Сюжет God of War: Ragnarok связан со скандинавской мифологией, а во главе всего этого — Рагнарёк. Если говорить иначе — конец света, конец всего. Однако скандинавская мифология сложна и крайне запутана. Чтобы вы смогли еще глубже проникнуться сюжетом игры, в этой статье мы подробно разберем все связи с мифологией и обсудим многочисленные отсылки.
Внимание: в статье есть сюжетные спойлеры.
Начнем с основ и небольшой экскурсии. В скандинавской мифологии девять миров:
Связаны все эти миры Иггдрасилем — мировым деревом, которое стало центром вселенной, обеспечивающим гармонию. Перемещение же между мирами обеспечивает радужный мост — Биврёст, охраняемый богом-асом Хеймдаллем.
Теперь, когда мы закончили краткую экскурсию по мирам, перейдем к небольшой истории Кратоса из первой трилогии, а затем двинемся к Ragnarok.
А вы любите скандинавскую мифологию?
Пройти опросКратос — полубог, сын Зевса, убийца богов и спартанец. Первые три части (греческая эпоха) был жестоким и агрессивным, а его главным мотиватором являлась месть. Да и вообще протагонист показан скорее антигероем.
Кратос не контролировал свою ярость, которая буквально захлестывала его, и однажды в таком порыве он убил собственную жену и дочь, параллельно забрав еще множество жизней. Верховные боги сделали его своей пешкой, его руками вершили историю, за что позже и поплатились, когда спартанец начал убивать их одного за другим. Не стоит думать, что боги безгрешны — они заражены тьмой, которая еще до всех событий игры начала их захватывать, они постоянно манипулировали героем и делали другие неподобающие божественной сущности вещи.
За всю греческую эпоху Кратос умирал, оживал, терял свои божественные силы и снова приобретал их, оставляя вокруг себя кровь и разруху. Ему часто помогала Афина — богиня мудрости и войны. Однако в конце оказалось, что она с самого начала всё это затеяла и умело дергала за ниточки. Афина дала Кратосу надежду, предвидев, что пантеон чернеет на глазах, а боги уже не те, что прежде. Кратос же не вдохновился ее речами и решил отдать надежду людям, пожертвовав собой.
Но кем был Кратос в мифологии? В древнегреческих мифах его представляли титаном, сыном Палланта (тоже титана) и Стикс — мрака и ужаса, из которого начали появляться живые существа. А ещё Кратос вместе с Зевсом сражался с титанами. В игре же было наоборот — Кратос собственноручно убил Зевса, а титанам дал свободу (хоть и снова оказался обманут). Вероятно, что прообразом Кратоса для разработчиков был Геракл — один из сильнейших воинов в мифологии, полубог и сын Зевса.
В мифологии, как и в игре, Кратос далеко не положительный персонаж. Он силен, властен (немудрено, ведь его имя переводится, как «власть, господство, могущество») и весьма циничен. Как и герой God of War, в мифологии Кратос был эдакой кувалдой в руках высших богов.
В мифах также говорится, что после одного из многочисленных сражений лицо Кратоса оказалось изувечено жутким шрамом. Кроме того, если вы помните историю Прометея (того самого, который украл небесный огонь и передал его людям), то именно Кратос помогал приковать титана к скале.
Это была небольшая предыстория, а теперь перейдем к переизданию.
God of War 2018 года показала Кратоса уже совершенно иным героем — воин стал мудрее, начал вести отшельнический образ жизни, но при этом обрёл новую семью и осел в Мидгарде.
Его жена, воительница Фэй, родила ему сына по имени Атрей, но Кратос, мягко говоря, отцовских чувств к ребенку не проявлял, постоянно отлучаясь, чтобы испытать себя. После смерти жены Кратосу пришлось взять на себя ответственность за Атрея, что для хмурого и холодного воина явно стало тяжелым испытанием.
Кем же была Лаувейя или Фэй? В игре она живет жизнью обыкновенной смертной в Мидгарде (в мире людей) и скрывает от всех свое происхождение. На самом деле Фэй — великанша из Йотунхейма, которая помогала тем, кто нуждался в защите, и выступала против Одина.
