Сравнение Mafia 1 и 2. Честный взгляд на культовые игры
25 сентября мы ждем как Судного дня — именно тогда должен выйти ремейк Mafia: The City of Lost Heaven (а пока читайте наше превью). Полируем томми-ган, примеряем старую широкополую шляпу и ностальгируем по временам первой игры, сравнивая ее со второй, которая многих в свое время разочаровала. И которой тем не менее в августе исполняется 10 лет. Именно сегодня, 27 августа, игра вышла в России.
Видео
Сюжет
Сюжетная кампания первой Mafia — однозначный повод для гордости бывших сотрудников Illusion Softworks. Для своего времени (напомним, оригинальная игра вышла в 2002 году) это был запредельный уровень исполнения. История простого таксиста, однажды спасшего двух мафиози от убийц из враждебного клана, цепляла с первых минут. Причина проста: едва ли не впервые в игровой индустрии в угловатых болванчиках на экране узнавались настоящие люди. С мотивацией, характером, эмоциями и харизмой.
Скромному парню Томми Анджело неожиданно для самого себя приходится стать членом могущественного клана Сальери, благородных бандитов, ведущих войну с людьми жестокого дона Морелло. Становление молодого преступника, со временем превращающегося в грозу криминального мира, сюжетно не уступает неплохому криминальному роману, а его протагонист по ходу игры здорово раскрывается. Со временем ему придется пойти против своих же подельников, ведь власть меняет людей до неузнаваемости. И это актуально во все времена.
На атмосферу играло и место действия. Лост Хэвен, городок, в котором разворачивалось действие игры, статичен, но его было интересно исследовать во время прохождения (хотя режим «свободной игры» был довольно бесполезным). Районы города выглядели и ощущались по-разному: в китайском квартале не ходят трамваи, узкие улочки и нищета, зато в деловом районе вы рискуете потеряться среди огромных небоскребов, широких автострад и многочисленных достопримечательностей. Лост Хэвен являл собой лишь большую декорацию (в противовес городу в главном конкуренте игры — GTA 3), но незаметно влюблял в себя раз и навсегда.
Впечатляющий сюжет подкреплялся эффектной подачей: по меркам 2002 года заставки «Мафии» выглядели как настоящее произведение искусства и были срежиссированы не хуже профессионального кино. Пожалуй, именно в Mafia (а не в Shenmue, например) кат-сцены перестали быть просто тропками между геймплейными отрезками, а стали неотъемлемой частью игры. Эффектные ракурсы, живые диалоги и умелый монтаж превращали игру в увлекательный фильм. Нельзя не отметить, что все происходящее в игре плюс-минус было во всех фильмах про мафию — от «Крестного отца» до «Проклятого пути». Но впервые нам предлагали принять в этом непосредственное участие.
Вторая Mafia пошла еще дальше в плане умелой режиссуры. Некоторые сюжетные ролики длились не менее десяти минут и почти целиком состояли из разговоров персонажей в красивых интерьерах. Вдобавок ко всему, добавили продвинутую лицевую анимацию, чего очень не хватало героям первой части. Правда, тут получился конфуз: главный герой, Вито Скалетта, соблюдал покерфейс практически во всех ситуациях, в отличие от второстепенных персонажей. В итоге то, ради чего и стоило затевать пляски с проработанными физиономиями (ведь мы должны ассоциировать себя с протагонистом), оказалось проработано хуже всего. В таких странных просчётах — вся суть относительного провала сиквела.
Диалоги, как и раньше, были отлично написаны, смущало лишь появление мата. И даже не столько мата как такового, сколько его количество: атмосфера истории о «честных бандитах» развеивалась после очередного многоэтажного пассажа в исполнении Вито. Наверняка это было обосновано желанием «поддать Тарантино/Гая Ричи». Но крутыми гангстеров делает вовсе не ругань, это было понятно всем. В итоге главный герой походил не на человека утонченных правил, которым был благородный дядька Томми Анджело, сколько на гопника из подворотни.
Справедливости ради, таковым Вито и был — мы наблюдали за историей становления уже не бандита поневоле, а натурального преступника. Именно это и стало причиной рассинхрона между играющим и подконтрольным ему персонажем. Главный герой был откровенно неприятным человеком, у него отсутствовал элементарный кодекс чести и вообще какое-либо чувство меры. Таким образом, фирменный стиль игры — романтизация мафии, отыгрыш роли харизматичного антигероя — был утрачен.
При том, что сама история оказалась в целом небезынтересная, но подавалась крайне сумбурно: линии второстепенных персонажей уходили в никуда, а мотивация героя, который вечно подставляется из-за своего друга Джо и попадает то в тюрьму, то в руки гангстера-садиста, была просто непонятна. Ну, если забыть о том, что он попросту всегда хотел быть гангстером и творить злодейства, а в таком деле не обойтись без напарника, пусть и такого бесполезного и даже вредного, как Джо. Из увлекательной истории про организованную преступность Mafia 2 превратилась в скучный сборник штампов, приправленный несимпатичными героями.
Геймплей
Что касается самого игрового процесса, то здесь все сложно: сейчас в первую часть играть тяжеловато, и не только в том смысле, что оригинальная Mafia была довольно хардкорной игрой. Просто потому, что технологии совершили значительный скачок вперед, и механика творения Illusion Softworks выглядит устаревшей. Мир игры мертв: где развлечения на любой вкус вроде покупки домов и ограбления банков? Разнообразные побочные квесты? Миллион случайных событий? Где, в конце концов, вышки и лутбоксы? И тем не менее по тогдашним меркам это было что-то фантастическое: городок из прошлого, в котором по улицам ездят машины, похожие на самовары, играет «цыганский блюз», а полицейские следят, чтобы вы не превысили скорость (иначе штраф!) — красота!
