Недавно вышла полная версия Raft. Проект провёл в раннем доступе четыре года и собрал 157 тысяч отзывов — 93 процента из них положительные. На первый взгляд, герои занимаются привычными для жанра вещами вроде сбора хлама, строительства и готовки. Так чем же Raft так впечатлила геймеров? Заходите в статью и узнаете!
Разработчики часто отправляют геймеров выживать в самые необычные места. Юморная Breathedge забрасывала героя в космос. Авторы шикарной Subnautica призывали исследовать дно океана. Крутая Valheim знакомила с таинственным скандинавским миром. В популярной V Rising мы и вовсе бегали по вампирскому миру и пили человеческую кровь. Трудно найти сеттинг, который авторы выживалок ещё не охватили.
Студия Redbeet Interactive тоже проявила оригинальность. Герои Raft оказывались посреди бескрайнего океана: под ногами маленький плот, суши на горизонте не видно, а из воды выглядывает акула, которая мечтает слопать бедолаг. Разве в таких условиях можно спастись? Да! Более того, герои могут превратить хлипкий плот в настоящую крепость и стать истинными хозяевами океана.
Но интересно ли в очередной раз собирать хлам, возводить укрепления и налаживать быт? Что ж, если выживалки вам не по душе, Raft вряд ли изменит мнение. Однако ценители жанра легко залипнут в релизную версию на сотню часов. В игре хватает минусов, однако атмосфера в ней просто невероятная.
А вы бы выжили, оказавшись на плоту посреди океана?
Пройти опросПоначалу может показаться, что в Raft нет сюжета. Стоит начать игру, как герой тут же появляется на маленьком плоте и приступает к выживанию. Однако, если присмотреться к деталям, выяснится, что авторы придумали прикольный лор.
События Raft разворачиваются в мире, который пережил апокалипсис. В 2020 году учёные заявили, что весь лёд на планете скоро растает — так и случилось. В итоге уровень воды поднялся, и от суши почти ничего не осталось. Люди пытались бежать в горы и из подручных материалов возводить там высокие постройки, но спастись удалось немногим.
По мере прохождения герои будут сталкиваться с последствиями катастрофы. Они найдут города, где население вымерло от голода, жажды и конфликтов. Прочитают душераздирающие записки об обитателях севшего на мель лайнера. Узнают о войнах, которые люди развязывали за редкие клочки суши. Копаться в трагедиях будущего любопытно.
Авторы Raft не пытались делать ставку на сюжет. В игре нет постановки, болтливых NPC и глубокомысленных диалогов — повествование подаётся через окружение и редкие записки. Такой подход отлично работает на атмосферу: он одновременно позволяет ощутить одиночество и единение с природой. Цивилизация уже погибла, а надежды толком нет — звучит страшно, но на деле эта ясность делает приключение безмятежным.
Raft — традиционный выживач, где нужно тоннами собирать всякий хлам и крафтить из него бесценное добро. Изначально под ногами героя совсем маленький плот, а в руках только крюк для ловли мусора. Однако при должном трудолюбии он может превратить хлипкую посудину в роскошный дом, где нет проблем ни с едой, ни с водой. Впрочем, до этого далеко.
На начальных стадиях о комфорте даже думать не стоит. Желудок героя урчит, а организм требует питьевой воды — с этим срочно нужно что-то делать. К счастью, по океану плавают горы мусора: собираем деревяшки, пластик, пальмовые листья и прочие ресурсы, а затем строим из них что-нибудь полезное. Например, очиститель для превращения солёной воды в дистиллированную и гриль, где можно запечь картошку или свёклу.
Затем герой смастерит инструменты вроде удочки и весла. Или сети, в которых полезный мусор будет собираться сам по себе. Или парус, позволяющий направить плот в нужном направлении. Да и якорь тоже пригодится — иначе на первой же остановке судно безвозвратно уплывёт. В общем, вариантов для крафта много, и каждый объект требует немало разнообразных ресурсов.
При этом требования постоянно растут. Если поначалу для комфортной жизни нужны пластик, дерево, песок и другие простые материалы, то со временем герою придётся возиться с болтами, микросхемами, батареями и прочими замороченными предметами. Добыча всего необходимого займёт немало времени, однако награда того стоит.
Как вам идея построить электрический очиститель воды? Он будет сам собирать солёную воду и делать её пригодной для питья. Учитывая, что в начале игры бедолага черпает воду стаканом и таскает её до примитивного очистителя, это серьёзный прогресс.
Ещё герою нужно следить, чтобы его не съели. Поблизости всегда плавает акула: периодически она пытается разломать плот или полакомиться несчастным, который нырнул в воду. А ведь нырять придётся — на дне полно ресурсов, которые нигде больше не добыть. К счастью, хищника можно отвлечь приманкой.
Акула будет кошмарить выживальщика на протяжении всей игры — она вообще не позволяет расслабиться. Стоит потерять концентрацию или не рассчитать время, как тварь тут же цапнет бедолагу. Ни в одной другой игре зубастый хищник не был таким опасным.
