Недавно вышел фильм «Хэллоуин убивает» (Halloween Kills), который рассказывает о жителях небольшого городка, пытающихся пережить нападение Майкла Майерса. В картине есть многое из того, за что любили хорроры конца прошлого века: жестокие убийства, любопытный маньяк, разнообразные типажи жертв. Но достаточно ли этого для проекта, вышедшего в 2021-м?
Во второй половине прошлого века вышло немало запоминающихся хорроров, которые превратились в мощные франшизы. «Кошмар на улице Вязов» (A Nightmare On Elm Street), «Изгоняющий дьявола» (The Exorcist), «Исполнитель желаний» (Wishmaster), «Возвращение живых мертвецов» (Return of the Living Dead), «Пятница, 13-е» (Friday the 13th) — список можно продолжать бесконечно.
Одна из самых известных хоррор-серий тех лет — «Хэллоуин». Фильмы рассказывали о загадочном убийце в маске с невероятными силой и выносливостью и о жителях, пытающихся пережить встречу с ним. По сути именно эта картина создала жанр слэшеров, в котором садисты гоняются за молодыми людьми.
Образ злодея, архетипы героев, жестокие казни, отличный саунд — всё это пришлось зрителям по вкусу. При бюджете в 325 тысяч долларов первый фильм принёс создателям кассу в 60 миллионов.
Во многом «Хэллоуин» обязан своим успехом режиссёру и композитору Джону Карпентеру (John Carpenter). Это сейчас он признанный мастер кинематографа, а тогда его звезда только разгоралась.
Баснословный доход убедил студийных боссов снимать продолжения. С 1978 года по франшизе вышло 12 фильмов — по качеству они были разными, но прибыль всё равно приносили. Но каким же получился «Хэллоуин убивает»? Увы, крайне сомнительным зрелищем.
А вы смотрели серию «Хэллоуин»?
Пройти опросЧтобы понять, что вообще происходит в серии, необязательно смотреть 11 предыдущих частей. «Хэллоуин убивает» — это сиквел переосмысления франшизы. Вышедший в 2018 году «Хэллоуин» перечеркнул все предыдущие картины, уделив внимание только самому первому фильму. При желании достаточно посмотреть лишь эти два произведения.
С другой стороны, если не хотите заморачиваться, можете вообще никак не готовиться. В «Хэллоуин убивает» полно флэшбеков, которые рассказывают и о событиях картины 1978-го, и о том, что было в фильме 2018-го.
По сюжету Майкл Майерс всегда был странным малым. Впрочем, опасным его не считали — и зря. Уже в возрасте шести лет он жестоко расправился со старшей сестрой и угодил в психушку.
Спустя 15 лет злодею удалось сбежать от правосудия и вернуться в родной городок, где он начал новую серию убийств. Лишь отважной Лоре Строуд и друзьям удалось дать маньяку отпор.
Увы, Майерс не погиб, а ждал подходящего момента, чтобы вернуться. Спустя 40 лет он вновь пришёл за Лорой, но потерпел неудачу. В конце прошлого фильма его заперли в подвале и устроили пожар, который должен был убить злодея. С этого момента и начинается «Хэллоуин убивает».
Казалось бы, пламя должно обратить тело Майерса в пепел, но он выбирался и не из таких передряг. Маньяк выходит из горящего дома, раскидывает толпу пожарных и продолжает кровавую миссию.
Жители в курсе трагедии и не собираются ждать, пока злодей в маске придёт по их души. Они объединяются и начинают собственную охоту — но хорошая ли идея смотреть на Майерса, как на добычу?
Внятного сюжета в «Хэллоуин убивает» нет. Речь о типичном слэшере, в котором маньяк по очереди разбирается с жалкими людишками. Бессмысленное и беспощадное действо старается не обременять мозг зрителя.
В картине есть одна светлая идея, когда охотники, рыскающие в поисках зла, со временем сами теряют человеческое лицо и становятся злыми. Режиссёр поднимает философскую тему о тьме, в которую не стоит вглядываться слишком долго.
Увы, толковой задумке помешала скомканная реализация. Действия разворачиваются слишком стремительно, да и монтаж получился дёрганым — в итоге прочувствовать трансформацию славных жителей в мерзавцев не успеваешь. К тому же сценарист быстро забывает об этой затее и переключается на что-то другое.
В остальном «Хэллоуин убивает» — типичный слэшер, который не ставит перед собой задачу заинтриговать зрителя историей. Как-никак в зал придут люди, которые хотят пугаться и лицезреть кровавые казни. Увы, с этим у картины тоже всё неважно.
Зрители любят изобретательные расправы. Во многом именно поэтому франшизы вроде «Пилы» (Saw) и «Пункта назначения» (Final Destination) так популярны.
К тому же сам Майкл Майерс за фильмографию прикончил порядка 140 жертв и не раз баловал оригинальными добиваниями. Садист топил бедняг в кипятке, душил колючей проволокой, забивал совком и грешил множеством других способов.
