Обзор Final Fantasy XVI. Великолепная история, но хорошая ли игра?
Каждая новая часть Final Fantasy кардинально отличалась от предыдущей, поэтому серия смогла завоевать сердца самых разных геймеров. Неважно любите ли вы аниме и JRPG — при упоминании «Финалки» в памяти обязательно всплывает одна из историй. Выход Final Fantasy XVI — особенное событие для всей индустрии. Впрочем, именно шестнадцатая часть отличается от собратьев больше остальных. Некоторые фанаты остались в ярости от изменений. Что же случилось, и смогла ли новая номерная часть встать в один ряд с великими «семеркой», «восьмеркой» и «девяткой» — все подробности в статье.
Игру на обзор предоставила компания «Ачивка», она же занимается поставками Final Fantasy XVI на рынки РФ и РБ. Хочется выразить благодарность компании за их труд, благодаря которому у нас есть возможность играть в актуальные релизы одновременно со всем миром.
Беззаконники
Создатели решили переосмыслить концепцию Final Fantasy XVI, сделав историю взрослее и реалистичнее. После выхода демо стало понятно, что одним из главных источников вдохновения для сценаристов выступила «Песнь льда и пламени» (A Song of Ice and Fire) Джорджа Р. Р. Мартина (George R. R. Martin). Внезапные и жестокие убийства важных персонажей и животных — есть; дворцовые интриги и предательства — есть; глобальная угроза в лице неизвестного врага — на месте; несколько государств, каждое со своей правдой, политическими интересами и амбициями — куда же без этого; неоднозначные персонажи, совсем непохожие на типичных героев фэнтези, — навалом.
Но называть «Финалку» полным клоном «Игры престолов» (Game of Thrones) было бы неправильно. После оглушительного вступления, где у главного героя Клайва сходу убивают всю семью, а его самого отправляют в рабство, история развивается со скоростью локомотива. Однако также быстро понимаешь, что, как и в предыдущих играх серии, самопожертвование, дружба и любовь стоят в сюжетной основе, пусть и поданы под гораздо более острым соусом.
Final Fantasy XVI более цельная и продуманная, чем предыдущая часть. Принц Ноктис — главный герой Final Fantasy XV — большую часть времени инфантильный эгоист, которому не хочется сопереживать. Он скуп на эмоции даже по отношению к друзьям. Совершенно непонятно, ради чего люди идут за ним.
Клайв тоже голубых кровей и главный наследник герцога, но его взросление показано гораздо органичнее. В начале парень опускается на самое дно, вступив в местную команду повстанцев «Беззаконники», после этого начинается длинный путь становления из запуганной группы оборванцев в грозную организацию, с которой приходится считаться даже королям.
Благодаря «тяжёлому детству» Клайв лишён пафоса и показного равнодушия. Когда герою грустно или радостно — это сразу заметно. В отличии от непробиваемого Ноктиса у молодого герцога множество болевых точек и слабостей, а потому он гораздо более удачный и живой персонаж.
К тому же в новой «Финалке» появилась полноценная серая мораль. Не смотря на то, что многие искренне считают новоиспеченного беззаконника героем, большинству обычных людей от его поступков становится только хуже. «Когда-нибудь они поймут», — вот и всё, что Клайв думает об этом.
Все члены отряда, сопровождающего Клайва в приключении, очень объёмные персонажи. У каждого есть внятная предыстория, душевная травма и цель. Сценаристы не скупятся на подробности, поэтому на 10 минут геймплея приходится примерно 20 минут катсцен, где беззаконники активно общаются, решают проблемы или раскрывают свои переживания.
Сюжет и персонажи — лучшая часть Final Fantasy XVI. Проект стоит рекомендовать каждому, кто любит видеоигры, прежде всего, за эмоции.
Какая из старых «Финалок» вам запомнилась больше всего?
Ты герой, каких не видывал свет, а теперь отнеси эти яблоки
В пятнадцатой части побочные квесты представляли собой нечто среднее между мобилкой и ММО старой школы. Увы, но в этом у серии стабильность. Всё, чем вы будете заниматься помимо основной истории, условно делится на три действия: убей, принеси, сходи и вернись. Причём награда практически бесполезна, так как деньги и ресурсы вы без проблем соберёте по сюжету, а тратить их особо не на что.
Есть лишь несколько квестов, которые дают реальные улучшения, например, ездового чокобо. Они отмечены собственной иконкой в виде плюсика на зелёном фоне, тогда как остальные побочки — восклицательные знаки. Разработчики как будто осознанно отделили важное от мусора. Это заставляет задуматься, зачем вообще нужны были такие дополнительные квесты, ведь Final Fantasy XVI отлично себя чувствует как полностью сюжетная игра.
