Обзор Disciples: Liberation. Нормальная игра, но плохое продолжение великой серии
18 ноября в СНГ вышла Disciples: Liberation — мировой релиз состоялся ещё в прошлом месяце. Фанаты 12 лет ждали продолжения культовой серии, но к Liberation относились настороженно. По трейлерам казалось, что тайтл сильно изменился и растерял былую харизму. Но какой оказалась игра на деле? Я провёл в Liberation полсотни часов и получил множество смешанных эмоций.
Что такое Disciples: Liberation?
На постсоветском пространстве к серии Disciples особо тёплые чувства. В середине нулевых многие геймеры с большим энтузиазмом отправлялись в Невендаару, чем в мир «Героев меча и магии». Объяснить это нетрудно.
Дело в том, что каждый, кто хоть раз окунулся в мрачный мир Disciples, попадал под влияние особой магии. На первый взгляд в обеих играх герои бегали по большой карте, собирали ресурсы, нанимали войска и участвовали в пошаговых боях, но на деле разница была колоссальной.
Невендаар был одновременно жутким и притягательным местом, над дизайном которого талантливый художник провёл немало бессонных ночей. Он со страстью рисовал замки, деревья, горы и уделял внимание каждой мелочи. Это же касалось и юнитов — они были прекрасны.
К тому же в Disciples была уникальная боевая система, которая возводила тактику в абсолют. Юнитов на арене было мало, их приходилось тщательно подбирать под каждого противника и всех нужно было грамотно расставить по подходящим позициям. Бойцы здесь не бегали по карте, а атаковали, стоя на месте, — это заставляло тщательно продумывать каждый ход.
Третья часть разрабатывалась в России, и результат получился сомнительным. Disciples 3: Reincarnation получила «смешанные отзывы», а серию забросили на 12 лет.
Фанаты восприняли анонс Disciples: Liberation сдержанно, но в глубине души всё-таки надеялись на что-то годное. Но какой получилась релизная версия игры? От новинки можно получить удовольствие, но с оговорками.
Если ждёте от Liberation ту самую Disciples, которая перенесёт вас в прекрасный 2002-й, снизьте ожидания. У новинки мало общего с предшественницами: это проявляется в сюжете, боях, управлении столицей и дизайне — каждый аспект проекта сильно изменился. Преданных фанатов франшизы это может возмутить.
А вот если вы не рассчитываете получить от Liberation тех же переживаний, как от Disciples 2, игре можно дать шанс. Из-за обилия проблем назвать её хорошей язык не поворачивается, но фанаты пошаговых боёв могут её оценить.
А вы играли в Disciples?
Сюжет Disciples: Liberation
Завязка Disciples: Liberation не особо оригинальна. Мир с каждым днём всё сильнее окутывает тьма, чудища ведут себя агрессивно, а боги помочь не в силах. Люди же предпочитают воевать друг с другом вместо того, чтобы объединиться и дать нечисти отпор. Казалось бы, надежды нет — разве что явится избранный и всех спасёт.
Главная героиня Liberation — наёмница Авианна. За её плечами нет армии, крепости и несметных богатств. На первый взгляд она — обычная воительница, которая зачастую соглашается на сомнительные авантюры.
Впрочем, уже в начале игры можно догадаться, что Ави не так проста. К примеру, некоторые демоны при встрече не нападают на даму, а восхваляются ей — по их словам, совсем скоро она уничтожит мир, и для них честь пировать с тёмной мессией. К тому же, как выяснится, у наёмницы любопытная родословная.
Однажды героиню просят проникнуть в монастырь и добраться до жертвы, которая творит немыслимые злодейства. Авианна берёт на задание верного соратника и друга детства Ориона. Вместе они доходят до цели, вступают в бой и терпят фиаско. Если бы не загадочный портал, который открыл героям путь к спасению, они бы не пережили драки.
