1 марта выйдет ELEX 2. Это классическая RPG от Piranha Bytes, создателей культовой серии Gothic. Разработчики обещали, что сиквел во всём превзойдёт оригинал: мир станет больше, визуал — красивее, группировки — ещё более проработанными, да и новые механики появятся. Но что получилось на деле? Я дал врагам отпор, пролетел на джетпаке сотни километров и готов поделиться впечатлениями!
Примечание. Сюжет ELEX 2 невозможно обсуждать без спойлеров к первой части. Если планируете пройти оригинальную игру, сразу проходите в раздел «Персонажи, отношения и фракции».
Оригинальная ELEX была нетипичной RPG для 2017 года. Пока остальные крупные разработчики делали RPG понятными и доступными, Piranha Bytes словно застряла в начале нулевых. У её главного творения Gothic было полно достоинств, но и свойственных тем временам промахов хватало — все они перекочевали в ELEX.
Новинка была корявой, забагованной и максимально неприветливой — в наши времена принять такое тяжелее, чем в 2001. В итоге, запустив игру на релизе, я побегал по миру пару часов и снёс её с жёсткого диска.
Вернуться в игру мне довелось лишь спустя пару лет. Вот только в этот раз я преодолел стартовое отвращение, разобрался с механиками, познакомился с миром и оценил шикарные квесты. После 65 часов геймплея стало ясно: при всей своей неуклюжести ELEX — одна из самых годных RPG последних лет.
К счастью, многие геймеры смогли закрыть глаза на недостатки и раскупили игру хорошим тиражом. Благодаря этому THQ Nordic дала зелёный свет на разработку сиквела. Но какой получилась вторая часть?
ELEX 2 нельзя сравнить с Mass Effect 2 или годной Horizon Forbidden West. Продолжение во всём походит на оригинальную игру и сохраняет её геймплей, атмосферу, механики и частично неуклюжесть. Улучшения и развитие идей получилось не столь значительным: мир стал масштабнее, графика — самую малость симпатичнее, а геймплей — слегка дружелюбнее. Впрочем, ценителей оригинала это вряд ли расстроит.
Как вам серия «Готика»?
Пройти опросELEX 2 продолжает историю первой игры. Если пропустили оригинал, рискуете многое не понять, ведь пересказ прошлых событий получился скомканным и поверхностным. Разве что уже знакомые персонажи при встрече рассказывают, что герой сделал для них в былые времена. Если коротко, события в прошлой части разворачивались драматические.
Когда-то планета Магалан была прекрасным местом, которое во всём походило на Землю. Увы, однажды небо пронзил огромный метеорит — он не только разрушил цивилизацию, но и принёс неведомый элемент элекс. Выжившие взялись за изучение диковинки и узнали, что у неё множество применений.
Народ, назвавшийся берсерками, при помощи элекса научился колдовать заклинания. Клирики использовали материал для разработки навороченных пушек и роботов. А вот изгои обдалбывались им в хлам — под кайфом они становились сильнее и быстрее.
Самой мощной силой стали альбы, которыми руководил таинственный Гибрид. С помощью элекса фракция освободилась от эмоций и руководствовалась исключительно разумом и директивами лидера. Пока остальные фракции грызлись за место под солнцем, альбы планомерно наращивали силы, в промышленных масштабах добывали элекс и готовились подчинить всю планету.
Главный герой Джакс тоже был альбом — причём одним из лучших. Однажды он пережил предательство и оказался выброшен на обочину жизни. Элекс тем временем вышел из его организма, а давно забытые чувства пробудились. Эмоции открыли Джаксу глаза: он понял, что должен объединить фракции и остановить альбов.
В финале выяснилось, что метеорит упал на Магалан не случайно — его направили могущественные инопланетяне. Таким образом они хотели подготовить планету к своему прибытию — как-никак элекс отлично терраформировал местность. Ну а лидер альбов Гибрид постоянно общался с пришельцами и просто выполнял их команды.
Сиквел берёт за основу концовку, в которой Джакс разбил Гибрида и взялся за подготовку к нападению врага. Увы, разобравшись с альбами, фракции снова начали враждовать — их больше интересовали власть и ресурсы, чем мифические инопланетяне. Кто-то и вовсе не поверил россказням героя.
Сюжет стартует, когда Джакс отчаялся и ушёл жить в глушь. Тогда-то и происходит вторжение на Магалан. Герой лишь чудом пережил нападение инопланетян: его забитый экипировкой дом был разрушен, а тело отравила неведомая зараза, с которой нужно поскорее разобраться.