«Приоткрытый» мир исследовать тоже не нужно. Изначально ни о каком по-настоящему открытом мире речи не идет — у вас есть список больших и не очень локаций. Однако к середине игры неожиданно выясняется, что такие «уровни» на самом деле связаны между собой в пределах границ королевств.
Вот только заняться там нечем. Зачищать карту бессмысленно — после продвижения по сюжету враги восстановятся. Собирать лут в виде мерцающих огоньков и сундуков можно, но со временем появляются новые, а награда, например, в 2 гила (местная валюта) ничтожно мала. Средний меч стоит от 1500, а новая мелодия для средневекового проигрывателя вообще 40 000.
Враги на карте разбросаны так плотно, что устраивать геноцид живых цветов, шмелей и иной дичи придется в каких-то астрономических масштабах. Со временем начинаешь пробегать рядовых врагов или использовать быстрое перемещение.
В диалогах герои регулярно делают паузы и остановки. Сцены сменяются долгим затемнением, а чтобы передать вещь для задания, нужно сначала выбрать её в особом окне, где только она и есть, подтвердить решение и просмотреть трёхсекундную анимацию вручения.
Красивый мужчина в стильных трусах
Вы всегда играете только за Клайва. Следить за самочувствием и снаряжением товарищей не нужно. У герцога совсем немного меняющихся атрибутов. Меч, наруч и пояс — вот и весь арсенал. Ещё есть три слота для колец или подвесок, которые дают некоторые дополнительные свойства или усиливают способности. Полностью переодеться не дадут — доспехи меняются строго по сюжету.
Большинство лучших заточек можно легко сделать из материалов, которые щедро отсыпают за сюжетных боссов, что делает бессмысленным весь остальной крафт. После очередного поворота истории Клайв практически сразу получает все нужные материалы для целого сета из ультимативного клинка и элементов одежды. Они отлично служат до следующего большого сражения. Крафтить что-то другое не нужно.
Покупать у торговцев тоже особо нечего. Лишь зелья здоровья будут регулярно пополняться, и то лишь из-за их скромного количества на поясе. Игра предупреждает, что ассортимент в ларьках регулярно обновляется. На деле и эта система сломана. В центральном хабе-убежище есть все необходимые лавки, где вы без проблем приобретёте и скрафтите желаемое.
Из-за всех этих изменений игра сильно уступает своим старшим братьям в тактичности. К сражениям не нужно готовиться, закупаясь обоймой разнообразных зелий, и нет необходимости продумывать способности и снаряжение каждого члена отряда, составляя выигрышный билд. Вместо этого разработчики предлагают нечто иное — обновлённую боевую систему.
Дьявол может плакать в последней фантазии
Для разработки боёвки привлекли одного из создателей другой знаменитой серии — Devil May Cry. А это значит, что никакой пошаговой тактичности, присущей JRPG, больше нет. Перед нами настоящая слэшерная механика, в которой безошибочно угадывается родство с Данте и Неро. Впрочем, есть нюансы.
Для всех, кто не хотел заучивать многоступенчатые комбо и играл поверхностно, в Devil May Cry был предусмотрен упрощенный режим. Большинство сложных комбо-атак выполнялись одной-двумя кнопками. Сражения в Final Fantasy XVI — это тот самый легкий режим из DMC.
Происходящее на экране впечатляет. Клайв использует силы айконов — местных аналогов богов, которые открывают доступ к огню, ветру и другим стихиям. Это похоже на стили Данте — позволяет герою либо быстро перемещаться от противника к противнику, либо притягивать врагов к себе, и прочее в таком же духе.
Все немногочисленные комбо, примерно 3-4, вы узнаете в самом начале игры. Они же останутся с вами и до финальных титров. При смене айконов механика сражений никак не усложняется — всё те же две кнопки.
С одной стороны это хорошо, так как битвы явно доступны самому широкому кругу геймеров: в любом случае будет получаться красиво. С другой стороны, от полноценного слэшера в «Финалке» осталось немного.
К тому же есть риск устать и даже заскучать. Новые силы айконов Клайв получает очень неспешно, а потому вы быстро освоите все доступные способности и будете использовать заученные схемы раз за разом, что не очень-то и весело.
