Не для консолей: почему Cyberpunk 2077 нужно проходить на PC
Не секрет, что последняя неделя прошла для игровой прессы под знаком «Киберпанка». Поляки из CD Projekt RED показали «простым смертным» кучу нового геймплея и дали опробовать Cyberpunk 2077 представителям игрожура. Краткий итог — восторг с обеих сторон. Новинку от авторов The Witcher 3: Wild Hunt ждут по всему миру, но за всеми визгами и хайпом как-то в стороне остался один примечательный факт. Возможно, впервые за много лет на рынок выйдет не просто отличный блокбастер, но породистый PC-хит. И речь идет не о каких-то отдельных механиках — мы сейчас говорим о куда более тонких материях. Об ощущениях и эмоциях от увиденного.
Видео
Позвольте начать эту колонку с небольшого откровения. Изначально этот материал планировался в редакционных кулуарах как традиционное превью, но позже на очередной летучек-планерке-обсуждении, мы решили, что пересказывать 100500 раз известные факты — идея так себе. Нет, превью-то мы, вполне возможно, еще подготовим, просто здесь и сейчас важнее не то, сколько билдов задумали поляки включить в свою игру и даже не то, что в пресс-материал грядущую новинку перестали величать RPG. Удивляет, что в индустриальном болоте, наконец-то, появилась игра, демонстрация геймплея которой способно стриггерить нужные эмоции.
Автор этих строк никогда не был PC-геймеров в традиционном понимании этого слова. Я (уж позвольте использовать личное местоимение) всю жизнь играл на консолях — начиная с 8-битных клонов Famicom и заканчивая PlayStation 4 и Xbox One. Персоналка же всегда стояла особняком в игровом опыте. И вот почему. Во времена, когда рынок только-только захватывала PlayStation 2, а оригинальная PSone доживала последние годы, удивить консольного геймера было непросто. Он уже видел кучу всевозможных Final Fantasy, перепрошел миллион раз Legacy of Kain: Soul Reaver, нагонял сотни часов в Tony Hawk's Pro Skater — короче, с развлечениями как таковыми проблем не было.
Единственное, что могло действительно поразить — это мир PC. И дело тут не в железках как таковых и даже не в сумасшедшем по меркам начала нулевых разрешении 800x600. Просто компьютерные игры тогда разительно отличались от консольных. И, будь ты хоть десять раз консольщиком, но отказаться погонять юнитов по карте Red Alert 2 или прокачать замок в третьих «Героях» было решительно невозможно. Компьютер и игры для него дарили эмоции, которые не могла подарить ни одна консольная игра. И я сейчас не говорю о том, что что-то лучше или хуже — нет, суть именно в различии этих эмоций.
Какой бы ни была гениальной Metal Gear Solid 3: Snake Eater, но она не дарила столько свободы, сколько была способна подарить The Elder Scrolls 3: Morrowind. Ты мог вырубать крокодилов транквилизаторами и прятаться в кустах от патрулей противников, но вот по экрану «пузатого» монитора ползет стрелка загрузки Gothic 2 и… все, мир потерян на десятки часов. Просто потому, что на выходе из Башни Ксардаса ждет столько приключений. Орк, гуляющий под стенами города, поиск гильдии Воров, походы за «травками» для алхимика — подобных ощущений консоли подарить не могли.
Можно долго вспоминать о том, как весело обследовать пещеры в «Морре» или снимать фильмы в The Movies, или пытаться отыгрывать билд носферату в Vampire: The Masquerade — Bloodlines, и каждая из этих историй будет уникальная. Например, я очень хорошо помню, как во время одной из вылазок в «Маскараде» наткнулся в клинике на умирающую дамочку. В числе вариантов можно было напоить ее вампирской кровушкой. Ну сделал и сделал — мимолетное решение. А потом эта мамзель появляется в твоей квартире и даже помогает в нелегком пути становления профессиональным кровососом.
И вот из таких, казалось бы, мелких моментов и состоит экспириенс от старых компьютерных игр. Лучший консольный шедевр — это почти всегда теплая, ламповая, но линейная дорога из точки «А» в пункт «Б». Даже высокобюджетные jRPG грешат этим. Компьютерные же игры тогда дарили незабываемые эмоции своей свободой, безбашенностью, самой возможностью увидеть нечто новое. Разумеется, в нулевые существовала «компромиссная» консоль, позволяющая ухватить за хвост мир PC при этом не тратясь на видеокарту, но давайте говорить откровенно: Xbox Original взлетела только в штатах. В Европе, России и Азии на девайс американцев мало кто внимание обратил.
Разумеется, я понимаю, что примеры выше могут показаться некорректными, поскольку в них идет речь исключительно об одном жанре — RPG. Однако штука в том, что и в других направлениях библиотека PC сильно отличалась. В то время как консольщики гоняли в Timesplitters, их коллеги месили демонов в Painkiller. И это мы еще молчим про «Академию Джедаев» и еще десяток экшенов, которые порой выходили на приставках, но ощущались там «чужаками». Просто потому, что геймдизайн совершенно другой. И вот за все это PC как платформу ценили даже прожженные консольщики вроде автора этих строк. В конце концов, на какой еще приставке можно насладиться SWAT 4 или классическими Ghost Recon? Важное уточнение: в первозданном их виде, а не в формате колбасных обрезков, адаптированных под управление с геймпада.