Теперь герою вновь предстоит повторить то, с чем он справился в прошлой части: объединить фракции, создать собственную могучую группировку и дать захватчикам отпор. Вот только путь будет очень долгим.
Персонажи были сильной стороной оригинальной игры, а в сиквеле их прокачали ещё сильнее. К примеру, авторы умело поднимают тему отцов и детей. У Джакса появился сын, который не прочь провести с папой побольше времени. Он постоянно болтает, узнаёт о геройствах отца, осуждает и поддерживает, а также не забывает делиться мнением обо всём на свете. Отношениям героя с отцом тоже уделили немало времени.
Сценаристы часто сталкивают Джакса с давними знакомыми. К примеру, если герой встанет на сторону Берсерков, обязательно повстречается с манипулятором Крысой, который в первой игре проделал путь от попрошайки до верхушки Изгоев.
Имя одного из главных союзников и вовсе станет любопытным сюрпризом. Помогать Джаксу с отравлением, обустройством базы и обретением друзей будет один из ключевых персонажей ELEX — вы вряд ли угадаете, о ком речь.
Исследовать местность Джакс будет не в одиночку, а с компаньонами — у каждого из них свои сильные стороны и характер. К примеру, Кайе нравится, когда герой пытается уладить проблемы миром, никому не угрожает и стремится всем помогать. В бою она умело орудует магией и наносит урон, поджигая врагов.
А вот альб Найра, которая в прошлой игре трудилась в Купольном городе, слабенько дамажит, но отлично оглушает врагов — пара ударов и негодяй свалится на землю, ожидая добивания. Ей, в общем-то, плевать, как решить задачу — главное, чтобы дело было сделано с наименьшими потерями. Если ради мирного решения нужно плясать с бубном, она рационально предложит злодейскую альтернативу.
Отношения с сопартийцами кажутся чуть более проработанными, но, в целом, механика осталась той же. Герой принимает решения, сталкивается с реакцией напарников и выполняет их квесты.
Система отношения с фракциями тоже сохранила фундамент — чего не скажешь о самих общинах. К примеру, берсерки в ELEX 2 подмяли под себя изгоев и превратили их столицу из пустыни в цветущий сад. Там они учат бывших отбросов работе в полях, постоянно спорят и пытаются искать компромиссы.
Некоторые изгои не приняли такой судьбы и ушли жить в кратеры и болота, где по-прежнему не признают правил. При входе в любой город Джаксу рассказывают о запрете рукоприкладства и воровства, а изгои предложат творить, что душе угодно. В этих местах «ничто не истинно, и всё дозволено», так что грабьте и убивайте, если чувствуете себя достаточно крутым.
Альбы после поражения сделали выводы и больше не гасят эмоции целиком — отныне они считают чувства полезными и распределяют элекс по новой схеме. К примеру, охранник, который вынужден казнить преступников, получает большую порцию, чтобы не испытывать моральных страданий. А вот учителям и инженерам выделяют дозу поменьше.
Альбы встречают Джакса с явным недовольством. Многие из них тоскуют по временам, когда всем заправлял Гибрид и винят героя в его гибели. Впрочем, это не помешает Джаксу проявить себя и вновь стать командиром альбов. Если сослужить фракции добрую службу, лидеры простят бывшего коммандера.
А вот у клириков всё плохо. Они потеряли футуристичную столицу и вынуждены жить на территории обычного замка, пытаясь вернуть былое величие.
Увы, от тех клириков, которых геймеры знали по первой части, остались лишь пара боевых роботов и навороченных пушек. Раньше логово фракции впечатляло, а теперь вызывает жалость. Столь разительные изменения немного расстраивают.
Единственная новая фракция в сиквеле — морконы. С момента падения метеорита эти ребята жили в подземных туннелях и отстроили там немаленький город. Они верят в сурового бога, который велит трудиться без устали, наказывать слабость и распространять религию.
Впрочем, фишка ELEX 2 в том, что все фракции не так просты, как кажутся. К примеру, стоит впервые оказаться в логове морконов, как сектантов захочется послать куда подальше. Один из лидеров уверенно заявляет, что его народ будет копить силы и ждать подходящего момента. Когда инопланетяне и другие фракции вдоволь навоюются, морконы выйдут и захватят всех во славу бога Раваака.
