Сейчас уже мало кто вспомнит, о чем была серия Alone in the Dark. Франшизу знатно помотало по бездарным разработчикам, которые с каждой новой игрой уничтожали былое величие прародительницы жанра survival horror. Последним гвоздем в крышку гроба репутации стал кооперативный экшен (только вдумайтесь!) Alone in the Dark: Illumination с 19 баллами на агрегаторе Metacritic. Неудивительно, что общественность негативно отреагировала на анонс очередной попытки возродить серию из пепла. И зря, так как THQ Nordic выкупила лицензию у бездарей из Atari и отдала ее талантливым ребятам из Pieces Interactive.
С самой первой демонстрации все прекрасно понимали, что новая Alone in the Dark — крайне бюджетная и очень камерная игра. О достойном конкуренте японской Resident Evil даже заикаться нет смысла. Разработчики пообещали сделать «внятный» ремейк-переосмысление с сохранением основных фишек классической игры 1992 года. Вдобавок автор оригинальной Alone in the Dark поддержал новое видение геймдизайнеров Pieces Interactive и благословил ремейк. Как минимум эти два факта убедили нас дать шанс свежей Alone in the Dark. И она нас приятно удивила.
Прежде чем начать обзор непосредственно новой Alone in the Dark, нам необходимо вернуться назад в прошлое и вспомнить ряд ключевых аспектов оригинальной игры 1992 года, без которых сложно объективно оценивать ремейк.
Оригинальная Alone in the Dark — это целиком и полностью авторский проект французского геймдизайнера Фредерика Реналя (Frédérick Raynal). Мало того, что талантливый разработчик фактически придумал основы survival horror и стандарты жанра на ближайшее десятилетие, так еще один из первых в индустрии отказался от спрайтовой графики в пользу полноценного 3D. Его Alone in the Dark стала настоящей вехой в истории интерактивных развлечений.
Реналь был фанатом фильмов ужасов и горел желанием адаптировать жанр под игровое пространство. Основная сюжетная линия была вдохновлена «Мифами Ктулху» (Cthulhu Mythos) Лавкрафта (H. P. Lovecraft) и кинолентами про оживших мертвецов Джорджа Ромеро (George Romero). Забавный факт: изначально у игры было название Call of Cthulhu. Doom of Derceto, и она была тесно связана со знаменитыми настолками. К счастью, Фредерик вовремя одумался и убрал из своего проекта пошаговую боевую систему и ролевые аспекты. В конечном счете, мифы Ктулху оставили в сценарии, но заголовок сменили на уже известное словосочетание Alone in the Dark.
Действие оригинальной Alone in the Dark разворачивалось в Луизиане 1920-х годов. Игрокам на выбор предлагалось два персонажа: детектив Эдвард Карнби и хрупкая девушка Эмили Хартвуд. Вместе они отправлялись в особняк, чтобы расследовать загадочное убийство известного художника и по совместительству дяди главной героини Джереми. Прибыв на место, главные герои понимают, что попали в ужасное место, кишащее призраками и монстрами. Чтобы разгадать все тайны и выжить, им необходимо решать головоломки, сражаться с противниками, экономить боеприпасы и ресурсы, а также бороться с собственными страхами.
Если современному игроку показать геймплей Alone in the Dark, то он увидит в ней рескин первой Resident Evil. На самом деле последняя является чуть ли не покадровой копиркой французской игры 1992 года. Геймдизайнер Синдзи Миками (Shinji Mikami) не раз признавался, что Alone in the Dark повлияла на внешний вид и игровой процесс Resident Evil. Разработчик взял за основу не только фиксированную камеру, боевую систему и ограниченный инвентарь, но и основную локацию в виде большого особняками, двух играбельных персонажей, а также расстановку скримеров.
После выхода Alone in the Dark получала признание критиков и общественности. В 2009 году журнал Empire включил ее в список «100 величайших игр всех времен». Веха! По-другому не назвать. А вот с сиквелами у Alone in the Dark не задалось. Фредерик Реналь покинул студию сразу после релиза первой части. Сиквел и триквел разрабатывали люди, которые понятия не имели, в какую сторону развивать франшизу. Итог — наследницы получились хуже оригинала.
