Disco Elysium — очень большая игра. Конечно же, в ней нашлось место самым разным пасхалкам и отсылкам на наш мир. Где-то встречаются лишь намёки, а где-то разработчики прямо говорят, что имели в виду. Мы собрали всё самое интересное, что нам удалось заметить в мире игры.
В разговоре Куно упоминает книгу о бешеной собаке. Это очень похоже на один из романов Стивена Кинга — «Куджо». В книге рассказывается про пса, который волей случая заражается бешенством и начинает убивать людей. Кличка пса также созвучна с именем Куно, так что сомнений в отсылке не остаётся.
Куно утверждает, что он из Ночного города, который явно создан в игровом мире. Это двойная отсылка: к Cyberpunk 2077, где Найт-Сити являлся основным местом действия, и к «Нейроманту» Уильяма Гибсона (William Gibson) — роману, действие которого происходит в Ночном Городе в районе префектуры Тиба. Кстати, у нас есть статья про отсылки в Cyberpunk 2077, там их тоже немало.
Весь квест в книжном магазине — одна большая пасхалка. Когда-то здание занимала студия по разработке ролевой игры. Её главной целью было создать проект, где участники могли бы переговариваться на расстоянии по радио, а процессом руководил «мастер». Концепция сильно напоминает известную в реальном мире настолку Dungeons & Dragons.
В самом книжном магазине можно найти информацию о местной выдуманной игре Виррал (Wirral). Вы даже можете купить её. В описании будет указано, что это популярная фантастическая настольная игра. В ней много иллюстраций с необычными пейзажами и существами. Но поиграть не получится, так как это третье дополнение, которое не работает без основной игры. Такое описание похоже на DnD. У реальной настолки тоже есть основные издания и множество дополнений.
Находясь в студии разработчика игры (в подвале книжного магазина), вы можете найти файл данных под названием «Производственный график» и прочитать его после получения пароля. Возможно, это своеобразная отсылка создателей Disco Elysium к самим себе, однако это не всё.
Среди других деталей вы можете узнать, что ведущий разработчик вложил слишком много ресурсов в «секретное мистическое место», которое якобы доступно «на краю карты», где игрок может разблокировать головы для «безголовых конструкций» игры. Важно отметить, что «каждая голова была бы озвучена в эфире профессиональным актёром». Учитывая, что скоро выйдет расширенное издание игры, где добавят озвучку, можно считать это своеобразным анонсом.
Во время поиска Руби, если ваша способность «Трепет» достаточно высока, вы можете вызвать «ощущение» в бесплодном поле рядом с рыбацкой деревней. Общаясь с этим «ощущением», вы можете практически «почувствовать» весь игровой мир (и немного за его пределами). Можно спросить: «Что такое север/юг/восток/запад/?», а также «Где Руби?».
Текст после вопроса «Что такое восток?» указывает на конкретное место, которое можно найти в игре:
В сочетании с намёками в производственном графике, о которых мы писали выше (секрет на краю карты), можно сделать вывод, что на восточный край карты всё же надо сходить.
И да, грузовик существует. Вы можете заметить его справа от ломбарда, на краю карты. «Delta Logistics Company», — читается на грузовике. Опять же, если у вас прокачан «Трепет», срабатывает ощущение, благодаря которому вы можете тщательно изучить таинственный «яркий свет», упомянутый до этого. Другой вариант «исследовать больше» также доступен.
Теперь чрезвычайно странный факт: если вы посмотрите на надпись на грузовике, то первые буквы «Delta Logistics Company» действительно выделяются. Они намного ярче других. Обратите внимание, что все три первые буквы также идеально выровнены по вертикали — «DLC». Возможно, это намёк на озвучку, а может, на связь с логистической компанией в дополнении.
Есть прямая отсылка к другой ролевой игре — Pillars of Eternity. В ней тоже вид сверху, а ролевая система охватывает не только боёвку, но и навыки нахождения новых путей перемещения по миру, поиска информации, взаимодействия со спутниками. В Disco Elysium можно встретить выражение «pile of eternite», которое уж очень похоже на название игры. Однако в русской версии игра слов, скорее всего, потерялась.
Весь навык «Внутренняя империя», отвечающий за смутные предчувствия, знаки судьбы, невысказанную боль, разговоры с обувью и прочие бессознательные переживания, которые сложно выразить словами, связан с Дэвидом Линчем (David Lynch) и его полнометражным фильмом с таким же названием. Также это отсылка к детективу Дейлу Куперу из «Твин Пикс», который раскрывал дела, используя подобные способности.
