Часто дополнения не дают ничего решительно нового, позволяя получить лишь чуть больше от основного проекта и понаблюдать за полюбившимися героями. Однако CD Projekt всегда подходила к DLC иначе. Их расширения к The Witcher 3: Wild Hunt «Кровь и вино» (Blood and Wine) и «Каменные сердца» (Hearts of Stone) стали отдельными большими историями, которые у других студий легко могли бы считаться полноценными номерными частями. С Cyberpunk 2077: Phantom Liberty ситуация ещё интереснее. Это DLC способно не только заново влюбить геймеров во вселенную, но и привлечь тех, кому не понравился оригинальный проект. Триумфальное возвращение игры трёхлетней давности получилось оглушительным. Настало время обсудить лучшее дополнение, в которое мы когда-либо играли.
«Призрачная свобода» знакомит Ви с закрытым районом Найт-Сити — Пёсьим городом. По сути это отдельное государство в государстве с собственным военным правительством, законами и жителями, оторванными от остального населения. При этом разработчики не забывают, что мы попадаем именно в часть города, пусть и необычную. Ви будет регулярно возвращаться в другие кварталы Найт-Сити, из-за чего Пёсий город не чувствуется ограниченной территорией, открывшейся лишь для DLC.
По странному стечению обстоятельств именно над этим районом терпит крушение шаттл президента Новых Соединенных Штатов Америки, которая летела с деловой встречи вместе со своей лучшей хакершей — Соми, или как её чаще называют — Сойкой. Именно нетраннерша связывается с Ви и просит того о помощи. Наградой будет полное излечение от пагубного влияния биочипа «Арасаки» и свобода от Джонни Сильверхенда.
История Cyberpunk 2077: Phantom Liberty — это настоящий шпионский боевик в духе лучших фильмов про Джеймса Бонда, а значит всё гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Ви попадает в непривычную ситуацию, когда идти напролом и побеждать хромом не получится. Большинство сюжетных миссий — это стелс с несмертельным обезвреживанием врагов и работой под прикрытием. Теперь Cyberpunk 2077 гораздо больше похожа на серию Deus Ex, где у каждого своя правда и точка зрения.
Причём сюжет закручивается очень быстро. На прохождение уйдёт от 12 до 17 часов. Ощущение, что участвуешь в шпионском фильме, усиливается ещё и из-за возросшего уровня постановки. В отличии от «игры тысячелетия» Starfield, в Cyberpunk 2077: Phantom Liberty вы не встретите ни одну «говорящую голову». Персонажи постоянно двигаются, совершают микроанимации, а у самого Ви регулярно появляется возможность вставить свои пять копеек, если беседу ведут другие. Всё это усиливает погружение и иммерсивность, делает персонажей и события более живыми.
Квесты также не дают заскучать. Причём это касается и заданий фиксеров. Появилось понимание, почему Ви, будучи опытным наёмником, пользуется такой популярностью в городе. Каждая дополнительная миссия — это вызов и нестандартная маленькая история, где придётся проявить смекалку, неординарный подход и даже определить финал. Вас либо удивят концовкой, которая в скором времени будет иметь последствия, либо приятно впечатлят процессом. Хотя с геймплейной стороны ничего кардинально нового нет, проходить такие активности, в отличии от основной игры, стало по-настоящему интересно.
Отдельного внимания заслуживают герои. В оригинальной Cyberpunk 2077 они были неплохие, однако такой многослойности и близко не чувствовалось. За небольшую продолжительность у вас будет сразу несколько важных бесед с Сильверхендом, которые раскроют рокера с совершенно новых сторон. К тому же Джонни стал гораздо чаще появляться в процессе прохождения, а его оценки не ограничиваются банальным «одобряю» или «не одобряю».
Остальные персонажи также не лишены индивидуальности. Вы до последнего будете сомневаться, кто же из союзников способен на предательство, тем более, что игра действительно предусматривает довольно много развилок. Достаточно знать, что у DLC аж четыре концовки, а пятой можно раньше времени закончить вообще всю игру. Причём финал сильно отличается от тех, которые были в Cyberpunk 2077 изначально.
Мощная сценарная работа чувствуется ещё и потому, что теперь Ви гораздо больше «ваш» персонаж. Выборы предусматривают очень разные позиции, а традиционной плохой концовки нет вовсе. Вы получите тот финал, который наилучшим образом отвечает лично вашим убеждениям и принципам.
Из трейлеров стало понятно, что наиболее активными персонажами, кроме самого Ви, станут спецагент Соломон Рид в исполнении Идриса Эльбы (Idris Elba) и та самая хакерша Сойка. Именно эта парочка занимает большую часть хронометража, однако оно того стоит.
У Рида с Сойкой есть общее прошлое, которое давит на них и заставляет регулярно рефлексировать. Всё это не пустая трата времени игрока или банальная графомания. Так вы лучше поймёте мотивацию героев и их внутренний мир. А разбираться нужно, так как игра подталкивает к двум противоположным, но одинаково веским точкам зрения, между которыми рано или поздно придётся выбрать что-то одно.