А вот в «Хэллоуин убивает» ничего подобного нет. За весь фильм есть лишь одна относительно любопытная сцена, когда маньяк использует в качестве оружия люминесцентную лампу, — в остальное время он уныло затыкивает бедолаг ножами, вилами и прочим барахлом.
При этом режиссура убийств частенько хромает. Чего только стоит одна из финальных сцен, в которой Майерс расправляется с толпой с помощью рваного монтажа.
Бояться в фильме тоже нечего — здесь нет ни напряжённой атмосферы, ни даже скримеров. Злодей просто заваливается к жертвам в дом, следит из какого-нибудь шкафа, как они паникуют, а затем набрасывается и перерезает глотку. Зритель заранее знает, чем закончится эпизод, да и способ расправы вряд ли его удивит.
Убийства в новинке получились максимально скучным. Если посредственный сюжет слэшеру можно простить, то бесталанные казни — нет.
Авторы перезапуска хвастались тем, что вернули в актёрский состав звёзд из первых фильмов. Например, Лори Строуд снова играет Джейми Ли Кёртис (Jamie Lee Curtis). В 1978-м эта роль по сути запустила карьеру девушки — в итоге она стала одной из самых влиятельных актрис современности. А Майкла Майерса вновь играет Ник Кастл (Nick Castle), который первым воплотил образ зловещего убийцы на экране.
К сожалению, даже годным актёрам не под силу спасти «Хэллоуин убивает». Сюжет настолько банален, что им попросту нечего играть.
А вот менее известные актёры проваливаются даже в примитивных эпизодах. Смотреть на то, как они имитируют страдания, страх или отвагу, смешно.
К тому же сценаристам просто не удалось прописать любопытные образы. Вряд ли после просмотра вы вспомните хоть кого-либо их жертв Майерса. Разве что пара геев может врезаться в память, да и то лишь из-за в очередной раз поднятой темы толерантности.
Сам маньяк тоже странный. Авторы позиционируют его как шестилетку, запертого в теле здоровенного мужика, — временами они чуть ли не жалеть его призывают. После такого бояться Майкла Майерса уже не получается.
«Хэллоуин убивает» — типичный хоррор категории «Б». Жертвы ведут себя максимально тупо и чуть ли не сами прыгают на клинок убийцы. Опытный полицейский не может попасть в Майерса, даже стреляя в упор. Маньяк перемещается по пространству, нарушая любые законы логики, а затем неожиданно появляется в местах, где его быть не могло.
Всё это типичные черты жанра слэшеров, которые отлично работали 40 или даже 20 лет назад, но в 2021-м закрывать на это глаза куда сложнее. Сегодня тоже полно хорроров, которые забывают о логике, — взять хотя бы спорное «Тихое место 2» (A Quiet Place Part 2). Однако там авторы придумали необычную концепцию, когда люди вынуждены жить в полной тишине, чтобы не привлечь внимание тварей.
В «Хэллоуин убивает» нет вообще ничего оригинального. Зрителям предлагают смотреть на скучного убийцу, унылых жертв и посредственные сцены насилия. Это могло сработать в конце прошлого века, но не сейчас, когда сеть переполнена более изобретательным контентом.
Лучшее, что есть в картине, — саундтрек, который Карпентер написал ещё в 1978-м. В остальном «Хэллоуин убивает» получился проходняком. Пропустить его совсем не страшно.
***
Зрители, которые скучают по слэшерам прошлого века, могут присмотреться к «Хэллоуин убивает», хотя лучше уделить время другим произведениям. Ищете страшные фильмы? Загляните в нашу подборку — там найдутся картины получше. Интересуетесь страшными играми, в которые можно зарубиться в коопе с друзьями? Загляните в этот топ. Хотите отыскать самые жуткие проекты всех времён? О них мы тоже писали — вот здесь.
А кого вы считаете самым жутких маньяком из фильмов? Пишите в комментариях!
Какой маньяк из фильмов самый крутой?
Пройти опрос
А вот ценить фильм стоит как минимум за отлично стилизованные флэшбеки. Они сняты так, будто их достали из архивов, где завалялись сцены, не вошедшие в оригинальный Halloween 1978 года. Свет, костюмы, манера съемки — все подогнано идеально.
Музыкальная тема супер, старик Карпентер выкрутил максимум из синтезатора, знакомый мотив звучит как никогда жестко. Ну и убийства действительно шокирующие. Если раньше можно было увидеть последствия декорации места преступления, то в этот раз зрителю, вместе с одной из жертв, дали возможность понаблюдать за всем процессом со стороны. Но запомнят все, конечно, сцену с пистолетом и медсестрой. Она и правда смешная и будто была снят для пародии, а не более-менее серьезного хоррора.
Однако, стоит помнить, что для многих известных и талантливых режиссёров и сценаристов жанр ужастиков стал пробой пера перед созданием по-настоящему качественных кинокартин.