Эволюция игр по лицензии Marvel за 20 лет: как Паук учился летать над Манхеттеном, Росомаха наточил когти, а Каратель открыл для себя казни на деревообрабатывающем станке

Корпорация Marvel сегодня мчится на гребне волны. Несмотря на пандемию, полнометражное кино про Черную Вдову вышло вполне себе удачным. Массу положительных отзывов собрал трикстерский телесериал о Локи. Не забыты и поклонники видеоигр: уже осенью их порадуют экшеном со Стражами Галактики в главных ролях. Самое время, чтобы вспомнить, какой путь прошли марвеловские игры, чем они были и чем они стали.

Супергерои и суперзлодеи начали появляться в играх еще на самых древних платформах вроде ZX Spectrum, где программы загружались с аудиокассет. С распространением 8- и 16-битных консолей персонажей из комиксов Marvel в мире игр стало еще больше по понятным причинам — развивался геймдев, а индустрия комиксов не могла спокойно стоять в сторонке. Еще в 1980-е и 90-года геймеры смогли увидеть на компьютерах и приставках Людей Икс, Халка и Капитана Америку. Засветились в то время даже такие менее известные товарищи из комиксов, как Говард-утка (в то время компания Lucasfilm как раз сняла про неугомонного селезня большое кино), Серебряный Серфер и Веном. Останавливаться на этих антикварных проектах, пожалуй, не станем. Взглянем лучше на те игры с лейблом Marvel, которые актуальны и сегодня, несмотря на минувшие годы.

Шестнадцатибитный Халк нагоняет жути с обложки картриджа

И первым здесь стал — кто бы сомневался — Дружелюбный сосед, он же Питер Паркер, он же Человек-паук (ЧП).

Нужно еще больше паутины!

На изломе веков на платформе PlayStation One вышла видеоигра по лицензии Marvel. Называлась она без изысков — просто Spider-Man. В продажу поступила в 2000 году и обрела культовый статус, особенно у коллекционеров комиксов. Паркер там еще не раскрыл весь свой паучий потенциал и о свободных полетах над Нью-Йорком фанаты могли лишь мечтать. Герою было дозволено только прыгать с помощью паутины от здания к зданию. Но игра была хороша как экшен от третьего лица: Паук щедро демонстрировал фирменные трюки, и этим игра выделилась на фоне конкурентов по жанру. Питер опутывал злодеев той самой паутиной, весело лазил по потолку и стенам, а об опасности его предупреждало паучье чутье — над головой ЧП загорался яркий значок, который означал, что вскоре последует выстрел или удар неприятеля. К слову, механика с чутьем перешла в современные игры о Пауке практически без изменений. Нашлось в Spider-Man место и для адреналиновых миссий — вроде той, где нужно запереть в банковский сейф часовую бомбу.

А ещё в игре была отличная музыка Томми Талларико, композитора Earthworm Jim и MDK.

На той же PS1 вышло продолжение Spider-Man 2: Enter Electro

Особый акцент разработчики Spider-Man 2000 сделали на фан-сервис, покорив армию гиков. В особом меню можно было долго рассматривать трехмерные модели персонажей вселенной Marvel, обложки лучших выпусков комиксов, видеоролики и даже их раскадровку на стадии разработки. Приключения Паука в том году вышли на всех мыслимых платформах и получили 87% как на Metacritic, так и на GameRankings, на двух самых авторитетных агрегаторах оценок.

С выходом на экраны кино о Пауке с Тоби Магуайром в 2002-м состоялся релиз еще одной выдающейся игры о ЧП — на этот раз для консолей шестого поколения (PS2, GameCube, Xbox, Dreamcast) и ПК. Spider-Man: The Movie Game (2002) сделала уверенный скачок на паутине к совершенству. Паук стал круче драться, если сравнивать с прежними паучьими экшенами. Теперь Питер мог выдать более двух десятков комбинаций ударов и фантастических приемов. Ожидаемо улучшилась картинка и город перестал напоминать россыпь коробок. Стала зрелищней постановка и на момент релиза Spider-Man: The Movie Game оказалась неожиданно качественной игрой по голливудской лицензии.