Те же, кто присоединился к игровому сообществу уже сильно позже конца нулевых, попросту не понимают этой разницы. Где-то с 2008 года индустрия окончательно встала на рельсы игрового «унисекса» — не было больше такого разрыва в жанрах и подходах, какой существовал в промежутке между концом девяностых и концом нулевых. Но где же в этом замечательном рассказе находится «Киберпанк»?
Все довольно просто. Работа CD Projekt RED — это живое напоминание о тех жанрах и тех подходах, в том числе подходах к пиару, которые существовали пятнадцать лет назад. Давайте в качестве примера вспомним… да вот хотя бы The Elder Scrolls 4: Oblivion. В середине двухтысячных продолжение культовой «Морры» вовсю пиарили игровые журналисты. Порой доходило до смешного: на развороте могли разместить обыкновенную подборку скриншотов с небольшими подписями.
И это работало, вот что удивительно! Геймеры разглядывали эти картинки, офигевали от качества графики и ждали всей душой и сердцем игру. А потом и первые видеоролики пошли, в которых главный герой выходил из первого подземелья и на какое-то время слеп от яркого солнца. Казалось бы, мелкая деталь, но вау-эффект был достигнут. Пиар «Облы» был пробивным, про игру не рассказывали в превосходных степенях так, как принято это делать сейчас. Авторы просто выкатили на-гора несколько демонстраций, поделились изображениями и, вуаля, нужный эффект был достигнут.
Потом, конечно, появилась и сама игра и, черт возьми, она заставляла железо скрипеть от натуги. Серьезно, автор этих строк знает нескольких человек, которые обновили свои компьютеры только для того, чтобы поиграть в новую TES. Это было нормально. В те годы любая значимая PC-игра удивляла своей технологичностью — она буквально говорила: «Эй, парень, я не по зубам твоему ведру, давай обновимся». Ну и, конечно, удивляла геймплеем. Понимаете? Выход нового шедевра для PC означал не просто выход новой игры на рынок — это было целое событие, в том числе в мире железа.
И вот Cyberpunk 2077 работает ровно в той же парадигме. Это не просто Action/RPG. Это игра, которая почти наверняка заставит обладателей PC купить новые видеокарты — почитайте для примера хотя бы вот эту новость. Поляки вложили в своей проект немало элементов иммерсив симов — жанра, который до сих пор очень плохо себя чувствует на приставках и, вообще, если верить некоторым журналистам, несмотря на все свои консольные заимствования, «Киберпанк» в душе остается породистой PC RPG. То есть, экшен экшеном, но открытый мир, квесты и прочие важные элементы для погружения в атмосферу — они из тех времен, когда TES еще не обзавелась консольным интерфейсом и не упростила квесты до уровня табуретки.
Последний раз нечто подобное происходило, когда Square Enix пиарила свою Deus Ex: Mankind Divided. Лично я и Human Revolution, и ее сиквел прошел на консолях семейства PlayStation. Однако все время меня не покидало ощущение, будто я что-то делаю неправильно. Ну не та эта игра, которой стоит наслаждаться лежа на диване с геймпадом в руках. Слишком много «писишных», несвойственных консольному стилю механик, референсов и приемов. Dishonored, Prey и Thief это, кстати, тоже касается, просто чуть в меньшей степени.
И вот Cyberpunk 2077 уже по видео ощущается ровно такой же игрой. Это не вопрос сухой математики — дескать, вот здесь подрезали интерфейс из приставочного мира, а там навернули иммерсивности из начала нулевых. Любое художественное произведение, даже на уровне анонса, вызывает определенные ощущения, эмоции. Как ни крути, лирику линейкой измерить невозможно. И вот работа CD Projekt RED как раз напоминает о тех играх и тех днях, когда мир PC и мир консолей еще не был единым целым.
***
Разумеется, запустить «Киберпанк» можно будет и на PlayStation 4, но, боюсь, у геймеров со стажем приставочная версия вызовет примерно те же эмоции, что и воскресшая Deus Ex. Да, прикольно и даже удобно, но что-то елочная игрушка совсем пластмассовой стала. Все-таки даже во времена индустриального унисекса некоторые игры, несмотря на мультиплатформенный статус, лучше запускать исключительно на PC или исключительно на консолях. С «Ведьмаком», кстати, такая история не произошла, но это — повод для совсем другого разговора.
Евгений Васильев, специально для VGTimes.
-
Из Cyberpunk 2077 вырезали еще одну механику, которую ранее показывали в геймплее
-
Покупатели Cyberpunk 2077 получат еще один бесплатный бонус от CDPR
-
Хидео Кодзима показал свой новый рюкзак Cyberpunk 2077. Теперь гений похож на курьера Яндекс.Еды
-
Nvidia показала, как выглядит графика Cyberpunk 2077 с трассировкой лучей
-
5 претензий к Cyberpunk 2077. Нас ждёт плохая игра?