В мифологии Лаувейя — великанша (по другим версиям — ас) и мать Локи, которого родила от великана-йотуна по имени Фарбаути. После смерти мужа (об обстоятельствах этого события история умалчивает), она оставила ребенка в Асгарде, где он и вырос, а сама же, поглощенная горем утраты Фарбаути, умерла.
И теперь мы поговорим об Атрее. Еще до рождения мальчика Фэй хотела дать ему имя Локи, но в итоге его назвали в честь спартанского воина, известного не только своей силой, но и тем, что даже в темные времена он умел видеть свет (вспомним о том, что когда-то Кратос подарил людям надежду). В мальчике течет кровь великанов и богов, он растет добрым и миролюбивым, не желая никого убивать.
Всё меняется, когда Кратос рассказывает ему о его божественном происхождении. В нем зарождается высокомерие, да и к убийствам он начинает относиться уже иначе. Однако, попав в мир мертвых, мальчик, убивший ранее Моди (сына Тора), видит себя со стороны и понимает, как ужасно он поступил. Отношения отца и сына восстанавливаются, а Кратос решает открыться ребенку и рассказывает свою историю.
И если вы играли в первую часть переиздания, то помните, что поднявшись на гору в Йотунхайме, Кратос и Атрей находят фреску, которая показывала весь тот путь, что они прошли, а также раскрывают прошлое Фэй. Кроме того, Атрея там называют именно Локи.
Теперь мальчик хочет узнать всю историю происходящего, а также выяснить, почему же его зовут Локи, что значат фрески и пророчества. Кроме того, ему предстоит научиться контролировать свои силы. Вместе с этим начинается Фимбулвинтер — трехлетняя зима, предвестник Рагнарёка. Конца света, да-да.
Ragnarok начинается с грустного — один из волков Атрея по имени Фенрир умирает, что становится для мальчика ударом. И это еще один намёк, что Атрей — это Локи.
Дело в том, что у скандинавского бога хитрости и коварства было пятеро детей:
Буквально за первый час игры нас ждет уже несколько сражений. Первая стычка происходит в первые минуты — на Кратоса и Атрея нападает Фрейя, бывшая жена Одина. Она хочет отомстить за Бальдера — своего сына, которого ранее (в первой части переиздания) убил Кратос, что стало началом Фимбулвинтера.
Собственно, Бальдер никогда не относился к матери хорошо, но для неё он был всем: единственной ценностью, что она получила от Одина — его отца. Бальдер пытался убить Фрейю, но этому помешал Кратос, а богиня, прежде помогавшая спартанцу и его сыну, записала его в кровные враги.
Как и в мифологии, Фрейя — богиня любви и красоты. Только вот в мифах она не была женой Всеотца, а являлась дочерью его приемного сына по имени Ньёрд. По красоте она уступала лишь Фригг — супруге Одина, богине любви и деторождения. Так или иначе, Кратос и Атрей успешно отбились от богини (она не пострадала) и вернулись домой.
Кстати, живут Кратос и Атрей не в одиночестве. Вместе с ними обитает Мимир, а точнее его голова. Ранее Мимир (бог мудрости, между прочим) был заточен Одином в дереве и согласился сотрудничать с Кратосом.
Учитывая, что освободить Мимира не выйдет, он сам предлагает отрубить ему голову и отнести к ведьме, чтобы она ее оживила. В мифологии Мимир охранял источник мудрости, а по происхождению числился в великанах. Был убит и лишен головы, но, чтобы возродить голову Мимира и обрести знания, Один пожертвовал свой глаз.
Затем в дом к Одину и Атрею врываются Тор и Один, которые решили договориться о перемирии, а точнее они хотели, чтобы Кратос перестал убивать богов, а Атрей перестал искать Тюра — бога чести и войны. Разговор зашел в тупик и, услышав от Кратоса отказ, Тор переходит в атаку, припоминая убийство своего брата Бальдера и сыновей Магни и Моди. Также бог грома хотел разгорячить Кратоса и напомнить ему, кто он такой.
И если с Кратосом мы уже разобрались, то давайте остановимся на Торе. В игре Тор, бог грома и молний, показан кровожадным убийцей, которому неведомо милосердие. Тор ненавидит любое проявление трусости и даже избил Моди, собственного сына, который в порыве страха сбежал во время боя. По грубой силе он превосходит практически всех — возможно, даже самого Одина.