Портал привёл парочку к огромному пустующему замку. Стоило им взглянуть на него, как стало ясно — вот он, истинный дом героев. Теперь они намерены укрепить базу, обрести союзников и стать могучей силой, которая способна дать злу отпор.
Конечно, история собрана из множества типичных фэнтези-шаблонов, но поданы они талантливо. В игре полно запоминающихся персонажей, любопытных конфликтов, хорошо написанных диалогов и даже занятных сюжетных поворотов. Ближе к финалу история и вовсе приобретает впечатляющий размах.
Хотя шаблонные эпизоды встречаются чаще. Власть имущие обижают голодающих крестьян и отбирают последние крохи. Твари восстают из могил и стремятся разорвать на кусочки всё живое. Мятежники объединяются, чтобы дать злым правителям отпор. Всё это вроде бы любопытно, но чересчур заезжено.
Занятно, что сюжет всё равно многим покажется лучшим, что есть в Disciples: Liberation. В нём полно спорным моментов, но все они блекнут по сравнению с другими проблемами игры.
Стоит отметить, что новинка полностью локализована. Как раз именно из-за перевода в СНГ игра вышла на месяц позже. Результат получился достойным: герои неплохо озвучены, а текст сносно переведён. Даже жаль, что я практически всю игру прошёл на английском.
Мирный геймлпей Disciples: Liberation
Мирный геймплей можно разделить на два ключевых сегмента. Часть времени герои проводят в крепости, другую — бродят по локациям.
Крепость Иллиан — это база, где можно возводить постройки для найма и прокачки юнитов, распоряжаться ресурсами, улучшать снаряжение и болтать с союзниками. К сожалению, активностей в столице не хватает: зданий мало, побродить можно разве что по помещению с сундуками, а других дел нет.
В основном в крепость заходишь либо по сюжету, чтобы обсудить успехи и отправиться на новую локацию, либо, когда враги вынуждают прокачать экипировку. Всё это делается за пару минут, а затем герои возвращаются к приключениям.
В прошлых частях столица играла важную роль. Она подвергалась нападениям, терраформировала местность, делая её пригодной для фракции, оборонялась крутыми войсками. В Liberation на долю Иллиана подобные испытания выпадают редко, да и то исключительно по сюжету.
Вернуться в Иллиан можно нажатием одной кнопки — Авианна открывает телепорт и переносит союзников на базу. Впрочем, пользоваться этой опцией часто не хочется: Liberation долго загружается даже на SSD.
Когда все дела в крепости сделаны, герои могут отправиться на задание. В новой Disciples геймерам предстоит исследовать множество локаций: они потеряли в размахе, но зато местность балует разнообразием. Мрачные угодья демонов, заснеженные леса, пугающие кладбища, фермерские края — это лишь часть территорий, которые посетит Авианна.
К примеру, однажды герои отправляются на встречу с Королём наёмников. Вся локация — крепость главаря и небольшая округа вокруг неё. Пробежать её с края до края можно за минуту.
Истории там разворачиваются тоже локальные. Жуткий монстр похитил монахиню, и никто не может её спасти. Крестьянам досаждает сборщик урожая, который жестоко обращается с каждым, кто не справляется с данью. По округе бегают религиозные фанатики — они опасны и верят во что-то безумное. Главный конфликт в противостоянии правителя и мятежников, с которым так или иначе нужно разобраться.
Большую часть задач можно решить по-разному. Герои часто вступают в диалог и могут выбирать реплики. Встретили мятежников? Можете подружиться с ними, выразить пассивный скепсис или же броситься в бой. Приняли поручение по охоте на дракона? Можете заключить союз с огнедышащим, вернуться к заказчику и навалять ему. Всё это влияет на характер героини, отношения с фракциями и мнение напарников.
К примеру, верный друг Орион недолюбливает власть и призывает поддержать мятежников. А вот монахиня Корисандра смотрит на ситуацию иначе. Практически в каждой местности вы найдёте нового напарника, который не постесняется высказать своё мнение о текущей ситуации.
