Сейчас трудно в это поверить, но давным-давно, до изобретения кинематографичных игр с камерой из-за плеча, студия Naughty Dog разрабатывала платформеры про Крэша Бандикута.
Чтобы не зацикливаться на истории серии, это отдельная большая тема для разговора, скажем лишь, что после 90-х пути Naughty Dog и оранжевого героя в синих шортах разошлись в разные стороны.
Права на вселенную достались Activision, были попытки в перезапуски, но все закончилось долгим лежанием прав на серию в пыльных архивах. Пока не случился Crash Bandicoot N. Sane Trilogy, переиздание старой трилогии в новой обертке.
Сборник так зашел игрокам, что его продажи в 2019 году перевалили за 10 миллионов копий, намекнув издателю, что пора сдувать пыль и пауков с приобретенной 100 лет назад интеллектуальной собственности. После ещё одного ремастера, Crash Team Racing Nitro-Fueled, игровая общественность с ликованием встретила анонс Crash Bandicoot 4: It’s About Time.
Новая часть — это что ни на есть канонический сиквел трилогии с PlayStation, не заигрывающий с постиронией и «переосмыслением» того, что было раньше.
После событий Crash Bandicoot: Warped и победы над Нео Кортексом, Ука-Ука и Н. Тропи, рыжий бандикут привычно отдыхал на пляже, пока не случился межпространственный коллапс, открывший червоточины в другие миры и эпохи.
Виной этому оказалась старая шайка негодяев, нашедшая лазейку на свободу из места своего заточения. Помогли им в этом найденные квантовые маски, дарующие контроль над гравитацией, скоростью, материей и временем.
Задача Крэша, как и раньше, надрать задницы злодеям и вернуть гармонию в свой мир. В этом ему помогает сестра Коко и добрый друг Аку-Аку. К ним по сюжету присоединятся те самые квантомные маски и весьма неожиданные союзники.
В Crash Bandicoot 4: It’s About Time, кто бы мог подумать, довольно крепко сбитый сюжет, ловко играющий и на ностальгии, и вносящий новые измерения в характеры знакомых персонажей, и красиво обходящий все, что было с серией после Naughty Dog. При этом Toys For Bob не старается уколоть старых фанатов каким-нибудь постироничным комментарием, как авторы новой Battletoads. В равной степени они с уважением отнеслись и к «старикам», и к тем, для кого четвертая часть станет первой игрой в серии.
Говоря о It’s About Time, хочется сорваться в хвалебный поток комментариев о каждом камешке и каждой травинке в игре. Уж с такой любовью студия подошла и к визуальной части, и к игровому процессу.
Ядро геймплея здесь от оригинальной трилогии. Без всяких там поездок на огромных мутантах. Проходишь уровень, умираешь с одного тычка, пробиваешь лбом все коробки для 100% прохождения, находишь скрытые разноцветные алмазы для открытия альтернативного финального уровня — все, как почти 30 лет назад.
В этом большая заслуга как дизайнеров уровней, так и художников. Геймплейно, несмотря на все новшества, они проходятся, как тогда. А с какой любовью и трепетом фантазии из концептов были перенесены в 3D и анимированы.
Проходя уровень, автор периодически останавливался, чтобы рассмотреть какой-то отдельный элемент локации или противника. В игре нет RTX и модных эффектов. Но это, пожалуй, одна из самых красивых и круто стилизованных игр уходящего поколения.
К контролю над героями не придерешься, что для платформера критически важно. Все прыжки отлично контролируются, как и ездовой белый мишка, знакомый фанатам по оригинальным частям. Прыгнуть мимо платформы можно только из-за желания пройти быстрее какой-то сложный отрезок уровня. Стоит уточнить, что игра работает на Unreal Engine 4 и никаких просадок на PS4 или вылетов обнаружено не было. На глаз — стабильные 60 fps.
Новые элементы, квантовые маски, отлично разбавляют классическую структуру уровней. Например, Купуна Ва (Лгзгтф-Цф) способна на мгновение замедлять ход времени, что позволяет прыгать по смертельно опасным зеленым ящикам, не успевающим взорваться под Крэшем. При этом каждая из масок получает свой звездный уровень, а к финалу истории и вовсе приходится жонглировать всеми масками сразу, чтобы допрыгать до заветного финиша.
Несмотря на новые элементы, пройти основной набор уровней кампании можно без проблем. Главное, выбрать рекомендуемый уровень сложности.
В игре их два. Упомянутый рекомендуемый дает бесконечное количество жизней, а также дополнительные ящики для сохранений после серии смертей. Плюс во время битв с боссами вас бережно отбрасывают не к самому началу боя, а лишь к стадии, на которой вы умерли. Растущая сложность чувствуется, но своего пика она достигает ближе к финалу.