В совокупности с отличной актёрской игрой мы получаем невероятную историю, которая дарит атмосферу «Киберпанка», возможно, даже больше, чем оригинальная игра. Именно в DLC ощущается та самая безнадёжность и всеобщее равнодушие мира, где каждый заботится лишь о себе, а смерть близких стала чем-то обыденным. Без спойлеров обойтись трудно, но нечто подобное можно было почувствовать во второй половине аниме «Киберпанк: Бегущие по краю» (Cyberpunk: Edgerunners). На Ви и героев неумолимо надвигается ужасная развязка, и живыми из неё выйдут далеко не все.
Несмотря на мощнейшую сюжетную основу, это не вся игра, поэтому стоит обсудить и геймплей. Здесь мы советуем прочитать нашу статью про обновление 2.0, где разбираем все нововведения, однако после 17 часов мнение стало более комплексным. Во-первых, стрельба. Враги поумнели, а оружие ощущается лучше. Но, к сожалению, даже на высоких уровнях сложности стрелять в Cyberpunk 2077: Phantom Liberty всё ещё скучно. Идти в открытую без имплантов и способностей взлома бессмысленно.
Многочисленные солдаты привычно прячутся за укрытиями, высунув голову, а попадать по ним не составит труда. Если вы играете в DLC, пройдя основной сюжет игры, то получите тонну легендарного оружия, которое отличается друг от друга примерно ничем. Необходимости кардинально менять снаряжение в открытых столкновениях нет, поэтому вы, скорее всего, опробуете новые пистолеты и винтовки лишь ради спортивного интереса. Веских преимуществ они не дадут. Одежда и вовсе носит косметический эффект, что выглядит спорно, так как полноценного вида от третьего лица так и не завезли.
Однако ситуация меняется, если подходить к стычкам со всей мощью хрома и улучшений. Здесь у обновленной игры есть важные отличия. Разработчики полностью переосмыслили прокачку и в частности стелс, сделав его более динамичным.
Сидеть в кустах вне локаций и зачищать их через камеры слежения больше не получится. Теперь скрипты имеют уровень обнаружения, и все враги очень быстро узнают местоположение Ви, если ими злоупотреблять. Поставить на любое оружие модификацию с несмертельными патронами также нельзя.
Проблема решается несколькими особыми неотслеживаемыми скриптами, а также использованием окружения. Привлекать внимание врагов искрящимися телевизорами или торговыми автоматами, а потом вырубать захватом со спины — вот победная тактика по бесшумным проникновениям на территорию противника. Такая возможность была в основной игре и раньше, однако применять её практически никогда не требовалось. При этом тела ещё могут обнаружить, а спрятать их в контейнеры нельзя — игра почему-то засчитывает это как смерть NPC. Если вы будете отыгрывать пацифиста, придётся ещё поискать укромные уголки, где оставить отключившихся солдат.
Прокачку имплантов тоже пересобрали. Теперь Ви может носить лишь ограниченное количество хрома. Игра заставит сразу принять решение, будете ли вы стелсить и использовать, например, «Оптическую маскировку» или поставите знакомый зрителям аниме «Сандервистан», замедляющий время, чтобы резать и стрелять в голову раньше, чем враги опомнятся.
Собрать универсального персонажа станет сложнее. За боевые и хакерские импланты отвечают разные ветки, а очков на прокачку и того, и другого с переосмысленным древом навыков не хватит.
Навороченные тачки со встроенным оружием применять особо негде, а вот новые скиллы по программированию вражеских автомобилей напротив — очень полезные. Так уходить от погонь стало гораздо проще.
Несмотря на ряд спорных изменений, прогрессия Ви стала менее хаотичной. Если хотите создать сильного персонажа, придётся вчитываться в дополнительные свойства имплантатов и продумывать развитие навыков наперёд.
Максимальный уровень теперь 60, но новых способностей фактически нет. В самом начале дополнения Сойка даст возможность прокачивать биочип, открывая таким образом последнюю, ранее недоступную ветку в характеристиках. По задумке это должно дать Ви значительное преимущество. На деле же вы получите три скилла — улучшение «Оптической маскировки», чтобы становиться невидимым даже в бою, подсвечивание уязвимых точек противников для быстрого критического урона и возможность дать ручному оружию стихийные свойства. Например, лезвия богомола смогут ещё и поджигать врагов или наносить повреждения электричеством. Для такого масштабного DLC способностей могло быть и побольше.
А вот в техническом плане снова не всё гладко. Мы проходили дополнение на PS5, и багов там хватает. Большинство из них технические и никак не ломают квесты, но впечатление всё равно портят.
Не раз вы увидите NPC, сидящих в воздухе или разговаривающих с закрытыми ртами. Телефон или вызов машины будет периодически отключаться, помогает лишь полная перезагрузка. В одной из последних миссий игра и вовсе начала откровенно тормозить, благо это случилось лишь на определённом этапе и быстро прошло. Иногда к рукам героев неестественно прилипают предметы и оружие, которых в этих сценах явно быть не должно.