Каждый айкон даёт около пяти способностей. Условно они делятся на те, которые лучше подходят для единичных целей, и те, что пригодятся против групп. Однако в быстрый доступ разрешено закрепить только два скилла, что, конечно же, сильно ограничивает. Кроме того, единовременно можно быстро переключаться между тремя айконами, хотя по ходу прохождения их станет больше. Таким образом, у вас есть 6 активных способностей различных стихий, которые вы вольны комбинировать как душе угодно.
Ещё у Клайва в наличии целая группа навыков, не зависящих от айконов. Это значит, что вы сможете использовать некоторые дополнительные атаки. Как только вы получите четвёртого айкона, и откроется простор для тактики, боевая система предстанет совершенно в новом свете. Неожиданно сражения в Final Fantasy XVI — это не про кучу зелий и хорошую команду, а про правильный билд персонажа.
Идеальная комбинация с применением всех 6 скиллов занимает секунды, но продумывать её нужно заранее. В бою навыки менять не дают, поэтому поиск универсального билда точно займёт время.
Не стоит забывать и про главную фишку 16-й части — битвы самих айконов. Несколько избранных доминантов-людей способны не просто использовать силы божественных существ, но и перевоплощаться в них. И да, вы тоже поучаствуете в таких схватках. Битвы с боссами — это ещё один жирный плюс игры. Каждое столкновение проходит в несколько этапов, отлично поставлено и срежиссировано. От уровня эпика захватывает дух.
Время популярности JRPG, увы, в прошлом, поэтому подобный эксперимент с боевой системой, пусть и не полностью, всё же можно считать удачным. Конечно, тактического простора не хватает, комбо могли быть чуточку сложнее, да и управление всем отрядом стоило оставить. Но если не будете тормозить на каждой группе встречных шмелей — не успеете заскучать между новыми айконами и точно получите истинное удовольствие и восторг.
Мыльное аниме
Несколько слов нужно сказать про графику. Пока у Final Fantasy XVI временная эксклюзивность для PS5, других версий просто не существует. А это значит, что игра должна идти превосходно. Неожиданно, но консоль справляется не всегда.
В меню, как обычно, два режима — производительность и графика. Однако оба они мало что меняют. Просадки кадров нерегулярно, но встречаются независимо от режима. Несмотря на детальную проработку моделей персонажей и окружения, при движениях камеры периодически включается дикая размытость, что мешает. Аналогично и при ускоренном беге. Впервые с момента покупки PS5 я получил уведомление, что устройство «нужно выключить из-за перегрева».
При этом в игре огромное количество действительно крутых и очень красивых сцен. Это без сомнений дорогой проект, над которым работало много талантливых людей. От схваток айконов хочется кричать от восторга, на лицах героев можно уловить еле заметные усмешки и другие мимические реакции, а сцены битв армий вообще напоминают «Властелин колец» (The Lord of the Rings). После таких кадров и 20-минутных катсцен все шероховатости технической части мгновенно хочется простить.
То же касается музыки. Вы услышите знакомые мотивы и много новых композиций. По большей части все они подобраны удачно и неплохо дополняют впечатления от событий. С этим у «Финалок» традиционно всё хорошо.
Важный плюс для русскоговорящих пользователей — субтитры. Игра полностью переведена, включая необязательные диалоги NPC. Качество текста неплохое, правда авторы почему-то решили сгладить весь многочисленный мат в игре с расчлененкой и множеством постельных сцен. На общее понимание смысла это не влияет, но всё же странно.
***
Final Fantasy XVI однозначно одна из лучших игр в серии. Она вызывает эмоции, впечатляет и удивляет. Новая боевая система хотя и нуждается в полировке, всё же очень освежает геймплей, персонажи и сюжет — прекрасны, а битвы с боссами запомнятся надолго. К тому же история полностью завершена, никаких DLC или аниме-мультфильмов для понимания базового сюжета не нужно (привет, 15-ая «Финалка»). Если вы фанат серии, проект точно подарит массу приятных моментов. Для всех остальных это, пожалуй, лучшая точка входа в серию. И да, проходить предыдущие 15 частей не нужно. В каждой игре своя история.
Какие ваши впечатления от Final Fantasy XVI?
-
Final Fantasy XVI получила очень высокие оценки — 90 баллов на OpenCritic
-
«Личный шедевр»: бывший автор Devil May Cry 5 похвалил боевую систему в Final Fantasy XVI
-
В сети показали, как в реальности выглядят все актеры Final Fantasy XVI — Клайв, Джилл, Бенедикта и другие
-
Square Enix начала работать над PC-версией Final Fantasy XVI