Однако, если побродить среди воинов подольше, наткнётесь на другие объединения. Вербовщики, которые бродят по миру и ищут новых бойцов, считают многие убеждения фракции устаревшими. Некоторые из них давно ведут запрещённую торговлю с другими фракциями, выполняют обязанности спустя рукава и надеются на перемены.
А ведь среди подземного народа есть и третья группа. Её взгляды на справедливость и будущее ещё более гуманны. В итоге впечатление от морконов быстро меняется.
С остальными народами всё так же сложно. Например, берсерков раздирают скандалы: они захватили изгоев и приняли их в свои ряды, а теперь живут, как на пороховой бочке. Бывшие лентяи не могут принять новые правила и плохо работают в поле.
При этом берсерки тоже не проявляют должного уважения: вместо того, чтобы нормально обучить новобранцев и достойно платить, они лишь всё сильнее давят. В итоге Джакс может поддержать берсерков, встать на сторону изгоев или найти третий путь.
Каждая фракция в ELEX 2 отлично проработана. Здесь нет стопроцентных добряков и гарантированных злодеев — у всех своя правда. Геймеру нужно разобраться в ситуации и поддержать группу, мировоззрение которой близко ему по духу. Это прекрасный подход, и он отлично работает.
Прокачка в ELEX 2 осталась практически такой же, как и в оригинале. Единственное заметное изменение связано с ранцем. Отныне у джетпака есть своя ветка прокачки, которая заметно влияет на геймплей. Если найти инструменты для улучшения и подкачать интеллект, Джакс научится сражаться в полёте, уклоняться от выстрелов и много чего ещё.
Главные связанные с ранцем улучшения — разгон и дополнительный топливный бак. Первый навык позволяет ускоряться и летать, словно Железный человек, а второй продлевает время использования. При этом герою нужно один раз установить бак, а для дальнейших улучшений хватит топлива, которое разбросано по миру и продаётся у торговцев.
Если уделить ранцу внимание, он сослужит добрую службу. Прокачав девайс, я перемещался по миру исключительно в полёте: это сокращает время беготни, которой в ELEX 2 слишком много, позволяет перелетать через пропасти и помогает сбежать от мощных врагов.
В остальном развитие Джакса не изменилось — разве что доступных перков стало больше. Каждый уровень позволяет повысить характеристики и открывает очко навыка, которое не так-то просто использовать.
Чтобы изучить новый перк, нужно подтянуть показатели вроде силы и ловкости до необходимых требований, собрать деньжат и отыскать учителя, который поделится знаниями. Если рубились в Gothic, понимаете, как это работает.
Навыки позволяют Джаксу сильнее бить, лучше торговать, создавать навороченные оружие и броню, добывать из павших зверей дорогие трофеи, варить полезные зелья и много чего ещё. При этом бесполезных навыков нет.
Фанаты оригинала почувствуют себя в ELEX 2, как рыба в воде — всё потому, что разработчики оставили элексовое питьё, которое можно найти, купить или приготовить самостоятельно. Фишка этих зелий в том, что они добавляют опыт, очки характеристик и даже очки навыков. В итоге прокачка перестаёт быть привязана к повышению уровня.
Важно, что все ингредиенты продаются у торговцев — главное, чтобы денег хватило и навык «Химии» соответствовал требованиям. Впрочем, каждый, кто внимательно изучит связанную с охотой ветку прокачки, точно найдёт, как подзаработать.
Ещё одна важная механика развития персонажа связана с фракциями. Фишка в том, что лучшую броню получит лишь тот герой, который продвинется по карьерной лестнице в одной из группировок. За каждую новую позицию Джакса будут награждать возможностью заполучить отборную броню.
Впрочем, при желании можно вообще не вступать во фракции и остаться одиночкой. Будет тяжело, однако гоняющимся за ачивками геймерам придётся пройти этот путь.
Базис геймплея остался прежним. Джакс, как и раньше, исследует огромный открытый мир, болтает с NPC, бьётся с врагами и закрывает квесты. Правда, проходить ELEX 2 стало комфортнее.
Например, боевая система стала чуть удобнее. Герой увереннее наносит удары, отлично парирует и уклоняется, а отклик работает, как надо. Подобное дружелюбие делает начало ELEX 2 менее хардкорной, чем в первой части.