А вот если вы хардкорщик, то выбирайте классический вариант прохождения. На нем никто с вами церемониться не будет! Уровни без большого количества точек сохранения и с ограниченным количеством жизней. Для полноты картины стоит выбрать еще и классические облики для Крэша и Коко.
Это, пожалуй, лучший пример, как нужно бережно обращаться со стариками, проходившими оригинальными, и как подстелить подушки под новых игроков, слышавших о бандикуте только из истории серии на YouTube или игровых сайтов.
Если и этого мало, то стоит попробовать ассорти из дополнительных усложненных уровней. Как и раньше, они скрываются под знаком вопроса внутри уровней. Также есть отдельная подборка на видеокассетах, которые можно найти во время прохождения сюжета. Сюжетно они выступают мостиком к оригинальной игре, а геймплейно — это испытания для тех, кому хочется пожестче.
Вообще контента в игре много. Только 16-18 часов с перерывами на кофе и обед ушло на прохождение цепочки островов по сюжету без задротства в усложненных уровнях и испытаниях. Для любителей проходить игры на 200% Crash Bandicoot 4: It’s About Time предлагает собрать все альтернативные костюмы, кучу артефактов и алмазов, перепройти уже знакомые локации в эн-вертированном режиме (полностью меняет внешний вид уровня).
Для платформера — это очень хороший результат. Если вы боялись, что игра короткая, то не переживайте.
Помимо всего упомянутого, в игре есть еще три дополнительные истории, идущие параллельно сюжету игры.
Дингодил, Кортекс и Тавна из другой реальности. Последняя единственная, кто получил в игре кардинальный редизайн, обусловленный сюжетно. Никто старую Тавну у вас не отнимает, но вот вам заодно крутая альтернативная версия героя. Для протокола, выглядит и играется она вполне неплохо.
Вся компашка получила не только больше экранного времени, но и возможность по-своему пройти уже открытые уровни. Кортекс умеет превращать врагов в платформы, Дингодил стреляет из пушки-пылесоса, а Тавна, как заправский герой приключений, летает на крюке-кошке.
Интересно ли за них играть? Вполне. Плюс дополнительные персонажи не мешаются по сюжету у Крэша и Коко под ногами, а игроки сами могут выбирать, проходить ему второстепенные ветки уровней или нет. Так что если вы пришли в игру только за оригинальным геймплеем, можете сосредоточиться исключительно на нем.
Разумеется, у Crash Bandicoot 4: It’s About Time есть минусы и спорные моменты. Из совсем придирок — некоторых анимаций смерти будто не хватает. Например, осьминог-пират может вдарить по Крэшу мечами, но вместо того, чтобы развалиться на бандикутовые стейки, герой исполнит обычную анимацию смерти. Хотя мультяшный удар током остался на месте.
Разнообразия геймплейных ситуаций при игре за Крэша или Коко почти нет. Никакого тебе байка, тигра, плавания с аквалангом или полета на реактивном ранце. Для кого-то это может быть критически важно.
Играть за второстепенный каст может понравится не всем. Уж слишком сильно прохождение за Тавну отличается от остальной части игры. Со своим крюком и прыжками от стен она похожа на героя экшена, случайно попавшего в платформер.
Боссов не так, чтобы много. Часть из них хорошо всем знакома. Некоторые битвы даже дословно цитируют оригинальную Crash Bandicoot. Хуже всего, что обставлены они схоже. Хотелось бы чуть больше разнообразия и увидеть новые лица среди злодейского каста. Видимо, это может произойти только в продолжении, если оно будет.
Если бы можно было синтезировать свои впечатления от прохождения Crash Bandicoot 4: It’s About Time в одной картинке или сцене, то получился бы момент из мультфильма «Рататуй». Тот самый, в котором критик Антуан Эго, пробуя деревенское блюдо из овощей, переносится в детство, тая от теплых воспоминаний о доме.
Запуская новую часть приключений бандикута, испытываешь схожий спектр эмоций. Ты снова в ковровом детстве, вспоминаешь поход в компьютерный клуб рядом с домом. На рынок еще не пришли доступные компы, поэтому весь зал заставлен PlayStation лишь с одним серым ведром и пузатым монитором в углу зала. Вспоминаешь, с каким азартом хватал быстрее других пиратскую антологию со всеми частями рыжей лисы, собиравшей яблоки. Позже ты узнаешь, что яблоки не яблоки, да и лиса — бандикут. Но сейчас ты просто прыгаешь по ящикам в декорациях тропического острова, Средневековья и космической станции, пока не кончится оплаченное время.
Очень круто, игра тупо топ
Приятно, что про крэша вышла новая игра, причем такая хорошая