PS2 уже могла передавать ощущение высоты

Но самым важным в новой игре стало появление чувства полета. ЧП теперь легко и непринужденно цеплялся паутиной за здания, и умелый игрок мог провести немало времени, не касаясь ногами твердой поверхности. Позднее эту механику доведут до ума, превратив в источник чистой эйфории. Но первой удачной попыткой сделать крутыми полеты на паутине стала именно Spider-Man: The Movie Game. Для справки: за разработку отвечал не кто-нибудь, а студия Treyarch, именно эти ребята сделали несколько классных частей Call of Duty.

Питер Паркер вообще стал самым обласканным игроделами супергероем вселенной Marvel. Он появляется на консолях и ПК с завидной регулярностью: правда, есть и проходные вещи, но и весьма достойные.

Из паучьих игр стоит выделить Ultimate Spider-Man (2005). Здесь нужно отметить умелое использование графики Cel Shading, невероятные ролики и сценарий опытного комиксиста Брайана Майкла Бендиса. Мы играли поочередно за дружелюбного соседа и за хищного Венома, контраст был просто невероятный. Воздушные перемещения стали еще быстрее и легче в исполнении; в одной из побочных миссий ЧП перегонял в дружеских состязаниях знаменитого Человека-факела из Четверки. А Spider-Man: Shattered Dimensions (2010) дала возможность попробовать в деле четырех разных Пауков из разных вселенных. Что-то подобное нам показал в 2018 году отличный полнометражный мультфильм «Человек-паук: Через вселенные».

Паук пауку рознь

Кульминацией истории Питера в геймдеве стал хит для PS4 от студии Insomniac Games (серии Resistance и Ratchet and Clank) — Marvel's Spider-Man (2018). Из четвертой PlayStation были выжаты все соки. Итог: полеты и прыжки над Манхеттеном вызывают чистый восторг. Разработчики сделали паучью акробатику не только зрелищной, но и максимально удобной, игрок за несколько минут осваивал хитрости раскачивания на паутине и такие тонкости, как затяжное свободное падение. Открытый мир был плотно набит активностями, драки удивляли разнообразием, а к бумажному первоисточнику создатели Marvel's Spider-Man отнеслись с педантичностью.

Майлз Моралес — афропаук

Продолжение — Marvel's Spider-Man: Miles Morales — дало порулить новым протагонистом, жителем, на минуточку, Гарлема и укрыло Нью-Йорк снегом. Игроки и критики побурчали недовольно о малой продолжительности, но в итоге приняли приключения Майлза благосклонно.

Когтистая ярость

Брутальная харизма Росомахи также вдохновила разработчиков на немалое количество игр. Пропустим хиты времен NES, SNES и Genesis и перенесемся в 2003 год: тогда вышел неплохой экшен X2: Wolverine's Revenge. Ценителям жанра боевик от третьего лица может подарить немало радости и сегодня. В нем найдется масса довольно жестких драк, уместный стелс и необычная боевая система — нужно было подловить определенное расположение врагов на арене для исполнения суперприема. Вдобавок на озвучку позвали главного джедая всея галактики Марка Хэмилла (Логан) и Патрика Стюарта (профессор Икс).

В X2: Wolverine's Revenge Росомаха уже показывал отличную боевую хореографию

По фильму X-Men: The Last Stand в 2006-м была выпущена любопытная игра X-Men: The Official Game, и там Росомаха также был в неплохой форме. Но гораздо интереснее выглядел геймплей за Айсмена и Найткроулера: эти мутанты со своими уникальными суперсилами легко затмили Логана.

А лучшим, пожалуй, сольным проектом Росомахи на сегодняшний день можно считать X-Men Origins: Wolverine. Не зря разработкой главных версий для актуальных на 2011 год платформ занималась команда ветеранов Raven Software (Heretic, Hexen, Soldier of Fortune).

В X-Men Origins: Wolverine была кровища! Как иначе с такими-то когтями?

Ставка была сделана на ближний бой, ведь именно в нем Логану нет равных. Хорошая картинка и анимация, обилие разных атак, уместная жестокость (не обошлось без расчлененки) и кинематографичность многих эпизодов обеспечили X-Men Origins: Wolverine теплый прием комьюнити. Правда, хитом на все времена стать не вышло: репетитивность действий не идет на пользу даже Росомахе, а в указанной игре во второй половине стали повторяться и наборы врагов, и геймплейные ситуации.