Последующие игры серии разрабатывали абсолютно разные студии. Каждая компания пыталась пересобрать фабулу и повторить успех первой части. Авторы Cold Fear умели хорошо копировать игры Capcom, поэтому их Alone in the Dark: The New Nightmare была сборной солянкой из идей всех игр Resident Evil. Игрокам такое видение не понравилось, из-за чего издатель отдал франшизу другим разработчикам. Те, в свою очередь, сделали из Alone in the Dark дорогостоящий блокбастер в современных реалиях. Хороших идей у игры хватало, но техническая реализация была отвратительной.
У Alone in the Dark 2008 года был потенциал, который оказался похоронен под чрезмерно завышенными амбициями разработчиков. Критики разнесли игру в щепки и навсегда подпортили репутацию культовой серии. Спустя 7 лет издатель в лице Atari попытался выдоить из актива последние соки и отправил на прилавки уродливый клон Left 4 Dead с заголовком Alone in the Dark: Illumination. Этот «кусок кода» окончательно добил серию, превратив важную для индустрии франшизу в посмешище.
Издательство THQ Nordic выкупило у Atari права на многострадальную Alone in the Dark и в данный момент пытается возродить игру. Новая попытка, о которой ниже пойдет речь, является переосмыслением оригинала 1992 года. Да, без огромного бюджета. И да, без оригинальных идей в геймдизайне. Но мы считаем, это даже к лучшему. Сейчас издательству нужно «очистить» франшизу от позорного наследия и завоевать доверие новых игроков.
В какие части Alone in the Dark вы играли?
Пройти опросРазработчики новой Alone in the Dark явно понимали, что геймдизайн и визуал — не то поле, на котором нужно сражаться за внимание игроков. Бюджеты и акценты не те. Поэтому они решили сконцентрироваться на сюжете и атмосфере начала двадцатого века. За нарратив и сценарий отвечал Микаэл Хедберг (Mikael Hedberg), автор SOMA и Amnesia: The Dark Descent. Он попытался освежить историю и придать ей большей загадочности. Его старания оценил автор первой части Фредерик Реналь и одобрил переосмысление.
Местом действия стали пропитанные готикой луизианские болота первой половины двадцатого века. Главными героями по-прежнему выступают детектив Эдвард Карнби и девушка Эмили Хартвуд. Первый обрел внешность и голос Дэвида Харбора (David Harbour), известного нам по сериалу «Очень странные дела» (Stranger Things) и ленте «Черная вдова» (Black Widow). А Эмили сыграла актриса Джоди Комер (Jodie Comer), которую вы могли видеть в сериале «Убивая Еву» (Killing Eve) и фильме «Последняя дуэль» (The Last Duel).
Как и в оригинальной игре, парочка отправляется в поместье Дерсето, которое из особняка одинокого художника превратилось в санаторий для пациентов с психическими расстройствами. На этот раз дядя Эмили не погиб при загадочных обстоятельствах, а просто куда-то пропал. Сотрудникам санатория не удается его найти, поэтому наша героиня, наняв частного детектива Эдварда, решает самостоятельно отыскать родственника.
Отыскав картину в комнате дяди, один из протагонистов получает способность проваливаться в параллельный мир, как в Silent Hill. Оказывается, родственник Эмили заключил контракт с загадочной сущностью, и теперь ему грозит опасность, от которой могут спасти только наши герои. Им предстоит раскрыть сложное дело, разобраться в происходящем и сразиться с самыми жуткими кошмарами, которые хотят выбраться в нашу реальность.
Невооруженным глазом заметно, что сценарист Alone in the Dark явно черпал вдохновение из сериала «Настоящий детектив» (True Detective) и киноленты «Остров проклятых» (Shutter Island). Особенно это заметно после прошлогодней Alan Wake 2, которая историей на удивление не отличается от новой Alone in the Dark. У нас даже возникло ощущение, что обе игры писал один автор. Здесь вам и темная сущность, и главные герои, которые думают, что сходят с ума и постепенно перестают верить в реальность происходящего, и творческая личность, ставшая жертвой злых сил, и даже культисты, без которых не обходится в «лавкрафтовщине».
