Пользовательская оценка Ghost of Tsushima Director's Cut на Metacritic стала жертвой ревью-бомбинга. Спустя несколько дней после выхода обновленной версии приключенческого боевика в антураже феодальной Японии, игроки стали высказывать недовольство «нулями» из-за платного апгрейда для владельцев PS5 (и нового контента, входящего в него). Рассказываем, откуда берется недовольство игроков и что именно скрывается за плашкой Director's Cut.
Начнем с самого очевидного камня преткновения — цены. Спустя восемь месяцев после старта продаж нового поколения консолей, платформодержатели и ААА-издатели так и не пришли к общему понимаю, стоит ли брать с покупателей дополнительную плату за улучшение уже вышедших игр.
Например, мясной шутер DOOM Eternal получил крупный бесплатный апгрейд для Xbox Series X и PS5, позволяющий запускать игру в 4K 60 FPS с включенной трассировкой лучей. Тогда как Devil May Cry 5 перепродавалась Capcom с припиской Special Edition, а среди заявленного нового контента значилось наличие режима графики... с трассировкой лучей.
Обе игры изначально не разрабатывались с учетом новой технологии, обе выходили на прошлом поколении консолей, но для одного проекта наличие RTX лишь пункт в описании бесплатного патча, а для другого — часть контента платного переиздания.
Также дополнительную смуту осенью прошлого года внесла новость о повышении цен на эксклюзивы Sony с 60 до 70 долларов/евро. Это подстегнуло крупных издателей пересмотреть своё отношение к ценам на тайтлы, которые должны были вот-вот выходить на PS5 и Xbox Series X/S.
«Раз Sony пошла на этот шаг, то чем мы хуже?» — подумали в Activision, предложив игрокам в ноябре купить Call of Duty: Black Ops Cold War для нового поколения консолей уже за 70 долларов/евро. Но как быть с теми, кто купил игру для прошлого поколения по старой цене, но решил продолжить играть на новом? В случае с Cold War издатель решил разграничить два поколения, сделав улучшение платным. Лучше графика, быстрее загрузки, поддержка возможностей DualSense (если купят на PS5) — и всё это за разницу между ценниками, старым и новым.
Интересно, что в противовес этой истории можно вспомнить Marvel's Spider-Man: Miles Morales, эксклюзив Sony. Его можно было совершенно бесплатно прокачать до улучшенной версии с RTX и моментальными загрузками. Чего нельзя было сделать даже с оригинальной Marvel's Spider-Man, которую нужно было купить заново, если хотелось перепройти игру с реалистичными отражениями и тенями, а также быстрыми загрузками.
Думаю, вы уже уловили суть. Сейчас улучшение игр, попавших между двумя поколениями, — чистый хаос, в котором потребителю без аспирина не разобраться. Кто-то делает их бесплатными, кто-то платными. Да что уж там. На одной платформе игра может бесплатно обновиться, а на другой — нет. И причина будет в том, что она раздавалась не по той подписке!
Такой казус произошел с GreedFall в конце июня этого года. Пока владельцы Game Pass могли без проблем бесплатно скачать патч для улучшения ролевой игры от Focus Home, обладателям подписки PlayStation Plus просто предложили купить обновленную версию, а не улучшить уже имеющуюся для PS4, полученную с одной из раздач сервиса.
В первую очередь из-за неразберихи в ценовой политике улучшений игр под текущее поколение и страдает переиздание Ghost of Tsushima, получившее подзаголовок Director's Cut. Просто посмотрите на разброс цен в рублях.
Цены на дисковые версии игры следующие (данные с сайта «М.Видео»):
Что до цифрового магазина PSN, то ситуация с ценами на Director's Cut аналогична ритейлу: 4 990 и 5 490 для владельцев PS4 и PS5 соответственно. Чего не сказать о базовой версии игры для PS4 — её больше невозможно купить. Она была удалена из магазина незадолго до релиза переиздания.
Если же вы успели купить игру ранее, то за улучшение в рамках PS4 с вас потребуют сумма в 1 429 рублей. Фактически, это цена за доступ к острову Ики, классическому платному дополнению для тех, кому оказалось мало оригинала.
В нем есть сносная сюжетная история на четыре часа, позволяющая взглянуть на прошлое Дзина глазами тех, с кем приходилось воевать юному герою под руководством отца.
