленится даже опустошить мусорку.
Но вот в его жизни появляется Мита. Милая аниме-девочка с хвостиками — персонаж симулятора свиданий. Невинная игрулька на смартфоне затягивает главного героя, и он каждый день проводит с виртуальной «вайфу», выполняя ее кажущиеся бесконечными запросы.
Собери валяющиеся в комнате вещи, нарежь морковь, найди расческу, купи телевизор, подари что-нибудь… Мита просит и просит, но она милая и в глаза смотрит так проникновенно — как отказать? И вот очередная просьба — она хочет быть вместе. По-настоящему.
Оглянуться не успеваем — и нас затянуло в виртуальный мир. Вблизи он уже не такой радужный, каким казался на экране телефона. Вокруг бежево-розовый рай, но в мыслях потихоньку начинает скрестись тревога. Правда, пока вместо скримера получаем долгожданную встречу с Митой.
Всё вполне мило: мы разговариваем, смотрим телевизор, готовим вместе, играем. И сталкиваемся с первыми странностями, которые ненавязчиво намекают на истинную природу Миты. На этом этапе разработчики мастерски играют на контрастах и умело создают саспенс. То самое тягучее ощущение приближающегося кошмара, которое всё реже можно встретить в хоррорах.
Чтобы идиллия посыпалась, достаточно одного — стука из шкафа в спальне. Когда заинтригованный главный герой пытается проверить, в чем дело, Мита меняется в лице. Кажется, у милашки есть секрет, и он нам совсем не понравится.
Из влажной мечты — в кошмар
Тут-то игра и начинается по-настоящему. Мы находим еще одну Миту, добрую, которая отправляет нас на квест по старым версиям симулятора. И какой квест!
Не углубляясь в излишние подробности, скажем следующее: игра начинает менять маски, трансформируясь в другие жанры и тайтлы. Есть сегмент в стиле DOOM, небольшой фрагмент со стелсом, пространственная петля, как в японском хорроре The Exit 8, откровенная пародия на «Бесконечное лето» (Everlasting Summer) и другие маленькие и не очень заимствования.
Казалось бы, очень сомнительная сборная солянка, но в MiSide такое странное сочетание несочетаемого работает. Остается только заворожено наблюдать за этим калейдоскопом и гадать, что же будет дальше. Примерно как в уже старенькой, но от того не менее крутой The Stanley Parable.
При этом MiSide ни на секунду не забывает о своей природе. Это по-прежнему хоррор, который, кстати, умеет пугать. Есть как относительно спокойные эпизоды, в которых нагоняют отборной жути, так и напряженные, полные экшена и внезапного насилия. Отдельные находки, вроде разрушения четвертой стены в мире 2D-Миты, прямо-таки вызывают неподдельное уважение. Разработчики решились на экспериментальные ходы, и это сработало.
Не докрутили
Правда, есть область, где разработчики, кажется, особо не креативили. Это сценарий. Мита — прямо-таки классическая яндере. Для тех, у кого есть личная жизнь, поясняем: это такой архетип аниме-девочки, которая настолько без ума от своего любовного интереса, что готова убивать. Мита соответствует этому японскому клише процентов на 99. То же самое можно сказать и о большинстве других ее версий, но с ними это хотя бы оправдано. Их такими создали, чтобы угодить игрокам.
Ни в сюжете, ни в диалогах нет истинной глубины, только её подобие. Напрашивается сравнение с Doki Doki Literature Club, похожим на MiSide по духу инди-хоррором, который наделал шуму в 2017 году. Там, где MiSide относительно робко ломает четвертую стену, Doki Doki просто камня на камне не оставляет. И так во всем, что касается истории и проработки персонажей. Сильно MiSide это не портит, но оставляет пресловутое послевкусие в стиле «а ведь могло быть ещё лучше».
Чем ближе к финалу, тем сильнее ощущение, что разработчики немного недокрутили. Не довели Миту до ума как персонажа, не очертили достаточно четко её мотивацию и не проработали как следует концовку. Кстати, о ней.
Концовок в MiSide несколько, но все они одинаково смазанные, даже так называемая основная. Создается впечатление, что ближе к финалу AIHASTO заигрались в плоттвисты. «Шокирующих» поворотов сюжета в конце целая серия, но все они, по сути, сводятся к одному и тому же. Поэтому на финишной прямой преследует ощущение, что игра буксует. Можно по-разному относиться к таким сценарным решениям, но нас развязка в духе «повторение — мать учения» не обрадовала.
А вам понравилась концовка MiSide?
Это все, конечно, скорее придирки. Даже хорошо, что игра знает свои сильные стороны и не пытается прыгнуть выше головы везде и сразу. Однако, когда заканчиваешь прохождение, а оно занимает от силы часа четыре, всё-таки не покидает мысль, что чего-то в этом мини-приключении явно не хватило.
Добавка будет?
Разработчики тоже понимают, что сделали не всё, что могли. Свалившуюся на их головы популярность и ресурсы Umeerai и MakenCat намерены использовать, чтобы доработать MiSide.
Уже официально анонсирован мирный режим. Он станет доступен после прохождения игры, в нем можно будет просто проводить с Митой время. А еще планируют добавить новые концовки. В перспективе игрок сможет, например, помочь другим Митам.
Фанатов у игры много и все они в один голос просят еще. Уже сейчас MiSide отличная для своих денег игра, но если в неё добавят дополнительный контент, будет заявка на настоящий мастхэв.
Технические моменты
Эстетически — в плане визуала и звука — MiSide радует. Графика в игре максимально простая, зато отлично создает антураж симулятора свиданий с темной стороной.
Каждый баг в игре — это фича: разработчики активно заигрывают с идеей пронизанного недочетами виртуального мира. Открыв дверь, вместо комнаты можно обнаружить загрузочный экран, объекты без текстур и до боли знакомые окна с сообщением об ошибки. Это по-своему свежо и добавляет MiSide особого шарма.
В MiSide есть русская озвучка — сказать о ней особо нечего, работа качественная. Не раздражает, но и восторга не вызывает. Музыка и саунддизайн звезд с неба не хватают, но отлично справляются со своими задачами. Особенно тогда, когда игрока надо как следует напугать.
Чтобы запустить игру, топовый PC не нужен. Может быть, в том числе это помогло MiSide снискать такую популярность. А вот заслуженно ли…
***
Когда пытаемся описать MiSide одним словом, в голову приходит одно — очаровательная. Полная экспериментальных решений и контрастирующего с мрачными моментами юмора, игра располагает к себе. Даже когда она немного разочаровывает, на этом не особо хочется заострять внимание.
В MiSide, сколь бы слащаво это не звучало, есть секретный ингредиент. Прямо как в коронном соусе Миты. Это любовь. Разработчики явно с большим трепетом относятся к своему детищу — это чувствуется в каждом слове, каждой детали.
Поэтому-то на вопрос о том, заслужила ли MiSide своего хайпа, хочется ответить — да, однозначно. Пока крупные студии сливают деньги в никуда, два программиста из России сделали игру, которая покорила сотни тысяч игроков по всему миру. И не планируют на этом останавливаться. Остаётся только ждать от них новых свершений.