Metroid — одна из важнейших франшиз Nintendo, которая стоит в едином ряду с играми про Марио и приключениями Линка. Выход новой игры в серии — всегда большое событие для каждого владельца консоли от большой N. Насколько удачным получился новый Metroid Dread и кому он нужен в 2021 году — сейчас расскажем.
Приключения главной героини Самус начались в 1986 году с выхода первой части Metroid на Famicom. Примечательно, что из-за костюма было невозможно определить пол персонажа. Только в финале, когда Самус снимала шлем (или весь костюм, в зависимости от времени прохождения) оказывалось, что персонаж — женщина. Для того времени это было весьма оригинально. Но прославилась игра, конечно, не этим.
Будучи платформером, Metroid предлагала нелинейный геймплей и уникальные механики. Концепция игры, в которой нужно исследовать локации, получать апгрейды и с их помощью проникать в ранее недоступные области настолько сильно повлияла на индустрию, что дала имя целому поджанру — metroidvania. К слову, вторая половина названия отсылает нас к серии Castlevania, но, к сожалению, Konami окончательно растеряла все полимеры позиции и уже долгое время не может выдать ничего годного.
Metroid или Castlevania?
Пройти опросХронологически Metroid Dread — это уже пятая часть серии. Действие игры происходит после событий Metroid Fusion, которая выходила на GBA в 2002 году. То есть фактически это полноценная номерная часть франшизы. Разработчики понимали, что история, которая тянется еще с 1986 года, вряд ли знакома большинству современных геймеров, поэтому игра встречает нас кратким изложением предыдущих событий. Из них едва ли можно понять весь ход истории, но игра хороша и сама по себе. Чтобы получать удовольствие, тонкостей знать не нужно.
Достаточно лишь сюжетной завязки: на момент событий игры метроиды и паразиты Х (существа, представляющие опасность для мира) полностью уничтожены. Однако на планете ZDR вновь замечен живой паразит Х в естественных условиях. Галактическая Федерация направляет семь высокотехнологичных роботов ЭММИ (экзопланетный мултиформатный механический исследователь) для выяснения ситуации и устранения угрозы, но через некоторое время связь с ними пропадает. Разумеется, единственная кто может разобраться со всем этим — Самус. Героиня отправляется на ZDR, но сталкивается с невероятно сильным противником и в итоге оказывается заперта в недрах планеты далеко от своего корабля.
Один из основных геймплейных элементов игры — встреча с боевыми роботами ЭММИ. Их невозможно убить стандартным оружием, зато они могут разделаться с Самус за пару секунд. Стычка с ЭММИ почти всегда фатальна, поэтому выход только один — убегать или прятаться. Впрочем, несмотря на подзаголовок Dread (можно перевести как ужас) хоррором новую часть Metroid назвать нельзя. Хотя серии всегда были свойственны мрачность и ощущение неизведанной опасности.
Геймплейная механика с бессмертным противником может показаться слишком усложненной или раздражающей. Не всем геймерам пришлось по нраву убегать от Немезиса в Resident Evil 3, который появляется в самый неподходящий момент и только мешает исследовать локацию. Однако разработчики Metroid Dread нашли способ, как не испортить шикарную концепцию.
ЭММИ хоть и смертельно опасны, но патрулируют строго определенную территорию. Они не будут мешать исследованию других мест, но каждый проход через опасную зону превращается в своего рода головоломку. Пробраться мимо робота и не попасться на самом деле не очень сложно, но некоторые локации могут заставить пораскинуть мозгами. Вдобавок все ЭММИ отличаются по цвету и способностям. Кто-то из них быстро перемещается, а кто-то может парализовать Самус на непродолжительное время.
Немного облегчить ситуацию способен режим маскировки, который Самус довольно быстро открывает по сюжету. С его помощью можно незаметно проскочить под носом у противника, а еще вас не засекут сенсоры автоматически закрывающихся дверей. Кроме того, от любой стычки все же можно спастись. Если ЭММИ загнала Самус в угол, то у игрока есть целых две попытки отбить атаку и убежать. Сделать это непросто, особенно на первых порах. Но если приноровиться, то получаться будет чаще.
К слову, парирование — основополагающая механика. Без нее вы не сможете пройти некоторых боссов и даже рядовые противники могут доставить немало проблем. Сложность выполнения парирования отличается, поэтому «пристреливаться» приходится с каждым видом врага. Однако к концу игры это становится несложно.
Убить ЭММИ все же можно, но только особым одноразовым оружием, которое сначала нужно найти. Доступ к нему всегда сопровождается битвой с мини-боссом, которая повторяется из раза в раз с минимальными изменениями. Это не особо увлекательно, но в такие моменты можно немного отдохнуть, так как битва предельно простая. Хотя заполучить оружие — лишь полдела. Его еще нужно правильно применить. Из-за подвижности ЭММИ сделать это можно только с подходящей позиции. Причем разработчики намеренно спроектировали уровни с ЭММИ так, чтобы игроку пришлось еще поискать правильное место.