Тор в God of War очень отличается от своего прототипа. Да, в мифологии он также сражался с великанами и чудовищами, но был защитником не только богов, но и людей. В остальном разработчики не слукавили — Тор обладал рыжей бородой, очень любил показать свою силу и обладал хорошим аппетитом. Был женат на Сифе, богине плодородия, которая родила ему троих детей — Моди, Магни и Труду.
Стоит отметить, что Кратос действительно очень боялся за своего сына и хотел уберечь его от ошибок, которые когда-то совершил сам, да и вообще старался предотвратить пророчество, конец света. Он не хочет принять то, что Атрей — это Локи. Но герои все же нашли Тюра, которого пытался разыскать мальчик. Бог был не в своем уме от долгого заточения и считал, что его пришли убить. Однако позже очухался и согласился встать на их сторону.
При этом Атрей тайком вёл собственное расследование, которое привело его к Ангрбоде, первой жене Локи в мифах (что можно считать одной из отсылок к следующей части с уже повзрослевшим Атреем). Девушка помогает Атрею не только найти пророчества, но и научиться контролировать свою силу и спонтанные превращения, а также рассказывает кое-что очень важное о неких шариках, которые собирает Атрей. На самом деле это души великанов-йотунов, а среди них также есть и душа Фенрира. Кроме того, теперь парень сможет этими душами управлять.
Как было и в греческой эпохе, мы видим, что боги (а они прекрасно знали, кто такой Кратос, и что произошло с Зевсом и другими) — далеко не те великие и милосердные сущности, которые помогают простым людям. Это же относится и к Одину.
Хотя даже в мифах Один, он же Вотан, Гримнир, Ганглери и верховный бог далеко не идеален. Он умен, мудр, но также хитер и коварен. Кроме того, верховный бог умеет перевоплощаться и странствует по мирам в образах, которые не привлекают внимания. Один всезнающий — он видит все, что происходит, а вороны Хугин и Мунин (мысль и память) облетают миры и приносят ему новую информацию каждый день.
Один в игре не сильно отошел от своего мифологического описания. Он перевоплощается в Тюра, чтобы выведать планы Кратоса и Атрея. Также Один пытается склонить на свою сторону мальчика (который видел смерть отца от руки Тора в одном из пророчеств и хочет это предотвратить), дарит ему подарки и предлагает все знания, которые только могут быть. Естественно, делает это Всеотец в корыстных целях. Один хочет знать, что же будет после конца, что его ждет, а если ему всё это не понравится, он будет пытаться предотвратить предначертанное. Именно для этого ему и нужен Атрей. Так что Вотана интересует только его собственная судьба.
Кстати, Фрейя все же нашла в себе силы простить Кратоса и встала на его сторону. Кратос также попросил прощения за то, что не дал ей сделать собственный выбор. Ещё спартанец помог богине избавиться от оков Одина — из-за них Фрейя не могла перемещаться между мирами и всегда оставалась в Мидгарде. Оказалось, что сдерживающее ее заклинание было запутано в корнях Иггдрасиля, которые охранялись Нидхёггом — еще одним огромным змеем (и здесь все почти идет по канону, в мифах Нидхёгг действительно обитает у одного из корней великого дерева). После победы над чудовищем, Фрейя обретает свободу и может снова перемещаться по мирам, а Кратос находит новых союзников в лице родных богини, с которыми она воссоединяется.
Пока Атрей выполняет задания Одина, чтобы восстановить некую мистическую маску и получить из разлома все знания, он упускает Гарма — пса Хельхейма, который способен создавать разрывы в пространстве. Эти разрывы становятся причиной того, что тут и там появляются мертвецы. В мифологии Гарм действительно охраняет Хельхейм и прикован к скале, а его вой станет признаком начала Рагнарёка. Во время конца света Гарм вырвется из своих оков и убьет Тора, а после погибнет сам.
Кратос и Атрей нагоняют Гарма, и тут парень применяет свою способность управлять душами — он вселяет в гончую душу Фенрира. Теперь на их стороне огромный волк (что уже больше похоже на образ Фенрира из мифов), который еще и может без проблем переходить между миров. Ну, не мечта ли? Если, конечно, не брать во внимание тот факт, что это еще больше приближает мир к Рагнарёку.