Разнообразие миссий достигалось в том числе за счет достоверной имитации рабочих будней мелкой бандитской сошки в начале игры: колесим из района в район, чтобы собрать дань с должников, разгружаем ящики с виски, сопровождаем старших товарищей… А когда что-то идет не так (иначе тут не бывает), расчехляем хиленький револьвер и пытаемся выжить в схватке с превосходящим по численности и вооружению врагом. Постепенно миссии становились все сложнее, Томми получал все более серьезные задания. Именно переход от гангстерской рутины к большим делам мафиозной семьи работал на атмосферу: геймплей определялся сюжетом, а не наоборот.
Mafia никогда не была образцовым экшеном — это правда. Кто-то даже употребил относительно нее обидное словосочетание «польский шутер» (с поправкой на то, что игра — чешская), которым в 2000-х обозначали неловкие попытки разработчиков из Восточной Европы сделать крутой боевик. Стрельба крайне неудобна и реализована максимально криво — маленький прицел над головой, нереальная отдача (при стрельбе из «томпсона» вообще три четверти выпущенных пуль улетало «в молоко»), малый урон. Но снова недостатки игры превращался в достоинства: выход из зоны комфорта удобных «пострелушек» работал на большее погружение. Каждый патрон на счету, каждый враг — потенциальная угроза, каждая перестрелка — большое и запоминающееся событие.
То же самое касается и автомобильной части игры: олдскульные машинки заносило на поворотах, тормозной путь и инертность зашкаливали, а просто угнать любую припаркованную тачку и вовсе нельзя (и это при живой GTA!) — нужно сперва научиться взламывать каждую конкретную модель. Вдобавок, местные авто не походили на склад пиротехники и не хотели взрываться от пары пуль в колесо — нужно было попасть строго в бензобак. Но именно такая, относительно реалистичная физическая модель, и сделала езду особенной. Ты не просто летел, как Призрачный гонщик на неубиваемом небесном болиде, а действительно управлял машиной.
Если первая «Мафия» была почти что инди-проектом, то вторая сразу метила в ААА-сегмент, а поэтому экспериментировать с хардкором не стали. Надо понимать, что это было неизбежным решением: модель потребления игр изменилась, они стали более доступными — как минимум, с появлением Steam и всеобщего интернета. А значит, «неудобную» игру можно было легко похоронить под кучей отрицательных отзывов. Вдобавок ко всему, вышедший в 2005 году Resident Evil 4 задала моду на TPS с кинематографичным видом из-за плеча героя, а Call of Duty 2 в том же году — на автоматическую регенерацию здоровья и полное отсутствие аптечек. Наконец, Gears of War в 2006-м — на укрытия, откуда можно комфортно постреливать по врагам.
Интегрировав все эти элементы в сиквел, Illusion Softworks превратила игру в динамичный и довольно увлекательный аттракцион. Который, к сожалению, имел мало общего с первой частью. Напряженные перестрелки наводнили килограммами CGI с искрами от пуль, частичной разрушаемостью окружения и удобной системой прицеливания. Враги перестали казаться угрозой и превратились в пулеприемники, которые игрок методично отправлял в виртуальный иной мир. Патроны лились в инвентарь рекой, главный герой — крепкий, как Робокоп, — вихрем проносился по уровню, принося с собою смерть и разрушения.
Такому сюрпризу обрадовались далеко не все: многие фанаты первой части не оставили камня на камне от новой механики, обвинив разработчиков в варварском упрощении игры. Если раньше азы гангстерства постигались через рутину и адреналиновые всплески экшена, которые здорово бодрили, то теперь рутиной стали сами перестрелки. Вкупе с гопником-героем все это превращало игру в стилистике «Крестного отца» в боевик в духе фильмов Уолтера Хилла («Герой-одиночка»). Ни о каком «постижении азов криминального ремесла» речи не шло: мы играли за цепного пса мафии, который одной правой устраивал геноцид преступных элементов в отдельно взятом городе (или фашистов в Италии в одном из эпизодов).
И пускай город стал больше, красивее и «живее» (по улицам прохаживались по своим делам люди, кто-то чинил машину в переулке, полиция пыталась догнать грабителя), он остался таким же нефункциональным. Вдобавок, стало очевидно, что разработчикам пришлось доделывать игру впопыхах, вырезая не доведенные до ума фрагменты и оставляя часть контента невостребованным. Например, бесполезные оружейные магазины, скудный набор костюмов для кастомизации персонажа и непонятно зачем добавленные бытовые детали вроде выбора еды на завтрак в холодильнике у Вито дома. Таким образом, город по-прежнему был не более чем красивым фасадом, который прикрывал зияющую пустоту.
***
Нельзя сказать, что Mafia 2 совсем уж плоха, а The City Of Lost Heaven — идеальная игра. Но сиквелу не удалось стать такой же родной черствому геймерскому сердцу, перекормленному вышколенными и отполированными до блеска ААА-играми. А заодно стала наглядным примером того, как изменилась индустрия: отсутствие собственного лица теперь принято оправдывать удобством и дружелюбием к покупателю. И никаких непроходимых гоночных миссий — а то вдруг игрок испугается и не посоветует друзьям в Steam.
Древняя, такая деревянная, но всё равно любимая первая часть, я навсегда запомнил эти строки:
Where do gangstas go when they die
They don't go to heaven where the angels fly
Where do gangstas go when they die
They don't go to heaven where the angels fly
Спасибо тебе.
Автор текста: Иван Афанасьев