В оригинале даже дохлая крыса была непростым соперником, а в сиквеле одно из первых сюжетных заданий требует перебить пятерых головорезов. Пусть они таскают стволы и острые клинки, их легко истребить с первой попытки и даже не вспотеть.
Впрочем, расслабляться не стоит: мир полон опасных тварей, которые прибьют героя одним ударом. К тому же, если зазеваться, даже рядовой противник отправит Джакса к праотцам.
В остальном ELEX 2 — та же самая игра, которая регулярно ставит перед геймером, казалось бы, простые задачи, а следом подкидывает множество препятствий. Нужно пообщаться с берсерками? Да вас даже в город не пустят, пока не выполните цепочку квестов.
Задания вообще сыпятся, как из рога изобилия. Куда бы вы ни пошли, найдёте какую-либо активность. Вот странная девчонка тащит героя в переулок — если последуете за ней, ввяжетесь в запутанный квест. Вот ребёнок разглядывает лужу крови — подойдите и окажетесь в центре детективного расследования. Просто послушали радио? Ловите квест, который приведёт Джакса на концерт Билли Айдола (Billy Idol).
Квесты получились залипательными — разбираться как с сюжетными, так и с побочными активностями интересно. Прикольно, что у поручений обычно есть разные исходы, способы выполнения и пресловутая «серая мораль». Временами приходится всерьёз задуматься о том, чью сторону занять.
К сожалению, избавиться от одной из главных проблем оригинала авторы так и не смогли. Как и раньше, героя ждёт слишком много ненужной беготни.
Однажды Джакса отправят проведать шахтёров, от которых давно не было вестей. Оказывается, там произошла трагедия, и чтобы разобраться с ней, придётся неоднократно бегать туда-сюда. Приняли квест, добрались до шахты и узнали о беде, вернулись к NPC и взяли противогаз, снова побежали к шахте и выполнили задачу, вернулись к NPC. Неужели разработчики не могли сразу выдать Джаксу противогаз? Что-то подобное авторы проворачивают регулярно.
А ещё разработчики скупы на телепорты для быстрых помещений. Города большие, и в некоторые места вроде бара приходится заглядывать регулярно. Было бы здорово, если бы авторы разместили ещё один телепорт у заведения, но нет. Приходится перемещаться к телепорту за пределами города и долго бежать до нужной точки.
Впрочем, недостатки не мешают зависнуть в ELEX 2. Это всё ещё приятная игра, в которой легко раствориться на сотню часов.
ELEX 2 нельзя назвать технологичной игрой. Она всё ещё неказиста, а визуал по сравнению с первой частью сделал разве что очень скромный шаг вперёд. Зато дизайн локаций стал разнообразнее, колышущиеся на ветру трава и ветки радуют глаз, да и с освещением всё неплохо. Это не делает визуал современным, однако вряд ли кто-то купит ELEX 2 ради графона. Всё-таки проекты Piranha Bytes ценят не за это.
А вот к оптимизации есть серьёзные вопросы. Несмотря на простенькую картинку на PS5 игра предлагает наслаждаться 30 FPS — при этом иногда случаются просадки. Трудно объяснить, как разработчики умудряются раз за разом оплошать с техническими вопросами.
Системные требования для PC тоже кажутся завышенными. Чтобы запустить ELEX 2, требуется компьютер с GTX 1060 на 6 Гб, 12 Гб оперативки и процессор AMD Ryzen 3 3100. Что именно требует такой солидной конфигурации я так и не понял.
А вот баги встречаются редко. Джакс может неожиданно начать крутиться во все стороны, модельки персонажей порой ведут себя странно, ветер колышет одежду NPC даже в закрытых помещениях — для игры Piranha Bytes это мелочи.
***
ELEX 2 точно понравится поклонникам оригинальной игры и серии Gothic. При этом новое детище Piranha Bytes кажется более навороченным и приветливым к геймерам, которые ждут от игр приятного приключения, а не безумных испытаний.
Будете играть в ELEX 2?
Пройти опросПацаны, подскажите. Первый ЕЛЕКС на моё субъективное мнение — помойка полная. А что с этой частью?
Первый элекс работал даже на рабочем компе. В целом воспоминания положительные, но прокачка была ооочень долгой. Апгредить комп ради второго элекса я не готова...
первый элекс запомнился тем, что пока перс не прокачан — он лох. Но после определенного уровня он адова имба, сносящая любого противника в полплевка.
Игра крутая конечно не готика и ризен но пойдет