Тем временем к Кратосу приходит осознание, что его сын — практически взрослый мужчина, готовый к самостоятельным решениям, ему не нужна опека отца. Также он признается Атрею, что знает о пророчестве и о собственной смерти, потому-то и пытался всё это время подготовить сына к самостоятельной жизни через тренировки.
Между тем, стоит отметить, что сценарий Рагнарёка воспроизведен разработчиками достаточно верно, до определенного момента все основные события повторяются довольно точно. Приближаясь к концу игры, один из гигантских волков поглотит солнце. Было ли такое в мифах? Да! В пророчествах сказано, что когда огромный волк Фенрир освободится от оков, то Сколль, его сын, поглотит солнце, а другой сын по имени Хати заберет месяц.
Ближе к развязке сюжета и к самому концу света Кратос и Атрей видят, что Один поставил мидгардцев (то есть обычных людей) в первую линию обороны Асгарда, то есть практически принес их в жертву. Такой поворот отрезвляет некоторых союзников Одина (например, ту же богиню Труд — дочь Тора и леди Сиф). Кратосу даже удается достучаться до Тора и объяснить, что всем убийствам пора положить конец и стать лучше.
Это настолько не понравилось Одину, что он убивает Тора, собственного сына. И вот здесь сценаристы уже уходят от мифологического сценария, ведь уже ясно, что Рагнарёка не случится. В мифах же Тор должен был пасть в схватке с Йормунгандом. Атрей же, в свою очередь, закрывает разлом, из которого можно было получить все знания мира. Это его собственное решение, Кратос ему в этом полностью доверился.
В последние минуты жизни Одина Атрей объясняет ему, что именно действия Всеотца привели к такому финалу и к гибели многих богов. Теперь совсем очевидно, что Рагнарёк полностью отменяется. Душу Одина помещают в шарик и передают Фрейе на хранение, но Синдри его уничтожает.
Рагнарёк закинули в долгий ящик, а Атрей, Кратос и их союзники находят новое пророчество. По нему получается, что для спасения великанов Фэй сама забрала их души (которые заключены в тех самых шариках). Теперь Атрей, который уже практически и не Атрей вовсе, а именно Локи, хочет вернуть все на место и готов отправиться в путь. Что до душ йотунов — это уже полный отход от мифов, но достаточно интересный. К тому же, это помогло игре обзавестись интересными сюжетными поворотами.
Кратос же находит еще одно пророчество, которое показывает, что спартанец может зарекомендовать себя действительно хорошим богом. И, видимо, это уже задел на третью часть перезапущенной игровой серии. Возможно, что Кратосу и его союзникам предстоит восстановить девять миров после несостоявшегося конца света и построить абсолютно новые порядки, проделав работу над ошибками павших богов.
Может быть, именно это мы увидим в следующей игре. А параллельно будем продолжать погружаться в жизнь и историю Локи. Тем более, что уже есть полноценный фундамент для этого, включая Ангрбоду — его будущую жену.
Скандинавская мифология невероятно масштабна и сложна, ведь в ней не только множество богов, но и различных событий. Да, God of War: Ragnarok не повторяет всё точь-в-точь, но, как мы убедились, сюжет игры действительно тесно связан с мифами и воспроизводит многие ключевые повороты и истории, внося некоторые вольности от себя.
А что вы думаете о сюжете God of War: Ragnarok и её связи со скандинавскими мифами? Интересно ли вам следить за всей этой «Санта-Барбарой»? И не взорвался ли мозг от обилия сложных имен и закрученных родословных? В общем, давайте обсудим в комментариях.
А вы уже успели поиграть в God of War: Ragnarok
Пройти опросЗвучит как Претензия. В Видео Гоблина много чего нет, что есть в этой Статье.
Упущена часть информации, т.к. Статья не про Историю Игр по ГодофВару, а конкретно про Рагнарёк.
Статья ,кстати, замечательная, интересно было заново вспомнить те моменты из игру, на которые не мог равнодушно, без эмоций смотреть.
Гоблин местами подробнее рассказал важные моменты, которые здесь упущены и меняют суть.