При этом тварь можно убить. Конечно, придётся постараться, но в результате герой получит акулью голову, много питательного мяса и мгновение покоя. Увы, скоро всё вернётся на круги своя — на смену погибшему монстру приплывёт новый.
Впрочем, в игре хватает и других врагов. Временами на пути встречаются большие острова: на них можно отыскать полезные ресурсы и еду, но также есть риск нарваться на неприятности. К примеру, из кустов может выбежать агрессивный кабан, или же трескун пролетит над головой и сбросит здоровенный камень.
Чтобы справиться со смертоносной фауной, придётся обзавестись хорошим оружием вроде мачете или лука. Стандартным деревянным копьём зверей не затыкаешь.
В итоге сбор ресурсов, крафт, исследование подводного мира и охота здорово развлекают. Raft постоянно бросает новые вызовы и награждает за прогресс. А ведь это ещё не все геймплейные фишки.
Одно из первых заданий — собрать приёмник и антенну. Техника будет принимать сигналы: именно они и поведут искателя приключений по сюжету. Странствие заведёт героя на радиовышку, в караванный городок и даже на огромный остров, по которому бродит недружелюбный робот-дворецкий. Только завидев незваного гостя, железяка помчится к нему, попросит успокоиться и ударит током — убедить противника, что вы и так держите себя в руках, не выйдет.
Исследование сюжетных мест заметно меняет геймплей. Например, охраняемый роботами остров Тангароа полон секретов, сейфов и головоломок. Заглянуть туда после долгого путешествия по воде приятно. Конечно, умереть на суше ещё проще, чем посреди океана, но лут того стоит.
Плюс через записки и дизайн Тангароа рассказывает любопытную историю. Это место было надеждой человечества, однако всё пошло не по плану: насекомые сжирали запасы еды, а люди с плавучих городов регулярно пытались проникнуть на остров, несмотря на нехватку мест. В итоге всё закончилось голодом, бунтом и падением города.
Впрочем, минусов в Raft тоже хватает. К примеру, в игре слишком скудная процедурная генерация. Стоит посетить пару несюжетных островов, как они перестанут удивлять. Суша может отличаться размером, фауной и парой фишек вроде запрятанных в пещере ценностей, однако в остальном всё идентично. В итоге исследовать острова утомляет.
Мир под водой тоже беден. Нельзя спрыгнуть с плота в любом месте и отыскать на дне хотя бы пару водорослей или камушков — скорее всего, перед глазами будет только песок. Подводных локаций с растениями, ракушками и прочим добром могло быть и побольше. Хотя иногда всё-таки натыкаешься на косяки рыб, проплывающего мимо кита или пару милых черепах. Жаль, что это редкость.
Плюс авторам не удалось реализовать механику волн и качки. Как только океан начинает штормить, игра превращается в кошмар. Разбросанный по воде мусор реагирует на непогоду неадекватно, плот нарушает все законы физики, а картинка при погружении героя на глубину искажается.
При этом геймплейных неудобств это не доставляет — накрывающие плот волны даже костёр не потушат. Вот только заниматься чем-то полезным становится невозможно, а технические недоработки тут же бросаются в глаза.
В остальном Raft — отличная игра, которая быстро затягивает и погружает в приятную медитативную атмосферу. Выживалка заслужила высокие оценки.
Технически Raft максимально проста. Текстуры кажутся мыльными даже на высоких настройках графики, модельки скудные, анимаций мало, мир не назвать разнообразным. Зато у художников было хорошее чувство стиля: луна красиво отражается в воде, океан временами завораживает, а предрассветным небом можно залюбоваться. В итоге визуал оставляет приятные впечатления.
Системные требования скромные. Чтобы запустить Raft, хватит простого PC с видеокартой серии GTX 700, процессором Intel Core i5 на 2.6 ГГц и 6 Гб оперативной памяти.
А вот с оптимизацией всё неважно. Я проходил игру на ноутбуке с GTX 1650 Ti, процессором AMD Ryzen 5-3550H и 16 Гб оперативки — этого хватило, чтобы поднять настройки до «высоких», но просадки регулярно мешали геймплею. На компьютере с GTX 1070 и процессором Intel i7-7700 ситуация повторилась.
Зато саунд в игре отменный. Композиторы написали шикарные фоновые треки, которые создают медитативный настрой и помогают почувствовать себя частичкой игрового мира. Янник Шмидт (Jannik Schmidt) и правда сотворил музыкальное чудо — послушайте сами.
***
Raft — отличный подарок для любителей выживалок. В игре есть технические проблемы, да и процедурная генерация хромает, однако геймплей и атмосфера достаточно хороши, на шероховатости можно закрыть глаза. Если любите крафтить, строить и исследовать мир, обратите на Raft внимание.
Как вам Raft?
Пройти опросВообще если смотреть издалека то весь путь Raft'a до релиза, напоминает мне такие игры как The Forest, The Long Dark, Subnautica.
Все они как и Raft начали на KickStarter и были абсолютно без контента
А сейчас смотрю на них и вспоминаю их путь
Особо красочный он у The Forest, туча багов, но параллельно туча летсплеев , обзоров патчей, и т.д
Вопрос к игравшим, брать или нет?