В отличие от Metroid Prime новая часть в серии — это именно классический двухмерный платформер. Довольно нишевый по сегодняшним меркам жанр, который скорее принято относить к инди-играм. Тем не менее Metroid Dread — это AAA-проект, возможно, олдскульный, но не лишенный современных черт. В этом плане игра выгодно отличается от Bloodstained: Ritual of the Night, современной инкарнации Castlevania. При всем уважении к разработчикам и Кодзи Игараси в частности, но местами Bloodstained уж очень старомодная и даже бюджетная. В Metroid Dread такого ощущения не возникает.
Взять хотя бы основу геймплея — исследование игровой карты и получение апгрейдов. Локации в Metroid Dread в хорошем смысле слова запутанные и довольно просторные. Однако, благодаря добротному геймдизайну, вы вряд ли будете плутать, не понимая что делать дальше. Во-первых, игра во многом линейна. Это, конечно, не совсем верное слово, но уровни построены таким образом, что свернуть с правильного пути довольно трудно. Игра сама подталкивает в нужном направлении грамотно расставленными проходами, телепортами и вовремя получаемыми навыками. Во-вторых, в Metroid Dread информативная и удобная карта. Все нужные проходы, блоки и препятствия на ней подсвечиваются. А если чего-то и нет, то вы можете поставить персональный маркер. Игра не скатывается в «махровый» олдскул, когда нужно чуть ли не от руки рисовать карту на листочке.
Система сохранений тоже осовременена. Делать сейвы вручную все еще нужно, но если вы умрете на очередном боссе, то возродитесь прямо перед битвой, а не в последней посещенной комнате сохранения.
Отдельно стоит сказать и про графику. Визуально картинка более чем достойная, особенно по меркам Nintendo Switch. Трехмерные задники органично вписываются в стиль платформера. Локации ощущаются глубокими и выглядят естественно. Немного портит картину, что все они однообразные. Во всяком случае, такого контраста при переходе между ними, как в Castlevania, не ощущаешь. С другой стороны, они выдержаны в едином стиле и настроении: одинаково мрачные — будь то лавовые пещеры или же зеленые насаждения. Везде нагнетается атмосфера космического ужаса.
Игра выдает стабильные 60 кадров в секунду, что делает геймплей отзывчивым и плавным. При этом Самус и противники великолепно анимированы — движения героини соответствуют ситуации (например, она по-разному облокачивается на стену, если встать вплотную) и выглядят весьма правдоподобно.
На визуально другой уровень игру выводят и многочисленные катсцены, в том числе с QTE-элементами. В некоторых из них разработчики даже заигрывают с фан-базой, показывая происходящее из глаз героини — как бы намекая, как может выглядеть Metroid Prime 4. Кроме того, игра полностью переведена на русский язык. Разговоров в ней не так много, но слышать родную речь в эксклюзивах Nintendo все равно приятно.
Сражения с рядовыми противниками и боссами в Metroid Dread на высоте. Игра динамичная, Самус быстро перемещается, стреляет во всех направления и лихо атакует врукопашную прямо на бегу. Немаловажную роль в динамике играет и удобное управление. Схема комплексная, но к ней быстро привыкаешь. За исключением разве что двойного прыжка. Его и нет в игре в классическом понимании — вместо этого Самус получает способность «пространственный прыжок» — при выполнении нужно четко рассчитывать направление и соблюдать тайминги.
Несмотря на высокую динамику геймплея, взять противника нахрапом вряд ли выйдет. Будете часто пропускать удары — быстро отправитесь на экран Game Over. Игра подсказывает: любой атаки можно избежать, и это действительно так. К каждому противнику, и в гораздо большей степени боссу, нужно подбирать свою тактику, благо что это не так сложно. Паттерны поведения боссов легко читаются. Они завязаны на способности Самус, а потому использовать их нужно все. Особенно это актуально в последней трети игры, где противники требуют умелого владения способностями.
Конечно, не все битвы с боссами выполнены на одном уровне. Какие-то из них сложнее, какие-то — проще. Но в целом ни одно сражение нельзя назвать неудачным. Также стоит отметить, что в игре придется несколько раз сражаться с одним и тем же видом противников, однако каждый раз игра будет преподносить сюрпризы. То у врага появится непробиваемый щит, а то и вовсе противников будет сразу двое. Даже смена локации влияет на сражение. Если в первый раз вы просто бегали по кругу, то в следующий вам придется заново изобретать тактику.
В целом, Metroid Dread дарит очень классное ощущение развития и удовольствия от преодоления трудностей. Вместе с Самус и ее новыми способностями развиваешься и сам. Только недавно роботизированные противники представляли реальную угрозу, но после получения апгрейда они рассыпаются от двух тычков. Но даже с полным арсеналом расслабиться тоже не выйдет — Metroid Dread обеспечит челлендж до самого конца.
***
Metroid Dread — полноценный хит. Игра построена по классической схеме, но не скатывается в олдскул ради олдскула, как это часто бывает. Она в меру сложная, но ровно настолько, чтобы постоянно держать игрока в тонусе. Настоящая отдушина для геймеров-ветеранов или тех, кому надоели игры с огромным открытым миром и сотнями однообразных активностей. Для нового же поколения — отличный способ приобщиться к культовой классике в современной обертке, без устаревших механик и вырвиглазной графики.
Знакомы с серией Metroid?
Пройти опрос
Хорошая игра, проходится на одном дыхании