При этом нельзя сказать, что сюжет Alone in the Dark плохо написан. Первые часы кажутся затянутыми, а происходящее — полным бредом. Но чем больше мы играли, тем сильнее начали проникаться психоделикой и чарующей атмосферой. Спустя пару часов мы были полностью погружены в местную историю и прошли ее с большим удовольствием. Да, это не сюжет уровня SOMA, но на фоне прошлых игр Alone in the Dark, да и других проектов в жанре survival horror, история получилась интересной.
При этом важно отметить, что вы можете перепройти сюжет и посмотреть катсцены с участием другого персонажа. В игре нет реализации сценариев из ремейка Resident Evil 2, где у обоих героев кардинальные различия в прохождении. По большей части игровой процесс будет абсолютно идентичным, но вы сможете разобраться в тонкостях сюжета, а также в личных психологических травмах каждого протагониста.
Сюжетная часть Alone in the Dark получилась достойной, а вот к игровому процессу есть много вопросов. Видно, что разработчики из Pieces Interactive пытались повторить геймдизайн ремейка Resident Evil 2, но у них получился кривой обрубок, который сильнее всего похож на последнюю демонстрацию ремейка Silent Hill 2. Игра еще не вышла, но ассоциации дает самые точные.
Вообще, экшена в Alone in the Dark крайне мало. Игровой процесс больше всего похож на вышеупомянутую Alan Wake 2: много ходьбы, открытие замков, головоломки, катсцены и лишь чуть-чуть боевых сцен. И это неплохо, так как сражаться в Alone in the Dark невыносимо.
Противников в игре очень мало. Не только количественно, но и с точки зрения разнообразия. Вроде бы за дизайн монстров отвечал небезызвестный художник Гай Дэвис (Guy Davis), а итоговый результат совсем не впечатляет. Дело даже не в облике врагов, а в их скудных анимациях и абсолютной беспомощности против игрока. Они буквально не ощущаются опасными и жуткими. Из-за таких странностей игре не получается напугать, а значит, автоматически она теряет статус хоррора.
Огнестрельного оружия мало: револьвер, дробовик, «Томми-ган» и сигнальная ракетница. Мы не заметили особой разницы в огневой мощи, поэтому вы можете спокойно пройти игру на средней сложности с обычным пистолетом. И не бойтесь приписки survival в жанровом определении. В игре всегда отсыпают патронов с избытком, поэтому их не нужно беречь для финального сражения.
Забавно, что в игре есть множество техник и механик, которые явно создавались под впечатлением от The Last of Us и Silent Hill, но при этом они абсолютно кривые и бесполезные. Например, по игровым локациям разбросаны ближнебойные орудия, которыми можно весело махаться и наносить увечья монстрам. Важно лишь следить за шкалой прочности, так как даже самая прочная кувалда запросто сломается об мягкую тушку противника. При этом игра не объясняет, какое оружие мощнее, а какое слабее, здесь нет инвентаря, а таскать можно только одну дубину.
Помимо махания ближнебойным оружием, есть возможность кидаться «коктейлями Молотова» и кирпичами. Они в основном лежат на локации и ждут момента, когда вы ими воспользуетесь. Проблема в том, что нельзя взять расходник с собой. Если уж схватили что-то, то будьте добры бросить это в противника сразу же. При этом надо держать кнопку действия зажатой, отпустить ее полагается только в момент броска. Бегать в таком режиме герой не может, да и целиться нормально тоже. Самое смешное, что разработчики зачастую размещают «коктейли Молотова» на месте спавна противников, куда игрок точно не пойдет.
А еще в Alone in the Dark есть стелс и увороты. Первая фича — абсолютно бесполезная надстройка, которая пригодится в двух сюжетных моментах. В остальных случаях вы стелсом пользоваться не будете. Даже в ремейке Resident Evil 4 от него больше было толку. А вот увороты — весьма нужная штука. Помимо уклонения от входящего урона, вы можете значительно ускорить своего персонажа, чтобы пробежать опасный участок до ближайшего чекпоинта.