Халк крушить! В Халк играть!

Зеленое чудовище Халк, он же Брюс Беннер, вписалось в игровую индустрию идеально. Способности Халка несложно воплотить в видеоигре, и сама их суть — чистый фан для геймера. В мире геймдева Халку повезло больше, чем многим персонажам Marvel (хотя и не так круто, как Пауку).

Начало нового века Беннер отметил неплохим экшеном с «неожиданным» названием Hulk. Вышел этот экшен в 2003 году к премьере фильма с Эриком Баной. И у канадцев из студии Radical почти все получилось. Выглядела Hulk эффектно: чтобы сделать картинку стильной, применили контурную обводку, схожую с технологией Cel Shading, и динамичное затенение моделей. Уровни с громилой чередовались с эпизодами про Беннера, и мы поочередно управляли неудержимым монстром и тщедушным Беннером. Такой «перепад температур» в итоге неплохо сработал.

Графика 2003 года в Hulk и сейчас выглядит неординарно и эффектно

Далее игровая карьера Халка совершила еще один широкий шаг вперед. Вышла консольная The Incredible Hulk: Ultimate Destruction. Всё игровое время было отдано буйству Халка и невероятному экшену. Этим игра и завоевала сердца геймеров и фанатов комиксов. Халк швырялся танками, Халк хватал вертолеты, Халк мастерил боксерские перчатки из кузовов проезжавших мимо авто, Халк лупил противников стрелой подъемного крана — Халк крушить. И это было прекрасно.

Графика в играх о Халке — вторична. Буйство и разрушение — первично

К сожалению, дальше было хуже. В 2008 году по мотивам очередного кинофильма была быстренько состряпана ещё одна тематическая игра — The Incredible Hulk. На сей раз под тяжестью технических ошибок и скучных миссий проект с треском провалился. Оценки критиков — 50 из 100 и ниже.

Вторые среди равных

Нередко на консоли и PC захаживали и другие герои Marvel, чуть менее популярные в народе. Поэтому несложно найти неплохие игры о героях комиксов Marvel, даже если оставить в стороне Паркера и Беннера.

Так, в 2005 году вышла достойная вариация механики beat 'em up из Double Dragon под названием Fantastic Four и, как несложно догадаться, с популярной Четверкой в главных ролях. А еще консоли в 2011 году дали возможность примерить костюм Кэпа в Captain America: Super Soldier. Этот экшен не претендовал на культовый статус, но показал Вторую мировую глазами супергероя и порадовал бодрыми драками. Наконец, Дэдпул в 2013 году вдоволь похулиганил в одноименном игровом боевике (да, он назывался скромно — Deadpool). Болтливый наемник постоянно подкалывал неприятелей в знакомой по фильмам манере, да и боевая система была достойной.

Дэдпул обожает черный юмор. И холодное оружие

Особое внимание знатокам комиксов нужно обратить на игру The Punisher 2005 года. Умельцы из команды Volition (Red Faction, Saints Row) не смогли сделать красивую графику, на момент релиза The Punisher выглядела откровенно устаревшей, но зато смогли уловить саму суть историй о Карателе. Смогли передать в игровой механике именно те действия, что совершал Фрэнк Касл на страницах комиксов. У Volition герой не просто расстреливал бандитов, он наводил на них животный ужас, совершая правосудие самыми кровавыми методами. Жертвоприношение на ацтекском алтаре в музее истории? Обязательно. Казнь на деревообрабатывающем станке? А как же. Пытка колесами автопогрузчика? Куда же без неё. Вы играли именно за Карателя в прямом смысле этого слова — The Punisher дарила действительно мощные эмоции. И это 16 лет назад, когда хорошим тоном в играх по лицензии считалось просто скопировать внешность персонажей!

Трудовые будни Касла-Карателя

Игры по комиксам в большинстве своем — это экшены от третьего лица, в которых камера дает возможность полюбоваться супергероем со стороны, разглядеть его во всей красе. Но были и приятные исключения. Guardians of the Galaxy: The Telltale Series (2017) стала неплохим приключением с элементами квеста и экшена — Стражи Галактики из мира Marvel блеснули там юмором, смекалкой и прочими талантами.