Нашлось место и паре геймплейных дополнений. Верный скакун обзавелся умением таранить противников, а среди монголов завелись шаманы, накладывающие защиту на соплеменников. Ещё отдельные индивиды научились менять оружие, вынуждая Дзина чаще менять боевые стойки. Из новых мини-игр особенно выделяется игра на дудочке перед животными и стрельба из лука на время. Остальное наполнение копирует оригинал: маяки, лагеря монголов, сочинение стихов, горячие источники, рубка бамбука и поиск легендарных вещей с второстепенными квестами — всего этого в дополнении немного, но путешествие всё же не успевает наскучить.
Впрочем, вернемся к цене дополнения уже на PS5 — тут ситуация поинтереснее. Например, если у вас уже есть базовая версия Ghost of Tsushima на аккаунте, то за её улучшение до Director's Cut попросят 2 149 рублей. Но если вы уже счастливый обладатель Director's Cut для PS4, то заплатить за PS5-версию игры всё равно придется — разницу между версиями полного издания, а именно 720 рублей.
Казалось бы, сумма небольшая. Но давайте вспомним, что владельцы Ghost of Tsushima получали раньше без дополнительной платы:
Довольно неплохо для бесплатного контента, не находите? Теперь давайте посмотрим, что же такого за 720 рублей предлагает Sony сейчас.
Фактически, Ghost of Tsushima для PS5 — это пиксель в пиксель игра с прошлого поколения PlayStation. Никаких новых технологий, никакой увеличенной дальности прорисовки или переделанных внутриигровых эффектов и объектов. Главное визуальное изменение заключается в росте разрешения картинки с 1800p до 2160p и чуть подтянутых текстурах.
Во время геймплея разница в разрешении почти незаметна, если вы сидите в паре метров от своего 4K-телевизора. Единственное, за что и правда цепляется глаз — это катсцены. Они теперь рендерятся в реальном времени. Раньше на PS4 это были пререндеры, позволявшие снизить нагрузку на железо и ускорить загрузку игрового мира. С мощностями PS5 нужда в этом трюке отпала, что и позволило Sucker Punch улучшить качество объектов в сцене, а также добавить синхронизацию губ с японской озвучкой.
Загрузки при быстром перемещении в Ghost of Tsushima стали моментальными. Не сказать, что после напичканных тяжелыми эффектами и детализированными объектами Demon's Souls или Ratchet & Clank: Rift Apart это особо удивляет, но всё равно приятно, когда игра не даёт тебе отвлечься на социальные сети, пока крутится анимация загрузки. Ещё можно выбирать альтернативные схемы управления в бою, чего не было в оригинале — и странно, что это не добавили патчем в базовую версию игры в первые месяцы после релиза.
И напоследок самое главное — поддержка DualSense, главная фишка PS5, которая действительно добавляет новые ощущения в игровой опыт. Теперь во время изучения Цусимы или острова Ики можно почувствовать дуновение ветра, как тетива лука сопротивляется пальцами Дзина, как копыта верного скакуна бороздят каменистые пляжи и многое другое.
Всё, что перечислено выше, было оценено в 720 рублей. Честного говоря, как-то это мелочно на фоне прошлых бесплатных дополнений, а точнее целого кооперативного придатка с несколькими режимами игры, прокачкой и костюмами для четырех классов персонажей.
Что интересно, кооперативный режим и остальной бесплатный контент сейчас и наполняет список особенностей Director's Cut, включающий в себя, помимо всего прочего, цифровой артбук и фильм о разработке игры. А их может скачать бесплатно любой желающий.
***
Другими словами, формула Ghost of Tsushima Director's Cut для PS5 — это взять одно необязательное платное дополнение, рассчитанное на фанатов оригинала, добавить весь ранее выходивший бесплатный контент и припорошить это щепоткой улучшений, возможных на новом железе этой самой PS5. И, конечно, не забыть выставить подходящий под текущую ценовую политику цифру в 70 долларов или евро.
А ведь не так давно некоторые издания игр со всеми платными дополнениями можно было купить по цене ниже, чем голый оригинальный релиз. Например, Fallout 4: Game of the Year Edition или The Witcher 3: Wild Hunt — Game of the Year Edition оценивались на старте в 50 долларов. Похоже, что времена меняются.
Готовы ли вы переплачивать за некстген-версии игр?
Пройти опрос
Так что должны были платить и не жаловаться, тем более, что это не обязаловка же.
Лично я предпочту остаться ПК-боярином, который может оценивать игры по достоинству и не поддерживать рублём всякий шлак. Игровые приставки штука прикольная, но не особо то и нужная. Игр и так сделано много, во все не поиграешь.