К сожалению, какими бы не были решения Ави, они не влияют на союзников — персонажи в любом случае останутся с вами и будут драться в полную силу. Хотя, быть может, я просто не смог взбесить их, как следует.
Более того, временами игра игнорирует решения и тащит героев по сюжетным рельсам. Однажды вы встретите некроманта, который призывает выполнить безумное поручение. Можно согласиться и помочь ему или же возмутиться и броситься в бой.
Казалось бы, конфликт должен вычеркнуть некроманта из списка возможных союзников, но на деле всё иначе. Вы лупите негодяя, а в ответ он восхищается силой Авианны — в итоге, хотите вы того или нет, он присоединится к пати.
На локациях есть чем заняться и помимо выполнения квестов. По округе раскиданы ресурсы, требующие захвата шахты, и любопытные персонажи, с которыми можно поболтать о жизни или согласиться на быстрый секс без обязательств.
В целом, бродить по локациям любопытно. Конечно, дизайн местностей скорее напоминает типичное дженерик-фэнтези, чем старую-добрую Disciples, но, если забыть о названии, процесс может принести удовольствие. Как-никак локации полны деталей и приятно нарисованы.
Увы, главная проблема Liberation кроется не в мирном геймплее, а в боевой системе.
Боевая система Disciples: Liberation
Бои изменились ещё в Disciples 3, но Liberation снова шагнула в сторону чего-то нового. Сражения всё ещё пошаговые, но юниты охотно перемещаются по карте, используют окружение и нещадно лупят друг друга.
По началу боёвка кажется недурной. У каждого юнита есть свои фишки. Ассасин умеет становиться невидимым и далеко ходит. Арианна мощно бьёт круговым ударом. Зомби плюются и отравляют супостатов. Рыцарь выбивает из равновесия мощным ударом щита. Некромант воскрешает и берёт под контроль врагов, которых убил своими руками.
А ещё на драку можно брать группу поддержки. Они стоят вдалеке и накладывают баффы и дебаффы. Саппорты могут повысить броню, увеличить вероятность уклонения, вылечить и помочь множеством других способов. При этом на стороне соперника тоже есть такие ребята — они серьёзно влияют на ход поединка.
Добавьте к этому эффекты на поле боя. Временами в клетках появляются особые точки: некоторые из них лечат, если пройти сквозь них, другие наоборот наносят урон или накладывают негативные эффекты. Есть локации, по которым и вовсе регулярно лупят молнии.
По идее всё это должно создать неплохую основу для увлекательных сражений. Ты пытаешься обходить врагов с фланга, чтобы нанести повышенный урон. Тащишь в ближний бой юнитов с хорошей защитой и прикрываешь хилых воинов. Размышляешь над заклинаниями, которые сейчас уместны. Выбираешь подходящий момент для использования способностей.
К тому же сама Авианна регулярно повышает уровень, находит экипировку получше, выбирает шмот с подходящими резистами и увеличивает количество бойцов, которых можно таскать с собой. Постоянный прогресс вдохновляет.
Увы, бои начинают утомлять уже на первой же локации. Дело в том, что вроде бы годные механики просто не работают. Драться в Disciples: Liberation скучно.
Стоит отметить, что разработчики услышали критику после демо и исправили многие проблемы, которые были в демонстрационной версии. К примеру, геймеры жаловались, что бои слишком затянуты: юниты медленно ходят, долго бьют и кастуют заклинания — пока десяток вражеских бойцов сходит, можно было уснуть.
А вот в релизную версию добавили кнопку, которая ускоряет бои в полтора или даже в два раза. Это делает схватки более динамичными, хотя порой их хочется ускорить ещё сильнее.
Также проект критиковали за обилие необязательных боёв: многие предпочитали обходить противников стороной и не нападать на шахты с ресурсами, лишь бы не ввязываться в драку. Чтобы разобраться с этим, в Liberation добавили автобои.