В целом экшен в Alone in the Dark абсолютно непродуманный. Стрелять интересно, но враги не дают должного отпора. Ближний бой эффективный, но оружие очень быстро ломается. Да и монстры не могут дать сдачи из-за анимаций ошеломления. Механика использования метательных предметов очень кривая, хотя от нее есть прок на высокой сложности. Ну а стелс в Alone in the Dark служит лишь одной цели — затянуть игровой процесс.
Куда лучше Alone in the Dark раскрывается во время мирных этапов. В игре приятно находиться и исследовать локации. На каждом участке есть свой набор коллекционных предметов, за сбор которых можно открыть полезные предметы и дополнительные квесты. Поместье заполнено головоломками: если в начале игры выбрать классический режим сложности, то без подсказок придется реально шевелить мозгами. Конечно, по уровню загадкам далеко до Silent Hill, но на фоне всего, что есть в современной игровой индустрии, вполне достойно.
Современной Alone in the Dark было бы намного лучше без экшен-составляющей. Понятно, что разработчики нацелились на survival horror, родоначальницей которого была оригинальная игра 1992 года. Но без должного опыта в жанре и нормального бюджета команда не смогла вытянуть современные гейдизайнерские требования. Студии стоило присмотреться к Call of Cthulhu 2018 года, которая и без экшен-составляющей была очень бодрой и увлекательной.
Alone in the Dark разработана на Unreal Engine 4. Общее качество графики скромное, но, благодаря арт-дизайну и художественным решениям, она не выглядит бедной. За счет продуманного освещения и постановочных кадров игре удается удивлять интересными сценами.
Местами игра напоминает Silent Hill за счет обширного количества густого тумана. Уровни с растительностью особо не впечатляют и на фоне неоднократно упомянутой Alan Wake 2 выглядят устаревшими. Если оценивать игру субъективно, то ей явно не хватает ярких образов и особого стиля. Общее качество картинки сносное, но ей чего-то явно не хватает. Сложно передать словами, но вы поймете, когда сами увидите.
С анимациями все довольно неплохо. Лицевые работают хорошо, и общая бюджетность проекта не отразилась на качестве «захвата» актеров. Дэвид и Джоди узнаваемы. Они отлично вписались в окружение и прекрасно работают на общее повествование. В Alone in the Dark мало второстепенных персонажей, поэтому разработчики смогли уделить внимание лицевым анимациями всех актеров.
К скелетным анимациям есть несколько претензий. Во-первых, в действиях очень мало вариаций, из-за чего герои иногда ощущаются деревянными. И во-вторых, у игры явные проблемы с балансом и таймингами. Например, после получения урона герой будет очень долго приходить в себя, чтобы переключиться на анимацию действия. Зачастую это приводит к плачевным последствиям и перезапуску.
Отдельно хочется похвалить местный саундтрек. Дум-джаз прекрасно дополняет нуарную атмосферу игры. Мы были приятно удивлены подобранными композициями. Идеальное сопровождение для местного психологического сюжета в сеттинге начала 20 века.
С производительностью у игры нет особых проблем. Мелкие баги случались, но они особо не мешали сюжету. Пару раз были вылеты на рабочий стол, но мы это спишем на предрелизную версию билда, которую довелось опробовать.
Будете пробовать новую Alone in the Dark?
Пройти опрос***
Alone in the Dark — достойное возрождение культовой серии. После стольких неудач наконец-то появился достойный покровитель в лице издательства THQ Nordic. Их первая игра уже выглядит лучше, чем все, что ранее делала Atari.
У новой Alone in the Dark есть явные проблемы с экшеном и общей бюджетностью визуала. Но если отбросить эти недостатки, то у нас остается крепкий психологический детектив с элементами исследования. И вот он может похвастаться хорошим сюжетом, густой нуарной атмосферой, интересными персонажами и крутым саундтреком. Для первой игры результат отличный!
Не знаю как другим, но лично мне понравилась, хотя пока что дороговата для 7-8 часов геймплея, надо подождать скидок, куплю, хоть и посмотрел уже всё прохождение.
я бы дал ей 8 чисто за то что просто игру возродили