Команда мечты

В мире большого кино, комиксов и телесериалов есть правило: чтобы повысить популярность и уровень доходов, нужно свести разных героев в команду. Ну, или столкнуть их лбами. Правило кроссовера работает и в геймдеве.

Марвеловские персонажи в видеоиграх собираются гуртом регулярно и почти всегда успешно — такие проекты приходятся по душе и критикам, и игрокам. Если вспоминать об играх последних двух десятилетий, на ум сразу приходят три известные серии.

Дилогия X-Men Legends удачно смешала механику beat 'em up и ролевую игру с видом сверху на манер Diablo. Разнообразие талантов людей Икс обеспечило вариативность процесса: здесь был и когтистый Росомаха, и хозяйка погоды (непогоды, вернее) Шторм, и стрелок Циклоп, и прочие колоритные товарищи. Люди Икс прокачивались и набивали карманы трофеями. Такой геймплей неплохо выстрелил, и обе части стали хитами.

Вторая часть X-Men Legends заглянула на PC. Первая не соизволила

Вскоре эта идея получила развитие в схожей по устройству серии Marvel: Ultimate Alliance (2006-2019). Здесь разработчики не ограничивались сеттингом людей Икс, они обратились ко всему обширному пантеону персонажей Marvel. На экран можно вывести для прохождения и Фантастическую четверку, и Людей Икс, и менее известных в наших краях Призрачного Гонщика с Женщиной-Халком. Разбавить команду суперзлодеями? Пожалуйста, ведите в бой доктора Дума, Карнажа или Саблезубого. Ultimate Alliance удалась и как динамичный боевик, и как мощный заряд фансервиса для гиков.

В Ultimate Alliance можно поиграть и за отъявленных супернегодяев

Начиная с 1998 года выходят файтинги серии Marvel vs Capcom. Супергерои комиксов дерутся против классиков видеоигр. Натравить Немезиса из Resident Evil 3 на Железного Кулака (русскоязычному комьюнити он больше известен по сериалу Netflix) — это даже звучит замечательно, а играется просто фантастически. Последняя игра франшизы на данный момент — Marvel vs Capcom: Infinite (2017). Но продолжение, к гадалке не ходи, следует.

Неожиданно высокое качество выдали три игры по лицензии Marvel из франшизы LEGO. Две части LEGO Marvel Super Heroes и LEGO Marvel's Avengers выжимали слезу умиления у каждого гика.

Вот уж действительно — игра для гиков всех возрастов!

Да, речь о стилизации под детский конструктор. Да, шутки для самых маленьких фэнов. Но огромное количество контента и приятный игровой процесс в духе аркадного экшена покорили немало поклонников поп-культуры.

Позор на седины Стэна Ли!

Не обошлось и без откровенных провалов. При таком количестве лицензированной продукции этого, пожалуй, никак не избежать.

Особенно неудачными для игр Marvel стали «нулевые» годы. Тогда разработчики руководствовались сомнительным правилом «каждая кинопремьера = видеоигра, сделанная на коленке неопытными людьми». Так на прилавках появились ужасные игры о Железном человеке (летал низко и медленно), о Торе (без молота не узнали бы), о Блэйде и Призрачном Гонщике (не повезло нечисти). Игра об Электре в 2005 году была вовсе отменена по решению дальновидных продюсеров, они предпочли не позориться.

Даже мегапопулярный Паук появлялся в таком игровом непотребстве, как Spider-Man: Edge of Time (55% на Metacritic).

Spider-Man: Edge of Time — порвавшаяся паутина...

***

И нет, прошлогоднюю Avengers от именитой студии Crystal Dynamics мы к провалам не отнесем. Несмотря на дизайнерские промахи, Avengers хороша, особенно когда дело доходит до мордобоя. Скорее сработал эффект завышенных ожиданий.

В целом же будущее вселенной Marvel видится исключительно позитивным. Новые игры о выходцах со страниц комиксов неизбежны. Впрочем, как и фильмы.

Удачно ли по вашему мнению герои Marvel выступают в мире игр?

Результаты
0
Комментарии 5