Если соперник повстречался не в рамках квеста, и он вашего уровня или ниже, можете нажать одну кнопочку, и армия самостоятельно порвёт негодяев на тряпки. Казалось бы, очевидное решение значительно упрощает жизнь.
Проблема в том, что как бы разработчики не ускоряли драки и не сокращали их количество, суть не меняется. Воевать всё же придётся, а поединки остались такими же пресными.
Юнитов вроде бы хватает, но открываются новые бойцы неторопливо: из-за этого немало времени проводишь с одним и тем же составом бойцов. Как-то раз, чтобы разнообразить команду, я отправил Ави переспать с суккубом — после этого демонесса присоединилась к отряду.
Впрочем, каким бы не был состав, а кардинально на драки он не влияет. Раз за разом ты действуешь по единой выигрышной формуле. Орион уходит в тень, чтобы забраться в тыл врагу и стукнуть побольнее. Авианна собирает вокруг себя побольше врагов, чтобы нанести круговой удар и ранить всех. Некромант пытается нанести добивающий удар, чтобы заполучить ещё одного юнита. Суккуб исцеляет раненых. Всё это быстро утомляет.
К тому же враги не блещут интеллектом. Да, они пытаются добивать раненых и слабых юнитов, а также отступают, если есть вероятность попасть в засаду, но большего от них ждать не стоит. Даже оппоненты на пару-тройку уровней выше разносятся без проблем — разве что ковырять их приходится дольше.
Арены тоже максимально унылы. Изредка они предлагают оригинальные ситуации вроде непреодолимых баррикад с узким проходом по центру, но гораздо чаще в них нет ничего интересного. При этом красивых местностей явно не хватает.
Однажды сюжетный квест отправляет Авианну на гладиаторские бои. В описании разработчики рассказывают, что на трибунах сидит толпа, все рукоплещут, скандируют ваше имя и с нетерпением ждут поединка. А затем вы выходите на арену и видите стандартное поле боя, которое ни капли не походит на то, что обещали в тексте. Ну хоть по сюжету можно ведь было нарисовать что-то любопытное!
Пусть по сравнению с демо бои стали быстрее, а их количество уменьшилось, противостояния всё равно напоминают Дементоров, которые неторопливостью и отсутствием разнообразия высасывают из геймеров жизненные силы.
Графика, системные требования и саундтрек
Disciples: Liberation выглядит приятно. Быть может, визуал словно собран из ассетов, которые геймеры уже видели в забагованной Diablo 3 или недавней King's Bounty 2, но смотреть в экран не надоедает.
С музыкой ситуация тоже спорная. Прекрасные мелодии из первых частей очаровывали — теперь же саунд не запоминается. Уже спустя пару часов после прохождения я не могу вспомнить ни единого трека, хотя музыка из второй части до сих пор в памяти.
Зато с оптимизацией всё неплохо. Чтобы запустить Liberation, нужен PC с видеокартой GTX 960, 8 Гб оперативной памяти и процессор Intel Core i5-6402P. Я проходил игру на ноутбуке с GTX 1650 Ti, 16 Гб оперативки и процессором AMD Ryzen 5 3550H. Такого железа хватило, чтобы включить настройки «ультра» и получить стабильные 60 FPS.
***
В свои лучшие моменты Disciples: Liberation кажется нормальной игрой, которую не стыдно проходить, но и пропустить не жалко. Однако во время унылых боёв проект выматывает медлительностью и репетативностью. Увы, этот недостаток превращает новинку в проходняк.
Как вам Liberation?
-
Интервью VGTimes с разработчиками Disciples: Liberation. Обсуждаем, почему серия так изменилась, как разрабатывался спин-офф, и что ждёт тайтл впереди
-
95% положительных отзывов — вышла новая RPG на 80 часов геймплея, но в российском Steam она задержится
-
В геймплее Disciples: Liberation показали всё, за что любят знаменитую RPG — пошаговые бои и мрачную атмосферу фэнтези
-
О коллекционном издании «Disciples: Перерождение»