В фильмах Линча герои часто внутренне травмированы и отказываются принимать болезненную правду о себе. Большое внимание уделяется подсознанию, его влиянию на персонажей. Картины психоделичны, наполнены подтекстом и дополнительными смыслами. Линч старается не давать официальных объяснений своим фильмам, предпочитая, чтобы каждый зритель получил индивидуальный опыт. Это похоже на то, что мы получили в истории Disco Elysium. Особенно отсылка заметна в образе главного героя, который так и просится стать персонажем именитого режиссёра.
Гомосексуальное подполье — это одна из мыслей, которую можно обдумать в игре. В итоге герой перестанет зацикливаться на сексуальности. До 90-х годов в различных европейских странах действительно существовало гомосексуальное подполье. Быть геем было опасно. Так что это прямая отсылка к реальной истории.
Ревашоль — французское имя. Если вы поищете его в энциклопедии, то обнаружите, что французский анархист по имени Ревашоль действительно существовал. Он надеялся использовать революцию для изменения Франции, но ничего не вышло. Это похоже на события, которые произошли в игровом мире.
Музыку к игре написала британская инди-рок-группа British Sea Power, и их тексты и названия песен время от времени всплывают в самой игре и диалогах.
Вступительная музыка напоминает мелодию из Torment: Tides of Numenera, но изменённую.
В какой-то момент Эй-Камон, парень с обесцвеченными волосами, говорит: «Skibadee, skibadanger! I am the rearranger!». Это строчка из песни Maria, которую в 2003 году исполнил Эйч Пи Бакстер (H.P. Baxxter) — вокалист немецкой группы Scooter. Да и внешне парень очень похож на известного певца.
Gorący Kubek (название означает «горячая кружка») — самый известный бренд супа быстрого приготовления в Польше. Персонаж с таким именем работает поваром в отеле «Танцы в тряпье». В определённый момент сюжета он готовит борщ. Не секрет, что борщ — одно из русских и украинских национальных блюд. Повар также добавляет в суп дополнительный ингредиент — Wódka (водка). Борщ и водка распространённые стереотипы о русских, которые только ими и питаются. Хотя не исключена и отсылка ко всем славянским народам в целом.
В игре можно встретить выражение «цирк уехал, а клоуны остались» — это русская фраза, которую мы часто используем. Подобное можно считать определённой пасхалкой для русских игроков.
В игре тут и там всплывают кусочки эстонского и русского языка, начиная с очевидного слова bratan, которое говорит галстук. Кстати, в русском переводе все отсылки постарались сохранить. Там они выглядят даже более органично.
Эту отсылку можно найти только в оригинале. Название «Самара» исчезло в русской версии. В игре есть целое отдельное государство — Самарийская Народная Республика (People's Republic of Samara). Там, кстати, возник собственный стиль ведения боя один на один — самарский бокс, или самбо. СНР в России нет, зато есть город Самара. Это одна из самых явных отсылок к нашей стране.
Один из самых насущных вопросов, который пытаются разгадать игроки, возникает вне самой игры: достижение Palerunner. Не предлагается никаких подсказок, кроме названия. Ситуация осложняется тем, что Disco Elysium — это игра, допускающая множество глупых поступков. Дикие синхронные танцевальные номера? Конечно. Бить ребёнка кулаком по лицу? Действуй. Disco Elysium позволяет вам быть каким угодно, что очень важно для игры. Но делает расшифровку достижения Palerunner намного сложнее.
Тайну всё же можно разгадать. В Steam и на Reddit создано много тем, где игроки делятся своими идеями по получению достижения. Кто-то утверждает, что его можно получить благодаря телепорту в книжном магазине, кто-то анализирует пояснение к достижению на сторонних сайтах.
Можно найти информацию, что для получения достижения необходим «фазовый сдвиг на 60 секунд». Учитывая, что одно действие занимает, в среднем, 20 секунд по игровому таймеру, предполагается, что речь идёт о трёх последовательных действиях. Однако и тут не всё однозначно. Некоторые утверждают, что нужное время — 3 секунды. На YouTube уже есть видео, как игроки получают достижение, раз за разом двигаясь к коробке около «Танцев в тряпье» сквозь текстуры, что сильно напоминает баг. Таким образом, единого способа не нашли до сих пор.
***
Это всё, что нам удалось найти. Если заметили что-то ещё, напишите в комментарии. Отсылки и секреты — это всегда интересно.