Проблему, которую мы заметили сразу после обновления 2.0, когда иконки интерфейса и модели автомобилей странно размывались, создавая рядом эффект призрачных очертаний, тоже до сих пор не починили. Общее качество графики прыгает. В целом Найт-Сити и главные герои выглядят прекрасно. Переработанные освещение и тени делают всё происходящее очень кинематографичным, а Идрис Эльба и Киану Ривз (Keanu Reeves) вообще как живые. Однако на визуале обычных NPC явно экономили, горожане по-прежнему лениво реагируют на агрессивные действия Ви и не стесняются периодически исчезать в текстурах. Всё это, конечно, не на таком плачевном уровне, как в Starfield, но могло быть значительно лучше, времени у разработчиков хватало.
Нельзя не сказать и про новую особенность: теперь некоторые сюжетные миссии появляются лишь спустя время. Этапы, когда необходимо подождать два дня, час или просто звонка без конкретных временных рамок, встречаются довольно часто. Видимо, это сделано для большей иммерсивности и искусственного растягивания геймплея, чтобы игроки обратили внимание на побочки, однако на деле ломает весь темп.
Если вы выполнили все задания фиксера до таких перерывов, вам фактически ничего не остаётся, кроме как проматывать внутриигровое время день за днём. Иногда такое может отнять добрых полчаса, а то и побольше реального времени, что очень раздражает. Люди по-разному проходят подобные проекты, кто-то сначала пробегает сюжет, кто-то концентрируется на необязательных миссиях, однако у человека должна быть свобода выбора. Наряду с багами, нововведение кажется главным минусом дополнения.
***
Несмотря на традиционные технические огрехи, ругать Cyberpunk 2077: Phantom Liberty не хочется. Спустя три года Cyberpunk 2077 получила второй шанс и расширение, которое дарит совершенно новые эмоции. Возможно, сама по себе история и не хватает звёзд с неба, но то, как поданы события, как прописаны диалоги и в каких ситуациях оказывается Ви — огромный шаг вперёд.
Из-за этого особенно жаль, что DLC стало финальным аккордом игры. Больше таких обновлений не будет. Зато даже самые разочарованные игроки получат шанс осознать, какой огромный потенциал у «Киберпанка» для продолжения. Будет ли это история Ви или совсем другого персонажа — не так уж и важно. Найт-Сити живёт своей жизнью и в запасе у него ещё много героев и злодеев, чьи судьбы способны вызвать мурашки и глубокие человеческие переживания. Браво, CD Projekt! Кто бы что ни говорил, за такими студиями будущее индустрии. За этот год выйдет ещё много проектов, но пока только Larian Studios с её Baldur's Gate 3 смогла вызвать у нас такой же восторг.
Уже поиграли в Cyberpunk 2077: Phantom Liberty?
Пройти опросПодожду пожалуй ещё месяц, и тогда уже возьму, может большинство визуальных багов уберут к тому времени, как раз успею оригинальную игру пройти. Ну и хотелось бы чтобы DLC ещё было более продолжительным, часов на 10-15, учитывая, сколько его делали, ну а так, благодарю за обзор.
Думаю ДЛС стоит того чтобы перепройти всю игру за новую линию. Я проходил за кочевника и выбрал Панам в любовной линии в первый раз. Попробовал только разные концовки. Вот интересно, что будет если играть за корпората, слышал что прилично так всё отличается.
На самом деле я прям хотел влиться в ДЛС, но когда открыл игру, понял что я мало чего помню по механикам и вообще. Решил что надо перепроходить всё.
Эх, жаль времени нет
Емнип, там отличаются только первые десять-пятнадцать минут в начале и пару раз в диалогах фразы. На счет Панам, так там больше романсить и некого. Не с копом же на водокачке...
и я тоже думал что первые 15 минут будут отличия, но знакомый уверял что отличий больше — вот и гляну.
Джуди же
Сколько обзоров не смотрел/слушал, отличия начальные ни на что не влияют(кроме случая где ты начнёшь в городе и тот где до города ещё ковылять нужно), хотя рэды вроде обещали существенные различия и влияния на повествование.
зы: но это не точно, т.к обзоры были ещё полтора годичной давности и более
ну вот и я такое слышал. Хотя играя за кочевника было много реплик именно в разговоре с кочевниками которые как казалось прикольно вписывались и помогали.
Тоже запомнил что на релизе ругали что три линии никак не влияют на историю. А товарищ уверял в обратном и играл он не так давно — ну вот и глянем. Все равно хотел отыграть кого-то "вумного" — корпорат с кучей способностей по хаку и тп в самый раз
Ну тут была статья о концовках игры, может ещё есть или была о разнице на старте игры. Но действительно любопытно сравнить версию 1.0 и 2.0
Да, тоже очень интересно глянуть, есть ли какие-то отличия, за исключением первых 15 минут игры и некоторых реплик. Но пока у меня, к сожалению, нет времени — а на кп77 надо время, как и на балду. Потому, пока, наверное, не буду начинать. Хотя установил уже.
То что было раньше и сейчас — это земля и небо!
Не то чтобы прям шик, но все же очень даже круто.
никаких обзоров пока Пинки не сыграет сам