Обзор Amnesia: Rebirth. Будет страшно, но недолго
В 2007 году Frictional Games со своей Penumbra: Overture, по сути, изобрела отдельный поджанр хорроров: с видом из глаз, интерактивным окружением и психически нестабильным главным героем. Тогда шведы нашли идеальную геймплейную формулу, которую до сих пор мало кому удаётся повторить. И это несмотря на то, что подражателей у студии немало. Но как такой подход работает сейчас? Amnesia: Rebirth доказывает, что отлично. По крайней мере, местами.
50 первых кошмаров
Писать этот обзор было непросто. Дело в том, что внятно рассказать кому-то о сюжете Amnesia: Rebirth и не испортить грядущее удовольствие от игры практически невозможно. Именно история здесь играет немалую роль, если не сказать основную. Да и некоторые фишки лучше увидеть самостоятельно. Но всё же постараюсь обойтись без спойлеров.
Играть нам предстоит за Таси Трианон (её полное имя Анастасия). В 1937 году самолет с экспедицией, в составе которой и была Таси, разбивается в алжирской пустыне. Героиня приходит в себя, но никого из попутчиков рядом не оказывается. И хуже того, она осознает, что совершенно ничего не помнит.
Завязка банальная, но это на самом деле мало о чём говорит. Игра в целом совсем про другое, хотя мы об этом узнаём уже в процессе. Сюжет подаётся в основном через короткие флэшбэки (героиня же потеряла память, следовательно обо всех событиях мы узнаём вместе с ней), многочисленные записки и аудиодневники. Не то чтобы это единственный способ донести до игроков историю — есть в игре и довольно бодрые катсцены, пусть их совсем немного — но в 2020-м такой подход немного разочаровывает.
Игре определенно не хватает постановки. Причём не только в плане повествования, но и в геймплее. Редкие эффектные сцены вроде побега от монстров только добавляют контраста, лишний раз подчёркивая неравномерный темп. Справедливости ради, эти короткие эпизоды, которые встречаются несколько раз за игру, реализованы отлично — попасть в тупик или выбрать неправильный путь практически невозможно, но при этом не чувствуется, что игра катится по рельсам. Казалось бы, мелкие сценки, занимающие считанные минуты в многочасовом прохождении, — но они запоминаются. Нужно лишь перетерпеть унылое начало: поблуждав в кромешной темноте пещер, героиня добирается до заброшенной крепости — и вот тогда начинается то, ради чего и стоит играть в хорроры такого рода.
Чего у Frictional Games не отнять — это умения нагнетать обстановку. В первую очередь, это заслуга потрясающей работы со звуком. Благодаря интерактивному окружению даже фоновый шум в Amnesia: Rebirth воспринимается иначе, чем в «статичных» хоррорах. Помимо стандартных эмбиентных скрипов и шорохов, героиня и сама может так нашуметь, что душа уйдет в пятки — стоит лишь зацепить какую-нибудь вазу в пустом зале.
Так что Amnesia: Rebirth действительно пугает. Правда, недолго. И дело тут не в малой продолжительности (игру можно пройти, не особо торопясь, часов за восемь), а в самой концепции.
Космический ужас
Как и прежде, если долго смотреть на монстров, трупы и другие неприятные вещи, это весьма болезненно отразится на душевном состоянии героини. Когда уровень страха растёт, Таси начинает видеть и слышать… скажем так, всякое. Нельзя сказать, что это сильно пугает, но определенно создает дискомфорт, от которого стараешься побыстрее избавиться. Анастасия даже слышит голоса, пусть это всё же не уровень Hellblade: Senua's Sacrifice.
Сойти с ума можно и от длительного блуждания во тьме. Чтобы хоть как-то держать себя в руках, нужно находиться на свету. В этом помогают лампа и спички. Последних мало, сгорают они практически моментально, но зато ими можно зажигать факелы, свечи и светильники, разбросанные по локациям.
Что касается стелса и встреч с монстрами, то их здесь не так уж много. Они даже на полноценную механику не тянут. В большинстве случаев достаточно просто забиться в дальний угол и пытаться не сойти с ума от страха. Поначалу это работает. Но вскоре понимаешь, что пугают тебя не чудовища, а ты сам. В отличие от, например, Five Nights at Freddy’s, в Amnesia: Rebirth встреча с монстром лицом к лицу — не апофеоз напряжения, а, скорее, разочарование. Тем более, что окончательно проиграть здесь нельзя. Даже если паника всё же овладеет героиней, ничего страшного не произойдет — просто продолжим с чекпоинта.
Гораздо более органично воспринимается другая составляющая местного страха — сам характер истории. Amnesia: Rebirth — довольно тяжёлое в эмоциональном плане произведение. Тяжёло перенести не только личную трагедию Таси, но и атмосферу космического ужаса, ощущение беспомощности перед сверхъестественной силой. Под стать сюжету и три возможные концовки — весьма неоднозначные, нужно сказать, но идеально подходящие этой игре.
На психику давит даже дизайн внеземных локаций (уж не посчитайте за спойлер), который выше всяких похвал. А вот интерактивное окружение, ставшее неотъемлемой частью серии, по современным меркам уже, конечно, не впечатляет. Предметы можно поднимать, вертеть и бросать в разные стороны — всё как десять лет назад. После Half-Life: Alyx такой интерактив и вовсе воспринимается как детский сад.
На этом же взаимодействии построены и некоторые головоломки. Открыть дверцу, вставить или вытащить предмет — всё довольно примитивно.
Хотя, стоит отметить, некоторые приемы до сих пор работают безотказно. Так, поиск вещей в бесконечных ящиках и вёдрах ни капельки не надоедает. Особенно учитывая, что масла и спичек постоянно не хватает. Поэтому найти под очередным мешком заветную красную коробочку — настоящее спасение.
***
Несмотря на проблемы с управлением, устаревшие механики и посредственную графику, Amnesia: Rebirth всё ещё пугает до чёртиков. Игру едва ли можно рекомендовать каждому, но ценителям интерактивных ужасов и личных историй пропускать новый хоррор от Frictional Games никак нельзя.